СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическое занятие «Изучение работы и функций дыхательной системы»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок получил диплом 3 степени областного конкурса IT-мозайка в 2018г.

Просмотр содержимого документа
«Практическое занятие «Изучение работы и функций дыхательной системы»»


Управление образования

Минского областного исполнительного комитета


Учреждение образования «Солигорский государственный колледж»



Областной конкурс

«Педагогическая IT-мозаика»


Номинация «Лучший урок / занятие / внеклассное мероприятие

с использованием online-сервисов сети Интернет».




Практическое занятие

«Изучение работы и функций дыхательной системы»



Учебная дисциплина: Анатомия

Курс 2 /возраст обучающихся:16-17 лет







Автор: Говоренко Галина Викторовна

преподаватель

учебной дисциплины «Анатомия».



Минск

2017





Аннотация учебного занятия.

Цель занятия:

формирование знаний о работе дыхательной системы через самостоятельное выполнение и апробацию анатомических моделей.



Представляемое практическое занятие появилось в результате решения ряда задач по созданию ресурса для оптимизации учебного процесса:



  • учебные пособия по анатомии, как правило, демонстрируют расположение и топографию внутренних органов, практически не отражая функций систем органов, их взаимосвязь, необходимо было найти доступные приемы обучения, что привело к идее по созданию анатомических моделей;

  • стремление к доступному изложению материала и завоеванию внимания учащихся в привычной и интересной для них форме привело к созданию тематической группы «Анатомический ликбез», в социальной сети «ВКонтакте»;

  • наполнение информацией, осуществляется учащимися второго курса специальности 2-03 02 01 Физическая культура, изучающих анатомию, через вовлечение учащихся в проектную деятельность по созданию обучающих видеосюжетов;

  • в группе накапливаются видеосюжеты, ссылки, на интересные печатные материалы и сайты, которые возможно использовать в интерактивном режиме непосредственно на занятиях, так и в качестве домашних заданий;

  • в настоящее время отснято пять видеосюжетов, три из которых относятся к представленному на конкурс занятию.

Отснятый учащимися материал в качестве демонстрационного и обучающего видео по созданию анатомических моделей к разделу «Дыхательная система», применяется на практическом занятии «Изучение работы и функций дыхательной системы». На занятии учащиеся после просмотра сюжета, выполняют модели самостоятельно. Видео доступны по ссылке и QR-коду.

Все представленные материалы и информационный ресурс созданы автором и учащимися.













Методические указания к практическому занятию.

Изучение работы и функций дыхательной системы



Преподаватель: Говоренко Галина Викторовна

Цель занятия: формирование знаний о работе дыхательной системы через самостоятельное выполнение и апробацию анатомических моделей легкого и голосовых связок, измерения ЖЕЛ.

Задачи занятия:

Познакомить обучающихся со способами создания анатомических моделей доступными средствами с целью формирования алгоритмического мышления;

Создать условия для развития умений работать коллективно и индивидуально;

Развить представление учащихся о работе и функциях дыхательной системы;

Воспитывать коммуникабельность при коллективной работе; самостоятельность, уверенность, эстетичность при выполнении практических заданий.

Оборудование/ресурсное обеспечение занятия: компьютер, индивидуальный комплект учебно-методических рекомендаций по выполнению практических заданий, муляж глотки, модель легкого ,необходимое оборудования для динамических моделей легкого, голосовых связок: шары надувные, соломки для коктейля, канцелярские резинки, карандаши, книги, ножницы, скотч, пластиковые емкости, линейка, бутылка, вода.

Образовательные технологии: используются элементы технологий: ИКТ, здоровьесберегающей, уровневой дифференциации, сотрудничества.



Инструктивно-методическая карта 1.

Изготовление модели голосовых связок. (время выполнения 8-10 мин.)

Необходимое оборудование:

  • книга в твердом переплете;

  • канцелярская резинка;

  • два карандаша.

С помощью данной модели можно воспроизвести низкие звуки, похожие на мужской голос и более высокие звуки, подобные женскому голосу.

Теоретическая часть

Высота голоса зависит от длины связок.

Голос у мужчин обычно ниже и грубее, чем у женщин, так как голосовые связки у мужчин длиннее и толще, а у женщин тоньше и короче. Резинка имитирует связки, поэтому, изменяя ее длину, мы изменяем скорость колебаний и звук, становится то выше, то ниже.

Просмотр видеосюжета по ссылке https://vk.com/videos-157141124 в группе «Анатомический ликбез» в папке «Дыхательная система» 1.14мин.

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ МОДЕЛИ

  1. Натяни канцелярскую резинку на книгу.

  2. Вставь карандаши под резинку на максимальном расстоянии.

  3. Извлеки звук из резинки щипками и послушай, каким он будет.

  4. Сдвинь карандаши поближе и вновь извлеки звук.

Написать вывод.

Инструктивно-методическая карта 2. (время выполнения 12-15мин.)

Изготовление динамической модели легкого

Необходимое оборудование:

  • 2 надувных шарика;

  • 2 концелярские резинки;

  • пластиковая прозрачная бутылка 1л с крышкой;

  • соломка для коктейля;

  • ножницы;

  • пластилин.

С помощью данной модели можно продемонстрировать работу диафрагмы по нагнетанию воздуха в легкие.

Теоретическая часть

Диафрагма – это гладкомышечная перегородка, отделяющая грудную полость от брюшной. Человек осуществляет дыхание непроизвольно и важнейшую роль при этом выполняет диафрагма. При вдохе сокращаются наружные межреберные мышцы и диафрагма, объем грудной полости при этом увеличивается, изменяется давление и объем легких. Опускание диафрагмы вызывает увеличение объема грудной клетки в направлении сверху вниз и изменение объема легких, что приводит к проникновению воздуха.

Просмотр видеосюжета по ссылке https://vk.com/club157141124 или с помощью QR кода в группе «Анатомический ликбез» в папке «Дыхательная система» 1.35мин.

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ МОДЕЛИ

  1. Взять пластиковую бутылку и срезать дно.

  2. Сделать отверстие в крышке и закрепить в нем соломинку от коктейля с помощью пластилина, таким образом создается герметичность модели.

  3. Прикрепить с помощью резинки к концу соломинки надувной шарик и поместить внутрь срезанной бутылки, плотно закрутив колпачок.

  4. Закрыть дно бутылки герметично вторым надувным шариком (срезав узкую часть).

  1. Оттянуть шарик на дне бутылки и посмотреть, что происходит с шариком в бутылке.

  2. Соломинка выполняет функцию трахеи, шарик в бутылке – аналог легкого, которое расправляется за счет изменения давления , за счет сокращения диафрагмы – шарика на дне бутылки.

  3. Написать вывод и пояснить, почему ребенок после рождения должен закричать.

Инструктивно-методическая карта 3.

Измерение жизненной емкости легких (ЖЕЛ). (Данный замер можно сделать как с готовой моделью, так и самостоятельно в домашних условиях). (время выполнения 8-10 мин.)

Просмотр видеосюжета по ссылке https://vk.com/videos-157141124 в группе «Анатомический ликбез» в папке «Дыхательная система» 1. мин.

Теоретическая часть

Каждый человек может и в домашних условиях измерить жизненную емкость легких- максимальное количество воздуха, которое может быть забрано в легкие после максимального выдоха. Необходимо понимать, что даже при самом глубоком выдохе в легких остается объем воздуха, который всегда их заполняет – это остаточный объем (ОО). Наибольшее количество воздуха, которое полностью заполняет легкие, называется общей емкостью легких (ОЕЛ). Она включает ЖЕЛ и ОО воздуха.

Необходимое оборудование:

  • пластиковая емкость (бутыль) на 5-6 литров;

  • мерный стакан;

  • линейка, маркер;

  • бумага и скотч;

  • ножницы;

  • пластиковая или резиновая трубка 30-40см.

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ МОДЕЛИ

1.Взять пластиковый бутыль и с помощью мерного стакана на 200 мл, сделать мерную ленту, измеряющую данный объем и наклеить ленту на поверхности бутыля.

2.В объемную миску налить воду на 10 см.

3.Заполнить бутыль водой и придерживая рукой перевернуть горлышком вниз. Вода не должна вылиться.

4. Аккуратно вставить резиновую трубочку под горлышко бутылки и выдохнуть по возможности весь воздух из легких.

5. Отметить объем вытесненной воды – это и будет ЖЕЛ.

Написать вывод о том, каким ЖЕЛ вы обладаете.





Приложение 1.Рефлексия «Лестница успеха».

В начале урока всем учащимся раздается карточка-рефлексия с мотивирующим рисунком.

На этапах: 2,3,4,5 учащиеся отмечают маркером свою позицию на ступеньках. В конце урока оценивают продуктивность работы на уроке.








































Технологическая карта практического занятия

Изучение работы и функций дыхательной системы

Преподаватель: Говоренко Галина Викторовна

Структура занятия

Технология занятия

Дидактическая структура учебного занятия, время выполнения (мин)

Методическая структура

Методы обучения

Средства обучения

Формы организации учебной деятельности

1.

Организационный этап(2мин.)

    1. Подготовка к

совместной коммуникативной деятельности.

1.2.Создание комфортной психологической обстановки.

Информационно -рецептивный

Диалог преподавателя с

учащимися.

Фронтальная.

Мотивационно-целевой этап

( 2мин.)

2.1.Целеполагание

2.2.Знакомство с этапами работы.

2.3.Наводящие вопросы по теме занятия

2.4. Ознакомление с карточками рефлексии

Информационно –рецептивный

Частично-

поисковый

Муляж глотки, легкого.

Диалог преподавателя с учащимися.

Карточка

рефлексии

Фронтальная.

3. Этап применения знаний и формирования навыков исследовательской деятельности (30-33мин.)

3.1.Исследовательская деятельность

Информационно -рецептивный, частично – поисковый.

Демонстрация

моделей голосовых связок, динамических моделей легкого, измерение жизненной емкости легких

Демонстрация видеосюжетов по созданию моделей.

Образец прибора для измерения ЖЕЛ.


Фронтальная, групповая, индивидуальная.

4.Этап подведения итогов практического занятия

(3мин.)

4.1.Оценка деятельности каждого

учащегося с выставлением отметок


Информационно -рецептивный

Диалог преподавателя с

учащимися

Фронтальная,

индивидуальная

5. Рефлексия «Лестница успеха»

(3-5мин.)

5.1.Анализ собственной деятельности

на занятии каждым учащимся.

Информационно -рецептивный

Диалог преподавателя с

учащимися

Фронтальная