Министерство образования Красноярского края
Краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Минусинский сельскохозяйственный колледж»
Практическое занятие по теме «Система охлаждения»
Инструкционная карта № 3
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ I и II КУРСА ПО ПРОГРАММЕ
профессиональной подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)
по профессии
18545 «Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования»
Квалификация: Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования
Форма обучения: очная
Нормативный срок освоения: 1 год 10 месяцев
Минусинск, 2018
Лабораторно-практическое занятие по теме «Система охлаждения»
Инструкционная карта № 3
Тема занятия: «Система охлаждения дизеля Д-240Л»
Цель занятия: закрепить знания по устройству и обслуживанию системы охлаждения дизельного двигателя; получить практические навыки.
Продолжительность занятия: 2 часа
Оборудование:
– монтажные тракторы;
– монтажные двигатели, установленные на стендах и укомплектованные составными частями изучаемых систем (с двигателей снято всё, что мешает доступу к системам, кроме генераторов, имеющих общий привод с вентиляторами; головки цилиндров, крышки распределительных шестерён закреплены лишь в двух-трёх точках; агрегаты изучаемых систем комплектные, включая детали уплотнений);
– разрезы двигателей и отдельных частей;
– оборудование и инструмент для разборочно-сборочных работ: верстаки с тисками, наборы инструмента, универсальные и специальные съёмники, выколотки с латунными наконечниками, деревянные наставки и накладки цилиндрические пустотелые оправки, молотки с медными бойками;
– контрольно-измерительные приборы (масштабные металлические линейки, пластинчатые щупы, индикатор, ртутный термометр, приспособление КИ-8920 для контроля натяжения ремней;
– сосуд с водой и нагреватель для проверки термостатов.
СОДЕРЖАНИЕ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ:
1. На тракторе и по плакату рассмотрите расположение и взаимосвязь составных частей системы охлаждения: водяных рубашек дизеля и пускового двигателя, водяного насоса, вентилятора и радиатора, места присоединения предпускового обогревателя, блока отопления и охлаждения кабины. Выясните, где наливается и сливается охлаждающая жидкость.
2. Изучите радиатор: крепление его на раме, устройство сердцевины, боковин и их соединение, устройство механизма управления шторкой радиатора.
3. Снимите водяной насос в сборе с вентилятором, частично разберите его, изучите устройство деталей. Заложите крыльчатку насоса в полость корпуса и по конфигурации полости определите направление вращения крыльчатки; проверьте правильность решения, исходя из направления вращения шкива вентилятора. Выясните, где в полости насоса расположены зоны низкого и высокого давления. Приложите корпус насоса к месту крепления его на двигателе и уясните связь нагнетательной полости насоса с водораспределительным каналом блок-картера. Соберите насос и вентилятор.
4. Снимите головку цилиндров, рассмотрите водяные рубашки блок-картера дизеля, головки цилиндров и пускового двигателя и соединение их между собой.
5. Снимите термостат, изучите его устройство и работу. Помещая термостат поочерёдно в горячую и холодную воду, проследите его действие. Постепенно нагревая воду, определите температуры, при которых основной клапан начнёт открываться и будет, открыт полностью.
6. Используя плакат и детали, изучите, как циркулирует вода в системе, при работе пускового двигателя, при работе прогретого и непрогретого дизеля.
7. Установите на место снятые детали и сборочные единицы. Выясните нормальное значение температуры охлаждающей жидкости при работе двигателя, рассмотрите места установки датчика и указателя температуры.
8. Снимите и вновь наденьте ремень привода вентилятора и отрегулируйте натяжение, используя приспособление КИ-8920 (рис. 51, учебника). Опробуйте натяжение ремня рукой, ослабьте его и вновь отрегулируйте, но уже без приспособления. Проверьте натяжение приспособлением и при необходимости уточните регулировку. Проверьте натяжение рукой и последующую регулировку повторите по два-три раза.
9. Выясните, какие признаки характеризуют работоспособное состояние системы охлаждения, изучите правила технического обслуживания, обеспечивающие её работоспособность.
СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА:
1. Тема.
2. Цель.
3. Описать устройство системы охлаждения дизельного ДВС.
4. Ответы на контрольные вопросы. (Устно или письменно, по указанию преподавателя в зависимости от качества усвоения материала во время занятия).
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Какую температуру должна иметь охлаждающая жидкость при работе дизеля?
2. Как обеспечивается циркуляция охлаждающей жидкости при работе дизеля и пускового двигателя?
3. Как смазываются подшипники водяного насоса?
4. Как устроен термостат?
ЛИТЕРАТУРА:
1.Гуревич А.М. и Сорокин Е.М. Тракторы и автомобили. Изд. 4-е, перераб. и доп. М.: «Колос», 1979.
2. Гельман Б.М. и Москвин М.В. Сельскохозяйственные тракторы и автомобили. Кн. 1. Двигатели. - Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: «Колос», 1993.
3. Зайцевский А.П., Чичков В. А. Практикум по тракторам и автомобилям.
4. Ковалев Н.Г. Практикум по тракторам и автомобилям. Колос, 1981. – 223 с., ил.
Разработчик:
преподаватель специальных дисциплин ________ /Витютнев Н.А./