Зверева Наталия Викторовна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ с УИОП №52» города Курска
Рязанова Светлана Александровна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ с УИОП №52» города Курска
«РЕЖИМ САМОСОХРАНЕНИЯ»
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА
Просмотр выпуска киножурнала «Ералаш» серия «Стресс»
Мы с Вами просмотрели видео ролик и роль этого психолога чаще всего выполняем мы с Вами.
На нас ложится ответственность не только за наше эмоционально-психологическое состояние, но и за состояние наших обучающихся.
В образовательном процессе участники часто сталкиваются с трудностями и подвержены сильному напряжению, что может привести к эмоциональному выгоранию.
Для того чтобы организовать благоприятную среду для обучения школьников, учитель должен комфортно чувствовать себя в школе.
Ведь именно от учителя зависит на сколько благоприятным будет климат в классе.
Эмоции являются регулятором познавательной деятельности. Поэтому у детей с низким уровнем развития навыков эмоционального реагирования, коммуникативных навыков будет страдать процесс приема и трансляции учебного материала. Соответственно для обучающихся будет характерно негативное восприятие себя со стороны учителя. Так как ведущей деятельностью является учебная, то негативное оценивание приведет к трудностям в формировании адекватной самооценки.
Способы профилактики «эмоционального выгорания» и поддержка психического здоровья.
1. общение с природой
2. общение с животными
3. медитация
4. йога
5. массаж
6. все виды спорта
7. банные процедуры
8. разборка причинно-следственных связей
9. новое увлечение, хобби
10. путешествия
11. пробежки каждый день
12. поощрение себя за каждую выполненную работу
13. самоанализ
14. арт-терапия и др.
Но не всегда эти способы могут прийти нам на помощь в процессе обучения. Зачастую перенапряжение застигает нас в врасплох и что делать в таких ситуациях расскажет моя коллега Наталья Викторовна
Первым и самым главным условием эмоциональной стабилизации является отвлечение. Оно может быть организовано различными способами. Итак, разберем несколько интересных психологических техник направленных на снятие психоэмоционального напряжения.
Психологам известен метод, позволяющий переключить наше внимание и прервать поток тревожных мыслей.
Этот трюк в американском медицинском и исследовательском центре Майо называют «54321». По названию можно предположить, что психологи просто предлагают в момент волнения сосчитать от пяти до одного, чтобы успокоиться. Однако это упражнение несколько хитрее, хотя и предполагает счёт.
Итак, если вы чувствуете подступающую тревогу, постарайтесь ненадолго прервать свои дела и проделать следующее:
1) оглянитесь и поочерёдно сосредоточьте внимание на пяти различных предметах, которые видите;
2) затем закройте глаза и прочувствуйте четыре вещи, которые осязаете, — будь то одежда, стул, на котором сидите, или ручка в руке;
3) прислушайтесь и идентифицируйте три разных источника звука вокруг вас;
4) обратите внимание на два запаха, которые можете уловить;
5) наконец, попробуйте почувствовать один вкус, пусть даже собственной слюны во рту.
Каждый из этих шагов не отнимет много времени и сам по себе довольно прост, однако вместе они дают заметный эффект. Пользу метода признают многие врачи, например Эллен Хендриксен, психолог из университета Бостона. Его действие она объясняет тем, что «переключение внимания на окружающие предметы помогает нам сосредоточиться на настоящем моменте, а необходимость считать разрывает замкнутый круг мыслей».
Пальчиковый массаж против стресса
Пара нехитрых движений пальцами, и твоя жизнь заиграет новыми красками!
АНТИСТРЕСС
Мягко надави большим пальцем левой руки на середину правой ладони и вращай им по кругу в течение минуты. То же самое сделай правым большим пальцем на левой ладони. Это ослабит напряжение в районе шеи и переключит твое внимание.
ПРИЛИВ СИЛ
Кончиками пальцев обеих рук энергично постучи друг о друга. Затем кончиками большого и указательного пальца правой руки сожми левый большой палец и проведи ими от основания до кончика . То же самое сделай с большим пальцем правой руки.
ЗАПУСК МОЗГА
Легко сожми большой палец левой руки указательным и средним пальцами правой (как пассатижами) и «ввинтись» им в этот зажим от кончика до основания. То же проделай с правым большим. Такой массаж улучшает прилив крови к мозгу.
Ещё одним простым упражнением, не требующим специальных условий является «Квадратное дыхание». Вам нужно 7-8 минут дышать по схеме, показанной на картинке. Вдох, выдох и пауза примерно равны друг другу по длительности, нормальный, комфортный для большинства ритм – примерно 4-6 секунд.
Такое дыхание позволяет восстановить оптимальное мышечное напряжение. Оно применяется для тренировки фри-дайверов, людей, ныряющих без акваланга. Расслабленность помогает им потреблять меньше кислорода и дольше находиться под водой.
Поставьте таймер и дышите. Если вам сложно сконцентрироваться, вы можете попросить кого-то руководить вами: партнер водит рукой по квадрату и командует “вдох, пауза, выдох, пауза, вдох…”, а вы очень честно выполняете.
Особое значение в профилактике стресса у детей младшего школьного возраста имеют медитативные сказки. Данный вид сказок поможет снять эмоциональное напряжение, тревожность, страхи. Медитативные сказки оказывают успокаивающее воздействие и заряжают положительными эмоциями. Результатом воздействия становится: преодоление отрицательных эмоций и состояний, повышение уверенности, достижение гармонии как с самими собой, так и с окружающими. Медитативные сказки учитель может рассказывать как под музыкальное сопровождение, так и без него. В медитативных сказках детям предлагается вообразить какую-либо ситуацию, которая снимет тревогу, напряжение и вызовет положительные эмоции. Сказки могут начинаться со слов: «Представь, что ты гуляешь по тропинке…»; «Представь, что ты сидишь у моря…».
Итак предлагаю вам, уважаемые коллеги, ощутить на себе благоприятный эффект медитативных сказок (проведение медитативной сказки «Радужные пузырьки»).
Однако не всегда необходимо избавляться от стресса. Каким образом стресс улучшает нашу работоспособность? (педагоги предлагают свои варианты).
Я предлагаю вам выполнить небольшое интерактивное задание, которое поможет вам определить как хорошо вы разбираетесь в пользе и вреде стрессовых ситуаций. Отсканируйте QR-код и пройдите по ссылке.
Литература и интернет ресурсы
1. Профилактика эмоциональных нагрузок в педагогическом коллективе / авт.-сост. Е. А. Шкуринская. – Волгоград: Учитель, 2008. – 158 с.
2. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов /
авт. – сост. О. И. Бабич. – Волгоград: Учитель, 2009. – 122 с.
3. Психологический комфорт в школе: как его достичь / авт.-сост. Е. П.
Картушина, Т. В. Романенко. – Волгоград: Учитель, 2009. – 239 с.
4. Федулова, И. А. Возможности арт-методов в профилактике стресса у детей младшего школьного возраста / И. А. Федулова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 416-419. — URL: https://moluch.ru/archive/393/86865/ (дата обращения: 06.11.2022).
5. Шкутина, Л.А., Сулеева, К.М. Особенности стресса у детей в младшем школьном возрасте // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2018. № 3–2. С. 435–438.