Практическое занятие
Тема: Система оценки результатов обучения. Контроль результатов обучения; промежуточный контроль; ВПР; ОГЭ; ЕГЭ.
Задание 1. Из предложенных тем выберите одну и подготовьте письменный ответ.
Преимущества и недостатки устного и письменного контроля результатов обучения.
Метод устного контроля имеют давнюю традицию, чем письменная. Она появилась в школах в средневековья в форме диспута.
Основы устного контроля составляет речь или беседа. Индивидуальный опрос позволяет получить более полные и точные данные об уровне усвоения.
Е. И. Перовский, анализируя методы устной проверки отмечает, что главное достоинство этого метода заключается в осуществлении непосредственного живого контакта между проверяющими и отвечающим. Проверяющий может все время следить за работой мысли и вследствие этого имеет возможность легко и современно устранить все сомнения относительно его знаний.
Каждый устный ответ есть упражнения устной речи, то есть данный метод обладает большим развивающим эффектом. Однако в природе метода устной проверки есть черты, весьма осложняющие использование им. Прежде всего при устном контроле и оценке трудно уравнивать меру выявления. Такой мерой служат вопросы, а их невозможно сделать равными для всех.
Второй отрицательной чертой Е. И. Перовский называет невозможность повтора и более детального анализа ответов, что несомненно, снижает качество оценки.
К.Ингенкамп, проанализировав результаты исследования факторов, влияющих на оценку результатов устной проверки выявил, по крайней мере три фактора.
На отметки при устной проверки влияют: последовательность ответов (сильный после слабого ли наоборот), предварительная информация о результатах обучения, темп обучения.
Следующей отрицательной чертой является его возбуждающее действие на нервную систему. Автор подчеркивает, что устная проверка не отвечает требованиям объективности, валидности и надежности.
Отмечая недостатки, устного контроля и оценки результатов обучения, исследователи указывает на способы снижения отрицательного влияния. К. Ингенкамп подчеркивает, что этот метод проверки необходимо применять только для проверки умений, связанных с речевым развитием учащихся, когда нужно проверить правильность и выразительность речи, умения вести себя в разных речевых ситуациях. Подготовка к устному контролю должна предусматривать структурирование хода беседы, определений фактов, рассуждений, характеризующих тот или иной уровень усвоения.
Таким образом, устный контроль позволяет выявить знания обучаемых, проследить логику изложения ими материала, умение использовать знания для описания или объяснения процессов и происходящих событий, для выражения и доказательства своей точки зрения, для опровержения неверного мнения и т. д.
Метод письменного контроля предполагает выполнение письменных заданий (упражнений, контрольных работ, сочинений, отчетов и т. д.). Перовский Е. И. в своей монографии показывает этапы признания этого метода контроля педагогической общественностью. Всякая письменная работа за собой оставляет после себя некий документ, который может остаться у проверяющего и обеспечить тщательность контроля и оценки. Возможность перепроверки повышает ответственность учителя за оценку как результат контроля и оценки. При письменной проверке легче осуществить равенство меры выявления знания, что повышает справедливость оценки.
Исследовател отмечает два недостатка письменного метода контроля в виде ответов на вопросы: отсутствие непрерывного живого контакта между проверяющими и проверяемым, что лишает проверяющего возможности следить за ходом его решений; трудность самого процесса письменного выражения мыслей, предполагающее знание системы правил; не обеспечивают сопоставимость оценок учебных достижений. Такой метод контроля позволяет проверять знания всех обучаемых одновременно, но требует больших временных затрат на проверку письменных заданий.
Достоинство контрольных письменных работ состоит в том, что позволяет судить учителю обо всех слабых и сильных сторонах ученика, по проверяемой теме: и об уровне умственного развития, и о навыках, грамотного письма, и вычислительных навыках, и об умении самостоятельно работать.