СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическое занятие. Вклад отечественных педагогов в науку. Общественно-педагогическое движение 60-х годов..docx

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Практическое занятие. Вклад отечественных педагогов в науку. Общественно-педагогическое движение 60-х годов..docx»

Тема 6. Вклад отечественных педагогов в науку. Общественно-педагогическое движение 60-х годов. К.Д. Ушинский – основоположник научной педагогики в России. Разработка основ педагогической антропологии (4 часа).


Задание 1. Из предложенных вопросов выберите один и подготовьте письменный ответ.

Какие проблемы занимали отечественных педагогов во второй половине XIX века? Какие идеи К.Д. Ушинского получили дальнейшую разработку?


На рубеже XX – XXI вв. сложившейся системе были необходимы существенные качественные изменения, связанные с новым состоянием общества, новым этапом развития страны и государства.

Определяющим стимулом к началу коренных изменений послужило одно из главных событий второй половины XIX в – отмены крепостного права. Российское общество встало перед проблемой обеспечения доступности образования прежде закрепощенного, а теперь свободного и обладающего новыми правами населения.

Именно в этом смысле важнее всего для отечественной педагогики историческая роль К.Д. Ушинского и его сподвижников. Определение основной идеи образования и ее реализации в практике воспитания и обучения являлась главной задачей того времени. Разработанная К.Д. Ушинским педагогическая концепция опиралась на принцип народности, который подразумевал соответствие образования национальным духовно-нравственным традициям, сложившимся в народе представлениям об идеале человека. Исходя из традиций и жизненных потребностей простых людей, необходимо было определять содержание обучения. Оно включало, прежде всего, изучение родного языка, родной истории и географии, а также религиозное воспитание на уроках Закона Божьего. При определенных материально-технических возможностях народной школы круг учебных предметов мог расширяться. Так, земские трехлетние однокомплектные школы барона Н.А. Корфа помимо навыков чтения и письма включали начальные сведения по арифметике, природоведению, знакомства с началами химии и физики.

Различия в содержании и продолжительности обучения в народных школах были связаны также с тем, что они открывались и Министерством народного просвещения, и отдельными ведомствами, и Священным Синодом (церковно-приходские школы), и с помощью земства, и отдельными

подвижниками-просветителями. Так, идея народного воспитания на основах религиозно-культурных традиций была реализована С.А. Рачинским, который видел народную школу не только школой грамоты и счета, но прежде всего школой христианской жизни под руководством духовенства. В этой четырехлетней школе одной из основ было изучение церковнославянского языка и церковного пения. В знаменитой яснополянской школе Л.Н. Толстого реализовывался принцип свободного творчества детей. При широком круге учебных предметов, который предлагался ученикам, в основу работы школы была положена идея свободы выбора учащимися - чему и как они хотят учиться.

Исследователи отмечают как наиболее продуманные и отвечающим насущным потребностям времени реформаторские предложения, сделанные последней предреволюционной комиссией во главе с графом П.Н. Игнатьевым. В 1915 году комиссия вынесла на обсуждение проект нового «Положения о гимназиях». Главным смыслом изменений была идея о том, что средняя школа должна осуществлять общеобразовательное обучение и разностороннее развитие учащихся. Вопрос об их подготовке к поступлению в высшие учебные заведения должен был отойти на второй план, как новое содержание обучения в школе давало бы ученикам возможность выбирать: либо последующая учеба в ВУЗе, либо включение в практическую жизнь. Интересно, что для юношей и девушек предусматривались единые образовательные программы. При этом была осуществлена попытка осмысления и разделения учебных предметов на образовательные и воспитательные (рисование, пение, гимнастика, ручной труд, первичное знакомство с искусством, практические занятия по естественным дисциплинам). Известно, что в свою очередь, к этому времени в учебном плане женских гимназий все предметы традиционно делились на обязательные (например, Закон Божий, русский язык, арифметика, предметы естествознания и другие) и необязательные (современные иностранные языки, музыка, рисование, пение).

Созданные в конце XIX – начале XX вв. частные школы во многом реализовали насущные педагогические изменения. В частности, идеи ученического самоуправления, совместного обучения учащихся обоего пола, внедрения трудового обучения. В этих учебных заведениях находили воплощение самые смелые педагогические концепции того времени. Среди них особое место занимал «Дом свободного ребенка» К.Н. Вентцеля, трактовавшего школу как творческую коммуну детей, родителей и учителей. Взгляд на учебно-воспитательное заведение для детей и подростков как на место, в котором формируется личность ребенка, где он живет и развивается, привело С.Т. Шацкого к организации ряда детских сообществ и летних колоний, в которых в процессе совместного труда осуществлялось разностороннее развитие детей. Таким образом, реформаторские шаги, которые обсуждались, но так и не были сделаны правительством в отношении средней школы, реализовывались передовыми педагогами этого времени. Вместе с тем, незавершенность преобразований в целом в стране была очевидна. Возможно, что это послужило одной из причин последующих революционных волнений.


Задание 2. Прочитайте статью «общие замечания для учителя». Сформулируйте и запишите в тетрадь советы, которые давал Л.Н. Толстой в отношении процесса обучения? Соглашаетесь ли вы с ним?


  • Чтобы ученик хорошо учился, надо чтобы вся информация была понятна и занимательна

  • Чтобы душевные силы были в самых выгодных условиях

  • Больше читать, понимая то, что читаешь, и больше писать из головы, и поправлять ученика не на том основании, что-то или другое противно правилу, определению или подразделению, а на том основании, что не понятно, не складно и не ясно

  • Сообщайте определение, подразделение, правило, название только тогда, когда ученик имеет столько сведений, что сам в состоянии проверить общий вывод, - когда общий вид не затрудняет, а облегчает его

  • Причина, по которой урок бывает неприятен и незанимателен, заключается в том, что учитель объясняет слишком длинно и сложно то, что давно уже понял ученик

  • По естественным наукам избегайте классификации, предположений о развитии организмов, объяснений строения их, а давайте ученику как можно более самых подробных сведений о жизни различных животных и растений.

  • По космографии избегайте сообщения ученику объяснения (столь любимого в педагогии) солнечной системы и вращения, и обращения земли.

  • В арифметике избегайте сообщения определений и общих правил, упрощающих счет.

  • Если учитель во время трехчасового урока не чувствовал ни минуты скуки, он имеет это качество. Качество это есть любовь. Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, как мать, он будет много лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель.

Л. Н. Толстой в своей статье даёт очень чёткое определение понятию обучение, определяя его как «зону ближайшего развития» ребенка. Я согласна с позицией писателя и педагога в отношении основных постулатов для учителя и понимании самого понятия обучение.


Задание3. Прочитайте два письма Л.Н. Толстого: – Письмо неизвестной (5 марта 1894 года) и Ответ В.Ф. Булгакову 1(909); выпишите в тетрадь определения воспитания, которые дает Л.Н. Толстой. Сделайте вывод об изменении его взглядов.


Воспитание (письмо неизвестной) – воздействие гипнотизацией, заразительным примером на сердце тех, кого мы воспитываем. Воспитание детей есть только самосовершенствование, которому ничто не помогает столько, как дети. Все воспитание состоит в большем и большем сознании своих ошибок и исправлении себя от них.

Воспитание (Ответ В.Ф. Булгакову): воспитание неразделимо от образования. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспита­тельно.

Анализируя оба письма Толстого, можно сделать вывод, что он изменил своё мнение в отношении воспитания. Педагог объединил понятия воспитание и образование, считая их едиными и неотделимыми друг от друга.