СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическое занятие. Зарождение и развитие представлений о человеке, педагогической деятельности,.docx

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Практическое занятие. Зарождение и развитие представлений о человеке, педагогической деятельности,.docx»

Тема 2. Зарождение и развитие представлений о человеке, педагогической деятельности, педагогических целях и способах их реализации в разные эпохи и в разных странах.


Практическое занятие


Задание 1. Познакомьтесь с размышлениями Демокрита, Сократа Платона, Аристотеля о педагогическом процессе и сформулируйте на этой основе концепцию человека.

Размышляя над практикой воспитания, Демокрит (460—370 гг. до н.э.), Сократ (469—393 гг. до н.э.), Платон (428—347 гг. до н.э.), Аристотель (384—322 гг. до н.э.) вырывались из рамок «видимого» всеми, «вглядывались» не только в на стоящее, прошедшее, но и в будущее. Их педагогические идеи оказались столь значимыми, что и сегодня не исчерпаны их смыслы.

В философских концепциях человека выделим ряд представлений, имевших принципиальную ценность для осмысления природы воспитания.

Так, по Аристотелю, человек имеет растительную душу (чувства), животную (воля), разумную (ум), находящуюся во внутреннем борении добра и зла. В жизни души доминирует разумное начало (образ колесницы, где возничий разум, коренная — воля, пристяжные — чувства).

По Платону, это идеи Блага, Истины, Добра. Красоты, Гармонии, "которыми" разрушаются «ложные мнения», продиктованные сиюминутной выгодой, расчётом, беспринципностью, которые ведут в поиске истины, в познании самого себя и других, своего предназначения в этом мире.

В человеке сильно преступное начало, сильны соблазны земного бытия, но он обладает и величайшим даром—способностям стать духовно свободным, возвысить свою внутреннюю жизнь стремлением к идеалам и ценностям, творить Добро не из-за страха перед законом, а по внутренней этической мотивации. На пути к возвышению души человек нуждается в духовной поддержке, заботе и помощи — в этом усматривалось главное назначение воспитания (антропо-ориентированный подход).

Логика природосообразного воспитания раскрывалась в идеях создания условий для всестороннего развития природных сил и способностей;

развития в деятельности, в регулярных упражнениях, формировавших привычки (по Демокриту, «вторую природу» человека);

- специального побуждения к развитию (Сократ связывал последнее с особым даром учителя — его энергетической силой, способной вызывать в ученике стремление мыслить самостоятельно, которое знаменует «второе рождение» человека).

Задание 2. Спроектируйте педагогическую систему (цель, культурное содержание, методы взаимодействия взрослого и ребенка, формы педагогического процесса), необходимую для воплощения представлений о человеке.

Педагогическая система для воплощения представлений о человеке.

Цель: воплотить представления о человеке.

Культурное содержание: характерные черты человеку, его отличия от животных, особенности человека.

Методы: наблюдение, изучение, анализ, беседы

Средства: рассказы, иллюстрации, книги, мультики для детей.

Формы: уроки, домашняя работа, классный час, тематические вечера.