Практическая работа № 7
Тема: Стали и сплавы с особыми свойствами.
Цель: изучить классификацию, структуру и области применения сталей и сплавов с особыми свойствами.
Время: 4 часа.
1. 209-219
Сталью называются сплавы железа с углеродом и другими элементами, содержащие менее 2,14 % С. Стали широко применяются во всех сферах жизнедеятельности человека. В промышленности сталь является основным материалом, широко применяемым в машиностроении, а также для изготовления различного инструмента.
Для улучшения физических, химических, механических и технологических свойств стали легируют, т. е. вводят в состав дополнительные элементы (хром, никель, молибден и др.). Стали могут содержать один или несколько легирующих элементов, которые придают им специальные свойства. Сумма легирующих элементов у низколегированных сталей до 2,5 %, у среднелегированных 2,5-10,0 %, у высоколегированных - более 10,0%.
1. Влияние легирующих элементов.
Основной структурной составляющей в конструкционной стали является феррит. Растворяясь в феррите, легирующие элементы упрочняют его. Большинство легирующих элементов, упрочняя феррит и мало влияя на пластичность, снижают его ударную вязкость (за исключением никеля).
Высокая прочность стали обеспечивается рациональным содержанием в ней легирующих элементов. Избыточное легирование (за исключением никеля) приводит к снижению вязкости и способствует хрупкому разрушению стали.
Хром в количестве до 2 % оказывает благоприятное влияние на механические свойства конструкционной стали.
Никель — наиболее ценный легирующий элемент. Его вводят в количестве от 1 до 5 %.
Марганец вводят в сталь до 1,5 %. Он заметно повышает предел текучести стали, но делает сталь чувствительной к перегреву.
Кремний значительно повышает предел текучести стали и при содержании более 1 % снижает вязкость и повышает порог хладноломкости.
Молибден и вольфрам в количестве 0,2—0,4 % и 0,8—1,2 % соответственно, в комплексно-легированных сталях способствуют измельчению зерна, увеличивают прокаливаемость и улучшают некоторые другие свойства.
Ванадий и титан вводят в небольшом количестве (до 0,3 % V и 0,1 %Ti) в стали, содержащие хром, марганец, никель, для измельчения зерна. Повышенное содержание ванадия, молибдена и вольфрама в конструкционных сталях недопустимо из-за образования труднорастворимых при нагреве карбидов этих элементов. Избыточные карбиды, располагаясь по границам зерен, способствуют хрупкому разрушению и снижают стали.
Бор вводят для увеличения прокаливаемости и в очень небольших количествах (0,002—0,005 %).
При обозначении марок стали используют следующие обозначения химических элементов: Г — марганец, М — молибден, Д — медь, Р — бор, С — кремний, В — вольфрам, Ю — алюминий, П — фосфор, Н — никель, Ф — ванадий, Б — ниобий, А — азот, X — хром, Т — титан, К — кобальт, Ц — цирконий.
Для маркировки стали в России пользуются определенным сочетанием цифр и букв, показывающих примерный химический состав стали.
Первые цифры в марке стали указывают содержание углерода в сотых долях процента. Если в начале маркировки перед буквами стоит одна цифра, то она выражает содержание углерода в десятых долях процента; при содержании углерода свыше 1 % цифру перед буквами не ставят.
Далее в маркировке следуют буквы, показывающие наличие соответствующих легирующих элементов в составе стали.
Цифры за буквами показывают среднее (округленное до 1) процентное содержание легирующего элемента.
При этом, если содержание элемента до 1,5 %, цифра не ставится. В отдельных случаях может быть указано более точно содержание легирующего элемента. Например, сталь 32Х06Л — содержит в среднем 0,32 % С и 0,6 % Сг. Последняя буква «Л» указывает, что сталь литейная.
Для обозначения высококачественной легированной стали в конце маркировки добавляют букву «А». Высококачественная сталь содержит меньше серы и фосфора, чем качественная.
Некоторые стали специального назначения выделены в отдельные группы и имеют особую маркировку. Каждой группе присваивается своя буква и ставится впереди:
Ж — хромистая нержавеющая сталь;
Я — хромоникелевая нержавеющая сталь;
Р — быстрорежущая сталь;
Ш — шарикоподшипниковая сталь;
Е — электротехническая сталь.
2. Строительные низколегированные стали
Стали с повышенным содержанием марганца (Г1 — 0,4—0,7 % и Г2 — 1,2—1,6 %) и кремния (0,6—1,2 %) после горячей прокатки или термической обработки используют для изготовления сварных и клепаных конструкций строительных ферм, конструкций мостов, рам и т. п. Марганцовистую сталь марок 19Г и 14Г применяют для изготовления магистральных нефтепроводов, стали 35ХС, 25Г2С — для производства арматуры обычных и предварительно напряженных железобетонных конструкций.
Низколегированные стали после прокатки значительно превосходят по техническим свойствам углеродистые стали. Оптимальное сочетание их свойств достигается при введении нескольких легирующих элементов (например, стали 10Г2С1Д, 15Г2СФ, 14Г2АФД и др.). Конструкции, эксплуатируемые при низких температурах окружающей среды, выполняют из сталей, легированных никелем.
Низколегированные низкоуглеродистые стали хорошо свариваются. Свойства сварных швов и прилегающих к ним участков близки к свойствам основного металла. Стали, используемые для сварных конструкций, содержат алюминий или титан, предотвращающие укрупнение зерна металла в околошовной зоне. Легирование медью, никелем, хромом, фосфором способствует увеличению коррозионной стойкости сталей в газовоздушных и влажных средах.
3. Машиностроительные цементуемые легированные стали.
Стали этой группы содержат 0,1-0,3 % углерода и 0,2-4,4 % легирующих элементов.
Цементуемые легированные стали применяют для изготовления нагруженных деталей, испытывающих знакопеременные и ударные нагрузки (зубчатых колес, валов, кулачков и т. п.). Характерные представители этой группы - стали 15ХФ, 15Х, 20Х - отличаются средней прочностью. После закалки в масле сердцевина деталей из таких сталей упрочняется, но поверхностный слой чувствителен к надрезам. Применяют их для изготовления небольших деталей, эксплуатируемых при средних нагрузках.
Комплексно легированные стали 12ХН3А, 20ХН3А, 20ХН4А применяют для изготовления деталей средних и больших размеров, работающих в условиях интенсивного изнашивания при повышенных нагрузках (зубчатых колес, поршневых пальцев, осей и др.).
Особо ответственные детали — зубчатые колеса авиационных двигателей, судовых редукторов – изготовляют из сталей 18Х2Н4МА, 18Х2Н4ВА, которые мало разупрочняются при отпуске. Они могут быть использованы и без цементации после закалки и отпуска.
Экономно легированными сталями 18ХГТ, 30ХГТ, 25ХГТ можно заменить хромоникелевые. Главным их преимуществом является наследственная мелкозернистость, что позволяет сократить технологический цикл обработки деталей. Такие стали применяют для изготовления ответственных деталей крупносерийного и массового производства.
4. Машиностроительные улучшаемые легированные стали
Эти стали используются преимущественно после термической операции - улучшения (закалки и высокого отпуска при температуре 500-6000 С на сорбит). Улучшаемые легированные стали характеризуются содержанием углерода 0,3-0,5 % и легирующих элементов не более 5 %. Основное их назначение - изготовление ответственных деталей машин, эксплуатируемых при воздействии циклических и ударных нагрузок. Поэтому они должны обладать высоким пределом текучести, низкой чувствительностью к концентрации напряжений, достаточными вязкостью и пластичностью.
Хромистые стали 30Х, 40Х, 50Х применяют для изготовления средненагруженных деталей машин и механизмов, технологической оснастки.
Хромокремнемарганцевые стали (хромансили) марок 30ХГСА, 35ХГСА отличаются сочетанием хороших механических и технологических свойств. Хорошо свариваются и штампуются. Широко применяются в автомобилестроении.
Хромоникелевые стали 40ХН, 50ХН обладают высокой прокаливаемостью в сочетании с достаточными прочностью и вязкостью. Из них изготовляют ответственные детали, работающие при воздействии динамических нагрузок.
Хромоникельмолибденовые стали 40ХНМА, 38НХ3МА, 38ХН3МФА относятся к числу наиболее прочных улучшаемых сталей. Введение никеля способствует снижению порога хладноломкости и повышению прокаливаемости стали. Легирование молибденом и вольфрамом обеспечивает повышение механических свойств стали, стойкости ее к воздействию повышенных температур
(до 4500 С). Используют такие стали для изготовления особо ответственных крупных деталей - валов и роторов турбин, компрессоров, редукторов. Недостатки этой группы сталей - трудность обработки резанием.
5. Мартенситостареющие высокопрочные стали.
Стали этой группы (Н18К9М5Т, Н12К1510, Н10Х11М2Т) являются перспективными конструкционными материалами. Высокие механические свойства этих сталей достигаются за счет старения мартенсита, легирования твердого раствора и закалки на воздухе при температурах 800-9000С.
Мартенситостареющие стали сохраняют высокие механические характеристики при низких температурах вплоть до температур сжиженных газов. Такие стали и теплоустойчивы до + 500-7000 С. Достоинством сталей данного класса является высокая технологичность их переработки. Стали находят широкое применение для изготовления ответственных деталей в авиации, ракетной технике, судостроении и криогенной технике.
6. Пружинные стали.
Стали с высокими пределами упругости и выносливости, сочетающимися с достаточной их пластичностью и вязкостью, применяют для изготовления упругих элементов общего назначения — пружин, рессор, амортизаторов и т. п. Упругие элементы простой формы изготовляют из термически обработанных сталей. Крупные пружины получают навивкой отожженной проволоки.
Для обеспечения требуемых эксплуатационных свойств в стали вводят не менее 0,5 % углерода, их подвергают закалке и отпуску на троостит.
Рессорно-пружинные стали относят к классу перлитных. Основными легирующими элементами таких сталей являются кремний, марганец, хром, ванадий, никель. Легирование обусловливает в основном повышение стали, предела ее выносливости, снижение остаточных деформаций.
Кремнистые стали 50С2, 55С2, 60С2 имеют высокий предел текучести и используются для изготовления рессор автомобилей, торсионных валов, пружин и др. Стали марок 60С2ХА, 60С2ФА применяют для высоконагруженных рессор и пружин. Стали марок 70СЗА, 60С2ХА, 60С2Н2А обладают наиболее высокими механическими свойствами и идут на изготовление нагруженных и ответственных упругих элементов.
7. Износостойкие конструкционные стали
Обладают высоким сопротивлением изнашиванию, для чего вводят легирующие добавки или применяют специальные методы обработки в зависимости от условий эксплуатации.
Шарикоподшипниковые стали по составу и структуре относят к классу инструментальных. Содержание углерода в них - около 1 %. Для увеличения прокаливаемости в состав стали вводят легирующие элементы (Cr, Si, Mn), содержание которых зависит от размеров деталей. Например, сталь марки ШХ6 применяют для деталей с максимальным размером до 10 мм, а ШХ15ГС — свыше 30 мм, крупногабаритные детали изготовляют из стали 20Х2Н44. Для подшипников, работающих в агрессивных средах, применяют коррозионностойкую высокоуглеродистую сталь 95X18.
Высокомарганцовистая сталь марки Г13Л применяется для деталей, эксплуатируемых при воздействии ударных нагрузок, вызывающих их поверхностный наклеп (дробильно-размольного оборудования, деталей экскаваторов, гусеничных тракторов).
Графитизированная сталь применяется для изготовления деталей, эксплуатируемых в условиях трения, скольжения. Эту сталь получают из высокоуглеродистой стали (1,5—2 % С) с повышенным содержанием кремния, который способствует графитизации.
Структура графитизированной стали – ферритно-цементитная смесь и графит. Графит играет роль смазочного материала, предотвращающего схватывание контактирующих поверхностей.
8. Коррозионностойкие стали.
К коррозионностойким относят металлические материалы, не разрушающиеся под воздействием коррозионных сред. Коррозионностойкие стали подразделяют на два основных класса: хромистые и хромоникелевые.
Хромистые стали обладают высокой коррозионной стойкостью, которая повышается после термической обработки и придания высокой чистоты поверхности изделий (шлифованием, полированием).
Стали марки 3Х13, 4X13 используют для изготовления хирургических инструментов; Х17, Х25Т — оборудования химических заводов; Х25Т, Х28 — деталей, эксплуатируемых в высокоагрессивных средах.
Хромоникелевые стали, легированные хромом и никелем (или марганцем), обладают более высокой устойчивостью к коррозии по сравнению с хромистыми.
Стали этого класса (18% Сг, 9-10% Si) технологичны при обработке давлением, хорошо свариваются, однако имеют низкие показатели литейных свойств и обрабатываемости резанием.
При нарушении режимов термической обработки, а также при эксплуатации деталей при повышенных температурах (400-8000 С) коррозионная стойкость хромоникелевых сталей резко снижается. Для устранения этого недостатка стали дополнительно легируют титаном и ниобием (стали 04Х18Н10, 08Х18НЮ) и применяют в авиа-, судо-, машиностроении.
9. Жаростойкие (окалиностойкие) стали.
Сопротивляются окислению (образованию окалины) при высокой температуре. Свойство жаростойкости стали придает хром. Для повышения жаростойкости хромистых сталей в них вводят алюминий и кремний.
Наиболее распространены жаростойкие стали, содержащие:
- хром и никель (сильхромы);
- хром и алюминий (хромали);
- хром, кремний и алюминий (сильхромали).
Типичные представители жаростойких сталей – 40Х9С2, 10Х13СЮ, 12Х18Н9Т, Х8СМ, Х8С2М. Из этих сталей изготовляют, например, клапаны двигателей внутреннего сгорания.
10. Жаропрочные стали
Сохраняют или мало снижают механические свойства и обеспечивают эксплуатацию изделий при температурах свыше 500°С.
Для изготовления изделий, эксплуатируемых при температурах 350-400 0С применяют стали 15, 20, 25, 30, 40 и 45; для деталей с рабочей температурой среды 500-580 0С - низкоуглеродистые стали, легированные кобальтом, молибденом и ванадием (16М, 25ХМ, 12Х1МФ).
Нагруженные детали установок с температурой рабочей среды 450-470 0С изготовляют из хромистых сталей. Для повышения эксплуатационных характеристик стали дополнительно легируют ванадием, вольфрамом, молибденом, ниобием и титаном. Эти элементы, образуя карбиды, увеличивают жаропрочность стали. Легирование бором, цирконием, церием, а также азотирование способствует дополнительному увеличению ее жаропрочности. Для достижения оптимальной жаропрочности высокохромистые стали 15Х11МФ и
1ХКВНМФ закаливают в масле при 1000- 1060°С и отпускают при 700-740 0С. Еще более высокой жаропрочностью обладают аустенитные стали 4ХН14В2М и 4Х15Н7Г7Ф2МС, применяемые для изготовления клапанов авиационных двигателей.
Выводы:
4