СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа "Наблюдение за горящей свечой"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическая работа представлена в форме информационной карты урока в соответствии с требованиями ФГОС. Учащиеся самостоятельно формулируют тему и цели урока, проводят мини-исследования.

Просмотр содержимого документа
«Наблюдение за горящей свечой»

Модуль (тема): Изменения, происходящие с веществами (8 класс)


Тема урока: Практическая работа № 2 «Наблюдение за горящей свечой»


Целеполагание для ученика (ЗУН – что надо знать, уметь после прохождения темы):

1. Знать определение химических и физических явлений

2. Знать продукты сгорания органических веществ

3. Уметь проводить наблюдения и делать выводы о характере наблюдаемого явления


Целеполагание для учителя:

1. Организовать деятельность учащихся, способствующую усвоению знаний о различии физических и химических явлений и их признаках, организовать практическую работу в группах и способствовать развитию навыков сотрудничества.

2.Научить учащихся делать выводы на основе наблюдений, обеспечить развитие у школьников умений определять различие между физическими явлениями на основе наблюдений.

3.Помочь осознать необходимость осознания ТБ при работе с химическими продуктами и химическими реакциями, внимательного отношения к окружающей среде, социальную, практическую и личностную значимость работы с огнём, развивать личностную мотивацию к изучению темы, создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения.


Опорные понятия, термины: физические явления, химические явления, строение пламени


Новые понятия, термины:

Домашнее задание: составить викторину или кроссворд по технике безопасности при общении с огнём



Информационная карта урока для учителя

Этапы урока

Деятельность обучающихся, учителя

Дидактическое обеспечение

1. Организационный этап

1. Инструктаж по ТБ

Это должен каждый знать:
Спирт в спиртовке поджигать
Спичкой только можно
И очень осторожно.
Чтобы пламя погасить
Спиртовку следует закрыть.
И для этого, дружок,
У неё есть колпачок.

Помни, каждый ученик,
Знай, любая кроха:
Безопасность – хорошо,
А халатность – плохо.

- О чём вам напомнили строки этого стихотворения?



2.Мобилизирующий этап

- Сегодня мы продолжаем химический практикум. А тему этого практикума и задачи нашего урока я предлагаю вам определить самостоятельно:


Голова огнем пылает,
Тело тает и сгорает.
Я полезной быть хочу:
Лампы нет — я посвечу.

- О чём идёт речь?

Просмотр видеоролика «Свеча горела»

- На основе отгаданной вами загадки и просмотренного ролика, определите тему нашей практической работы










Авторский видеоролик «Свеча горела»

3.Практическая работа

Опыт № 1 «Физические явления при горении свечи»

Демонстрационный материал: укреплённая свеча, спички


Опыт № 2 «Обнаружение продуктов горения в пламени»

Демонстрационный материал: укреплённая свеча, спички, предметное стекло, держатель для пробирок, сухая пробирка


Опыт №3 «Влияние воздуха на горение свечи» (теоретически)


Инструкция стр. 180-181

4. Эмоциональная разрядка

Мини- исследование (работа в группах) «Свечи и их рол в жизни человека»



4. Обобщение знаний.

Оформление итогов работы в виде таблицы:

Название опыта

Что делали

Что наблюдали

Вывод






Вывод о признаках физических и химических явлений, о составе парафиновой свечи и о влиянии концентрации кислорода на продолжительность горения свечи.


Раздаточный материал







Подведение итогов. Рефлексия. Запись д.з.

Слово учителя:

Свеча как объект изучения обладает огромным познавательным потенциалом. В 1860 году в Королевском институте в Лондоне Майкл Фарадей даже прочитал цикл научно- популярных лекций для юношества, посвященных рассмотрению этого предмета: «Я собираюсь изложить вам ряд сведений по химии, которые можно извлечь из горящей свечи. Я не первый раз провожу  беседу на эту тему и я бы с удовольствием возвращался к ней ежегодно – до того эта тема интересна, и до того изумительно разнообразны те нити, которыми она связана с различными вопросами естествознания. Явления, наблюдающиеся при горении свечи, таковы, что нет ни одного закона природы, который при этом, не был бы так или иначе затронут… Я надеюсь, что не разочарую вас, избрав своей темой свечу, а не что-  нибудь поновее. Другая тема, возможно, была бы столь хороша, но лучше свечи она быть не может.

По прошествии более чем столетия, в 1963 году, группа ученых под руководством нобелевского лауреата Глена Теодора Сиборга вновь обратилась к свече как идеальному объекту для популяризации естественных наук. Однако свеча – столь интересный объект изучения, что считать эту тему исчерпанной никак нельзя. Этот источник света стал олицетворением просвещения.  

Притча Знания стоят дорого

У крестьянина перестал работать трактор. Все попытки крестьянина и его соседей починить машину были напрасны. Наконец он позвал специалиста. Тот осмотрел трактор, попробовал, как действует стартер, поднял капот, и всё тщательно проверил. Затем взял молоток, прицелился, один раз ударил по мотору и привел его в действие. Мотор затарахтел, будто он и не был испорчен.


Когда мастер подал крестьянину счёт, тот, удивленно взглянув на него, возмутился:

— Как, ты хочешь сто монет только за один удар молотком!

— Дорогой друг, — ответил мастер, — за удар молотком я запросил только одну монету, а остальные девяносто девять монет я беру с тебя за мои знания, благодаря которым я исправил поломку, сделав всего лишь один удар по нужному месту.


- Какой вывод для себя вы сделаете из этой притчи на основе нашего урока?