Практическая работа по темам: «Духовная культура» и «Экономика».
1 Вариант
Часть 1.
А1. Верны ли суждения о средствах массовой информации (СМИ)?
А. СМИ влияют на степень консолидации человеческого общества.
Б. СМИ таят в себе угрозу манипулирования общественным сознанием.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения не верны
А2. Верны ли суждения об уровне жизни?
А. Уровень жизни в стране возрастет, если прирост реального валового национального продукта будет выше, чем прирост населения.
Б. Уровень жизни в стране непременно возрастет, если распределение осуществляется централизованно.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения не верны
А 3. Какой из факторов развития науки говорит о противоречивости развития прогресса?
1) усиленное взаимодействие между народами усилило взаимопонимание народов
2) строительство АЭС усиливает опасность радиоактивного заражения местности
3) развитие транспортных средств усилило мобильность населения
4) внедрение новых ЭВМ расширило возможности получения образования
А 4. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) жизнь и здоровье 2) достоинство личности
3) личная неприкосновенность 4) нематериальные блага
5) право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства
А 5. Образование - это
1) процесс социализации человека в обществе через усвоение суммы знаний выработанных человечеством на всем протяжении своего развития
2) процесс приобретения новых, ранее не доступных знаний через систему специальных учреждений и организаций
3) осознанное невмешательство в сознание и деятельность людей
4) процесс насильственного внедрения в сознание человека знаний, необходимых ему для выживания в обществе
Часть 2.
В 1. Запишите слово, пропущенное в схеме.
| | *** | | |
| |
Народная или фольклор | Элитарная | Массовая | Субкультура | Доминирующая | Контркультура |
В 2. Соотнесите понятия и соответствующие им примеры.
ПОНЯТИЯ. ПРИЗНАКИ.
1. Буддизм А) поклонение монарху как божеству, существует в Японии
2. Синтоизм Б) самая распространенная религия в мире, делящаяся на православие,
католицизм и множество иных ветвей
3. Христианство В) основателем религии считается принц Гуатама, религия распространена
в Индии, Бирме, Китае и Японии.
4. Ислам Г) самая молодая из мировых религий, активно расширяющая свое влияние
Д) национальная религия, официальная религия Израиля
Часть 3.
Прочитайте текст и выполните задания C1—С3.
Главной движущей силой капиталистической экономики является личный интерес: каждая экономическая единица стремится делать то, что выгоднее всего ей самой. Предприниматели ставят своей целью максимизацию прибылей своих фирм или – как варианта – минимизацию своих убытков. А владельцы материальных ресурсов (собственности) пытаются продать или сдать в аренду эти ресурсы по возможно более высоким ценам. Рабочие также стремятся получить возможно больший доход (удовлетворение) и ищут такую работу, где сочетание заработной платы, социальных благ и условий труда были бы для них наиболее подходящими. В свою очередь потребители, покупая определённый продукт, стараются приобрести его по самой низкой цене. Потребители, кроме того, стремятся сократить расходы и максимизировать полезность продукта. Короче говоря, капитализм предполагает, что личный интерес формирует фундаментальный образ действий различных экономических единиц, когда они реализуют свой свободный выбор. Мотив личного интереса придаёт направление и упорядоченность функционированию экономики, которая без такого интереса оказалась бы чрезвычайно хаотичной…
Просто поразительно, какие грандиозные масштабы приняла в обществе специализация. Подавляющее большинство потребителей сами не производят практически никаких товаров и услуг, которые они потребляют, и, напротив, потребляют очень мало или вовсе ничего из того, что они производят… Рабочий на сборочном конвейере, который по 8 часов в день устанавливает стёкла на «Форды», сам может владеть автомобилем «Хонда». Редко какие домохозяйства всерьёз налаживают собственное производство необходимых им пищи, жилья или одежды. Многие фермеры продают молоко со своей фермы местному молочному заводу, а сами покупают масло в местном супермаркете. Общество уже давно усвоило, что самообеспечение порождает неэффективность. «На все руки мастер» может быть весьма яркой личностью, но уж высокой производительностью труда он наверняка не отличается.
Что авторы называют личным интересом? Как они определяют личные интересы владельцев различных факторов производства?
(К. Макконнелл, С. Брю)
С1. Что авторы называют личным интересом? Как они определяют личные интересы владельцев различных факторов производства?
С2. Как авторы характеризуют роль личного интереса в рыночной (капиталистической) экономике? Используя текст, приведите две характеристики.
С3. Что такое специализация? Используя текст и обществоведческие знания, приведите три пояснения мысли авторов о неэффективности самообеспечения.
Дополнительное задание
В 3. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«1. *** – систематический, организованный, ориентированный на сущность вид познания, имеющий следующие особенности. Наука изучает общее и 2. ***. Наука стремится выявить общие и универсальные законы мироздания; наука – это 3. *** знаний.
Существует два уровня научного познания: эмпиризм и 4. *** или теоретическая форма познания. В процессе научного развития теоретическое познание может превратиться в эмпирическое – опытное. Научное познание отличается от 5. *** тем, что стремится к максимальной 6. *** в описании изучаемых предметов и явлений; владеет особым языком, используемым для их описания; владеет специфическими способами обоснования истинности полученных знаний».
А. рационализм Б. обыденное познание В. научное познание Г. закономерность
Д. система Е. объективность Ж. субъективность З. толерантность
Практическая работа по темам: «Духовная культура» и «Экономика».
2 Вариант
Часть 1.
А 1. Форма ненаучного познания, основанная на сведениях современного человека об обществах, системе взаимоотношений, природе, явлениях, существовавших в древности, и дошедших до нас в преданиях, легендах, отрывочных текстах.
1) паранаука 2) мифология 3) здравый смысл 4) факт
А 2. Это предполагает не только сохранение имеющихся достижений в области культуры, но и создание на фоне достигнутого того, чего не было ранее:
1) традиционализм 2) новаторство
3) увеличение количественных показателей 4) консерватизм
А 3. Определите, какое из высказываний является верным?
А) Наука, в отличие от культуры оперирует только конкретными понятиями.
Б) Искусство, в отличие от науки, использует чувственные образы
1. Верно суждение А. 2. Верно суждение Б. 3. Оба суждения верны. 4. Оба суждения не верны.
А 4. Образование - это
1) процесс социализации человека в обществе через усвоение суммы знаний выработанных человечеством на всем протяжении своего развития
2) процесс приобретения новых, ранее не доступных обществу знаний через систему специальных учреждений и организаций
3) осознанное невмешательство в сознание и деятельность людей
4) процесс насильственного внедрения в сознание человека знаний, необходимых ему для выживания в обществе
А 5. Рассмотрите диаграмму. Исходя из распределения нагрузки на ученика в неделю, определите характер общеобразовательного учреждения.
Количество часов в неделю | | | | | | 10 |
8 | | | | | |
| 6 | 6 | | | |
| | | 4 | | |
| | | | 2 | |
МАТЕМ | ФИЗИКА | ХИМИЯ | РУС.ЯЗ. | ИСТОР | Другие |
| П Р Е Д М Е Т Ы |
1) спортивная школа олимпийского резерва
2) средняя общеобразовательная школа
3) гимназия
4) средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением естественных наук
Часть 2.
В 1. Запишите слово, пропущенное в схеме.
Мировые религии |
*** | буддизм | христианство |
В 2. Соотнесите термины и соответствующие им признаки.
Установите соответствие между названием религии и соответствующим ей признаком.
РЕЛИГИЯ ПРИЗНАКИ РЕЛИГИИ
1. монотеизм А) многобожие
2. тотемизм Б) религия, признающая единого Бога
3. анимизм В) вера в наличие души у животных, растений, рыб и др.
4. политеизм Г) вера в сверхъестественную связь членов племени с изображением предка, чаще
всего животного, птицы и др.
Д) обожествление императорской династии в Японии
Часть 3.
Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.
Специальное и профессиональное образование... это форма инвестиций в человеческий капитал, абсолютно аналогичная вкладыванию денег в оборудование, здания и прочие неодушевлённые формы капитала. Функция такой инвестиции заключается в том, чтобы повысить экономическую продуктивность человека. Если инвестиция достигает этого результата, общество свободного предпринимательства вознаграждает человека более высокой оплатой его услуг. Это различие в выручке является экономическим стимулом для инвестиций капитала в форме машины или в форме человека. В обоих случаях дополнительная выручка должна соизмеряться с затратами, понесёнными для её получения. Когда речь идёт о специальном образовании, главные затраты состоят в доходе, упущенном в период обучения, в процентах на прибыль, упущенных в связи с откладыванием заработка, и в специфических расходах на приобретение образования, таких как плата за обучение и затраты на учебники и оборудование...
Инвестиции в человеческий капитал нельзя финансировать на тех же условиях и с такой же лёгкостью, как инвестиции в капитал физический. Нетрудно понять, почему так происходит. Когда даётся долгосрочная ссуда на финансирование инвестиций в физический капитал, кредитор способен заручиться обеспечением в виде недвижимого имущества или оставшейся части требований на сами материальные активы и в случае неуплаты может рассчитывать на реализацию хотя бы части своих капиталовложений путём продажи материальных активов. Если он даёт аналогичную ссуду на увеличение доходности человека, ему, очевидно, невозможно заручиться аналогичным обеспечением... Такие инвестиции неизбежно связаны с большим риском. Средняя ожидаемая прибыль может быть высока, но отклонения от средней величины бывают весьма велики. Одна очевидная причина отклонений - это смерть или утрата трудоспособности, но куда важнее, видимо, различия в способностях, энергичности и удачливости. Вследствие этого, если предоставлять долгосрочные ссуды, обеспечением которых будет один лишь ожидаемый будущий заработок, значительная пропорция их не будет возвращена...
Какие бы ни были тому причины, изъяны рынка привели к недостатку инвестиций в человеческий капитал. Поэтому государственное вмешательство можно обосновать как «технической монополией» (поскольку распространение таких капиталовложений наталкивается на административные расходы), так и необходимостью выправить ситуацию на рынке (поскольку рынок в данном случае не выказал гибкости).
(М. Фридмен)
С1. Какая функция профессионального образования названа автором? Что является экономическим стимулом для инвестиций в профессиональное образование? Какие специфические расходы на приобретение образования необходимо учитывать при определении эффективности инвестиций?
С2. Какие факторы, порождающие риски инвестиций в человеческий капитал, рассмотрел автор? Используя текст, укажите три фактора риска.
С3. Почему в современной экономике существенно возросло значение человеческого капитала? Используя обществоведческие знания, приведите три объяснения.
Дополнительное задание
В 3. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«1. *** – систематический, организованный, ориентированный на сущность вид познания, имеющий следующие особенности. Наука изучает общее и 2. ***. Наука стремится выявить общие и универсальные законы мироздания; наука – это 3. *** знаний.
Существует два уровня научного познания: эмпиризм и 4. *** или теоретическая форма познания. В процессе научного развития теоретическое познание может превратиться в эмпирическое – опытное. Научное познание отличается от 5. *** тем, что стремится к максимальной 6. *** в описании изучаемых предметов и явлений; владеет особым языком, используемым для их описания; владеет специфическими способами обоснования истинности полученных знаний».
А. рационализм Б. обыденное познание В. научное познание Г. закономерность
Д. система Е. объективность Ж. субъективность З. толерантность
.
1 вариант
А 1. 3
А 2. 1
А 3. 2
А4. 4. Все представленные понятия — это нематериальные блага.
А 5 – 2 5 баллов
В1. Культура 1 балл
В. 2. А2Б3В1Г4 2 балла
С1. Пояснение. 2 балла
1) ответ на первый вопрос: личный интерес — это ситуация, когда каждая экономическая единица стремится делать то, что выгоднее всего ей самой;
2) личные интересы владельцев различных факторов производства:
− предприниматели ставят своей целью максимизацию прибылей своих фирм или — как вариант — минимизацию своих убытков;
− владельцы материальных ресурсов (собственности) пытаются продать или сдать в аренду эти ресурсы по возможно более высоким ценам;
− рабочие стремятся получить возможно больший доход (удовлетворение) и ищут такую работу, где сочетание заработной платы, социальных благ и условий труда были бы для них наиболее подходящими.
С2. Пояснение. 2 балла
Могут быть приведены следующие характеристики:
1) личный интерес формирует фундаментальный образ действий различных экономических единиц, когда они реализуют свой свободный выбор;
2) мотив личного интереса придаёт направление и упорядоченность функционированию экономики, которая без такого интереса оказалась бы чрезвычайно хаотичной.
С3. Пояснение. 2 балла
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на вопрос, например: специализация – это сосредоточение деятельности на относительно узких направлениях, отдельных технологических операциях или видах выпускаемой продукции; приобретение специальных знаний и навыков в определённой области;
2) пояснения, например:
– интеллектуальные, физические и иные возможности человека ограничены, поэтому человек не может выполнить весь объём работ по производству товаров и услуг, необходимых для обеспечения его потребностей;
– ресурсы производства распределены неравномерно; далеко не все люди имеют доступ к ресурсам для производства необходимых им экономических благ.
– важной потребностью человека является взаимодействие с другими людьми в процессе труда; самообеспечение эту потребность удовлетворить не может.
Дополнительное задание. В3. В Г Д А Б Е
Всего 14 баллов «5» - 14-12 баллов; «4» - 11-9 баллов «3» - 8-6 баллов
2 вариант
А1. 2
А2. 2
А3. 2(3)
А4. 1(2)
А5. 4
В1. Ислам
В2. Б1Г2В3А4
С1. Пояснение.
В правильном ответе должны быть указаны:
Функция: повысить экономическую продуктивность человека.
Экономический стимул: общество вознаграждает человека более высокой оплатой его услуг.
Специфические расходы:
- плата за обучение и затраты на учебники и оборудование..
С2. Пояснение.
В правильном ответе должны быть указаны:
Факторы рисков:
- смерть;
- утрата трудоспособности,
- различия в способностях, энергичности и удачливости.
С3. Пояснение.
В правильном ответе могут быть следующие объяснения:
1) Роль человека многократно возросла, так как интеллектуальный труд стал господствующим в производственной сфере. Он сформировался как осознанная деятельность людей по производству, развитию, усвоению, сохранению, распространению и практическому использованию знаний.
2) Знания превращаются в ключевой ресурс — в главную производительную силу. В наше время знания во всех отношениях превосходят традиционные экономические ресурсы — капитал, труд, землю .
3) «Знание является бизнесом в той же мере, в какой бизнесом является потребитель. Физические товары или услуги — это только средства для обмена покупательской способности потребителя на знания, которыми обладает бизнес» .
4) Инновационная экономика возможна только при наличии высокоразвитого человеческого капитала.
5) Поэтому за последние несколько десятков лет мы стали свидетелями, как отрасли, накапливающие основные богатства общества, занятые производством и распределением нематериальной продукции — знаний и информации, полностью превзошли материальное производство