СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа по темам: «Духовная культура» и «Экономика».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическая работа по обществознанию рассчитана на обучающихся 10 класса (базовый уровень), представлена в двух вариантах с ответами и пояснениями

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа по темам: «Духовная культура» и «Экономика».»

Практическая работа по темам: «Духовная культура» и «Экономика».

1 Вариант

Часть 1.

А1. Верны ли суждения о средствах массовой информации (СМИ)?

А. СМИ влияют на степень консолидации человеческого общества.

Б. СМИ таят в себе угрозу манипулирования общественным сознанием.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения не верны

А2. Верны ли суждения об уровне жизни?

А. Уровень жизни в стране возрастет, если прирост реального валового национального продукта будет выше, чем прирост населения.

Б. Уровень жизни в стране непременно возрастет, если распределение осуществляется централизованно.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения не верны

А 3. Какой из факторов развития науки говорит о противоречивости развития прогресса?

1) усиленное взаимодействие между народами усилило взаимопонимание народов

2) строительство АЭС усиливает опасность радиоактивного заражения местности

3) развитие транспортных средств усилило мобильность населения

4) внедрение новых ЭВМ расширило возможности получения образования

А 4. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) жизнь и здоровье 2) достоинство личности

3) личная неприкосновенность 4) нематериальные блага

5) право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства

А 5. Образование - это

1) процесс социализации человека в обществе через усвоение суммы знаний выработанных человечеством на всем протяжении своего развития

2) процесс приобретения новых, ранее не доступных знаний через систему специальных учреждений и организаций

3) осознанное невмешательство в сознание и деятельность людей

4) процесс насильственного внедрения в сознание человека знаний, необходимых ему для выживания в обществе

Часть 2.

В 1. Запишите слово, пропущенное в схеме.




***





Народная или фольклор

Элитарная

Массовая

Субкультура

Доминирующая

Контркультура


В 2. Соотнесите понятия и соответствующие им примеры.

ПОНЯТИЯ. ПРИЗНАКИ.

1. Буддизм А) поклонение монарху как божеству, существует в Японии

2. Синтоизм Б) самая распространенная религия в мире, делящаяся на православие,

католицизм и множество иных ветвей

3. Христианство В) основателем религии считается принц Гуатама, религия распространена

в Индии, Бирме, Китае и Японии.

4. Ислам Г) самая молодая из мировых религий, активно расширяющая свое влияние

Д) национальная религия, официальная религия Израиля

Часть 3.

Прочитайте текст и выполните задания C1—С3.

Главной движущей силой капиталистической экономики является личный интерес: каждая экономическая единица стремится делать то, что выгоднее всего ей самой. Предприниматели ставят своей целью максимизацию прибылей своих фирм или – как варианта – минимизацию своих убытков. А владельцы материальных ресурсов (собственности) пытаются продать или сдать в аренду эти ресурсы по возможно более высоким ценам. Рабочие также стремятся получить возможно больший доход (удовлетворение) и ищут такую работу, где сочетание заработной платы, социальных благ и условий труда были бы для них наиболее подходящими. В свою очередь потребители, покупая определённый продукт, стараются приобрести его по самой низкой цене. Потребители, кроме того, стремятся сократить расходы и максимизировать полезность продукта. Короче говоря, капитализм предполагает, что личный интерес формирует фундаментальный образ действий различных экономических единиц, когда они реализуют свой свободный выбор. Мотив личного интереса придаёт направление и упорядоченность функционированию экономики, которая без такого интереса оказалась бы чрезвычайно хаотичной…

Просто поразительно, какие грандиозные масштабы приняла в обществе специализация. Подавляющее большинство потребителей сами не производят практически никаких товаров и услуг, которые они потребляют, и, напротив, потребляют очень мало или вовсе ничего из того, что они производят… Рабочий на сборочном конвейере, который по 8 часов в день устанавливает стёкла на «Форды», сам может владеть автомобилем «Хонда». Редко какие домохозяйства всерьёз налаживают собственное производство необходимых им пищи, жилья или одежды. Многие фермеры продают молоко со своей фермы местному молочному заводу, а сами покупают масло в местном супермаркете. Общество уже давно усвоило, что самообеспечение порождает неэффективность. «На все руки мастер» может быть весьма яркой личностью, но уж высокой производительностью труда он наверняка не отличается.

Что авторы называют личным интересом? Как они определяют личные интересы владельцев различных факторов производства?

(К. Макконнелл, С. Брю)

С1. Что авторы называют личным интересом? Как они определяют личные интересы владельцев различных факторов производства?

С2. Как авторы характеризуют роль личного интереса в рыночной (капиталистической) экономике? Используя текст, приведите две характеристики.

С3. Что такое специализация? Используя текст и обществоведческие знания, приведите три пояснения мысли авторов о неэффективности самообеспечения.



Дополнительное задание

В 3. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«1. *** – систематический, организованный, ориентированный на сущность вид познания, имеющий следующие особенности. Наука изучает общее и 2. ***. Наука стремится выявить общие и универсальные законы мироздания; наука – это 3. *** знаний.

Существует два уровня научного познания: эмпиризм и 4. *** или теоретическая форма познания. В процессе научного развития теоретическое познание может превратиться в эмпирическое – опытное. Научное познание отличается от 5. *** тем, что стремится к максимальной 6. *** в описании изучаемых предметов и явлений; владеет особым языком, используемым для их описания; владеет специфическими способами обоснования истин­ности полученных знаний».


А. рационализм Б. обыденное познание В. научное познание Г. закономерность

Д. система Е. объективность Ж. субъективность З. толерантность






Практическая работа по темам: «Духовная культура» и «Экономика».

2 Вариант

Часть 1.

А 1. Форма ненаучного познания, основанная на сведениях современного человека об обществах, системе взаимоотношений, природе, явлениях, существовавших в древности, и дошедших до нас в преданиях, легендах, отрывочных текстах.

1) паранаука 2) мифология 3) здравый смысл 4) факт

А 2. Это предполагает не только сохранение имеющихся достижений в области культуры, но и создание на фоне достигнутого того, чего не было ранее:

1) традиционализм 2) новаторство

3) увеличение количественных показателей 4) консерватизм

А 3. Определите, какое из высказываний является верным?

А) Наука, в отличие от культуры оперирует только конкретными понятиями.

Б) Искусство, в отличие от науки, использует чувственные образы

1. Верно суждение А. 2. Верно суждение Б. 3. Оба суждения верны. 4. Оба суждения не верны.

А 4. Образование - это

1) процесс социализации человека в обществе через усвоение суммы знаний выработанных человечеством на всем протяжении своего развития

2) процесс приобретения новых, ранее не доступных обществу знаний через систему специальных учреждений и организаций

3) осознанное невмешательство в сознание и деятельность людей

4) процесс насильственного внедрения в сознание человека знаний, необходимых ему для выживания в обществе

А 5. Рассмотрите диаграмму. Исходя из распределения нагрузки на ученика в неделю, определите характер общеобразовательного учреждения.






Количество часов в неделю






10

8







6

6







4







2


МАТЕМ

ФИЗИКА

ХИМИЯ

РУС.ЯЗ.

ИСТОР

Другие


П Р Е Д М Е Т Ы


1) спортивная школа олимпийского резерва

2) средняя общеобразовательная школа

3) гимназия

4) средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением естественных наук


Часть 2.


В 1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Мировые религии

***

буддизм

христианство


В 2. Соотнесите термины и соответствующие им признаки.

Установите соответствие между названием религии и соответствующим ей признаком.

РЕЛИГИЯ ПРИЗНАКИ РЕЛИГИИ

1. монотеизм А) многобожие

2. тотемизм Б) религия, признающая единого Бога

3. анимизм В) вера в наличие души у животных, растений, рыб и др.

4. политеизм Г) вера в сверхъестественную связь членов племени с изображением предка, чаще

всего животного, птицы и др.

Д) обожествление императорской династии в Японии


Часть 3.

Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.

Специальное и про­фес­си­о­наль­ное образование... это форма ин­ве­сти­ций в че­ло­ве­че­ский капитал, аб­со­лют­но ана­ло­гич­ная вкла­ды­ва­нию денег в оборудование, зда­ния и про­чие неодушевлённые формы капитала. Функ­ция такой ин­ве­сти­ции за­клю­ча­ет­ся в том, чтобы по­вы­сить эко­но­ми­че­скую про­дук­тив­ность человека. Если ин­ве­сти­ция до­сти­га­ет этого результата, об­ще­ство сво­бод­но­го предпри­ни­ма­тель­ства воз­на­граж­да­ет че­ло­ве­ка более вы­со­кой опла­той его услуг. Это раз­ли­чие в выруч­ке яв­ля­ет­ся эко­но­ми­че­ским сти­му­лом для ин­ве­сти­ций ка­пи­та­ла в форме ма­ши­ны или в форме человека. В обоих слу­ча­ях до­пол­ни­тель­ная вы­руч­ка долж­на со­из­ме­рять­ся с затратами, понесёнными для её получения. Когда речь идёт о спе­ци­аль­ном образовании, глав­ные за­тра­ты со­сто­ят в доходе, упу­щен­ном в пе­ри­од обучения, в про­цен­тах на прибыль, упу­щен­ных в связи с от­кла­ды­ва­ни­ем заработка, и в спе­ци­фи­че­ских рас­хо­дах на при­об­ре­те­ние образования, таких как плата за обу­че­ние и за­тра­ты на учеб­ни­ки и оборудование...

Инвестиции в че­ло­ве­че­ский ка­пи­тал нель­зя фи­нан­си­ро­вать на тех же усло­ви­ях и с такой же лёгкостью, как ин­ве­сти­ции в ка­пи­тал физический. Не­труд­но понять, по­че­му так происходит. Когда даётся дол­го­сроч­ная ссуда на фи­нан­си­ро­ва­ние ин­ве­сти­ций в фи­зи­че­ский капитал, кре­ди­тор спо­со­бен за­ру­чить­ся обес­пе­че­ни­ем в виде не­дви­жи­мо­го иму­ще­ства или остав­шей­ся части тре­бо­ва­ний на сами ма­те­ри­аль­ные ак­ти­вы и в слу­чае не­упла­ты может рас­счи­ты­вать на ре­а­ли­за­цию хотя бы части своих ка­пи­та­ло­вло­же­ний путём про­да­жи ма­те­ри­аль­ных активов. Если он даёт ана­ло­гич­ную ссуду на увеличе­ние до­ход­но­сти человека, ему, очевидно, не­воз­мож­но за­ру­чить­ся ана­ло­гич­ным обеспечением... Такие ин­ве­сти­ции не­из­беж­но свя­за­ны с боль­шим риском. Сред­няя ожи­да­е­мая прибыль может быть высока, но от­кло­не­ния от сред­ней ве­ли­чи­ны бы­ва­ют весь­ма велики. Одна очевид­ная при­чи­на от­кло­не­ний - это смерть или утра­та трудоспособности, но куда важнее, видимо, раз­ли­чия в способностях, энер­гич­но­сти и удачливости. Вслед­ствие этого, если предо­став­лять долгосроч­ные ссуды, обес­пе­че­ни­ем ко­то­рых будет один лишь ожи­да­е­мый бу­ду­щий заработок, значитель­ная про­пор­ция их не будет возвращена...

Какие бы ни были тому причины, изъ­я­ны рынка при­ве­ли к не­до­стат­ку ин­ве­сти­ций в человеческий капитал. По­это­му го­су­дар­ствен­ное вме­ша­тель­ство можно обос­но­вать как «технической монополией» (поскольку рас­про­стра­не­ние таких ка­пи­та­ло­вло­же­ний на­тал­ки­ва­ет­ся на­ административ­ные расходы), так и не­об­хо­ди­мо­стью вы­пра­вить си­ту­а­цию на рынке (поскольку рынок в дан­ном слу­чае не вы­ка­зал гибкости).

(М. Фридмен)

С1. Какая функ­ция про­фес­си­о­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния на­зва­на автором? Что яв­ля­ет­ся экономическим сти­му­лом для ин­ве­сти­ций в про­фес­си­о­наль­ное образование? Какие спе­ци­фи­че­ские рас­хо­ды на при­об­ре­те­ние об­ра­зо­ва­ния не­об­хо­ди­мо учи­ты­вать при опре­де­ле­нии эф­фек­тив­но­сти инвестиций?

С2. Какие факторы, по­рож­да­ю­щие риски ин­ве­сти­ций в че­ло­ве­че­ский капитал, рас­смот­рел автор? Исполь­зуя текст, ука­жи­те три фак­то­ра риска.

С3. Почему в со­вре­мен­ной эко­но­ми­ке су­ще­ствен­но воз­рос­ло зна­че­ние че­ло­ве­че­ско­го капитала? Исполь­зуя об­ще­ство­вед­че­ские знания, при­ве­ди­те три объяснения.


Дополнительное задание

В 3. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«1. *** – систематический, организованный, ориентированный на сущность вид познания, имеющий следующие особенности. Наука изучает общее и 2. ***. Наука стремится выявить общие и универсальные законы мироздания; наука – это 3. *** знаний.

Существует два уровня научного познания: эмпиризм и 4. *** или теоретическая форма познания. В процессе научного развития теоретическое познание может превратиться в эмпирическое – опытное. Научное познание отличается от 5. *** тем, что стремится к максимальной 6. *** в описании изучаемых предметов и явлений; владеет особым языком, используемым для их описания; владеет специфическими способами обоснования истин­ности полученных знаний».


А. рационализм Б. обыденное познание В. научное познание Г. закономерность

Д. система Е. объективность Ж. субъективность З. толерантность

























































.








1 вариант

А 1. 3

А 2. 1

А 3. 2

А4.  4. Все представленные понятия — это нематериальные блага.

 А 5 – 2 5 баллов

В1. Культура 1 балл

В. 2. А2Б3В1Г4 2 балла

С1. Пояснение. 2 балла

1) ответ на первый вопрос: личный интерес — это ситуация, когда каждая экономическая единица стремится делать то, что выгоднее всего ей самой;

2) личные интересы владельцев различных факторов производства:

− предприниматели ставят своей целью максимизацию прибылей своих фирм или — как вариант — минимизацию своих убытков;

− владельцы материальных ресурсов (собственности) пытаются продать или сдать в аренду эти ресурсы по возможно более высоким ценам;

− рабочие стремятся получить возможно больший доход (удовлетворение) и ищут такую работу, где сочетание заработной платы, социальных благ и условий труда были бы для них наиболее подходящими.


С2. Пояснение. 2 балла

Могут быть приведены следующие характеристики:

1) личный интерес формирует фундаментальный образ действий различных экономических единиц, когда они реализуют свой свободный выбор;

2) мотив личного интереса придаёт направление и упорядоченность функционированию экономики, которая без такого интереса оказалась бы чрезвычайно хаотичной.

С3. Пояснение. 2 балла

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на вопрос, например: специализация – это сосредоточение деятельности на относительно узких направлениях, отдельных технологических операциях или видах выпускаемой продукции; приобретение специальных знаний и навыков в определённой области;

2) пояснения, например:

– интеллектуальные, физические и иные возможности человека ограничены, поэтому человек не может выполнить весь объём работ по производству товаров и услуг, необходимых для обеспечения его потребностей;

– ресурсы производства распределены неравномерно; далеко не все люди имеют доступ к ресурсам для производства необходимых им экономических благ.

– важной потребностью человека является взаимодействие с другими людьми в процессе труда; самообеспечение эту потребность удовлетворить не может.


Дополнительное задание. В3. В Г Д А Б Е


Всего 14 баллов «5» - 14-12 баллов; «4» - 11-9 баллов «3» - 8-6 баллов




2 вариант

А1. 2

А2. 2

А3. 2(3)

А4. 1(2)

А5. 4

В1. Ислам

В2. Б1Г2В3А4

С1. Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть указаны:

Функция: по­вы­сить эко­но­ми­че­скую про­дук­тив­ность человека.

Экономический стимул: об­ще­ство воз­на­граж­да­ет че­ло­ве­ка более вы­со­кой опла­той его услуг.

Специфические расходы:

- плата за обу­че­ние и за­тра­ты на учеб­ни­ки и оборудование..

С2. Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть указаны:

Фак­то­ры рисков:

- смерть;

- утра­та трудоспособности,

- раз­ли­чия в способностях, энер­гич­но­сти и удачливости.

С3. Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть сле­ду­ю­щие объяснения:

1) Роль че­ло­ве­ка мно­го­крат­но возросла, так как ин­тел­лек­ту­аль­ный труд стал гос­под­ству­ю­щим в про­из­вод­ствен­ной сфере. Он сфор­ми­ро­вал­ся как осо­знан­ная де­я­тель­ность людей по производству, развитию, усвоению, сохранению, рас­про­стра­не­нию и прак­ти­че­ско­му ис­поль­зо­ва­нию знаний.

2) Зна­ния пре­вра­ща­ют­ся в клю­че­вой ре­сурс — в глав­ную про­из­во­ди­тель­ную силу. В наше время зна­ния во всех от­но­ше­ни­ях пре­вос­хо­дят тра­ди­ци­он­ные эко­но­ми­че­ские ре­сур­сы — капитал, труд, землю .

3) «Знание яв­ля­ет­ся биз­не­сом в той же мере, в какой биз­не­сом яв­ля­ет­ся потребитель. Фи­зи­че­ские то­ва­ры или услу­ги — это толь­ко сред­ства для об­ме­на по­ку­па­тель­ской спо­соб­но­сти по­тре­би­те­ля на знания, ко­то­ры­ми об­ла­да­ет бизнес» .

4) Ин­но­ва­ци­он­ная эко­но­ми­ка воз­мож­на толь­ко при на­ли­чии вы­со­ко­раз­ви­то­го че­ло­ве­че­ско­го капитала.

5) По­это­му за по­след­ние не­сколь­ко де­сят­ков лет мы стали свидетелями, как отрасли, на­кап­ли­ва­ю­щие ос­нов­ные бо­гат­ства общества, за­ня­тые про­из­вод­ством и рас­пре­де­ле­ни­ем не­ма­те­ри­аль­ной про­дук­ции — зна­ний и информации, пол­но­стью пре­взо­шли ма­те­ри­аль­ное производство