СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Практический опыт эффективного применения в образовательном процессе учебных материалов нового поколения, основанных на информационных технологиях»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Успешность обучения во многом зависит от того, в какой форме организована познавательная деятельность учащихся. Любой урок осуществляется путем функционирования различных форм деятельности учителя и учеников, форм их взаимодействия.               

     В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:

-учащиеся имеют значительные учебные нагрузки в связи с увеличением объема содержания образования;

-приоритетными являются репродуктивные методы обучения;

-в силу исторически сложившихся взаимоотношений между учителем и учеником, последний, являющийся одновременно объектом и субъектом, не всегда может проявить свою субъективную сущность.                 

     Поэтому информационно-коммуникативные технологии занимают важное

место в современном образовательном процессе. Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках географии текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации. 

Просмотр содержимого документа
««Практический опыт эффективного применения в образовательном процессе учебных материалов нового поколения, основанных на информационных технологиях»»

Муниципальное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 25 г.Орла





















Выступление в рамках городского методического объединения учителей географии.


«Практический опыт эффективного применения в образовательном процессе учебных материалов нового поколения, основанных на информационных технологиях»















Подготовила:

Учитель географии и биологии

МБОУ-СОШ № 25 г.Орла

Цыценкова Е.М.






ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ КАК СРЕДСТВА АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ



Условия возникновения и становления педагогического эксперимента

В условиях модернизации образования главным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания.

Я считаю, что невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу.

Формирование познавательных интересов и активизация личности - процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.

Глубоко изучив методологические основы познавательной деятельности учащихся, я поставила перед собой задачу решения проблемы « Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках географии как средства активизации познавательной деятельности учащихся на уроках географии».

Работа над этой проблемой побудила к поиску таких методов, приемов, форм обучения, что позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству.

Актуальность педагогического эксперимента

Успешность обучения во многом зависит от того, в какой форме организована познавательная деятельность учащихся. Любой урок осуществляется путем функционирования различных форм деятельности учителя и учеников, форм их взаимодействия.

В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:

-учащиеся имеют значительные учебные нагрузки в связи с увеличением объема содержания образования;

-приоритетными являются репродуктивные методы обучения;

-в силу исторически сложившихся взаимоотношений между учителем и учеником, последний, являющийся одновременно объектом и субъектом, не всегда может проявить свою субъективную сущность.

Поэтому информационно-коммуникативные технологии занимают важное

место в современном образовательном процессе. Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках географии текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации.

В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знания. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможности новых компьютерных технологий.

Цели и задачи

Цель - обеспечение необходимого уровня усвоения школьниками систематизированных знаний по географии через формирование познавательных интересов, формирование способностей к самообразованию, потребности в самосовершенствовании, развитие ИКТ-компетентности.

В связи с этим определяются задачи:

  1. Обеспечение качества усвоения знаний по географии;

  2. Развитие общеучебных умений и навыков;

  3. Содействие развитию ИКТ-компетентности;

  4. Организация деятельности учащихся, направленная на самореализацию их личности.

При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике использую как традиционные, так и нетрадиционные подходы в преподавании географии, активно использую новые информационные технологии.

Результативность

Использование ИКТ дает учителю широкие возможности планировать свой урок, составлять конспект занятия, использовать кинофрагменты, электронные презентации и осуществлять контроль усвоения знаний.

Обучающиеся становится активными, заинтересованными, равноправными участниками обучения. Они отходят от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, повышается мотивация к обучению. При сочетании ИКТ с традиционными и нетрадиционными методами и приемами обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление.

Использование такого подхода в преподавании географии является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития.

Длительность работы над опытом – 1 год.


Новизна педагогического эксперимента

Новизна эксперимента состоит:

  • в разработке системы учебных занятий и внеклассных мероприятий с применением информационно-коммуникационных технологий;

  • в накоплении методического, дидактического, наглядного и раздаточного материала к учебным темам.

  • в разработке модели применения компьютерных технологий, учитывающих метапредметный подход к обучению;

  • в интерактивном взаимодействии "учитель- ученик - компьютер";

  • в создании и использовании презентаций Power Point и материалов Интернет.

Данный опыт отражает систему совершенствования практики преподавания географии, исходя из требований к современному уроку в рамках ФГОС.

Технология педагогического эксперимента

заключается в следующем:

  • создание информационной среды  процесса обучения географии;

  • выявление уровней развития самостоятельной деятельности обучаемых;

  • отбор учебного материала для самостоятельной деятельности учащихся направленных на развитие у учащихся основных мыслительных операций, которые необходимы для обработки и оценки информации;

  • разработка  учебных занятий, где осуществляется познавательная самостоятельная деятельность трех типов:

  • репродуктивная

  • поисковая, которая нацелена на поиск новых знаний и различных источников информации.

  • творческая, которая связана с применением приобретенных знаний и умений в нестандартных ситуациях.

  • применение компьютерных технологий   на различных этапах проведения урока;

  • применение различных типов и видов самостоятельных работ на основе компьютерных технологий;

  • изменение   позиции учителя: из транслятора содержания обучения в организатора информационных коммуникаций и эксперта,

  • поддержка учащихся в ходе самостоятельной деятельности;

  • мониторинг учебных достижений.

Использование информационно коммуникационных технологий на уроках географии

При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике использую как традиционные, так и нетрадиционные подходы в преподавании географии, активно использую новые информационные технологии.

Выделяю три основные формы работы с ИКТ на уроках географии.

Во-первых, это их непосредственное применение в учебном процессе. Компьютер становится ученику и учителю верным помощником, ведь из окна даже самых лучших учебников мы видим лишь верхушку айсберга называемого Землей. Компьютер позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решать проблему наглядности.

Если раньше стояла проблема обеспечения учебного процесса географическими картами, то, например, с использованием интерактивной доски и комплекта интерактивных ресурсов стало возможным карту, по мере необходимости, вывести на экран и использовать в учебном процессе.

Использование интерактивного наглядного пособия «Дрофа». Данное пособие оснащено всеми картами (6-11 класс), видеофрагментами, тестами разного уровня сложности. На каждой карте есть информационные знаки, которые содержат дополнительную информация, фотографии и т.д. К каждой карте есть легенда, которую можно открыть или скрыть. Также в данном пособии есть возможность рисовать разными маркерами, удалять, подписывать, выделять и др. это очень удобно использовать в своей деятельности, урок более наглядный и ученикам нравится работать с этим приложением.




Особенно это касается курса экономической географии, где данные об экономическом состоянии стран мира меняются постоянно. Каждый год происходят изменения, а данные о них появляются в печатных изданиях с опозданием, поэтому приходится обращаться к более мобильным источникам, в том числе к Интернет.


Собирая нужные документы (фотографии, статьи, рисунки) по конкретным темам в папки, я использую их для составления компьютерных сценариев уроков, для контроля знаний учащихся, подготовки к ОГЭ, выполненных в программе для создания презентаций Power Point. Презентации с помощью данной программы, при необходимости можно изменять и дополнять.


Информационно-коммуникативных средств, которые можно использовать в общеобразовательной школе, достаточно много. Несомненным прогрессом педагогической практики географического образования признано внедрение в учебный процесс мультимедийных электронных учебников.


Мультимедийные учебники для 5-9 классов позволяют существенно экономить время, как на уроке, так и во время подготовки к нему.

Данные учебники содержат большое количество информации по предмету, делая процесс обучения еще более эффективным. Компьютерные образовательные программы содержат в себе различные видеосюжеты, фотографии, биографии исторических личностей, словарные статьи, иллюстрации. Информация в них помещена в файлах стандартных форматов, так что учебные материалы с этих дисков можно использовать и независимо от программы.

Вторая форма работы это применение ИКТ для организации самостоятельной работы, проектной и исследовательской деятельности учащихся по географии вне школьных занятий.

Учителя географии часто сталкиваются с работой со статистическим материалом, трудность работы с ним заключается в его быстром устаревании, сложности усвоения. Для решения этой проблемы удобно использовать технологию учебных проектов. Например, по теме «Заповедники и национальные парки России» проект содержит несколько интересных картосхем, диаграмм, пирамид, дополняющих и углубляющих информацию учебника, для создания которых учащиеся собирали статистический материал в сети Интернет и ежедневной прессе. Продуктом этого проекта – презентацией  я пользуюсь при объяснении темы «Заповедники и национальные парки России». Работая над созданием презентации, ребята использовали программу Power Point, которой обучились на уроках информатики.

Мои ученики также очень много создают различные тематические презентации. Результатом применения данных технологий являются победы и призовые места учащихся в различных конкурсах на разных уровнях.




Таким образом, внедрение в учебный процесс современных информационных компьютерных технологий, обеспечивает единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения.

Я также  провожу уроки с использованием Интернет, т.е. с непосредственным выходом в сеть. С применением Интернет на уроках можно расширить кругозор учеников и повысить их интерес к любому предмету школьной программы, в том числе и к географии, особенно это касается материала, изучаемого в старших классах, так как ученики открывают для себя мир в целом и каждой страны в отдельности.


Большое внимание в своей педагогической деятельности я уделяю учебно-исследовательской и реферативной работе с учащимися:

а) в учебном процессе;
б) во внеурочное время.

Исследовательский метод выступает как обязательный при реализации краеведческого принципа обучения географии и актуален при изучении региональной географии.

Этапами исследовательской деятельности является:

  • Знакомство со статистическими данными переписи населения.

  • Обсуждение социальных проблем.

  • Социологический опрос населения по данной проблеме.

  • Обработка полученных результатов и их анализ. Построение графиков в программе Excel

  • Составление компьютерной презентации.

Третья форма – это применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга (использование развивающих игр, электронных энциклопедий и т.д.).

Всем известно, что различные формы внеучебной деятельности имеют сравнимую, а иногда большую эффективность в образовательном процессе.

Опыт нашей школы свидетельствует, что существует достаточное количество областей внеурочной деятельности учащихся, которые поддаются информатизации. Так, например, возможно комплексное использование средств ИКТ:

  • в подготовке и проведении общешкольных праздников;

  • в организации работы в классных коллективах при подготовке классных часов, родительских собраний, интеллектуальных игр и др.;

  • в работе кружков, секций и объединений дополнительного образования;

  • в организации работы с органами ученического самоуправления.

Итак, компьютерные технологии помогают сделать работу на уроке и внеурочное время интересной, повышают мотивацию ученика, ускоряют подготовку к уроку и приносят удовлетворение своей работой.

Таким образом, внедрение новых информационных технологий и компьютерной техники в образовательный процесс позволяет изменять традиционную систему образования. Это относится и к географии, в которой наряду с традиционными формами, методами и средствами обучения, заложены огромные возможности для применения компьютерных технологий мультимедийных средств.

Следует отметить, что использование ИКТ дает учителю широкие возможности планировать свой урок, составлять конспект занятия, использовать кинофрагменты, электронные презентации и осуществлять контроль усвоения знаний.

На уроках географии важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, развивать смекалку. Поэтому необходимо искать самые разнообразные пути и приемы поддержания познавательных интересов учащихся в любом виде их познавательной деятельности, любом направлении.

Итак, очевидно, что развитие познавательных способностей и творческой активности учащихся на уроках географии сегодня находятся в прямой зависимости от использования инновационных технологий в преподавании предмета.

Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. Он   отходит от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, повышается мотивация к обучению. При сочетании ИКТ с традиционными и нетрадиционными методами и приемами обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование такого подхода в преподавании географии является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития.

Думаю, что яркой иллюстрацией того, что моя система работает, являются полученные результаты:

  • качество знаний;

  • рост мотивации, интерес к предмету;

  • активная проектная и исследовательская деятельность учащихся;

  • участие в конкурсах, конференциях, фестивалях различного уровня.

Таким образом, использование современных информационно-коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности – это не дань моде, а необходимость, позволяющая учащимся и учителю более эффективно решать стоящие перед ними задачи.

Этапы урока с использованием информационно-коммуникативной технологии

ИКТ использую при объяснении, закреплении и обобщении учебного материала на уроках географии. Чтобы урок с использованием ИКТ прошел успешно, я использую:

соответствующее оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, интерактивная доска;

учебные электронные издания, материалы из Интернета, либо собственные разработки уроков.

Применяю следующие виды уроков:

  • Комбинированный урок, который сочетает в себе объяснение учителя с применением ИКТ и работу учащихся (индивидуальную, групповую, парную) с вопросами и заданиями, представленными в рамках мультимедиа-презентации.

  • Урок-лекция по изучению нового материала, который предполагает в течение всего занятия использование ИКТ в качестве иллюстративного материала.

  • Урок-семинар, когда учащиеся готовят собственные выступления с использованием ИКТ.

  • Защита проектных работ учащимися с использованием ИКТ.

  • Урок обобщения, когда в течение всего занятия используются ИКТ (включая в работу текст, аудио- и видеоматериалы, материалы готовых CD-ROM, мультимедиа-презентации, разработанные, учителем, учащимися).





Компьютер позволяет оптимизировать труд учителя. Он дает возможность упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков. Это позволяет сэкономить массу времени при подготовке и проведении урока. Весь материал упорядочен по классам в соответствии с календарно-тематическим планированием.

Учитель получает неограниченные возможности в изготовлении раздаточных печатных материалов к каждому уроку с учетом целей и задач обучения и индивидуальных особенностей учащихся. Компьютер позволяет использовать готовые электронные программные продукты. Это мультимедиа учебники, энциклопедии и справочники, галереи, тестовые программы и тренажеры для подготовки к ОГЭ.



ИКТ используется мной практически на каждом уроке. Это может быть и использование справочного материала Интернет-ресурсов, и готовый программный продукт и программный продукт, выполненный лично мной или учащимися. При внедрении ИКТ на уроках я столкнулась со следующими проблемами, которые необходимо учитывать и преодолевать в дальнейшем:


Варианты работы с ИКТ

Возможные трудности

Способы решения проблемы

Поиск информации

Учащиеся, зачастую, теряются в огромном объеме информации, затрудняются в выборе необходимых данных.

Не обрабатывают и не оформляют, полученный текст.

Давать больше заданий на работу с текстом, на составление конспектов и развернутых планов, как письменно, так и в электронном виде

Составление графиков и диаграмм

Некоторые учащиеся плохо разбираются даже в примитивных возможностях программы Office Excel

Наглядно показывать способы работы с программой Office Excel

Составление презентаций и другого наглядного материала

Иногда презентации бывают «перегружены» тексом или анимацией, что затрудняет восприятие предложенных работ

Тактично указывать на недостатки и недочеты выполненной работы, иногда презентации можно составлять на уроке, обсуждая выбранную информацию и оформление работы

Выступления учащихся с использованием ИКТ

Многие учащиеся заменяют свое выступление презентацией, в место того, что бы сделать презентацию ярким дополнением выступления

Предлагать заменить текст в презентации устным выступлением.

Использование тренажеров и электронных тестов


___________________

Данный тип работы все учащиеся выполняют легко и с удовольствием


В заключении мне бы хотелось отметить, что применение в практике преподавания географии информационных методов обучения способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам.

Используя ИКТ на уроках географии я получила подтверждение тому, что использование информационно-коммуникативной технологии на уроке географии позволяет:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся;

  • обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);

  • повысить объем выполняемой работы на уроке;

  • усовершенствовать контроль знаний;

  • формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;

  • обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;

  • изменяется к лучшему взаимоотношение с учениками далекими от истории, особенно с увлеченными ПК;

  • изменяется, особенно у шести - семиклассников, отношение к ПК, как к дорогой увлекательной игрушке. Ребята начинают его воспринимать в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности;

  • появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством учителя информатики и географии.

И как естественное следствие всех этих составляющих имеет место повышение качества знания учащихся и познавательной активности на уроках географии.


24


© 2016 874 8