Семинар-практикум
Часть I.
Вступительное слово.
Чтение отрывка из рассказа «Обезьяний язык» М. Зощенко.
Разминка.
Что такое культура речи?
Культура речи – это степень владения языковыми нормами, а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка.
Культура речи – это и специальная языковедческая дисциплина, направленная на изучение и совершенствование литературного языка как орудия национальной культуры, хранителя духовных богатств народа.
Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека.
Назовите требования к речи воспитателя.
Сейчас вы получите формулировки требований к речи. Их нужно прочитать и назвать, одним словом каждое требование.
Требования к речи педагога:
... (Правильность) – соответствие речи языковым нормам. В общении с детьми воспитатель использует основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.
... (Точность) – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Воспитатель должен обращать особое внимание на семантическую (смысловую) сторону речи, т.к. это способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
... (Логичность) – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Воспитатель в общении с детьми учитывает, что в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутри текстовой связи.
.. .(Чистота) – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), воспитатель заботится о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
... (Выразительность) – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи воспитателя является мощным орудием воздействия на ребенка. Владеющий различными средствами выразительности речи воспитатель (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.), способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
...(Богатство) – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатая лексика воспитателя способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи, так как именно в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка.
...(Уместность) – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи воспитателя предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
Часть II.
Тренинг «Перефразирование»
Каждая команда получает по стихотворению.
Задание. Перефразировать его так, чтобы каждая строка передавалась в нем иным словом или словосочетанием. Противоположная команда должна догадаться о каком стихотворении идет речь, назвать автора и прочитать его.
Оценка дается с учетом того, у какой команды перефразирование было наиболее удачным и почему? (нет совпадений с текстом, рифмой; близко к тексту)
«Проверьте свою грамотность».
Задание 1.
Определите род существительных, и употребить слово в правильной форме:
Окна занавешены (тюль)
Лицо скрыто (вуаль)
Крышу кроют (толь)
Вымою голову (шампунь)
Я ударилась (мозоль)
Голова покрыта (шаль).
Запомните:
мужской род — шампунь, лебедь, тюль, толь, аэрозоль, полироль;
женский род — антресоль, вуаль, мозоль, бандероль;
средний род — повидло, какао.
Внимание! У существительных, имеющих только форму
множественного числа, род не определяется: ворота, очки, брюки.
Задание 2.
Образуйте форму повелительного наклонения глаголов единственном и множественном числе:
ехать –
бежать –
махать –
класть –
положить –
лечь –
Задание 3.
Закончите предложения, употребив существительное в правильной форме:
Я встала, сняв ребенка с (колени).
В саду много (яблони), (вишни), (смородина).
Карантин по гриппу продолжался 22 (сутки).
Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли).
Задание 4.
Прочитайте слова, расставив ударение:
звонит, красивее,
баловать, балуешь,
избалованный, мышление,
эксперт, деньгами,
сливовый, свекла,
творог, обеспечение
Задание 5.
Правильно прочитайте слова в родительном падеже (кого? чего?) единственном числе:
бинт, блин, торт, бант, гусь.
Задание 6.
Правильно употребить слова в винительном падеже единственного числа:
доска, река, щека, борода, стена, борона.
Задание 7.
Исправить предложение:
Он полный невежа в вопросах искусства.
Когда я вернулся обратно к своим друзьям, все были очень рады.
Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу.
Все дети своевременно выполнили заданное задание.
Врачиха выписала детям лекарство.
Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять.
Задание 8.
• Объяснить значения слов. С каждым из слов составить предложения.
Старый Давний Старинный Ветхий Древний.
Д. И. Фонвизин так объяснял смысловое различие между ними: «Старо то, что давно было ново; старинным называется то, что ведется издавна. Давно то, чему много времени прошло. В настоящем употреблении ветхим называется то, что от старости истлело или обвалилось. Древне то, что происходило в отдаленнейших веках». Для иллюстрации этих значений Д. И. Фонвизин дает такое продолжение: «Старый человек обыкновенно любит вспоминать давние происшествия и рассказывать о старинных обычаях; а если он скуп, то в сундуках его найдешь много ветхого. Сих примеров столько ныне, сколько бывало и в древние времена».
Часть III.
Рефлексия.
Методика «Неоконченное предложение».
Сегодняшний семинар помог мне убедиться...
Выполнять задания мне помогало...
В ходе семинара мне было...
Я оцениваю семинар ...
Литература:
Миловидова И. Проверьте свою грамотность. М., Изд-во «Фамилия», 1995.
Справочник старшего воспитателя, № 3, 2009г.
Д.Э. Розенталь «А как лучше сказать?»; Москва «Просвещение»
1988.
JI. И. Скворцов «Культура русской речи»; Москва «Знание» 1995.
Приложение
Раздаточный материал:
Каждая команда получает по стихотворению (А. Барто).
Задание.
Перефразируйте стихотворение так, чтобы каждая строка передавалась в нем иным словом или словосочетанием. Противоположная команда должна догадаться о каком стихотворении идет речь, назвать автора и прочитать его.
Оценка дается с учетом того, у какой команды перефразирование было наиболее удачным и почему? (нет совпадений с текстом, рифмой; близко к тексту).
Задание 1.(1-я команда)
Определите род существительных и употребить слово в правильной форме
Окна занавешены (тюль)
Лицо скрыто (вуаль)
Крышу кроют (толь.)
Задание 1 .(2-я команда)
Определите род существительных и употребить слово в правильной форме:
Вымою голову (шампунь)
Я ударилась (мозоль)
Голова покрыта (шаль).
Задание 2. (1-я команда)
Образуйте форму повелительного наклонения глаголов единственном и множественном числе:
положить — положи (те);
бежать — беги (те);
лечь-ляг (те).
Задание 2. (2-я команда)
Образуйте форму повелительного наклонения глаголов единственном и множественном числе:
ехать - поезжай (те); махать — маши (те);
класть - клади (те).
Задание 3. (1-я команда)
правильной форме:
Карантин по гриппу продолжался 22 (сутки).
Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли).
Задание 3. (2-я команда)
правильной форме:
Я встала, сняв ребенка с (колени).
В саду много (яблони), (вишни), (смородина).
Задание 4. (1-я команда)
Звонит,
баловать,
избалованный,
Задание 4. (2-я команда)
• Прочитайте слова, расставив ударение:
красивее,
балуешь,
мышление,
деньгами,
свекла,
обеспечение
Задание 5. (1-я команда)
• Правильно прочитайте слова в родительном падеже {кого? чего?)
единственном числе:
бинт, блин, торт, шприц, серп.
Задание 5. (2-я команд
• Правильно прочитайте слова в родительном падеже {кого? чего?)
единственном числе:
бант, гусь тост, герб, шарф.
Задание 6. (1-я команда)
• Правильно употребить слова в винительном падеже (кого? что?)
единственного числа:
доска, река, щека.
Задание 6. (2-я команда)
• Правильно употребить слова в винительном падеже (кого? что?)
единственного числа:
борода, стена, борона.
Задание 7. (1-я команда)
• Исправить предложение:
Он полный невежа в вопросах искусства.
Когда я вернулся обратно к своим друзьям, все были очень рады. Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу.
Задание 7 (2-я команда)
• Исправить предложение:
Все дети своевременно выполнили заданное задание.
Врачиха выписала детям лекарство.
1. эксперт,
сливовый,
творог