СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практический семинар. Культура речи воспитателя.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На семинаре можно освоить правильное произношение некоторых слов.

Просмотр содержимого документа
«Практический семинар. Культура речи воспитателя.»



Семинар-практикум

Часть I.

Вступительное слово.

Чтение отрывка из рассказа «Обезьяний язык» М. Зощенко.

Разминка.

  1. Что такое культура речи?

Культура речи – это степень владения языковыми нормами, а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка.

Культура речи – это и специальная языковедческая дисциплина, направленная на изучение и совершенствование литературного языка как орудия национальной культуры, хранителя духовных богатств народа.

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека.

  1. Назовите требования к речи воспитателя.

Сейчас вы получите формулировки требований к речи. Их нужно прочитать и назвать, одним словом каждое требование.

Требования к речи педагога:

... (Правильность) – соответствие речи языковым нормам. В общении с детьми воспитатель использует основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

... (Точность) соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Воспитатель должен обращать особое внимание на семантическую (смысловую) сторону речи, т.к. это способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

... (Логичность) – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Воспитатель в общении с детьми учитывает, что в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутри текстовой связи.

.. .(Чистота) – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), воспитатель заботится о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

... (Выразительность) особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи воспитателя является мощным орудием воздействия на ребенка. Владеющий различными средствами выразительности речи воспитатель (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.), способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

...(Богатство) – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатая лексика воспитателя способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи, так как именно в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка.

...(Уместность) – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи воспитателя предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).


Часть II.


Тренинг «Перефразирование»

Каждая команда получает по стихотворению.

Задание. Перефразировать его так, чтобы каждая строка передавалась в нем иным словом или словосочетанием. Противоположная команда должна догадаться о каком стихотворении идет речь, назвать автора и прочитать его.

Оценка дается с учетом того, у какой команды перефразирование было наиболее удачным и почему? (нет совпадений с текстом, рифмой; близко к тексту)


«Проверьте свою грамотность».


Задание 1.

Определите род существительных, и употребить слово в правильной форме:

Окна занавешены (тюль)

Лицо скрыто (вуаль)

Крышу кроют (толь)

Вымою голову (шампунь)

Я ударилась (мозоль)

Голова покрыта (шаль).

Запомните:

мужской род — шампунь, лебедь, тюль, толь, аэрозоль, полироль;

женский род — антресоль, вуаль, мозоль, бандероль;

средний род — повидло, какао.

Внимание! У существительных, имеющих только форму

множественного числа, род не определяется: ворота, очки, брюки.


Задание 2.

Образуйте форму повелительного наклонения глаголов единственном и множественном числе:

ехать –

бежать –

махать –

класть –

положить –

лечь –


Задание 3.

Закончите предложения, употребив существительное в правильной форме:

Я встала, сняв ребенка с (колени).

В саду много (яблони), (вишни), (смородина).

Карантин по гриппу продолжался 22 (сутки).

Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли).


Задание 4.

Прочитайте слова, расставив ударение:

звонит, красивее,

баловать, балуешь,

избалованный, мышление,

эксперт, деньгами,

сливовый, свекла,

творог, обеспечение


Задание 5.

Правильно прочитайте слова в родительном падеже (кого? чего?) единственном числе:

бинт, блин, торт, бант, гусь.


Задание 6.

Правильно употребить слова в винительном падеже единственного числа:

доска, река, щека, борода, стена, борона.


Задание 7.

Исправить предложение:

Он полный невежа в вопросах искусства.

Когда я вернулся обратно к своим друзьям, все были очень рады.

Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу.

Все дети своевременно выполнили заданное задание.

Врачиха выписала детям лекарство.

Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять.


Задание 8.

• Объяснить значения слов. С каждым из слов составить предложения.

Старый Давний Старинный Ветхий Древний.

Д. И. Фонвизин так объяснял смысловое различие между ними: «Старо то, что давно было ново; старинным называется то, что ведется издавна. Давно то, чему много времени прошло. В настоящем употреблении ветхим называется то, что от старости истлело или обвалилось. Древне то, что происходило в отдаленнейших веках». Для иллюстрации этих значений Д. И. Фонвизин дает такое продолжение: «Старый человек обыкновенно любит вспоминать давние происшествия и рассказывать о старинных обычаях; а если он скуп, то в сундуках его найдешь много ветхого. Сих примеров столько ныне, сколько бывало и в древние времена».

Часть III.

Рефлексия.

Методика «Неоконченное предложение».

Сегодняшний семинар помог мне убедиться...

Выполнять задания мне помогало...

В ходе семинара мне было...

Я оцениваю семинар ...

Литература:

  1. Миловидова И. Проверьте свою грамотность. М., Изд-во «Фамилия», 1995.

  2. Справочник старшего воспитателя, № 3, 2009г.

  3. Д.Э. Розенталь «А как лучше сказать?»; Москва «Просвещение»

  4. 1988.

  5. JI. И. Скворцов «Культура русской речи»; Москва «Знание» 1995.

Приложение

Раздаточный материал:

  1. Каждая команда получает по стихотворению (А. Барто).

Задание.

Перефразируйте стихотворение так, чтобы каждая строка передавалась в нем иным словом или словосочетанием. Противоположная команда должна догадаться о каком стихотворении идет речь, назвать автора и прочитать его.

Оценка дается с учетом того, у какой команды перефразирование было наиболее удачным и почему? (нет совпадений с текстом, рифмой; близко к тексту).


Задание 1.(1-я команда)

Определите род существительных и употребить слово в правильной форме

Окна занавешены (тюль)

Лицо скрыто (вуаль)

Крышу кроют (толь.)

Задание 1 .(2-я команда)

Определите род существительных и употребить слово в правильной форме:

Вымою голову (шампунь)

Я ударилась (мозоль)

Голова покрыта (шаль).

Задание 2. (1-я команда)

Образуйте форму повелительного наклонения глаголов единственном и множественном числе:

положить — положи (те);

бежатьбеги (те);

лечь-ляг (те).


Задание 2. (2-я команда)

Образуйте форму повелительного наклонения глаголов единственном и множественном числе:

ехать - поезжай (те); махать — маши (те);

класть - клади (те).

Задание 3. (1-я команда)

  • Закончите предложения, употребив существительное в

правильной форме:

Карантин по гриппу продолжался 22 (сутки).

Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли).

Задание 3. (2-я команда)

  • Закончите предложения, употребив существительное в

правильной форме:

Я встала, сняв ребенка с (колени).

В саду много (яблони), (вишни), (смородина).

Задание 4. (1-я команда)

  • Прочитайте слова, расставив ударение:

Звонит,

баловать,

избалованный,

Задание 4. (2-я команда)

• Прочитайте слова, расставив ударение:

красивее,

балуешь,

мышление,

деньгами,

свекла,

обеспечение

Задание 5. (1-я команда)

• Правильно прочитайте слова в родительном падеже {кого? чего?)

единственном числе:

бинт, блин, торт, шприц, серп.

Задание 5. (2-я команд

• Правильно прочитайте слова в родительном падеже {кого? чего?)

единственном числе:

бант, гусь тост, герб, шарф.

Задание 6. (1-я команда)

• Правильно употребить слова в винительном падеже (кого? что?)

единственного числа:

доска, река, щека.

Задание 6. (2-я команда)

• Правильно употребить слова в винительном падеже (кого? что?)

единственного числа:

борода, стена, борона.

Задание 7. (1-я команда)

• Исправить предложение:

Он полный невежа в вопросах искусства.

Когда я вернулся обратно к своим друзьям, все были очень рады. Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу.

Задание 7 (2-я команда)

• Исправить предложение:

Все дети своевременно выполнили заданное задание.

Врачиха выписала детям лекарство.


1. эксперт,

сливовый,

творог