Практические работы по географии.
9 класс.
Практическая работа 1:
Сравнение географического положения России и других стран.
Цель: Научить учащихся оценивать географическое положение страны по отношению к другим странам, выявлять положительные и отрицательные черты географического положения, характеризовать влияние особенностей географического положения на развитие страны.
Ход работы: На контурной карте России:
- Красным цветом обозначьте государственную границу Российской Федерации;
- Подпишите названия государств, имеющих с Россией сухопутные и морские границы;
- Подпишите названия морей и океанов, омывающих берега России;
- Зелёным цветом обозначьте границу между Европой и Азией;
- Синим цветом обозначьте Северный Полярный круг, а оранжевым - 50о северной широты;
- Жёлтым цветом заштрихуйте территорию соседних с Россией стран - членов СНГ;
- Синим цветом заштрихуйте территорию соседних с Россией стран - членов НАТО;
- Красными кружками обозначьте ”горячие точки” на территории СНГ и подпишите их названия.
- Сделайте вывод об особенностях географического положения Российской Федерации. Какие особенности географического положения оказывают наибольшее влияние на развития страны?
Практическая работа 2:
Анализ карт населения.
Цель: Формировать умение работать с различными видами карт, анализировать информацию, делать выводы об особенностях состава и размещения населения.
Ход работы: Используя карты атласа, дайте ответы на вопросы:
- Приведите примеры народов, проживающих на территории нашей страны, относящихся к индоевропейской, алтайской, кавказской и уральской языковым семьям (по три примера).
- Назовите две главные зоны расселения и хозяйственного освоения России. В чем заключаются основные особенности размещения населения России?
- Назовите города-миллионеры Российской Федерации. В чем заключаются особенности их размещения?
- Определите районы с высокой и низкой плотностью населения. Объясните причины различий показателя плотности населения для разных регионов России.
Практическая работа 3:
Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий.
Цель: Формировать умение работать с различными видами информации. Формировать представление об особенностях естественного движения и составе населения Российской Федерации.
Ход работы: Используя статистические материалы учебника и дополнительную литературу, дайте ответы на вопросы.
- Какова общая численность населения России в настоящее время? Сравните данный показатель с показателем численности населения по данным переписи населения 2002 года? Сделайте вывод об изменении численности населения в нашей стране за последний период.
- Назовите общую численность населения Мурманской области в настоящее время. Сравните данный показатель с показателем численности населения по данным переписи населения 2002 года. Сделайте вывод об изменении численности населения в нашей области за последний период.
- Назовите показатель естественного прироста населения Российской Федерации. Сравните его с показателем за 2006 год (см. учебник). Сделайте вывод о тенденциях естественного прироста населения в современной России.
- Назовите показатель естественного прироста населения Мурманской области. Сравните его с показателем за 2006 год. Сделайте вывод о тенденциях естественного прироста населения в Мурманской области.
- Используя диаграмму на стр. 32 учебника, охарактеризуйте половозрастной состав населения страны.
- Сделайте вывод об основных показателях, характеризующих население РФ.
Практическая работа 4:
Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений.
Цель: Формировать представление об особенностях национального и религиозного состава населения России и территориальных аспектах межнациональных отношений.
Языковая семья | Народы | Ареал расселения | Субъекты федерации, соответствующие ареалу расселения |
1.Индоевропейцы | Русские Украинцы Белорусы Немцы | 1 2 3 4 | 1 2 3 4 |
2. Алтайская | Татары Чуваши Башкиры | 1 2 3 | 1 2 3 |
3.Урало – юкагирская | Мордва | 1 | 1 |
4. Северо- кавказская | Чеченцы Кабардино-балкарцы Ингуши | 1 2 3 | 1 2 3 |
Ход работы: Используя карты атласа и материал учебника, заполните таблицу
- Определите области с преобладанием русского населения.
- Назовите регионы с многонациональным составом населения.
- Определите, в каких районах России находятся республики с наибольшей численностью коренного населения.
- Приведите примеры народов, исповедующих православие, ислам, буддизм.
- Сделайте вывод об особенностях национального и религиозного состава населения нашей страны.
Практическая работа 5:
Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства.
Цель: Формировать умение работать с различными видами карт, анализировать информацию, делать выводы о территориальной структуре хозяйства.
Ход работы:
- Используя рисунок 19 на стр. 55 учебника, определите, в каких регионах России сохранилась доиндустриальная экономика, приведите примеры таких регионов.
- Назовите примеры регионов с преобладанием индустриальной экономики.
- Приведите примеры районов, в которых складывается постиндустриальная экономика.
- Используя карты атласа, определите, в каких районах нашей страны представлена добывающая промышленность, какие из них вы отнесли бы к районам нового освоения?
- В каких районах находятся предприятия обрабатывающей промышленности.
- Какие районы вы отнесете к высокоразвитым?
- Назовите районы нашей страны с преобладанием сельского хозяйства (аграрные районы).
- Сделайте вывод о территориальной структуре хозяйства нашей страны.
Практическая работа 6:
Группировка отраслей по различным показателям.
Цель: Развитие умения комплексно анализировать информацию, формировать представление о функциях и составе межотраслевых комплексов.
Ход работы:
- Заполните таблицу:
Межотраслевые комплексы | Хозяйственные функции | Отрасли, входящие в комплекс |
Научный | Осуществление работ по получению, хранению, распространению научных знаний | Образование и наука |
Военно-промышленный | Обеспечение вооруженных сил новейшей военной техникой, вооружениями, боеприпасами | Танкостроение, самолетостроение, радиотехническая промышленность и т.д. |
Машиностроительный | Обеспечение всех отраслей экономики разнообразными машинами и механизмами | Приборостроение, судостроение, автомобилестроение, тракторостроение, электроника и др. |
Топливно-энергетический | Производство и распределение энергии в разнообразных видах и формах | Нефтяная, газовая, угольная промышленность, электроэнергетика |
Металлургический, химико-лесной | Производство конструкционных материалов и химических веществ | Черная и цветная металлургия, химическая промышленность лесоперерабатывающая промышленность и др. |
Агропромышленный | Производство, переработка и доведения до потребителя сельскохозяйственной продукции | Растениеводство, животноводство, пищевая промышленность, легкая промышленность |
Инфраструктурный | Оказание разнообразных услуг | Транспорт, связь, образование, здравоохранение, банковские услуги, ЖКХ и др. |
Межотраслевые комплексы России.
Практическая работа 7:
Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования.
Цель: Формировать умение оценивать ресурсообеспеченность страны с помощью карт и статистических показателей
Ход работы: Используя карты атласа, статистические материалы и материал учебника, определите:
- Обеспеченность России разными видами минеральных ресурсов.
- Обеспеченность страны лесными, водными, земельными ресурсами.
- Дайте оценку природно-ресурсного потенциала России.
- Сделайте вывод о перспективах его рационального использования.
Практическая работа 8.
Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам.
Цель: Развитие умений комплексного использования карт, учебника, справочных материалов с целью дать характеристику нефтяного бассейна.
Ход работы: Заполните таблицу:
Характеристика Западно-Сибирского нефтяного бассейна.
План | Характеристика |
1. Географическое положение | |
2. Оценка уровня развития | |
3. Основные центры а) добычи нефти б) переработки нефти | А) Б) |
4.Направления транспортировки | |
5. Экологические проблемы, связанные с добычей, переработкой, транспортировкой нефти | |
Вывод. Значение Западно-Сибирского нефтяного бассейна для экономики страны. Оценка перспектив его развития в ближайшем будущем.
Практическая работа 9.
Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.
Цель: Развитие умений комплексного использования карт, учебника, справочных материалов с целью дать характеристику угольного бассейна.
Ход работы: Заполните таблицу:
Характеристика Кузнецкого угольного бассейна
План | Кузнецкий бассейн |
1. Географическое положение | |
2. Балансовые запасы угля | |
3. Глубина залегания углей | |
4. Теплотворная способность | |
5. Качество угля | |
6. Способы добычи | |
7. Мощность пластов | |
8. Условия работы | |
9. Себестоимость | |
10. Экологические проблемы, связанные с разработкой бассейна | |
Вывод. Значение Кузбасса для экономики страны. Перспективы развития бассейна в ближайшем будущем.
Практическая работа 10.
Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.
Цель: Развитие умений комплексного использования карт, учебника, справочных материалов с целью определения основных районов размещения трудоемкого и металлоемкого машиностроения с учетом основных факторов размещения производства.
Ход работы: Заполните таблицу:
Группа отраслей | Основной фактор размещения | Районы |
Трудоемкое машиностроение | 1 | 1 2 3 4 |
Металлоемкое машиностроение | 1 | 1 2 3 4 |
Вывод. Укажите причины подобного размещения трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения
Практическая работа 11:
Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.
Цель: Развитие умений комплексного использования карт, учебника, справочных материалов с целью определения основных районов размещения растениеводства и животноводства, определение факторов специализации отраслей сельского хозяйства.
Ход работы: Заполните таблицы:
Растениеводство | Фактор размещения | Природная зона | Экономические районы |
1.Пшеница а) озимая б) яровая | Теплый климат, увлажнение | Лесостепная и степная зоны | 1 2 1 2 |
3. Кукуруза | Теплый климат, увлажнение | степная зона, предгорные районы | 1 2 |
3. Картофель | Умеренный климат увлажнение Густонаселенные районы | Лесная зона, лесостепная зона | 1 2 3 |
4. Лен | Умеренный климат | Лесная зона | 1 2 |
5. Подсолнечник | Теплый климат, увлажнение | Степная зона | 1 2 3 |
Животноводство | Фактор размещения | Природная зона | Экономические районы |
1. Овцеводство | Сухой, горный климат | Степная зона и предгорные районы | 1 2 3 |
2.КРС а) мясное б) молочное | Сухой климат увлажнение | Лесостепь и степь. Лесная зона | 1 2 1 2 |
3. Свиноводство | Густонаселенные Районы, пригородные районы | Лесная зона, лесостепь, степь | 1 2 3 4 |
4. Оленеводство | Не требовательны к влажным кормам (нужен корм ягель) | Тундра | 1 2 3 |
Вывод: От каких факторов зависит специализация сельского хозяйства разных районов России?