Елена Анатольевна Балакирева.
Учитель, обучающий детей на дому.
Воронеж КОУ ВО «ВОШ № 31»
Практическое применение дидактических принципов в коррекционной школе.
Дидактические принципы – это наиболее общие теоретические положения, отражающие сущность и закономерность процесса обучения и являющиеся руководящим началом в деятельности учителя.
Практика обучения школьников с проблемами в развитии строится на основе общедидактических принципов с учётом познавательных возможностей учащихся.
Детям - олигофренам свойственна конкретность и поверхностность мышления, замедленное развитие речи, незрелость эмоционально волевой сферы. Мыслительные процессы этих детей характеризуются неподвижностью и инертностью, что оказывает влияние на все познавательные акты ребёнка. Для стимуляции развития ребёнка - олигофрена необходимо правильно организованное, коррекционно направленное специальное обучение и воспитание, адекватное возможностям ребёнка. Все дидактические принципы обучения неразрывно связаны между собой.
Принцип сознательности и активности.
Обеспечение сознательности и активности в обучении – наиболее сложная проблема для учителя коррекционной школы. Необходимо, чтобы материал был доступен пониманию детей, интересен им и постоянно применялся в практической деятельности.
Сведения, которые необходимо усвоить детям, нужно упростить и максимально связать с конкретными предметами, учитывая особенности мышления наших школьников. Обобщение и абстракция им недоступны.
Пр.: На уроках математики счёт ведётся только на предметном материале ( предметы, пальцы.)
При решении задач в массовой школе, дети отталкиваются от вопроса задачи, а наши дети в 1 и 2 классах от условия и только в 3 классе – от вопроса, если позволяют познавательные возможности учащихся. Объём изучаемого материала в коррекционной школе значительно сокращён по сравнению с программой массовой школы. Необходимо ограничивать количество знаний тем объёмом, который может усвоить ребёнок.
Пр. : При изучении темы « Домашние животные » в 1 классе программа предусматривает только знакомство с внешним видом, повадками и пищей кошки и собаки. 2 класс – кролик, 3 класс – овца, 4 класс – лошадь, корова.
В массовой школе объяснение нового материала часто строится на том, что дети сами находят нужный ответ на поставленный вопрос.
У ребёнка с особыми образовательными возможностями отмечается недостаточность всех форм мыслительной деятельности. Учитель развивает логическое мышление детей, задавая им наводящие вопросы, применяя логические задания.
Пр. : « Найди лишний предмет », «Сложи картинку», «Угадай по описанию», «Сравни предметы» и т. д.
Но в основном педагог сам объясняет им причинно следственные связи тех или иных реалий.
Чтобы ребёнок осознал материал, дефектологи постоянно работают с конкретными примерами, подкрепляют объяснение наглядным материалом, включают тактильную память.
Пр.: При решении задач в начальных классах конкретные предметы складываются в коробку. При изучении звуков и букв дети выделяют звук из слова с использованием картинки или предмета, анализируют букву, лепят из пластилина, раскрашивают её, ощупывают, пишут в воздухе, пишут пальцем на доске, а затем ручкой в тетради.
Дети – олигофрены быстро забывают изученный материал, поэтому необходимо постоянно возвращаться к только что изложенному, проверять сознательность усвоения знаний в практической деятельности.
Уроки в коррекционной школе характеризует непрерывная повторяемость уже изученного материала, использование полученных знаний в иных связях и отношениях, включение в них новых знаний, а следовательно их углубление и совершенствование.
Принцип систематичности и последовательности в обучении.
Сознательности не может быть без систематичности и последовательности. В массовой школе, как и в коррекционной, новые знания даются на основе уже, усвоенных, но в такой школе более выражено движение вперёд. Наше же движение больше похоже на спираль. Постоянно возвращаясь к изученным темам, мы углубляем полученные знания и усваиваем новые на основе имеющегося фундамента.
Необходимо добиваться, чтобы ребёнок видел предмет не отдельно, обособленно, а в системе.
Пр.: Не один помидор, а овощи в целом.
Систематичность и последовательность в обучении, прослеживается, например, при изучении звуков и букв.( Выделение звука из слова. Определение гласный он или согласный. Знакомство с соответствующей буквой. Слияние звуков в слоги, слова.)
В коррекционной школе, по сравнению с массовой, несколько изменены порядок изучения звуков, букв и слоговых структур. Он является наиболее доступным для детей с особыми образовательными потребностями, т. к. учитывает особенности их аналитико – синтетической деятельности. ( Сначала обратные слоги, затем прямые.) Наряду с основным методом обучения чтению по следам анализа, в коррекционной школе используется слоговой метод обучения. В школе 8 вида порядок изучения звуков и букв обусловлен не только частотой их употребления в речи, но и сложностью произношения.
Наглядность в обучении.
Наши дети отличаются конкретным мышлением. Поэтому наглядность на уроках должна использоваться максимально. Как иллюстративная, так и предметно – практическая. Ребёнку необходимо увидеть объёмный предмет, взять его в руки, пощупать.
Пр.: Изучение букв. Д. / И. «Волшебный мешочек», рисование, лепка из пластилина.
Лишней наглядности быть не должно, только необходимая. Постепенно необходимо переходить к схемам, таблицам, словесным описаниям. Но если ребёнок не достаточно усвоил материал, нужно вернуться к живому созерцанию предмета.
Доступность в обучении.
От познавательных возможностей учащихся зависит объём, характер программного материала, а также формы и методы обучения. Объяснять необходимо понятными детям словами, подбирать им посильные задания. От простого идти к более сложному.
Пр.: На уроках русского языка термин существительное заменяется сначала вопросами Кто? И Что?, затем термином : «Слова обозначающие предметы».
Необходимо учитывать, что объём знаний у учеников возрастает, а навыки пользования ими ещё не сформированы. Поэтому нужно работать в зоне ближайшего развития детей.
Пр.: Письмо. Буквы по образцу. Слоги по образцу. Списывание с письменного текста. Списывание с печатного текста. Под диктовку буквы, слоги, слова, предложения. Нельзя работать без учёта индивидуальных возможностей и особенностей детей.
Научность в обучении.
Несмотря на то, что мы в некоторой мере преобразовываем знания для доступности их восприятия детьми с проблемами в развитии, их содержание должно оставаться неискажённым.
Прочность усвоения знаний и умений.
Приобретённые знания должны длительное время сохраняться в памяти ученика и воспроизводиться в нужный момент. Из – за преобладания (короткой) сенсорно – перцептивной памяти над долговременной семантической, наши дети постоянно забывают полученную информацию. Для обеспечения прочности знаний необходимо придерживаться принципов сознательности, наглядности, систематичности, последовательности в обучении. Много времени уделять повторению. Программа обучения в коррекционной школе построена на основе постоянного повторения.
Пр.: Это прослеживается на уроках по всем предметам. Дети постоянно повторяют изученное и усваивают новые знания на основе имеющихся.
Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся.
Все дети имеют различные познавательные возможности и личностные качества. При индивидуальном подходе к учащимся учитываются конкретные отклонения каждого школьника от среднего уровня класса. Пр.: Больше внимания уделить письму букв, построению отрезков, решению примеров, развитию речи, мелкой моторики рук, снизить объём задания из – за слабого физического развития ребёнка.
Предлагая индивидуальные задания, учитель одновременно проводит коррекционную работу. При дифференцированном обучении работают параллельные группы учеников по индивидуальным программам, в различном темпе, на разном уровне сложности подачи программного материала.
Воспитывающий характер обучения.
На всех уроках учитель формирует положительные качества личности. Особенно ярко это можно проследить на уроках чтения при изучении различных художественных произведений. (Воспитание любви к животным, любви к Родине.)
На уроках математики. ( Делим яблоко.)
Посредством воспитательных моментов на уроках, во внеурочное время – решаются проблемы адаптации, что очень значимо для наших детей.
Руководящая роль учителя в обучении.
Учитель организует обучение и управляет им.
Наши дети нуждаются в постоянной помощи. Необходимо, чтобы она была своевременной и дозированной.
Все принципы обучения неразрывно связаны между собой. И на каждом этапе урока необходимо руководствоваться ими.
Литература:
Педагогика. В. А. Сластёнин И. Ф. Исаев Е. Н. Шиянов. Под ред . В. А. Сластёнина. М. Издательский центр «Академия» 2002 г.
Педагогика И. Ф. Харламов М. 2004г.
Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе. Под ред. В. В. Воронковой. М. «Школа- Пресс» 1994 г.
Актуальные проблемы отечественной дидактики. И. И. Логвинов М. 2005 г.
Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. А. К. Аксёнова. М. «ВЛАДОС» 1999 г.
Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе 8 вида. М. Н. Перова. М. «ВЛАДОС» 2001 г.