СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическое занятие. Структура и сословие средневекового общества

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическое занятие проводится среди студентов первого курса. Практическое занятие направлено на формирование умений работы с текстом, выполнение различных заданий на основе текста. Время выполнения работы - 90 мин. 

Просмотр содержимого документа
«Практическое занятие. Структура и сословие средневекового общества»

Инструкционная карта


Тема занятия 1. Структура и сословия средневекового общества

Цель выполнения задания: сформулировать определение понятия «феодализм»; охарактеризовать структуру и сословия феодального общества; изучить процесс возникновения средневековых городов и их роль в истории средневековой Европы; изучить функции цехов, охарактеризовать внутрицеховые отношения.

Необходимо знать: процесс создания империи Карла Великого и её распада, причины феодальной раздробленности в Европе.

Необходимо уметь: отделять главное от второстепенного, формулировать определения понятий; составлять схему и таблицу на основе текста.


Оборудование (приборы, материалы, дидактическое обеспечение):

Основные источники:

- учебник Ч.1., §13, стр. 93 – 95; §14, стр. 98 – 102;

- инструкционная карта;

- тетрадь;

- ручка.

Основные теоретические положения:

1. Что такое феодализм.

Зрелое Средневековье в Европе (ко­нец IX в. — конец XIII в.) явилось временем расцвета феода­лизма. Слово «феодализм» происходит от слова «феод» — на­следственное земельное владение за службу. Феод после смерти владельца на­следовал старший сын.

К X — XI вв. почти вся земля в Европе оказалась поделен­ной на феоды. Человек, получавший феод, был вассалом (слугой) того, кто предоставлял ему землю. Тот, кто наделял феодом, яв­лялся сеньором (старшим). Сеньор, наделяя вассала землей, помогал ему, защищал от врагов. Вассал по призыву сеньора становился в ряды его вой­ска. Военная служба была для вассала обяза­тельной в течение сорока дней в году. За остальные дни, про­веденные в седле, он получал от сеньора особую плату. В опре­деленных случаях вассал также дарил подарки сеньору, вы­купал его из плена и т.д.

И сеньоров, и вассалов называли феодалами. Феодал также был сеньором для всех жителей своего феода. В то время так и говорили: «Нет земли без се­ньора». Все феодалы фактически были независимыми прави­телями в своих владениях. Однако между ними все же сохра­нялась связь, которая предохраняла государства от полного распада. Эту связь принято изображать в виде так называе­мой феодальной лестницы. На ее верхней ступени нахо­дился король или император — верховный владелец всех зе­мель и верховный сеньор в государстве. Король раздавал зем­ли своим вассалам — князьям, герцогам, графам. Те, в свою очередь, выделяли отдельные части своих княжеств, гер­цогств и графств собственным вассалам — баронам. У баро­нов тоже были вассалы — рыцари. В качестве феода рыцари получали имение — деревню или часть деревни. Рыцари составляли нижнюю ступень феодальной лестницы.

Существовало правило: «Вассал моего вассала — не мой вассал». Это означало, что вассал служил только своему не­посредственному сеньору. Король, например, не мог призвать на службу барона — вассала герцога, а герцог — простого рыцаря. Именно поэтому власть королей была слабой.


2. Три сословия феодального общества.

В Средние века люди делились на сословия молящихся, воюющих и работающих. Эти сословия отличались по своим правам и обязанностям, которые были установлены законами и обычаями.

В сословие воюющих (феодалы) входили потомки знатных людей варварских племен и знатных жителей завоеванной ими Западной Римской империи. Положение воюющих было различным. Самые богатые владели целыми областями, а не­которые рыцари иногда были очень бедны. Однако только феодалы имели право владеть землей и управлять другими людьми. Феодал судил население своего феода, взимал штрафы за на­рушение законов.

В сословие работающих вошли как потомки обедневших свободных людей из числа варваров и римских граждан, так и потомки рабов и колонов. Подавляющее большинство тех, кто работал, — это крестьяне. Они делились на две категории. Некоторые крестьяне оставались свободными людьми, но жили на землях феодалов. Феод делился на господскую зем­лю и крестьянские наделы. Считалось, что эти наделы кре­стьянам предоставлял феодал. За это крестьяне работали на господской земле (барщина) и платили феодалу подати (оброк). Другую категорию представляли феодально-зависимые крестьяне. Они считались прикрепленными к своим наделам и не могли их покинуть. Повинности зависи­мых крестьян (барщина, оброк) были более тяжелыми, чем у свободных. Имущество крепостных считалось собственностью сеньора, их продавали и покупали вместе с землей.

Для содержания духовенства с работающих взимали подать в размере десятой части дохода (церковная десятина).

Помимо воюющих и работающих имелось сословие моля­щихся. В отличие от воюющих и работающих духовенство было открытым сословием. Это означает, что священниками мог­ли стать выходцы из двух других сословий. Его считали главным. Считалось, что феодал или кре­стьянин не в силах до конца постигнуть всей глубины учения Христа и самостоятельно общаться с Богом. К тому же лю­дей постоянно искушает дьявол. Только христианская цер­ковь и ее служители — духовенство — могли разъяснить всем Божественные законы, связать человека с Богом, защи­тить его от козней дьявола и замолить его грехи перед Все­вышним. Главной обязанностью сословия молящихся было богослужение. Священники крестили детей, венчали ново­брачных, принимали исповедь кающихся и отпускали грехи, причащали умирающих.

В непосредственном вла­дении Церкви находились немалые земли.


3. Феномен средневекового города.

В Средние века подавля­ющая часть населения жила в сельской местности. Во время Великого переселения народов многие города были уничто­жены. В оставшихся городах-крепостях жили короли, герцо­ги, епископы с приближенными и слугами. Горожане зани­мались сельским хозяйством в окрестностях города, а иногда и внутри него.

Примерно с X в. происходят большие перемены, так как главным занятием жителей городов становятся ремес­ло и торговля. Горожане к тому времени отличались от крестьян не толь­ко родом занятий. Они обладали особыми правами и обязан­ностями, носили особую одежду и т.д. Таким образом, сословие работающих разделилось на крестьян и горо­жан.

Развивалось общество, росло населе­ние, росли его потребности. Феодалы все больше нужда­лись в вещах, которые привозили купцы из Византии и вос­точных стран.

Первые города нового типа сложились как поселения куп­цов, торговавших с далекими странами. Появились места обмена товарами — ярмарки (ежегодные рынки).

Купцы имелись во всех городах, но в большинстве из них основным занятием жителей, как уже указы­валось, была не торговля, а ремес­ло. Первоначально ремесленники жили в деревнях и замках феода­лов. Однако прокормиться ремес­лом в сельской местности сложно. Мало кто покупал ремесленные изделия, ведь господствовало натуральное хозяйство. Поэтому ремесленники стремились переселиться в районы ярмарок, перекрест­ки торговых путей, переправы через реки и т.д. В таких ме­стах обычно находился замок феодала или монастырь. Ремес­ленники строили вокруг них свои жилища, позже такие по­селения нередко превращались в города.

Феодалы были заинтересованы в этих поселениях. Ведь с них можно было получать большой оброк. Сеньоры ино­гда сами свозили в одно место ремесленников из своего фе­ода, да еще сманивали их у соседей, но основная часть жи­телей селилась в городах самостоятельно. Нередко крепост­ные ремесленники и крестьяне бежали в города от своих сеньоров.


4. Города и сеньоры.

Так как города возникали на земле фео­далов, многие горожане находились в личной зависимости от сеньора. Феодалы при помощи слуг управляли городами. Пе­реселенцы из деревень приносили в города привычки жизни в общине. Очень скоро горожане стали собираться вместе для обсуждения вопросов городского управления, выбирали гла­ву города (мэра или бургомистра), собирали ополчение для защиты от врагов.

Люди одной профессии обычно селились вместе, ходили в одну церковь, тесно общались друг с другом. Они создава­ли свои союзы — ремесленные цехи и торговые гиль­дии. Цехи следили за качеством ремесленных изделий, уста­навливали порядок работы в мастерских, охраняли имуще­ство своих членов, боролись с конкурентами в лице нецехо­вых ремесленников, крестьян и т.д. Для защиты своих ин­тересов цехи и гильдии стремились участвовать в управле­нии городом.

По мере роста прибыли горожан феодалы увеличивали по­боры. Городские общины — коммуны — со временем начи­нали сопротивляться таким действиям. Некоторые сеньоры за выкуп расширяли права городских жителей. Однако в по­давляющем большинстве случаев развертывалась борьба меж­ду феодалами и коммунами. Исход борьбы зависел от соот­ношения сил. Со временем почти всюду горожане освободились от власти феода­лов и стали свободными людьми.


5. Противоречия внутри городских общин.

В борьбе против сеньоров все горожане были едины. Однако ведущее положе­ние в городах занимали крупные купцы, владельцы город­ской земли и домов (патрициат). Все они часто являлись родственниками и крепко держали в своих руках городское управление. Во многих городах только такие люди могли уча­ствовать в выборах мэра и членов городского совета. В неко­торых городах один голос богача равнялся нескольким голо­сам простых горожан.

При распределении податей, при наборе в ополчение па­трициат действовал в своих интересах. Такое положение вы­зывало сопротивление остальных горожан. Особенно недовольны были ремесленные цехи, которые приносили городу наибольший доход. В ряде городов цехи восставали против патрициата. Иногда восставшие свергали старых правителей и устанавливали более справедливые законы, выбирали пра­вителей из своей среды.


6. Цеховые организации.

Основным органом цехового управ­ления было собрание членов цеха, на котором присутствова­ли только самостоятельные члены цеха — мастера. Мастера были собственниками орудий труда, самой мастерской.

По мере увеличения спроса мастеру становилось сложно работать в одиночку. Так появились ученики, потом подмас­терья. Ученик давал клятву не покидать мастера до оконча­ния обучения; мастер же обязывался обучать его честно сво­ему ремеслу и полностью содержать. Положение учеников было, как правило, нелегким: их заваливали работой, дер­жали впроголодь, били за малейшую провинность.

Со временем ученик становился помощником мастера — подмастерьем. Его положение улучшалось, но он оставался неполноправным работником. Чтобы стать мастером, подма­стерье обязан был выполнить два условия: после обучения постранствовать для усовершенствования ремесла, а затем выдержать экзамен, заключавшийся в изготовлении образ­цового произведения (шедевра).


Ход выполнения задания, методические указания:


На основе текста п.1. «Что такое феодализм» выполните следующее задание.

1) От какого слова происходит слово «феодализм»?

2) На основе текста сформулируйте определения следующих понятий: вассал, сеньор, феодал.

3) На основе текста составьте схему «Феодальная лестница в Средневековой Европе». Начало схемы может быть таким:


Король или император


На основе текста п.2. «Три сословия феодального общества» выполните следующее задание.

4) На основе текста заполните таблицу «Сословия: состав, права и обязанности»

Сословия

Состав

(Кто входил в сословия)

Права

Обязанности














На основе текста п.3. «Феномен средневекового города» выполните следующее задание.

5) На основе текста заполните таблицу «Возникновение городов»

Возникновение городов

(эта колонка не заполняется)

Причины возникновения городов

(Почему возникли города?)

Процесс возникновения городов

(Как возникли города?)







6) Сформулируйте определение понятия «ярмарка».

На основе текста п.4. «Города и сеньоры» выполните следующее задание.

7) На основе текста заполните таблицу «Органы городского управления»

Органы городского управления

Функции органов городского управления







8) Ответьте на вопрос.

Так как города возникали на земле фео­далов, многие горожане находились в личной зависимости от сеньора. Изменилась ли со временем такая ситуация? В чем это выражалось?


На основе текста п.5. «Противоречия внутри городских общин» выполните следующее задание.

9) Перечислите группы населения, входившие в сословие патрициат.

10) Ответьте на вопрос.

Почему представители патрициата вызывали недовольство остальных горожан?

11) Ответьте на вопрос.

Представители какой группы населения были особенно недовольны действиями патрициата? Почему?


На основе текста п.6 «Цеховые организации» выполните следующее задание.

12) На основе текста составьте схему «Внутрицеховые отношения». Начало схемы может быть таким:

Собрание членов цеха

13) Ответьте на вопрос. При каких условиях подмастерье мог стать мастером?


Вывод:



Литература:

Учебник В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков «История» для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей. В двух частях. Часть 1. М., Издательсий центр «Академия», 2015 г.


Стр. 5