«В деле обучения и воспитания,
во всем школьном деле ничего нельзя
улучшить, минуя голову учителя»
(К.Д.Ушинский)
Практика оценивания компетенции учителя с использованием индикаторов профессионального мастерства
Шугаев Евгений Алексеевич
учитель МБОУ СОШ №16 Октябрьского района
Коллеги!
В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. А как может современный учитель проявить данное качество? Это конечно профессиональный рост. Рассмотрим, с нашей точки зрения, принципиальные критерии – это
1. Активное самообразование;
2. Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов профессиональной деятельности;
3. Активное участие в работе методических объединений;
4. Транслирование в педагогических коллективах опыта экспериментальной и инновационной деятельности;
5. Участие в профессиональных конкурсах.
Мы придерживаемся определения, что компетентным считается такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитанности школьников. При этом компетентность учителя определяются также соотношением его профессиональных знаний и умений, с одной стороны, и профессиональных позиций, психологических качеств – с другой стороны. (Маркова А.К.)
Формирование профессиональной компетентности - процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве.
Коллеги! Мы убеждены, что участие в работе профсоюзной организации, это ещё один критерий для становления педагога, как личности и как лидера.
Первыми шагами в формировании компетентностей, по мнению специалистов, являются обучение "жизненным навыкам" (справляться со своими личными проблемами, со стрессами; управлять своим временем; читать инструкции, соблюдать правила; оформлять деловую документацию) и "надпредметным умениям" (обрабатывать и систематизировать текстовую и числовую информацию; писать тексты и выступать; осуществлять деловую коммуникацию; быть инициативным, предлагать нестандартное решение, уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения.)
Учитель должен владеть умениями работы за компьютером, что даёт ему возможность давать современные интерактивные уроки с использование презентаций и SMART- досок.
На основе платформы «Учи.ру» начальная школа успешно проводит занятия, на которых интерес работы повышается не только у детей, но и у учителей, данная программа учитывает скорость и правильность выполнения заданий, количество ошибок и поведение ученика. Таким образом, для каждого ребенка система автоматически подбирает персональные задания, их последовательность и уровень сложности. А в чем задача учителя? – Профессионально владеть всеми инновациями, предлагаемыми современной педагогической наукой.
Одним из основных аспектов работы учителя является внеурочная деятельность, с помощью которой можно не только дать больше знаний, но и привить любовь к своему предмету, а также повысить к нему интерес. На основе школьного музея мы старается строить внеурочную деятельность, которая способствует формированию у учеников универсальных учебных действий, но и позволяет самоопределиться, осознать своё место в мире: я и мой класс, я и моя семья, я и моя школа, я и социум, я и родная история.
Проектная деятельность - это ещё один способ для самообразования учителя, ведь в этой работе проявляется совместная деятельность учителя и ученика, именно во время защиты проекта прослеживается компетентность и профессионализм педагога. Метод проектов позволяет соединять знания из разных областей и применять их на практике. Это одна из технологий воспитания мотивированных детей.
Активное самообразование не может происходить без проведения открытых уроков, на которых можно поделиться своим мастерством, а также проанализировать ошибки и стараться их устранить.
Коллеги! Я остановился в своем выступлении на некоторых аспектах профессионального роста педагога. Возникает вопрос, возможно ли стать идеальным учителем? Таким, которому больше нечего добавить к своей методике, чтобы сделать её ещё лучше?
Наш ответ однозначен: нет, это невозможно. Потому что лучший педагог всегда будет стремиться учиться и развиваться до бесконечности, не пренебрегая опытом коллег, ведь, как известно, non est terminus — «Нет предела совершенству».
Спасибо за внимание! Возможно кто- то не согласится с таким выводам. Мы готовы к обсуждению.
Шугаев Евгений Алексеевич
Учитель истории и обществознания, руководитель музея
Молодой специалист
МБОУ СОШ №16, Октябрьский район