Доклад на районном августовском совещании работников образования Тигильского муниципального района
Тема: «Практика применения эффективных технологий профилактической работы с обучающимися»
Докладчик:
социальный педагог, учитель дефектолог МБОУ «Тигильская СОШ»
Кутова Наталья Анатольевна
Новорожденные везде плачут одинаково. Когда же они вырастают, у них оказываются неодинаковые привычки. Это результат воспитания.
Сюньцзы
«Дети одинаковы, точнее, равны. Они равны перед добрым и худым.
Дети по началу походят на промокашки: впитывают в себя все, что грамотно или безнадзорно написано
родителями».
Воспитывать - значит приготовлять к жизни... Надо учиться в школе, но еще гораздо больше надо учиться по выходе из школы.
Д.И. Писарев
Любить детей — это и курица умеет. А вот уметь воспитывать их — это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни.
Максим Горький
Дело воспитания является одним из труднейших. Лучшие педагоги считают
его не только делом науки, но и искусства. Они имеют в виду воспитание школьное, разумеется, сравнительно ограниченное.
Но есть еще школа жизни, в которой происходит непрерывный процесс воспитания масс, где воспитателем является сама жизнь, государство, партия, а воспитуемыми — миллионы взрослых людей, различных по своему жизненному опыту,
политическому опыту.
Это дело куда более сложное.
М. И. Калинин
Есть дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадежными; между тем из них обыкновенно выходят великие люди, если только воспитать их надлежащим образом.
Я. Каменский
Трудные дети - это те дети, чье поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм. Это и дети с ярко выраженными способностями, которых обычно называют одаренными, и детьми, имеющие различного рода проблемы.
Классификация категории трудных детей
Первая группа. Медицинские – дети имеющие хронические заболевания внутренних органов, часто и длительно болеющих, стоящих на учете у неврапотолога, психиатра; перенесших различные операции. Имеющие проблемы с органами слуха, зрения и речи.
- дети – инвалиды
- дети с хроническими заболеваниями
- дети психосоматически ослабленные (часто болеющие)
- дети ситуативно (временно) болеющие и получившие травму.
- больные дети (дети с ограниченными возможностями здоровья, психофизически и соматически ослабленные).
Классификация категории трудных детей
Вторая группа. Социальные критерии: - дети, живущие в асоциальных, малообеспеченных семьях. С пренебрежительным или агрессивным отношением к ним окружающих.
1. Социально незащищенные дети – дети и подростки, находящиеся в критиической ситуации или неблагоприятных для жизни условиях.
2. Социально – запущенные дети, отчуждаются не только от школы, но и от семьи.
3. Дети из проблемных и неблагополучных семей это: семьи, имеющие детей-инвалидов; семьи с родителями-инвалидами; неполные семьи; многодетные семьи; малообеспеченные семьи; семьи беженцев; семьи мигрантов; семьи участников военных действий; семьи педагогически несостоятельные, практикующие насилие; дети из неблагополучных, асоциальных семей; дети из семей, нуждающихся в социально – экономической и социально–психологической помощи и поддержке.
Классификация категории трудных детей
Третья группа. Учебно – педагогические критерии: - имеют стойкую неуспеваемость. Пропускают занятия без уважительной причины.
- Педагогически запущенные дети – это здоровые, потенциально полноценные, но недостаточно воспитанные, обученные и развитые дети.
- Слабообучаемые, но «сохраненные» дети (дети с проблемами в обучении и развитии) - это та категория детей, которая, несмотря на усердный кропотливый труд в большей или меньшей степени неуспешна в учёбе по всем учебным дисциплинам или по отдельным учебным предметам.
- Хронически неуспевающие по всем или отдельным учебным дисциплинам.
- С несформированной мотивацией к учебной деятельности.
- Обучающиеся не усвоившие программу начальной школы.
- Дети с проявлением психолого – педагогической дезадаптации.
Классификация категории трудных детей
Четвертая группа. Поведенческие критерии: имеют стойкие нарушения поведения. испытывают трудности во взаимоотношениях. Имеют повышенную тревожность.
- Дети с нейродинамическими нарушениями нарушения поведения (гиперактивность, гипоактивность)
- Дети склонные к обману и воровству
- Дети склонные к уходу из дома (склонность к бродяжничеству)
- Дети с агрессивным поведением.
- Дети с девинтным поведением (девиантным, неадекватным) поведением.
- Дети с акцентуированным (патохарактерологическим) поведением -тип отклоняющегося поведения под которым понимается поведение, обусловленное патологическими изменениями характера сформировавшиеся в процессе воспитания.
- Дети с психопатологическим типом поведения. Поведение, основанное на психологических симптомах и синдромах, являющихся проявлениями тех или иных психических расстройств и заболеваний.
- Дети склонные к суицидальному (самоповреждающее, саморазрущающее) поведению
Классификация категории трудных детей
Пятая группа. «Дети зоны риска» с психологическими проблемами в развитии:
- Дети с недостаточными способностями к обучению (ЗПР)
- Дети с высокими способностями к обучению (одаренность)
- Дети с особенностями развития межполушарной ассиметрии. (леворукость, амбидекстрия)
- Дети с отклонениями в эмоциональной сфере (агрессивность, тревожность, демонстративность, замкнутость).
Информация о трудном ребенке :
- кто его воспитывает,
- каковы отношения в семье,
- успеваемость,
- посещаемость занятий,
- досуг,
- интересы и склонности,
- с кем дружит,
- как складываются отношения с учителями.
- личностные качества, проявляющиеся в поведении и деятельности.
«Трудный»: младший школьный возраст:
В младшем школьном возрасте проявляются следствия неправильного семейного и детсадовского воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Отсюда – неудачи в игре, трудовых действиях, неуверенность в себе, обидчивость, упрямство, капризность, грубость, несдержанность, вялость, инертность.
Особенности работы на определенном возрастном этапе
«Трудный»: младший школьный возраст:
- выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, педагогически запущенных, слабо подготовленных к школе.
- научить самостоятельно, готовить уроки, преодолевать трудности, знать, «что такое хорошо и что такое плохо».
- вовлекать в интересующую ребенка деятельность.
- учить правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки, уважать товарищей и взрослых, прощать друг другу слабости и недостатки.
«Трудный»: средний школьный возраст:
В подростковом возрасте трудновоспитуемость стимулируется не только отставанием в психическом развитии, но и недостаточным жизненным опытом. Подростки копируют поведение взрослых, несамостоятельны, преждевременно взрослеют. Так возникают недостатки поведения: грубость, не сдержанность, дурачливость, заносчивость, негативное отношение к учебе, конфликты с окружающими.
- Неадекватные возрастным особенностям школьников воспитательные воздействия вызывают у них сопротивление, накапливается отрицательный опыт, что усугубляет личностные недостатки.
Особенности работы на определенном возрастном этапе
«Трудный»: средний школьный возраст:
- подчеркивать взрослость подростка, его ответственность за себя и свою деятельность.
- учить различать истинную и ложную красоту человека.
- воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку
- формировать коллективизм и предупреждать эгоистичность, формируя адекватную самооценку.
- помочь подобрать ребенку интересное дело.
- создать ситуацию успеха в учебном процессе.
«Трудный»: старший школьный возраст:
Старшие подростки, взрослея, тянутся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей еще нет. Назревает конфликт между пониманием норм поведения и их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями. Разрыв между познанием мира и самопознанием лишает ребенка возможности саморегуляции и самовоспитания. Интересы гаснут, безответственность преобладает, праздный образ торжествует.
Особенности работы на определенном возрастном этапе
«Трудный»: старший школьный возраст:
- необходимы обращение в микрогруппах ближайшего окружения, деятельность, направленная на самопознание и самоопределение.
- формирование потребности в постоянном самовоспитании, активное приобщение к труду, достижение личных и общественных целей.
Высокая культура общения и педагогический такт учителя, долготерпение и вера в силы подростка.
Одной из целей работы в Учреждении является профилактика и оказание своевременной и квалифицированной помощи детям, подросткам и (или) их семьям, попавшим в сложные социальные, семейные, педагогические и прочие ситуации.
В начале каждого учебного года в Учреждении ставятся следующие задачи :
- создать условия, способствующие социальной адаптации обучающегося;
- оказать помощь в достижении позитивного разрешения проблем;
- сформировать у обучающихся позитивные ценностные отношения к обществу, учебе, труду, людям, самому себе, общественным нормам и законам;
- оказать семье обучающегося квалифицированную педагогическую помощь в воспитании.
И реализует их с помощью методов и форм:
- беседа;
- наблюдение;
- тестирование;
- анкетирование;
- анализ;
- консультирование;
- индивидуальная работа;
- групповая работа;
- диагностика.
Воспитание не ограничивается школой.
Поль Валери
Работа ведется по направлениям :
- профилактическая работа;
- организация досуговой деятельности;
- работа с родителями;
- правовой всеобуч;
- организация каникул;
- работа с трудными детьми.
Профилактическая работа с обучающимися:
1. Ликвидация пробелов, в знаниях, обучающихся является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения. Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и информирование родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими обучающимися, организовать помощь педагогам-предметникам и успевающими обучающимися.
Профилактическая работа с обучающимися:
2. Борьба с пропусками занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.
Социальный педагог ведет ежедневный контроль посещаемости уроков, заместителем директора по УМР ежемесячный учет пропуска обучающимися занятий по уважительной или без уважительной причины. В случае пропуска занятий обучающимся классные руководители выясняют у родителей (законных представителей) причину отсутствия.
Профилактическая работа с обучающимися:
3. Организация досуга обучающихся, широкое вовлечение обучающихся в занятия спортом, художественное творчество, работу объединений - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.
Мы не верили бы учению, воспитанию и образованию, если бы оно было загнано только в школу и оторвано от бурной жизни.
Владимир Ильич Ленин
Если позволить детям делать все,
что им заблагорассудится, да еще
сверх этого иметь глупость дать им
в руки основания для их причуд,
то мы будем иметь дело с самым плохим способом воспитания, у
детей возникает тогда достойная сожаления привычка к особой безудержности, к своеобразному умствованию, к себялюбивому
интересу — корню всякого зла.
Георг Гегель
Профилактическая работа с обучающимися:
4. Пропаганда здорового образа жизни исходит из потребностей, обучающихся и их естественного природного потенциала. С целью привлечения обучающихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом, пропаганды здорового образа жизни, выявляются сильнейшие обучающиеся и формируются сборные команды школы для участия в школьных, районных соревнованиях.
Девять десятых тех людей,
с которыми мы встречаемся, являются тем, что они
есть, - добрыми или злыми, полезными или бесполезными - благодаря воспитанию.
Джон Локк
Профилактическая работа с обучающимися:
5. Правовое воспитание Широкая пропаганда среди обучающихся, их родителей (законных представителей) правовых знаний – необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Проведение бесед на классных часах, родительских собраниях, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для юношеской и подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних и их родителей дают мотивацию на ответственность за свои действия.
Профилактическая работа с обучающимися:
6. Предупреждение вовлечения обучающихся в экстремистские организации. Педагогический коллектив в работе с обучающимися акцентирует внимание на формировании у обучающихся толерантного сознания, веротерпимости и обучение культурному диалогу.
Профилактическая работа с обучающимися:
7. Работа с родителями. Работа по выявлению обучающихся и семей, находящихся в социально-опасном положении, строится планово. При выявлении негативных фактов классные руководители информируют Совет по профилактике правонарушений. Классные руководители, социальный педагог знакомятся с жилищными условиями обучающихся, в домашней обстановке проводят беседы с родителями, взрослыми членами семьи, составляют акты обследования жилищных условий, выясняют положение ребен ка в семье, его взаимоотношения с родителями.
«Каждый последующий воспитатель, оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий. Родители являются теми предыдущими по отношению ко всем остальным: воспитателю детского сада, учителю начальных классов, учителям-предметникам».
Жан Жак Руссо
Профилактическая работа с обучающимися:
8. Проведение индивидуальной воспитательной работы. Одним из важнейших направлений профилактической школьной деятельности является выявление, постановка на внутришкольный контроль обучающихся с асоциальным поведением и проведение для них индивидуально- воспитательных бесед.
Школа — это мастерская,
где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.
Анри Барбюс
«Учитель разума – в школе, учитель души – в кругу семьи».
Альфонс де Ламартин
Вот он сидит перед нами, взгляните.
Сжался пружиной, отчаялся он.
С миром оборваны тонкие нити.
Словно стена, без дверей и окон.
Вот они главные истины эти:
Поздно заметили… Поздно учли…
Нет! Не рождаются трудными дети!
Просто им вовремя не помогли.
Сергей Давыдович