СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практика применения техники коллажа как средства социализации и профессионального ориентирования обучающихся с ОВЗ

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном докладе представлен эффективный опыт работы в технике коллаж при организации внеурочной деятельности для обучающихся с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Практика применения техники коллажа как средства социализации и профессионального ориентирования обучающихся с ОВЗ»

Практика применения техники коллажа как средства

социализации и профессионального ориентирования обучающихся с ОВЗ.

Вопрос о роли труда в обучении и развитии школьников с ограниченными возможностями здоровья приобретает в настоящее время важное значение в связи с трудностью в подготовке учащихся к практической деятельности.

Как и учащиеся массовой школы, умственно отсталые школьники должны проникнуться мыслью о том, что каждый человек, живущий в обществе, обязан заниматься посильным и полезным для общества трудом. В том, чтобы подготовить себя к общественно полезной деятельности, учащиеся должны видеть главную цель, к которой надо стремиться в процессе обучения.

Проблема коррекционного влияния труда на развитие детей с интеллектуальной недостаточность приобретает в настоящее время особое значение, в связи с необходимостью подготовки обучающихся к гармоничному сосуществованию в социуме.

В системе педагогических мер воздействия на психику аномального ребенка труд является одним из важнейших средств коррекции недостатков умственного развития аномальных детей. Известно, что умственно отсталые дети слабо используют трудовые умения и навыки в новой для них ситуации. Трудовая деятельность способствуют применению знаний и умений, приобретенных во время обучения, в практической деятельности вне школы.

В процессе обучения в коррекционной школе педагог имеет дело с определенной категорией аномальных детей, с учениками, которые по особенностям психической деятельности существенно отличаются от своих нормально развивающихся сверстников и даже в рамках одной возрастной группы.

В процессе поиска адекватных способов и приемов педагогического воздействия, т. е. для того, чтобы в наибольшей мере помочь обучающимся, продвинуть их в плане общего развития нами используются различные практики.

Хорошие результаты получаются при соединении обучения с трудом. Результаты труда можно ощутить непосредственно. Сама работа и получаемый продукт - поделки, игрушки, изделия - вызывают у обучающегося живой интерес и побуждают его к активной и целенаправленной деятельности. Внеурочная деятельность, в частности проведение кружка по росписи ткани, способствует социализации обучающихся с ОВЗ, но мы столкнулись с определённой проблемой. Рисовать хотят многие дети, а выполнить качественные изделия получается не у всех. Может получиться так, что ребёнок с ОВЗ будет часто переживать неудачи, убеждаться в том, что он не всегда в состоянии правильно выполнить задание учителя. Все это может сформировать у него отношение к учению, как к мало доступной для него деятельности. Пользу учения и значимость для общества можно достаточно полно осознать лишь с точки зрения той роли, которую оно сыграет в общественно-трудовой деятельности обучающегося по окончании школы. Такое осознание дается умственно отсталому ученику с большим трудом.

В практике проведения внеурочной деятельности случилось так, что девочка инвалид с тяжёлой умственной отсталостью проявляла желание рисовать, но делать это у неё не получалось, так как мелкая моторика и речь развиты слабо, были трудности с самостоятельностью при выполнении даже простых изделий. Уровень выполнения изделий не приносил ребёнку удовлетворения. Данная ситуация не могла бы способствовать социализации обучающейся, поэтому было принято решение применить в работе метод коллажа. Был использован современный подход, нестандартные материалы, учитывались особенности развития обучающейся на данном этапе развития.

В качестве основания взяли плотный картон для коробок, а материалом для изготовления коллажа послужили листы из журналов. В начале обучения коллажи были простейшими. За образец брали несложные изображения, например ромашку. Педагог помогала нанести на картон контуры рисунка, а обучающаяся подбирала журнальные листы нужного цвета, разрезала их на полоски шириной около 1 см, без разметки карандашом и линейкой. Далее несколько полосок, сложенных вместе, необходимо было нарезать квадратиками. Школьница наносила клей ПВА на небольшой участок будущего коллажа и выкладывала на него заготовленные квадратики плотно друг за другом. Сложности были и в заготовке квадратиков необходимого размера, и в точной передаче цветов и оттенков будущего изображения. Но за счёт адекватного подбора уровня изделий и своевременной помощи учителя, были получены первые достойные результаты. Именно этот удачный опыт воодушевил девочку и увлёк достаточно для того, чтобы продолжить начатое обучение технике коллажа.

Постепенно размеры изделий и объём работы увеличивался, самостоятельность выполнения возрастала. У школьницы стала вырабатываться привычка обдумывать задание, а не приступать сразу к его исполнению. В процессе работы над коллажем необходимо предварительно определить место приклеивания каждого фрагмента, а так же соблюдать последовательность их приклеивания и точность в подборе оттенков изображения. В процессе таких занятий у обучающейся стали вырабатываться навыки организованности, умение действовать по намеченному учителем плану.

Техника коллажа способствует развитию пространственного представления, так как умственно отсталые обучающиеся испытывают значительные трудности в правильном расположении деталей относительно друг друга, а так же в самостоятельном употреблении соответствующих слов: наверху, в середине, вокруг, над, справа, слева и др.

Современный коллаж с использованием бросового материала и малым затратам на оснащение рабочего места школьника даёт возможность выполнять изделия даже вне школы, применяя полученные навыки в изменённых условиях.

Обучающаяся занималась вместе с другими школьниками, что так же способствовало адаптации в коллективе, развитию умения адекватно взаимодействовать с окружающими.

Для повышения интереса и активности школьников с ОВЗ в процессе внеурочной деятельности необходимо, чтобы они осознавали важность и полезность того, что они делают, понимали, что результаты их деятельности имеют известное практическое и общественное значение. Работы обучающейся участвуют в различных конкурсах, демонстрируются на выставках, девочка выполняет панно в подарок.

Важно уточнить, что работа в технике коллажа из журнальных листов применялась нами в индивидуальной работе с подростком инвалидом с умственной отсталостью и ДЦП. Результаты так же были положительными, а выполнение изделий вызвали у школьника неподдельный интерес.

Техника коллажа, в качестве замены рисования, является актуальной для детей с недостатками интеллектуального развития формой организации досуга и позволяет успешно входить в реальные трудовые отношения. Именно в труде человек может полноценно и всесторонне развиваться, раскрывать свои способности и таланты, найти свое место в жизни.

Рекомендации по применению техники коллажа:

1. С целью коррекции нарушений школьников с нарушением интеллекта должны использоваться разнообразные способы подготовки фрагментов коллажа и их форма (можно нарезать или рвать руками квадратики, полоски, кружки из журнальных листов). В процессе этой деятельности необходимо вырабатывать навыки самостоятельности.

2. Трудовая деятельность детей с ОВЗ должна проходить в условиях занимательности, с применением игровых, развлекательных моментов.

3. Следует привлекать к оценке своей деятельности самих детей. И учить их высказывать суждение о качестве работы товарищей.

4. Объём и сложность работ должна строиться с учетом психических возможностей детей с нарушением интеллекта.

Важно учитывать необходимость приучения обучающихся к самостоятельности, как важного качества личности, необходимого в жизни человека.