СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практика применения технологии продуктивного чтения на уроках русского языка.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткое изложение теории технологии продуктивного чтения, конспект урока, проведённого в рамках указанной технологии, самоанализ этого урока

Просмотр содержимого документа
«Практика применения технологии продуктивного чтения на уроках русского языка.»

Методическая разработка.

Практика применения технологии продуктивного чтения на уроках русского языка.

(краткое изложение теории технологии продуктивного чтения, конспект урока, проведённого в рамках указанной технологии, самоанализ этого урока)



Вот почему технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н.Светловской, в педагогической практике приобретает ведущее значение, т.к.способствует достижению тех результатов, о которых говорится в стандартах второго поколения.

Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника; формирование грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, который знает книги, умеет их самостоятельно выбирать.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

  1. Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста;

  2. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса;

  3. Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

  4. Приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями. 

Вторая и четвёртая задача решается в основном на уроках литературы, МХК, внеурочной деятельности, первая и третья решаются на всех уроках без исключения. Дело в том, что на таких уроках используются не только, вернее не столько художественные тексты, а учащимся предлагаются учебные тексты. Такие тексты становятся для детей средством для осуществления различных мыслительных операций. Результатом такой работы является ученический продукт в виде выполненных заданий, составленных учеником собственных конструкций. Техника чтения таких текстов называется активно-продуктивной. Главное её преимущество – активная позиция ученика к содержанию текста. Именно она помогает добиться наивысшей продуктивности самостоятельного чтения на уроке, делает так, чтобы за минимум отведённого времени можно было добиться наиболее эффективного результата.

Техника активно-продуктивного чтения – это отнюдь не скорочтение. Она основана на естественной возможности детей быстро усваивать большие порции информации, в том числе и печатной. Это тем более важно, когда современный школьный учебник переполнен содержанием. (см. мою статью «Технологические приёмы активно-продуктивного чтения» раздел «Блоги»)



Технология продуктивного чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом:
I этап. Работа с текстом до чтения.

Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, для художественных текстов – выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе, выявление задач, через решение которых эта цель будет достигнута.

II этап. Работа с текстом во время чтения. 

Первичное чтение текста.

Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). 
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
Перечитывание текста.

Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: комментированное чтение, диалог с автором через текст, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.: см. статью «Технологические приёмы активно-продуктивного чтения»).
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. 
Беседа по содержанию текста.

Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста. 
Выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения. 

Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. 

Для художественных текстов - соотнесение читательских интерпретаций произведения с авторской позицией. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя.

Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. 

В итоге приходим к творческим заданиям, опирающимся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (осмысление содержания, эмоции, воображение, художественной формы).

Урок в 5 классе. Правописание собственных имён существительных

Технология: технология продуктивного чтения

Тип урока: урок отработки умений и рефлексии (согласно типологии современного урока по ФГОС)

Учебник: Русский язык. 5 класс: учебник/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос – М.: Дрофа,2014.

Оборудование: интерактивная доска, слайды по теме, индивидуальные маршрутные листы

Цель: Правописание собственных имён существительных

Задачи:

  1. Уметь находить имена собственные в тексте

  2. Знать, как пишутся имена собственные

  3. Выявить затруднения в правописании имён собственных, ликвидировать ошибки

Ход урока:

Организационный момент:

Как мы будем работать сегодня на уроке? Мы поработаем с интересным текстом, который у вас напечатан на листочках. На них же есть задания, которые вы выполните тут же. Это листок ваш, на нём можно делать различные пометки, исправлять, ставить стрелочки, галочки и т.д.

I Работа с текстом до чтения.

1. На слайде у меня выписан заголовок и эпиграф текста. Прочитайте только их и подумайте, о чем может идти речь в этом тексте? (слайд 1)

2. Как нам помогает понять содержание текста иллюстрация?

3. Какие слова вы употребляли чаще всего, чтобы высказать свои предположения? (Ледовитый океан, Макаров, корабль «Степан Макаров»)

4. Какой частью речи они являются? (имена существительные)

5. Какой морфологический признак их объединяет? (собственные имена существительные)

6. Уточним: вы уже имеете представление об именах собственных? Что вам показалось интересным в заголовке с точки зрения написания имён собственных?

7. Какой будет тема урока?

Правописание собственных имён существительных (на слайде 2)

7. Какую цель мы поставим перед собой?

Повторить, как пишутся имена собственные, и систематизировать свои знания по теме урока (на слайде 2)

8. Составим план действий, чтобы достигнуть эту цель (сформулировать задачи)

1. определим, умеем ли мы находить имена собственные в тексте

2. установить, знаем ли мы, как пишутся имена собственные

3. выявить затруднения в правописании имён собственных

(Задачи напечатаны на карточках, прикрепляются к доске)

Поможет решить эти задачи текст (у каждого ребёнка на парте индивидуальный маршрутный лист с текстом и заданиями); см. Приложение 1

«Степан Макаров» - осуществлённая мечта адмирала Макарова.

Говорят, что непоборимы торосы Ледовитого

океана. Это ошибка — торосы поборимы.

С.О.Макаров

Уже несколько веков человек стремится проникнуть в неведомую страну, окружающую Северный полюс. Страшные лишения, которым подвергались путешественники в Ледовитом океане, не останавливали новых исследователей. Всегда являлись доблестные люди, рисковавшие своей жизнью, чтобы пробраться в эту недосягаемую область.

Степан Осипович Макаров вынашивал план полюсной экспедиции. Его публичная лекция так и называлась: «К Северному полюсу — напролом!» Учёный, исследователь, военный считал, что можно бороться со льдами, поэтому под его руководством в 1899 году был построен ледокол «Ермак».

Уже в первую свою навигацию «Ермак» успешно провел через льды Балтийского моря 29 судов. Но были и неудачи. В особо суровую зиму судно было зажато на некоторое время льдами у Новой Земли. Недоброжелатели хотели прекратить строительство ледоколов, но адмирал русского флота Макаров не дал погибнуть великому делу. Благодаря его усилиям ледоколы строить не прекратили.

Адмирал Макаров погиб в Русско-японскую войну. А в 1916 году в России появился второй арктический ледокол, который вплоть до начала Великой Отечественной войны побеждал ледяные торосы северных морей и носил имя «Степан Макаров».

II Работа с текстом во время чтения

Чтение-слушание

Выявление правильности первичного восприятия текста:

  1. Понравился вам этот текст? Поняли вы его? Ответьте на вопросы:

Кем был Степан Осипович Макаров? (учёный, исследователь, адмирал, строитель ледоколов)

Куда он стремился попасть? (на Северный полюс)

Как называлась его лекция? («К Северному полюсу — напролом!»)

Как назывался первый теплоход, построенный при участии Адмирала Макарова? («Ермак»)

Во время какой войны погиб Адмирал Макаров? (в Русско-японскую войну)

Теперь нам предстоит поработать с этим текстом вплотную.

Работа с ключевыми словами:

  1. Назовите имена собственные, которые вы услышали при чтении или увидели в напечатанном виде. Подчеркните их в тексте. (на слайде 3 проверка)

  1. Почему вы определили, что это имена собственные? Можно ли только опираться на графику? Какие предметы, единичные или множественные, называют перечисленные имена существительные

  2. Дайте определение собственным именам существительным. (Собственные имена существительные – это те, что называют единичные предметы)

  3. Какую мы решили задачу? (первую)



Перевод текстового материала в табличный

Следующее задание выполняем, работая в парах. Напоминаю, что в паре работают двое, но мнение должно быть одно. Убеждайте друг друга, договаривайтесь.

  1. Посмотрите на слайд (слайд 3). Все это – собственные имена существительные, но одинаковы ли они по своему смыслу? А есть такие, которые мы можем объединить в одну смысловую группу?

  2. Задание: объедините эти собственные имена существительные в группы по смыслу. Результаты занесите в правую часть таблицы №2. Время – 4 минуты. (Слайд 4)

  1. Определите общее название каждой группы и запишите его в колонке справа. Воспользуйтесь словами для справки №3. Время – 1 минута.)

Проверка: 4гр – 4 пары. У всех так?(Слайд 5)

  1. Все ли имена собственные пишутся одинаково? Отчего зависит разница в написании? Сделаем вывод: как пишутся имена собственные.

Начните так: Если имя существительное обозначает …..

Какую мы решили задачу? (вторую)

  1. Ребята, в тексте не встретились клички животных. Но ещё в начальной школе вы изучали и сейчас знаете, как они пишутся. Объясните, почему с большой буквы, почему без кавычек?



III Работа с текстом после чтения

  1. Когда я первый раз прочла название, я подумала, что у Макарова была амбициозная цель … права ли я?

(Обсуждение проходит на фоне слайда 6)

IV Подведение итогов

  1. Выполнили мы с вами задачи, которые запланировали? Есть ли у вас ещё затруднения в правописании собственных имён существительных? Достигли мы цели урока?

  2. Помог нам текст об адмирале Макарове решить задачи и достичь цели урока? В чём это конкретно проявилось? (пойти по задачам)



V Рефлексия

В конце урока я задам вам несколько вопросов (слайд 7) ответьте на них.

V Домашнее задание

Узнайте больше о действительно великом человеке – адмирале Макарове. Составить небольшой рассказ «Случай из жизни великого человека». Грамматическое задание: обязательно использовать в своём тексте имена собственные; после текста выписать их, кратко объяснить, как они пишутся.





Приложение 1

«Степан Макаров» - осуществлённая мечта адмирала Макарова.

Говорят, что непоборимы торосы Ледовитого

океана. Это ошибка — торосы поборимы.

С.О.Макаров

Уже несколько веков человек стремится проникнуть в неведомую страну, окружающую Северный полюс. Страшные лишения, которым подвергались путешественники в Ледовитом океане, не останавливали новых исследователей. Всегда являлись доблестные люди, рисковавшие своей жизнью, чтобы пробраться в эту недосягаемую область.

Степан Осипович Макаров вынашивал план полюсной экспедиции. Его публичная лекция так и называлась: «К Северному полюсу — напролом!» Учёный, исследователь, военный считал, что можно бороться со льдами, поэтому под его руководством в 1899 году был построен ледокол «Ермак».

Уже в первую свою навигацию «Ермак» успешно провел через льды Балтийского моря 29 судов. Но были и неудачи. В особо суровую зиму судно было зажато на некоторое время льдами у Новой Земли. Недоброжелатели хотели прекратить строительство ледоколов, но адмирал русского флота Макаров не дал погибнуть великому делу. Благодаря его усилиям ледоколы строить не прекратили.

Адмирал Макаров погиб в Русско-японскую войну. А в 1916 году в России появился второй арктический ледокол, который вплоть до начала Великой Отечественной войны побеждал ледяные торосы северных морей и носил имя «Степан Макаров».







  1. Тема:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Группы собственных имён существительных:

    1. Название группы

    1. Примеры

  2. 3. Справочный материал:

  3. ФИО человека, исторические события, географические названия, названия единичных неодушевлённых предметов

  4. 4. Правило правописания собственных имён существительных можно начать так:

  5. Если собственное имя существительное обозначает …

  6. 5. Домашняя работа: составьте небольшой рассказ «Случай из жизни великого человека».

  7. Тема: биография русского адмирала С.О.Макарова.

  8. Грамматическое задание: обязательно включить в повествование имена собственные, быть готовым объяснить, как они пишутся.

  9. Приложение 2

  10. Самоанализ урока.

  11. Проведённый урок входит в цикл уроков, реализующих Государственный Образовательный Стандарт части курса «Русский язык», раздел «Морфология», глава «Имена существительные», тема «Правописание собственных имён существительных».

  12. Согласно типологии современного урока отношу данное занятие к уроку отработки умений и рефлексии. Цель этого типа уроков заключается в закрепление и при необходимости коррекции изученных способов действий (содержательная) и формирование у учащихся способностей к рефлексии (деятельностная цель).

  13. Цель этого урока: повторить и систематизировать знания правил правописания собственных имён существительных. Данная цель обеспечивалась комплексом задач:

  14. - образовательных (расширение понятийного поля в рамках изучаемой темы)

  15. - развивающих (владение смысловым чтением, нахождение достоверной информации, классификация по заданным понятиям, целеполагание и рефлексия)

  16. - воспитывающих (осознание интересов, целей, позиций своих и чужих, патриотизм)

  17. Технология проведения урока – продуктивное чтение – входит в комплекс технологий деятельностного типа, в которых главным является субъект-субъектный подход, принцип самостоятельного решения учебных задач с возможностью быстрой корректировки ЗУН в режиме интерактивного общения, посильность и индивидуализация обучения. Технология же продуктивного чтения имеет особые методические требования в части работы с текстом и особый подход к разным типам чтения (детализированное чтение, поисковое чтение и выборочное).

  18. Структура урока соответствует технологии продуктивного чтения, содержащего следующие этапы:

  19. Этап работы с текстом до чтения; работа с текстом во время чтения; этап работы с текстом после чтения.

  20. Степень реализации целей и задач урока оцениваю как достаточно высокую, т.к. удалось:

  21. - через отбор содержания учебного материала (понятия о собственных именах существительных, правил написания их с большой буквы и заключения в кавычки) удалось углубить и расширить знания по теме, и этому способствовал созданный мной текст патриотического содержания;

  22. - через отбор методов и средств получилось поставить учащихся в условия интерактивного обучения:

  23. а) на этапе работы с текстом до чтения проведена фронтальная беседа с элементами дискуссии. Цель: выявить, как дети могут предугадать содержание текста по заголовку, эпиграфу, прибегая к рассмотрению иллюстрации

  24. б) на этапе работы с текстом во время чтения: работа с текстом по ключевым словам в технике поискового чтения; перевод текстового материала в табличный, для чего была организована работа в парах (учащиеся объединили собственные имена существительные в группы по смыслу и назвали эти группы, пользуясь справочной информацией)

  25. в) на этапе работы с текстом после чтения: вовлечение учащихся в обсуждение текста через мотивационный вопрос учителя (Правильно ли моё предположение, которое я сделала на основе заголовка, что адмирал Макаров стремился к личной славе?). Данная ситуация позволила мне реализовать воспитательную цель урока – ребята вышли на тему патриотизма … бескорыстного служения Родине.

  26. г) на этапе рефлексии каждый ребёнок получил возможность оценить свой уровень знаний, выразить свои эмоции по поводу урока, а вопрос «О чём я хотел бы узнать подробнее» фактически был переходом к домашнему заданию

  27. В целом считаю, что цель урока достигнута, все задачи выполнены. Практика проведения урока показала, что дети работали с интересом, текст действительно помог им повторить и систематизировать знания правил собственных имён существительных.