Дейникова О.В. учитель истории, обществознания и ОРКСЭ
ГБОУ Школа № 626.
«Практика взаимодействия родителей, администрации школы и духовенства в средней общеобразовательной школе как положительный фактор возвращения к духовно-нравственным ценностям»
В настоящее время в России идет, полны ходом процесс определения ценностных ориентиров, соответствующих современным реалиям, ведущей проблемой для общества становится обретение духовного стержня, общепризнанных, традиционных для России идеалов и ценностей, национальной идеи. Это важно и для страны, и для общества в целом, и для человека, поскольку помогает ему адаптироваться к изменившимся условиям, осмыслить свое место во вновь возникшей системе общественных координат. Поэтому возрастает необходимость сотрудничества родителей, школы и духовенства в процессе историко-культурного развития и становления духовно-нравственного потенциала России.
Уже давно на высшем государственном уровне осознаётся необходимость духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Об этом говорят нормативные документы, по которым работают все школы Российской Федерации. В (ФГОС) федеральных государственных образовательных стандартах прописана необходимость изучения основ религиозных культур, либо светской этики. И это радует, т.к. до недавнего прошлого этот опыт игнорировался вообще, либо преподносился со строго атеистических позиций. Сейчас, нормативные документы дают родителям право избрать для ребёнка изучение основ культур традиционных для России религий, либо светской этики. При этом речь не идёт о навязывании того или иного мировоззрения, а о возможности построения воспитательной системы в рамках школы с использованием богатого воспитательного потенциала традиционных религий с учётом выбора родителей и во взаимодействии с традиционными конфессиями. За последние годы в нашей школе уже накопился определённый опыт такого взаимодействия.
Главным принципом взаимодействия является добровольность и ответственность.
Прежде всего, это касается подготовки учителей. В нашей школе ежегодно несколько учителей проходят курсы подготовки для преподавания ОРКСЭ, а так как статистические данные показывают, что большинство родителей выбираю для своих детей модуль ОПК (основы православной культуры), то увеличивается необходимость в квалифицированных преподавателях именно основ православной культуры.
Однако практика взаимодействия родителей, школы и духовенства не заканчивается преподавание ОРКСЭ. Она продолжается в воспитательной работе, внеурочной деятельности, в участии в конкурсах на православную тематику – Олимпиаде по ОПК, форуме «Одарённые дети России» в номинации «Юные богословы» и фестивале «Моя Россия», наконец в праздничных мероприятиях, посвящённые Дню народного единства, дню матери, Дню православной книги, Пасхе, Дню славянской письменности и культуры. А так же в изучение истории и культуры религии в процессе преподавания общеобразовательных учебных дисциплин, т.е. на «обычных» уроках (причем, не только гуманитарного, но и естественнонаучного циклов).
В начальной школе на уроках литературы изучают произведения устного народного творчества: - былины, сказания, сказки. Основные герои: коварная и мстительная княгиня Ольга – она же равноапостольная святая княгиня Ольга – ревностный подвижник распространения христианства на Руси; Владимир Красное Солнышко – он же равноапостольный святой великий князь Владимир Креститель; Илья Муромец – он же преподобный святой. На уроках окружающего мира в теме - государственные праздники рассматривается Рождество Христово: смысл и история праздника.
Основное общее образование так же даёт большие возможности для интеграции основ религиозных культур в такие учебные дисциплины, как литература.
Русский фольклор: былины. «Слово о полку Игореве» - тема защиты и сохранения национальной веры. А.С. Пушкин. Поэт и Православие. Поэтическая переписка Пушкина с митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым). Историческая личность Олега; разъяснение выражения «твой щит на вратах Цареграда»: Византия как христианская держава; Русь как духовная преемница и наследница Византии. Древнерусская литература: ее религиозно-духовные корни; утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности – сопоставление с нормами евангельской нравственности. Жития русских святых, поучения как жанры древнерусской литературы. Нравственные и философские искания русских писателей XIX века основаны на христианском мировоззрении.
Или же история – предмет, который неразрывно связан с приобщением к духовно-нравственным ценностям.
Например, Всеобщая история. Историческое летоисчисление до и от Рождества Христова: духовный смысл и история формирования в Европе и России. Библейское летоисчисление. Зарождение древних религий. Конфуций. Будда. Культурное наследие Древней Греции (в т.ч. религия). Возникновение и распространение христианства. Христианизация Европы и образование двух ветвей христианства. Духовная и светская власть в Европе. Католическая церковь. Ереси. Гуситское движение: его религиозный смысл. Возникновение ислама. Мухаммед. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Духовный мир европейского средневекового человека. Реформация и Контрреформация. Эпоха Возрождения: ее духовно-религиозный смысл. Религия и церковь в современном обществе.
В Истории России. Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма. Владимир. Крещение Руси. Ярослав Мудрый. Духовный смысл строительства Софийского Собора в Киеве. Экспансия с Запада. Александр Невский он же святой подвижник (духовно-религиозный смыл противостояния с Западом). Куликовская битва. Дмитрий Донской – он же святой Русской Православной Церкви. Роль преподобного Сергия Радонежского в победе на Куликовом поле. Роль Церкви в общественной жизни Древней Руси. Иван III. Духовно-религиозный смысл его женитьбы на Софье Палеолог. Концепция «Москва – третий Рим». Смутное время. Роль святителя Гермогена, патриарха Московского в организации сопротивления польской интервенции. Церковный раскол. Никон и Аввакум. Древнерусская культура: живопись – иконопись; архитектура. Андрей Рублев – он же ученик Сергия Радонежского, преподобный Русской Православной Церкви. Религиозно-культурное влияние Византии. Петр I и церковь: подчинение церкви государству. Священный Синод. Секуляризация общественной жизни в Советской России.
В обществознании. Межнациональные и межконфессиональные отношения. Религия. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества.
В изобразительном искусстве. Зодчество Древней Руси. Крупнейшие храмы. Иконопись. История наиболее известных икон. Религиозные сюжеты в творчестве выдающихся русских художников.
Приведенные примеры можно продолжить. Например, использование ценностей религиозной культуры в ходе преподавания других общеобразовательных дисциплин (например, биологии) позволяет выявить особенности мировоззренческих позиций религиозной и нерелигиозной картины мира, увидеть их общую смысловую основу, обсудить на дискуссионного основе глобальные мировоззренческие проблемы, не имеющие однозначного, общепринятого решения (происхождение жизни, человека, смысл и направленность исторического процесса, смысл жизни человека, высшие ценности и т.п.).
Таким образом, модель организации работы по изучению истории и культуры религии в ГБОУ Школа № 626 на основе обогащения религиозно-культурологическими и философско-религиоведческими знаниями преподавания основных учебных дисциплин, прежде всего, гуманитарного цикла, представляется, безусловно, продуктивной.
Помимо этого в школьных библиотеках проходят тематические выставки православной литературы, проводятся встречи представителей Церкви с педагогами и родителями обучающихся.
Семья является «связующим звеном» между школой и религиозной организацией. От того, как строится работа с родителями, насколько велико взаимопонимание и взаимодействие всех участников образовательно-воспитательного процесса зависит самочувствие обучающегося, гармонизация его отношений с социумом.
Речь идёт не только об организации родительских собраний по выбору модуля курса ОРКСЭ, а построении системы работы с родителями, целью которой является поддержка на уровне семьи работы школы по духовно-нравственному воспитанию.
Также экскурсионная деятельность – является одной из эффективных форм просветительской деятельности. Посещение музеев, музейно-исторических комплексов, стала органической частью деятельности по духовно-нравственному образованию и воспитанию, изучению истории и культуры той или иной традиционной религии в контексте истории и культуры края.
Краеведческая деятельность («духовное краеведение»), так же является неотъемлемой частью системы духовно-нравственного воспитания нашей школы.
Любовь к Родине начинается с родного дома. Поэтому очень важна для школы работа по краеведению, особенно если она поставлена на духовную основу, связывается с историей религии, того храма, тех «подвижников благочестия», которые являются замечательными примерами для подражания. Примерами людей, живших в тех же «географических условиях», ходивших по тем же улочкам, любовавшимися теми же видами природы. Всё это, безусловно, усиливает воспитательное воздействие.
Благотворительная деятельность, дела милосердия.
Как часто не хватает добра и сострадательности в отношениях между детьми, в семьях, в школьной среде. А ведь эти отношения можно и нужно воспитывать. Наиболее «размягчает» сердце благотворительная деятельность, дела милосердия. Ребёнок, соприкоснувшись с чужой болью, с чужой бедой становится другим, он пересматривает свое отношением с миром, как правило, у него происходит переоценка ценностей.
К сожалению, примеров организации реальной систематической помощи со стороны учащихся тем, кто в ней нуждается, пока немного. Но всё же эти примеры имеются.
Обучающиеся нашей школы занимаются благотворительной деятельностью: помогают ветеранам Великой Отечественной войны, активно участвует в акциях «Рождественский подарок», «Подарок ветерану», проводятся благотворительные акции в помощь жителям Донбасса.
Так же хотелось бы упомянуть отдельные интересные мероприятия, в которых принимают участие обучающиеся нашей школы, это «духовные часы» («Часы доброты») и слёты православной молодёжи.
Опыт показывает, что взаимодействие Церкви, школы и родительской общественности при правильной организации даёт прочную основу духовно-нравственного воспитания.
2