СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Практики и формы организации патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Принципы работы по патриотическому воспитанию традиционно наиболее ярко и открыто формируются на уроках истории и в процессе работы классного руководителя. Данный доклад определяет напрвления  методы работы по патриотическому воспитанию

Просмотр содержимого документа
««Практики и формы организации патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛИЦЕЙ №5»









ДОКЛАД

на тему:

«ПРАКТИКИ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ДОПРИЗЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЕЖИ»









Выполнила: учитель истории и обществознания

классный руководитель 8 «А» класса

Воронцова-Деркач Юлия Николаевна









ЖЕЛЕЗНОГОРСК 2018

Вопросы патриотического воспитания являются актуальными для современного общества и одной из основных задач современной школы. Школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования чувства любви к Родине, ответственности, активной жизненной позиции. Детство - это наиболее благоприятное время для осуществления гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Поэтому данное направление учебно-воспитательной работы лицея занимает особое место в воспитательной системе. На этом основании можно определить такую цель воспитательной работы в данном направлении:

формирование такого мировоззрения обучающихся, которое достойно гражданина и патриота своей Родины, дальнейшее развитие патриотизма как стержня духовной составляющей России. Достижение указанной цели осуществляется через решение следующих основных задач:

- утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан патриотических взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям её народов, повышение уровня желания и готовности граждан работать на благо Родины, служить национальным интересам страны;

- создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;

- создание условий для усиления патриотической направленности воспитательной системы лицея.

Основные принципы работы
по патриотическому воспитанию остаются актуальными на разных исторических этапах развития государства. Этими принципами являются:

принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу педагогического коллектива, государственных и общественных структур;

принцип универсальности основных направлений патриотического воспитания, предполагающий необходимость использования ценного опыта прошлых поколений, культивирующий чувство гордости за своих предков, национальные и культурные традиции учебе и подходах к труду, методах творчества.

Рассматривая патриотизм как высокое духовное и нравственное качество человека, В.А. Сухомлинский считал, что в патриотизме гармонично сочетаются нравственные чувства, гражданские мысли, гражданский долг, гражданская ответственность за настоящее и будущее Отчизны. Патриотизм, по убеждению педагога, основа чувства человеческого достоинства. Патриотизм проявляется в любви к Родине, преданности Отечеству, стремлении служить его интересам и готовности к его защите, привязанности к родной земле, языку, культуре и лучшим традициям своего народа. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, он перерастает в общегосударственное патриотическое самосознание, становится показателем высокой гражданственности, сопричастности к интересам страны и народа.

Необходимость развития системы военно-патриотического воспитания граж­дан Российской Федерации отмечена в Стратегии национальной безопасности Рос­сийской Федерации до 2020 года, Программе патриотического воспитания граждан РФ на 2016-2020 годы. На основании чего патриотическое воспитание играет в воспитательной системе лицея особую роль.

Первым и основным процессуальным пониманием патриотического воспитания детей является его восприятие как воспитательного процесса на уровне всех составляющих компонентов целевого, субьект-объектного, содержательного, результативного и направлено на формирование успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвитии человека как субъекта деятельности, как индивидуальности.

Основными направлениями в системе патриотического воспитания можно определить следующие:

Духовно-нравственное — осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, качеств воинской чести, ответственности и коллективизма.

Историческое — познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Оно включает изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе, военной организации в развитии и укреплении общества, в его защите от внешних угроз, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций наших народов, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны.

Политико-правовое — формирование глубокого понимания конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции безопасности страны и военной доктрины, места и роли Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в политической системе общества и государства. Включает ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России, с функциями и правовыми основами деятельности военной организации общества, осознание положений Военной присяги, воинских уставов, требований командиров, начальников, старших должностных лиц.

Интернациональное — воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и 3 развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству. Пропаганда идей интернационализма, дружбы народов, воспитание школьников в атмосфере интернационализма.

Профессионально-деятельностное — формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач. Оно включает мотивы, цели и задачи, ценностные ориентации профессионально-деятельностной самореализации личности, профессиональные притязания и нацеленность на достижение высоких результатов деятельности, способность результативно и с высокой эффективностью выполнять служебные обязанности и достигать конкретных целей, умение прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста.

Психологическое — формирование у обучающихся высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях обстановки, формирование важнейших психологических качеств, необходимых для успешной жизни и деятельности в обществе.

Физкультурно-спортивное – пропаганда здорового образа жизни.

Большую роль в воспитании патриотизма играют предметы гуманитарного и естественнонаучного циклов. Прежде всего, это достижения в процессе обучения, отбора содержания образовательного процесса. Изучение природы родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к Родине. Формированию культуры межнационального общения способствует изучение иностранных языков, раскрывающих историю, культуру стран изучаемого языка, традиции и обычаи народов этих стран.

В педагогической науке выделяются следующие методы воспитания, которые полностью применимы и к патриотическому воспитанию:

- Методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, диспут, дискуссия).

- Методы организации деятельности и формирования опыта поведения личности (упражнение, приучение, педагогическое требование, поручение, воспитывающие ситуации, общественное мнение).

- Методы стимулирования деятельности и поведения (соревнование, поощрение).

- Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании (контроль, самоконтроль, самооценка).

Среди форм патриотического воспитания, систематически используемых в работе стоит обратить внимание на следующие:

  1. участие в городских и школьных конкурсах: сочинений о Великой отечественной войне, истории родного края;строя и песни, инсценировки военно-патриотических песен; викторинах о выдающихся исторических деятелях и героях Отечественной истории;

  2. экскурсии по историческим местам нашей Родины: третьего ратного поля России в Прохоровке; музея оружия «Шлем» и Кремля в Туле; военно-исторического комплекса «Поныри»;

  3. посещение музеев: «Большой Дуб», воинов-афганцев, краеведческого, музея Природы, трудовой славы Михайловского ГОКа, музеи-усадьбы литературного наследия страны (Спасское-Лутовиново, Ясная Поляна);

  4. систематические общешкольные классные часы по всем направлениям патриотического воспитания;

  5. ведение классного уголка памятных дат, изготовление декоративных георгиевских лент к памятным мероприятиям;

  6. ежегодное участие в акции «Бессмертный полк»;

  7. проведение флэш-моба «Песни Победы»;

  8. посещение кинотеатра и просмотр фильмов патриотического содержания;

  9. участие в сдаче норм ГТО и общегородских спортивных мероприятиях («Все на спорт», «Лыжня России»), лицейских днях Здоровья;

  10. Междисциплинарная интеграция: включение блоков патриотической направленности в урок в виде фрагмента, отдельного этапа урока, на котором решается определенная познавательная задача, при этом заранее подобрать содержание учебного материала и актуально, логично использовать его в ходе урока, акцентируя внимание обучающихся на патриотические идеи.

Как результат патриотического воспитания лицеистов можно выделить следующее: победитель конкурса сочинений «Наследники Победы», победители городской познавательной викторины «Пламенный Серафим», призовые места в конкурсах на лучшую военно-историческую площадку, строя и песни, викторинах «Герои Отечества», «Святой Александр Невский», серебряный и бронзовый значки ГТО.

Работа по патриотическому воспитанию проводится комплексно. Комплексный подход отражает важнейшую особенность воспитания — направленность на целостное формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Именно такой подход требует сочетания всех сторон гармонично развивающейся личности; органической связи задач, содержания, методов и форм организации процесса воспитания; четкого согласованного взаимодействия лицея, семьи, производственных коллективов и общественности; единства воспитания и самовоспитания лицеистов.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Мы не знаем, кем станут в будущем выпускники лицея: юристами, инженерами, педагогами, но уверены в одном - если они научатся делать добро, то вырастут неравнодушными людьми и настоящими патриотами своей Родины!



Любить Родину – значит знать ее.

В.Г.Белинский