Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 79» ПРОЕКТ «Мы вместе» |
| Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги. Макаренко А. С. |
Актуальность проблемы взаимодействия детского сада с родителями воспитанников состоит в том, что детский сад – первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители.
Семья является институтом первичной социализации и образования, который оказывает большое влияние на развитие ребенка в младенческом, раннем и дошкольном возрасте.
Детский сад и семья - два важнейших образовательных института, которые изначально призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой.
От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях Рассуждая при этом таким образом: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы было занято».
Поэтому педагогам, реализующим образовательные программы дошкольного образования необходимо учитывать в своей работе такие факторы, как условия жизни в семье, состав семьи, ее ценности и традиции, а также уважать и признавать способности и достижения родителей (законных представителей) в деле воспитания и развития их детей.
Тесное сотрудничество с семьей делает успешной работу детского сада только в диалоге обе стороны могут узнать, как ребенок ведет себя в другой жизненной среде. Обмен информацией о ребенке является основой для воспитательного партнерства между родителями (законными представителями) и воспитателями, т.е. для открытого, доверительного и интенсивного сотрудничества обеих сторон в общем деле образования и воспитания детей.
Основная цель взаимодействия детского сада с семьями воспитанников — сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия, комплексное всестороннее развитие и создание оптимальных условий для развития личности каждого ребенка, путем обеспечения единства подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи, и повышения компетентности родителей в области воспитания.
В основе взаимодействия детского сада с семьями воспитанников заложены следующие принципы:
Родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей.
Партнерство означает, что отношения обеих сторон строятся на основе совместной ответственности за воспитание детей. Кроме того, понятие «партнерство» подразумевает, что семья и детский сад равноправны, преследуют одни и те же цели и сотрудничают для их достижения. Согласие партнеров с общими целями и методами воспитания и сотрудничество в их достижении позволяют объединить усилия и обеспечить преемственность и взаимодополняемость в семейном и вне семейном образовании.
Единство в понимании педагогами и родителями ценностно-целевых ориентиров, задач, средств, условий, результата развития ребенка.
Помощь, поддержка, уважение и доверие к ребенку со стороны педагогов и родителей.
Знание педагогами и родителями воспитательных возможностей педагогического коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми.
Постоянный анализ (с использованием общественной экспертизы) промежуточных и «конечных» результатов образовательного процесса (образования ребенка), с целью обеспечения успешности ребенка на каждом возрастном этапе развития.
Взаимодействие с семьей в духе партнерства в деле образования и воспитания детей является предпосылкой для обеспечения их полноценного развития.
В основе взаимодействия детского сада и семьи лежит сотрудничество, т.е. совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.
Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимопознание, взаимовлияние. Мы понимаем, что чем лучше знают и понимают партнеры друг друга, тем больше у них возможностей для формирования положительных личностных и деловых отношений, для того чтобы прийти к согласию, договориться о совместных действиях.
Инициаторами установления сотрудничества являются педагоги, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а, следовательно, понимают, что ее успешность зависит от согласованности и преемственности в воспитании и обучении детей.
Педагог сознает, что такое сотрудничество в интересах ребенка и что в этом необходимо убедить родителей.
Инициатива в установлении взаимодействия с семьей и квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяют нашу направляющую роль в семейном воспитании.
Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. Поэтому, осуществляя выбор путей обновления педагогического процесса в нашем детском саду, мы решили остановиться на таком важном направлении в работе как взаимодействие семьей и определили тему проекта.
Тема: «Мы вместе»
Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный.
Цель проекта: повышение активности родителей через приобщение к участию в жизни детского сада и использование актуальных форм и методов взаимодействия с родителями в ДОУ.
Задачи проекта:
создать творческую атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки через подготовку, организацию и проведение совместных мероприятий для всех участников проекта;
приобщить родителей к участию в жизни группы, детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия;
повышать профессиональную компетентность педагогов в вопросах взаимодействия и сотрудничества ДОО и семьи;
повышать уровень психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей
формирование у дошкольников осознанного отношения к семье как ценности на основе семейных традиций;
разработка методических материалов, творческих проектов для проведения различных совместных мероприятий с родителями воспитанников.
Участники проекта: педагоги, воспитанники и их родители.
Сроки реализации проекта: 2022-2023 учебный год.
Предполагаемый результат:
создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами;
развитие креативных способностей детей и родителей в совместной творческой деятельности;
появление в семье общих интересов, увлечений, как для взрослых, так и для детей;
повышение уровня психолого- педагогической компетентности педагогов и родителей;
установлению единства стремлений и взглядов на процесс воспитания и обучения дошкольников между детским садом и семьей.
увеличение количества родителей в проведении совместных мероприятий.
Основные направления работы:
1. Психолого-педагогическая поддержка семьи.
2. Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и развития детей.
3. Непосредственное включение родителей в образовательный процесс.
4. Включение родителей в процесс управления системой Детского сада
Направления взаимодействия с семьей | Психолого-педагогическая поддержка семьи в соответствии с индивидуальными особенностями, потребностями, запросами. | Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и развития детей. | Непосредственное включение родителей в образовательный процесс. | Включение родителей в процесс управления системой Детского сада. |
Цели взаимодействия | выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми; ознакомление родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения,пересмотр методов и приемов домашнего воспитания. | ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей. | установление теплых доверительных отношений, эмоционального контакта между педагогами и родителями, между родителями и детьми. | Развитие системы управления ДОУ на основе включения родителей управленческий процесс. |
Формы взаимодействия | - анкетирование; - тестирование - фотовыставки; - выпуск газет; - интернет консультации - папка-передвижка; - стендовая информация -фотоальбомы; -тематических стенгазеты | - общие, групповые собрания; - консультации и индивидуальные беседы; - выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов. - совместные экскурсии; - открытые занятия; -совместное создание пространственной предметно- развивающей среды; - телефон доверия; - утренние приветствия; - почта доверия; - семейные проекты. - онлайн консультации - семинары- практикумы; - круглые столы; - мастер классы -официальный сайт детского сада; - вебинар; - Скайп (Skype); - блог; - социальная сеть; - электронная почта; - Вайбер (Viber);- WhatsAppи т.п. | - праздники- развлечения; - знакомство с профессиями родителей; - празднование дней рождения; - выставка семейной коллекции - акции. - дни добрых дел; -образовательные проекты; -трудовая, конкурсная, досуговая деятельность, | Наблюдательный совет, Совет родителей |
Формы взаимодействия с родителями можно условно сформулировать по пяти образовательных областях в условиях реализации ФГОС ДО:
Образовательная область | Содержание взаимодействия | | Формы взаимодействия с семьями воспитанников |
|
Физическое развитие | Формирование традиций совместного спортивно-оздоровительного досуга | 1.Изучение состояния здоровья детей, медицинским персоналом ДОУ и родителями. Ознакомление родителей с результатами. 2.Создание условий для укрепления здоровья и снижения заболеваемости детей в ДОУ и семье: Уголки физической активности, Закаливающие процедуры, Оздоровительные мероприятия и т.п. 3.Организация просветительской работы по пропаганде здорового образа жизни среди родителей. 4.Ознакомление родителей с содержанием и формами физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. 5.Привлечение родителей к участию в спортивных мероприятиях ДОУ и города. 6.Педагогическая диагностическая работа с детьми, направленная на определение уровня физического развития детей. Ознакомление родителей с результатами диагностических исследований. Отслеживание динамики развития детей. |
Социально- коммуникативное | Формирование условий для совместной социально значимой деятельности | 1.Привлечение родителей к участию в детском празднике 2.Привлечение родителей к совместным мероприятиям по благоустройству и созданию условий в группе и на участке. 3.Беседы с детьми о семейных ценностях. 4.Групповые и индивидуальные консультации для родителей по вопросам развития детской личности, по формированию здоровых детско-родительских отношений. 5.Создание фотовыставок, фотоальбомов, тематических стенгазет |
Речевое развитие | Развитие речевой сферы ребенка, как средство общения и культуры. | 1.Просвещение родителей через информационный стенд. Повышение уровня компетенции и значимости родителей в вопросах коммуникативного развития дошкольников. 2.Ознакомление родителей с деятельностью детей по речевому развитию 3.Открытые мероприятия с детьми для родителей. 4.Посещение учреждений культуры при участии родителей с целью расширения представлений об окружающем мире и обогащение словаря детей, формирования адекватных форм поведения в общественных местах, воспитания положительных эмоций и эстетических чувств. 5.Организация партнёрской деятельности детей и взрослых по созданию продуктов творческой художественно-речевой деятельности (тематические альбомы с рассказами и т.п.) с целью развития речевых способностей и воображения. 6.Совместные досуги, праздники на основе взаимодействия родителей и детей. 7. Создание в группе тематических выставок при участии родителей 8.Совместное формирование и создание книжного уголка для детей (познавательно-художественная литература, энциклопедии). |
Познавательное развитие | Развитие психолого-педагогической компетентности родителей. | 1.Информирование родителей о содержании и жизнедеятельности детей в ДОУ, их достижениях - выставки продуктов детской и детско-взрослой деятельности, новости на сайте ДОУ 2.Открытые мероприятия с детьми для родителей. 3.Участие родителей совместно с детьми в конкурсах с целью расширения представлений об окружающем мире, воспитания положительных эмоций и эстетических чувств. 4.Совместные досуги, праздники основе взаимодействия родителей и детей. 5.Создание в ДОУ тематических выставок при участии родителей с целью расширения кругозора дошкольников. 6.Создание в группе «коллекций» - наборы открыток, камней и др. предметов для познавательно-творческой работы. 7.Совместное создание тематических альбомов экологической направленности |
Художественно- эстетическое развитие | Формирование условий для развития детского творчества, развития воображения, привитие чувства прекрасного. | 1.Совместная организация выставок (декоративно-прикладного) с целью обогащения художественно-эстетических представлений детей. 2.Организация тематических консультаций, папок-передвижек, раскладушек по разным направлениям художественно-эстетического воспитания ребёнка 3.Участие родителей и детей в театрализованной деятельности 4. Изготовление декораций и костюмов. 5.Проведение праздников, досугов с привлечением родителей. |
План взаимодействия с родителями воспитанников возрастной категории 4 - 5лет
на 2022 – 2023 учебный год
Месяц, неделя | Направления взаимодействия с семьей |
Наглядно - информационное | Познавательное | Досуговое |
СЕНТЯБРЬ |
1 неделя | Стендовая информация – постоянная «Режим дня», «Расписание НОД», «Возрастные особенности детей 4-5 лет» (в течение всего года) «Возрастные особенности детей 4-5 лет» (в течение всего года). | «Распорядок дня – одно из условий охраны и укрепления здоровья ребёнка» | Оформление газеты «Россия, Родина моя!» |
2 неделя | Профилактика БДД Информация с официального сайта ГИБДД России «ДТП Свердловской обл.» Сменная информация – оперативная | Консультация «Возрастные особенности детей 4-5 лет» Инд беседа с родителями по формированию практических навыков в воспитании детей. | Практико - ориентированные формы Круглый стол «Почему ребёнку нужна игра?» О.Л.Зверева стр 47 (Ознакомление с планом работы на 2022– 2023 уч. год, выступление специалистов, проекты группы) |
3 неделя | ПБ, Техника безопасности (на сайте детского сада) «Времена года» Н.В.Нищева, «Рекомендации детской литературы» Анкетирование | Советы специалистов: логопед, муз.руководитель, психолог мед работники - ЗОЖ . | Осенняя экологическая минутка творчества |
4 неделя | Советы специалистов: мед.работники, психолог, инструктор по ФИЗО Сменная информация – оперативная. «Осень» папка-передвижка | Информация по проектам, реализуемым в группе (оформление стенда) | Продолжить пополнение альбома «Моя семья» Концерт «Бабушка рядышком с дедушкой» |
ОКТЯБРЬ |
1 неделя | «Россия – родина моя» (к дню народного единства) папка-передвижка | Советы специалистов: муз.руководитель, психолог мед работники, инструктор ФК Сменная информация – оперативная. | Участие родителей в проектной деятельности «Урал – мой край родной» |
2 неделя | Профилактика БДД Месячник по профилактике ДТТ (на сайте детского сада) | Опрос «Безопасность на дорогах» Информация «Автокресло», Консультация «Развитие связной речи детей 4-5 лет» Инд беседа с родителями по формированию практических навыков в обучении детей. | Осенний праздник Совместное формирование и создание книжного уголка для детей (познавательно-художественная литература, энциклопедии) |
3 неделя | ПБ, Техника безопасности | «Объясните детям пословицы и поговорки о пожаре», «Времена года» Н.В.Нищева, | Выпуск газеты «Мы эколята» |
4 неделя | Информация по проектам, реализуемым в группе фоторепортаж | Памятка «Внимание, грипп!» «Индивидуальные способы профилактики и лечения простудных заболеваний» | Спортивный марафон «Я – за здоровый образ жизни» |
НОЯБРЬ |
1 неделя | Новости на сайте детского сада | Опрос «Любимые игры моего ребёнка» Памятка | Выпуск газеты «Мамочка – мамуля!» |
2 неделя | Профилактика БДД Информация с офиц. сайта ГИБДД России «ДТП Свердл.обл.» | Консультация «Безопасное поведение в дорожной ситуации» | Практико- ориентированные формы Педгостиная «Семейный календарь» (обмен опытом семейного воспитания и традиций) С.В.Чиркова стр 101 |
3 неделя | ПБ, Техника безопасности | «Азбука пожарных», «Времена года» Н.В. Нищева | Праздник, посвящённый «Дню матери» |
4 неделя | «Режим дня» папка-передвижка | Советы специалистов: логопед, муз.руководитель, психолог мед работники Сменная информация – оперативная. | Оформление альбома «Мы – эколята» |
ДЕКАБРЬ |
1 неделя | «Поиграйте с детьми в игру «Подскажи словечко (ПБ)», «Времена года» Н.В.Нищева «Зимушка – зима» папка-передвижка | Советы специалистов: логопед, муз.руководитель, психолог мед работники - ЗОЖ | Новогодняя выставка сотворчества детей и родителей |
2 неделя | Профилактика БДД Месячник «Внимание, горка!» | «Зимние забавы - горка» | Украшение новогоднего окна |
3 неделя | ПБ, Техника безопасности | «Безопасный Новый год!» | Акция «Зазываем Новый год!» |
4 неделя | Информация по проектам, реализуемых в группе фоторепортаж Сменная информация – оперативная. | Консультация «Обучаем играя» (развитие внимания, памяти, речи, мышления) Инд беседа с родителями по формированию практических навыков в обучении детей. | Новогодний утренник |
ЯНВАРЬ |
1 неделя | «Времена года» Н.В.Нищева, «Профилактика стоматологических заболеваний» Сменная информация – оперативная | Советы специалистов: логопед, муз.руководитель, психолог мед работники . | |
2 неделя | Профилактика БДД Анкетирование (на сайте детского сада) | Консультация «Раз словечко, два словечко» Инд беседа с родителями по формированию практических навыков в развитии речи детей. | Праздник «Колядки» |
3 неделя | ПБ, Техника безопасности | «Рекомендации детской литературы на противопожарную тематику» | Создание мини – музея в группе или коллекции |
4 неделя | Информация по проектам, реализуемых в группе фоторепортаж | | Практико- ориентированные формы Мастер – класс «Лэпбук» участие родителей в проектной деятельности «Эколята-дошколята» |
ФЕВРАЛЬ |
1 неделя | Сменная информация – оперативная | Советы специалистов: муз.руководитель, психолог мед работники, инструктор ФК . | Участие в выставке рисунков и поделок в выставке к Дню защитника Отечества. |
2 неделя | Профилактика БДД (на сайте детского сада) | «Световозвращающие элементы на одежде пешеходов – это актуально» | Оформление альбома «Я - пешеход!» |
3 неделя | Анкета для родителей «Правила БП в быту», Т.П.Гарнышева, стр123 ПБ, Техника безопасности | Брошюра «Безопасность детей на улице и дома». | Выпуск газеты «Если скажут слово…Родина» |
4 неделя | Информация по проектам, реализуемых в группе фоторепортаж | Консультация ЗОЖ «Наши верные друзья – полезные привычки» С.В.Чиркова, стр36. Инд беседа с родителями по формированию практических навыков в оздоровлении детей. | Знакомство с профессиями родителей (создание презентации) |
МАРТ |
1 неделя | «Весна – красна!» папка-передвижка Сменная информация – оперативная | Советы специалистов: логопед, муз.руководитель, психолог мед работники . | Праздник посвящённый 8 марта «Мамочка любимая» Оформление альбома «Самая родная, милая моя…» |
2 неделя | Профилактика БДД Информация с официального сайта ГИБДД России «ДТП Свердл.обл.» | Брошюра «Рекомендации для водителя-родителя» | Практико- ориентированные формы Познавательная викторина «Путешествие почемучек» (экологическое воспитание детей) С.В.Чиркова стр 307 |
3 неделя | ПБ, Техника безопасности | Консультация «Безопасность детей–забота взрослых» (ПБ) | Весенняя экологическая минутка творчества |
4 неделя | Информация по проектам, реализуемых в группе фоторепортаж | | День добрых дел |
АПРЕЛЬ |
1 неделя | «Времена года» Н.В.Нищева, «Правильное питание» «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» | Советы специалистов: логопед, муз.руководитель, психолог мед работники . | Развлечение «1апреля - никому не верю!» |
2 неделя | Профилактика БДД Сменная информация – оперативная | Консультация «Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?» «Мои первые дорожные знаки» | День открытых дверей (итоговое занятие) |
3 неделя | ПБ, Техника безопасности папка-передвижка «Пожарная безопасность» «Космос» | Памятка «Если в доме начался пожар», «Это должен знать ваш ребёнок» | Оформление газеты «Путешествие Эколят» |
4 неделя | Информация по проектам, реализуемых в группе фоторепортаж | | Спортивный марафон «Я – за здоровый образ жизни» |
МАЙ |
1 неделя | Анкетирование родителей «Удовлетворённость обр. услугами» (на сайте детского сада) Сменная информация – оперативная. | Советы специалистов: логопед, муз.руководитель, психолог мед работники | Родительское собрание «Успехи средней группы». «Дом, в котором мы живём». С.В.Чиркова, стр 126. |
2 неделя | Профилактика БДД Информация с официального сайта ГИБДД России «ДТП Свердл.обл.» | | День добрых дел |
3 неделя | ПБ, Техника безопасности | Памятка – «Правила пожарной безопасности» | Экологическая Акция |
4 неделя | «Времена года» Н.В.Нищева «Профилактика клещевого энцефалита» | Брошюра ЗОЖ «Мы за активный и безопасный отдых на природе» | |
ЛЕТНИЙ ПЕРИОД |
июнь | Стендовая информация - постоянная: «Режим дня в теплый период», «Возрастные особенности детей 4-5лет» (в течение лета). Сменная информация: «Времена года» Н.В.Нищева, Оперативная информация (Отравления) | Консультация «Летний режим дня» Профилактика БДД «Правила перевозки ребёнка в автомобиле» Памятка «Занимаемся вместе с детьми» «Последовательность действий при пожаре» | День защиты детей Летняя экологическая минутка творчества |
июль | Сменная информация: «Времена года» Н.В.Нищева, Оперативная информация (ОКИ) | Брошюра «Основные правила дорожного движения» «Осторожно, рядом вода!» «Пожарная безопасность» | Спортивный марафон «Я – за здоровый образ жизни» |
август | Информация с официального сайта ГИБДД России «ДТП Свердловской области» Сменная информация: «Времена года» Н.В.Нищева Оперативная информация «Играть возле проезжей части небезопасно для жизни!» Фоторепортаж «Наши летние деньки» | «Рекомендации детской литературы на противопожарную тематику» Советы специалистов: логопед, муз.руководитель, психолог мед работники | Экологическая Акция |