СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практико-ориентированный проект «формирование экологической культуры дошкольников через игровую деятельность»

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Просмотр содержимого документа
«Практико-ориентированный проект «формирование экологической культуры дошкольников через игровую деятельность»»

0












С О Д Е Р Ж А Н И Е

ВВЕДЕНИЕ стр3-4.

1.Практико-ориентированный проект «Формирование экологической культуры дошкольников через игровую деятельность » стр.5-8.

2.Игровая деятельность, как эффективное средство формирования экологической культуры дошкольников стр.9-12.

З.Описание игры «Экологическое лото» стр.13-15.

Список литературы стр.16.

Приложения





























Введение

Необходимость экологического воспитания и формирования экологической культуры жителей планеты Земля становится не только актуальной, но уже кричащей, нетерпящей отложения проблемой. С катастрофической скоростью вырубаются леса, уменьшается площадь пахотных земель и их плодородие, города загрязняются вредными веществами, увеличиваются площади пустынь, растут горы отходов, сокращаются ресурсы планеты. Современное поколение обязано минимизировать отрицательные последствия загрязнения окружающей среды и дальнейшего истощения природных ресурсов в пользу будущих поколений. Последовательные действия по экономии ресурсов и энергии, грамотному обращению с отходами, экологически дружественному потреблению продуктов и товаров, эффективной эксплуатации автомобиля и использованию общественного транспорта помогут сохранить не только природу, но и значительную долю семейного бюджета. Будущим поколениям придется жить в новом, быстро изменяющемся мире; ресурсы необходимо экономить – эта тема с каждым годом становится все более актуальной. Важно в раннем возрасте прививать экологический стиль мышления, культуру бережного отношения к окружающему миру разнообразными дидактическими приемами, способствовать воспитанию навыков экологически устойчивого и безопасного стиля жизни. Необходимо формировать экологический взгляд на окружающий мир уже в дошкольных учреждениях.

Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста, а, следовательно, и самый эффективный способ обучения дошкольника. Использование изображенных объектов, позволяет научить различать и сравнивать их между собой, правильно называть, развивать наблюдательность, внимание, вызывать интерес к экологической проблематике через яркие картинки. Развивающие игры — это великолепный инструмент для того, чтобы познакомить маленького непоседу с множеством новых для него явлений, предметов, понятий. Малыш еще не настолько усидчив, чтобы проводить с ним целенаправленные занятия, но уже достаточно любознателен и задает много вопросов. Мы рассмотрели возможность формирования экологической культуры дошкольников через игровую деятельность. Лото - одна из первых настольных игр, в которые начинают играть дети. Игра в лото развивает у детей память и внимательность. Детские лото направлены на знакомство ребенка в игровой форме с окружающим миром. Нами разработана оригинальная дидактическая игра «Экологическое лото» комбинирующая 2 вида деятельности: отгадывание загадок и игра в лото.


1.ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ

«ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Цели организации проекта:

  • продемонстрировать учащимся возможности формирования экологической культуры и навыков энергосбережения через игровую деятельность;

  • развить представление о возможностях формирования экологической культуры через игровую деятельность;

  • формировать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, развивать критическое мышление в рамках коммуникативного общения;

  • формировать бережное отношение к природе и ресурсным возможностям родной земли с дошкольного возраста.

ТИП ПРОЕКТА:

По виду деятельности

Практико -ориентировочный

По предметно-содержательной области

Монопроект

По характеру координации

Проект со скрытой координацией

По количеству участников

Групповой

По продолжительности проведения

Краткосрочный

По способу представления результатов

дидактическая игра «Экологическое лото».

По характеру деятельности

Информационный


фото 1. Учащаяся УО СГПК Козлова Ольга с воспитанниками ДДУ№24 на экологическом мероприятии во время прохождения педагогической практики.

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

-создание оригинальной игры;





ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЛОТО



ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЛОТО

-формирование коммуникативных связей между учащимися старших и младших курсов через практическую деятельность;

-оценка эффективности игровой деятельности при прохождении практики в ДДУ;

- формирование педагогических навыков учащихся в работе с воспитанниками ДДУ через игровые виды деятельности;


- актуализация мотивации к формированию профессиональных компетенций у учащихся младших курсов.



фото 3,4,5. Учащиеся апробируют игровые методики в ДДУ№24 на экологическом мероприятии во время прохождения педагогической практики.


ОРГАНИЗАЦИОННО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП:

Последовательность этапов выполнения проекта:

  1. Постановка проблемы и определение участников .

  2. Учащиеся выпускной группы Ольга Козлова при прохождении практики по специализации «Экологическое воспитание» апробирует игровые виды деятельности.

фото 6. Учащаяся Козлова Ольга

3. Учащиеся совместно изучают литературу, отражающую значение дидактических игр в развитии воспитанников ДДУ.

4.Учащаяся первого курса Ольга Гурбо изучает проблему самостоятельно, проводит исследование, поиск, сбор информации по предложенному алгоритму. фото 7. Учащаяся Ольга Гурбо


Преподаватель следит за ходом исследований, оказывает необходимую помощь, консультирует.


фото 8. Преподаватель Говоренко Г.В



ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП.

Проводятся итоги проделанной работы. Формируется концепция игры и ее содержательная часть.

ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП

Результат: модель оригинальной игры «Экологическое лото».

В приложениях даны результаты коллективного творчества – разработанная игра «Экологическое лото».


2. ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения, справедливо усматривает в них возможность эффективной организации взаимодействия воспитателя и учащихся, продуктивную форму общения с элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса (В. Г. Коваленко). Сухомлинский писал, что без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Одна из важных задач воспитания детей раннего возраста — их своевременное умственное и речевое развитие. Воспитательный процесс протекает наиболее успешно, когда наряду с повседневным общением проводятся специальные поучающие (дидактические) игры и занятия, во время которых дети усваивают доступные им сведения и умения [2].

Игровая форма обучения — ведущая на ступени раннего детства, так как игра — основной вид деятельности детей. Основную часть занятий следует проводить либо в форме дидактической игры, либо с использованием игровых приемов[1].

Дидактические игры, с одной стороны, способствуют формированию учебных навыков и умений, изучению нового материала или повторению и закреплению пройденного, т.е. решают определенные дидактические задачи. С другой стороны, они способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу. Эти аргументы можно считать серьезным основанием для широкого использования игры в процессе обучения. Преднамеренный характер дидактических игр и занятий выдвигает необходимость определенной программы сведений, нужных детям, а также тех умений и качеств, которые должны быть у них сформированы [3].

Привлекая внимание детей, возбуждая их интерес, воспитатель закладывает первые начала в развитии такого важного качества, как любознательность. Получая пищу для своего ума, маленький ребенок охотно участвует в занятиях, ждет их, радуется им. На занятиях ребенок, приученный слушать взрослого, смотреть на то, что ему показывают, овладевает определенными знаниями. Он многое узнает о разных предметах: об их назначении, о внешнем виде, свойствах. К тому же, дети в возрасте 3-6 лет обладают достаточно развитой памятью, чтобы запоминать и усваивать полученную информацию. Игровая деятельность способствует развитию наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, активного словаря, познавательной активности, памяти, мышления, речи, а так-же, позволяет знакомится с новыми для ребят понятиям.

Особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающих их предметах и явлениях, когда они имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать. В процессе игровой деятельности у детей вырабатываются целеустремленность, активность и некоторая планомерность действий. Развивается и совершенствуется его восприятие [4].Следовательно, поставив определенные цели, нужно стремиться привлекать внимание воспитанников ДДУ и к экологическим проблемам, обращать их внимание на энергоресурсы и прививать бережное отношение к окружающему миру. Во время занятий постепенно формируется некоторая сдержанность, организованность, целенаправленность поведения, достижение результата вызывает чувство радости. У детей формируются навыки осторожного пользования игрушкой, картинкой и бережного отношения к ним. Уже на этой ступени можно формировать первичные бережные отношения к окружающему миру, осознание того, что и от их действий зависит будущее планеты. Лото - одна из первых настольных игр, в которые начинают играть дети. Игра в лото развивает у детей память и внимательность. Детские лото направлены на знакомство ребенка в игровой форме с окружающим миром. При рассматривании картинок можно вызвать сочувствие к исчезающим видам растений и животных, рассказать о том, как нужно относиться к пресной воде, электричеству, мусору. Таким образом, во время игры не должны быть забыты и задачи экологического воспитания.

Очень важно помнить, что игровая деятельность должна создавать у детей хорошее настроение, вызывать радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания. [3].

Необходимо отметить, что в разделах игр, в том числе и лото мы пытались найти подобные аналоги, но, к сожалению, дидактические игры, часто однообразны. Мы избрали форму «Экологическое лото», так как эта форма игры показалась нам наиболее привлекательной и интересно, постарались разнообразить материал, сознательно выполнили его в виде фото, так как нарисованные изображения в значительной степени искажают представление о растительных и животных объектах. Возможно, некоторые выбранные объекты на карточках могут показаться сложными для детского восприятия, но как показал наш опыт, в группах старшего возраста дети достаточно эрудированы и, часто, мыслят совершенно правильно, что не может не радовать. Неподдельный интерес всегда у детей вызывают и загадки, которыми мы решили сопроводить игру, чем сделали ее еще более необычной. При помощи этой игры дети потренируются как в отгадывании загадок, так и в чтении слов, научатся подбирать слова и картинки по аналогичному смыслу. Игровые карточки разработаны в ярком исполнении, что делает игру привлекательной и несколько необычной. Игровые поля и цвета карточек совпадают, что позволит детям быстрее угадывать верные ответы, а, следовательно, поддерживать интерес к процессу игры. Очень важно, что ребенку придется отбирать карточки не по одному признаку, а сочетать целых три (фото, цвет карточки, название), что и дает возможность использовать ее в разновозрастных группах.


З.ОПИСАНИЕ ИГРЫ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЛОТО».

Цель дидактической игры:

  • познакомить с ресурсами и объектами бережного отношения (вода, тепло, электричество, энергия);

  • закрепить представление об основных экологических объектах (растения, животные, виды ресурсов);

  • прививать интерес и любовь к окружающему миру;

  • упражнять в использовании экологических понятий, правильно называть изображения;

  • научить различать и сравнивать их между собой.;

  • развивать эмоции и мотивы, способствующие формированию навыков бережливости к энергоресурсам и пресной воде;

  • познакомить ребят с растениями и животными занесенными в Красную книгу Беларуси.


ПРАВИЛА ИГРЫ

Созданная нами игра включает карточки по 4 разделам:

  • растения, животные, виды ресурсов, бережливость;

  • карточки с названиями;

  • загадки;

  • картинки.

В комплекте 4 основные карточки с обозначенной тематикой и 24 игровые картинки. При помощи этой игры дети потренируются как в отгадывании загадок, так и в чтении слов, научатся подбирать слова и картинки по аналогичному смыслу. Играть в игру могут от одного до двенадцати участников, в случае если заполнение карточек-лото проходит двумя - тремя детьми в малых группах. Проводит игру ведущий.

Вариант №1. Для 4 участников.(4-5 лет)

Перед началом игры большие карточки раздаются детям, а маленькие одну за другой ведущий достает из коробки, и, показывая ее, просит назвать то, что изображено на картинке. Карточка отдается тому игроку, кто первый правильно назовет изображение. Игра заканчивается, когда один из игроков соберет на своей карте все 6 карточек. Выигравший может стать ведущим.

Вариант №2. Для 4-12 участников.(5-7лет)

Правила игры те же, но ведущий не показывает маленькую карточку с изображением , а загадывает загадки.

Вариант №3. Для 4-12 участников.(6-7лет)

В этом варианте ход игры остается прежним, но здесь, ведущий показывает картинку, а игрок узнавший изображение должен не только правильно его назвать, но и рассказать о том, что изображено.

фото 9. Воспитанниками ДДУ№24 на экологическом мероприятии учатся сортировать мусор, отделяя бумагу и полиэтилен.









СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраст /Под ред. С. Л. Новоселовой. 4-е изд., перераб. — М., 1985.

2.Пособие для воспитателей дет. садов. Под ред. С.Л. Новоселовой. Изд. 3-е, испр. М., «Просвещение», 1977

3. Радина. Е. И. Значение дидактических игр и занятий для воспитания детей раннего возраста .- М.: Педагогика, 1978.- С.27.

4. http://rudocs.exdat.com/docs/index-325939.html



ПРИЛОЖЕНИЯ:


ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ИГРОВЫЕ КАРТОЧКИ.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ (К КАРТОЧКАМ)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.ИГРА ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЛОТО».

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.ДИСК С ТЕОРЕТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ ПРОЕКТА.



0



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!