СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практико-ориентированный творческий проект "Добро пожаловать в Словесный сад"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлен опыт работы по применению проектной деятельности обучающихся на начальной ступени образования в условиях логопедического пункта с целью повышения речевой активности, коррекции речевых нарушений.

Просмотр содержимого документа
«Практико-ориентированный творческий проект "Добро пожаловать в Словесный сад"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Кологривская средняя общеобразовательная школа

Кологривского муниципального района Костромской области







Практико-ориентированный творческий проект

«Добро пожаловать в Словесный сад!»





















Руководитель проекта:

учитель - логопед МОУ КСОШ Голубева О.Г.





2023 г

1. Паспорт проекта.

1.1. Актуальность……………………………………………………………………..

1.2. Гипотеза…………………………………………………………………………..

1.3.Краткая аннотация проекта……………………………………………………...

1.4.Участники проекта……………………………………………………………….

1.5.Тип проекта……………………………………………………………………….

1.6. Цель проекта……………………………………………………………………...

1.7.Задачи проекта……………………………………………………………………

1.8.Формы и методы реализации проекта…………………………………………..

1.9. Предполагаемый результат……………………………………………………...

2. Перспективный план реализации проекта…………………………………….

3. Описание хода проекта………………………………………………………….

4. Результат………………………………………………………………………….

5. Заключение……………………………………………………………………….

Приложение..…………………………………………………………………….























































Слова, дружище, - это как листья на дереве, а, чтобы понять,

почему лист таков, а не иной, нужно знать, как растет дерево!

М.Горький



Актуальность

Актуальность проблемы  развития словообразования вызвана тем, что у всех детей с речевыми нарушениями имеются разнообразные нарушения  процесса словообразования. Степень этих нарушений различна: от нерезко выраженной, незначительной  до полного непонимания значения средств языка. Это затрудняет обучение ребёнка, влияет на полноту  преодоления системного речевого расстройства, а именно лексико-грамматических недостатков и трудностей построения информативно полноценного высказывания.

Дети с нарушениями письменной речи и в школьном возрасте часто неуверенно пользуются словообразовательными моделями, допускают ошибки при употреблении суффиксов и приставок. Особенно много ошибок обнаруживается, когда школьники выполняют задания по образованию новых слов.

Базовую функцию раздела «Морфемика и словообра­зование» соотносят с формированием орфог­рафических умений и навыков, поскольку основой 80% орфографических правил, изучающихся в начальной и средней школе, является способность разобраться в мор­фемной структуре слова. Следовательно, отработка и раз­витие навыков словообразования и морфемной зоркости в начальных классах, умение вычленять в слове морфемные значения и соответствую­щие им морфемы становятся базой для усвоения русско­го правописания и формирования орфографической зоркости. 
Поиски актуальных путей коррекционной работы по устранению нарушений словообразовательных процессов являются проблемой проекта.



Гипотеза. Овладевая морфологическими средствами, выражающими многообразие значений в языке, ребёнок приобретает возможность пользоваться полноценной грамматически и фонетически правильно оформленной речью.  

Если применять методику проекта в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушениями устной и письменной речи, то у детей увеличивается словарный запас, речь становится богаче и ярче, развивается связная речь.



Краткая аннотация проекта

В работе представлен опыт работы по применению проектной деятельности обучающихся на начальной ступени образования в условиях логопедического пункта общеобразовательной школы с целью повышения речевой активности, коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста.

Данный проект погружает младших школьников в словообразовательное пространство. В процессе выполнения на логопедических занятиях учебных действий и проектных заданий школьники устанавливают отношение между значением и формой слова. Кроме того, происходит формирование морфологических обобщений. На этой основе они овладевают способами словообразования, что в свою очередь является необходимым условием уточнения и обогащения словарного запаса.

Участники проекта: учащиеся 3-классов, педагоги начального звена, родители.

Тип проекта: практико-ориентированный творческий, групповой, долгосрочный.

Цель проекта: создание оптимальных условий для коррекции и развития навыков словообразования и словоизменения, обобщение знаний о составе слова.

Задачи проекта:

  • практическое усвоение способов словообразования, закрепление умения разбора слов по составу;

  • развитие внимания, умения наблюдать за словом;

  • развитие лексики;

  • содействие развитию познавательных и творческих способностей;

  • развитие навыков межличностного взаимодействия и сотрудничества.

  • развитие навыков проектной деятельности;


Формы и методы реализации проекта:

- диагностика;

- логопедические занятия;

- совместные игры учителя-логопеда с учащимися;

- коммуникативная деятельность;

- продуктивная деятельность;

- презентации и выставка, демонстрирующие достижения продуктивной деятельности.


Предполагаемые результаты:

  • улучшение показателей по всем направлениям словообразовательного и лексико - грамматического строя речи учащихся;

  • уточнение и обогащение словарного запаса учащихся;

  • развитие памяти, внимания, мышления учащихся;

  • повышение коммуникативных, творческих способностей детей;

  • повышение мотивации и интереса к логопедическим занятиям.


Перспективный план реализации проекта

Подготовительный этап (информационно-аналитический)

(срок реализации: 2 недели)

Подготовительный этап (информационно-аналитический)

(срок реализации: 1 неделя)


Содержание деятельности

Ответственный исполнитель

1.

Определение целей и задач проектной деятельности, составление плана проекта.

Учитель-логопед

2.

Изучение и анализ методической литературы.

Учитель-логопед

3.

Подготовка методического и дидактического материала по разделу «Состав слова. Словообразование».

Учитель-логопед

4.

Информирование педагогов и родителей, формирование интереса к совместной деятельности с детьми.

Учитель-логопед

Основной этап (срок реализации: 3 недели)

Содержание мероприятия

Ответственный исполнитель

1.

Проведение серии логопедических занятий по теме «Состав слова. Словообразование» согласно рабочей программе.

Учитель-логопед

2.

Проведение дидактических игр и упражнений по использованию основных словообразовательных моделей «Измени слово», «Лото однокоренных слов», «Назови меня ласково», «Три пирамиды» , «Родственники» и т.д.

Учитель-логопед

3.

Создание словарика профессий (словообразование при помощи суффиксов).

Учитель-логопед

4.

Творческая мастерская: составление сказок, персонажами которых являются приставка, корень, суффикс, приставка, окончание. Изготовление книжек-самоделок.


Учитель-логопед, родители

5.

Творческая мастерская: создание коллажа творческих работ учащихся «Словесный сад». Каждый из детей получил «корень» для поиска однокоренных слов и создает макет дерева с однокоренными словами.


Учитель-логопед

Родители

6.

Домашнее задание. Изготовление мини-плаката « Части слова»

Родители

5.

Проведение консультаций для родителей и педагогов.

Учитель-логопед

Презентационно - завершающий (срок реализации – 2 недели)

1.

Презентация мини-библиотеки. Представление сказок собственного сочинения. Сопровождение иллюстраций словесными рассказами.

Учитель-логопед

2.

Итоговое обобщающее занятие.

Учитель-логопед

3.

Контроль полученных знаний.

Учитель-логопед

4.

Презентация проекта (педсовет).

Учитель-логопед


Описание хода реализации проекта


На момент старта проекта обучающиеся приступили к изучению материала раздела «Состав слова. Словообразование» (рабочая программа логопедических занятий по коррекции смешанной формы дисграфии).

На подготовительном этапе была определена цель проекта и поставлены задачи. Мною был подобран речевой и наглядный материал, изготовлены опорные схемы.

На основном этапе с детьми во время занятий и в совместной деятельности проводились речевые игры и игровые упражнения «Вспомни и повтори», «Чего не стало?» «Найди лишнюю картинку», « Назови лишнее слово», «Ответь на вопрос», «Родственники» .
Работа над книжкой – самоделкой, персонажами которой являлись корень, приставка, суффикс и окончание способствовала не только развитию речи школьников, но и учила работать коллективно, развивала художественные, эстетические способности детей. Совместно с учителем - логопедом дети составляли рассказ или сказку по теме. Это были фантастические, сказочные истории и т.д. При внесении в книгу текста использовались приемы работы, в зависимости от сформированности навыка у ребенка: запись под диктовку педагога, самостоятельная запись, списывание с образца.

В ходе создания словарика профессий дети провели собственное мини-исследование.

На 1 этапе нужно было вспомнить и записать название всех известных профессий.

Для этого учащиеся:

  • вспоминали сами;

  • спрашивали у родителей, знакомых;

  • читали в книгах, энциклопедиях;

  • искали в Интернете.

Одновременно отвечали на вопросы:

  • Что такое имя существительное?

  • На какие вопросы отвечает имя существительное?

  • Каким словам задаём вопрос Кто это?

  • Чем отличаются имена существительные, отвечающие на вопрос Кто это? и Что это?

  • Как изменяются имена существительные?

  • Учимся определять морфологические признаки имён существительных.

  • Учимся образовывать от имён существительных (слов – профессий) другие части речи.

II этап. Во всех словах требовалось определить части слова.

Для этого вспоминали:

  • Что такое однокоренные слова?

  • Что такое корень?

  • Что такое приставка?

  • Что такое суффикс?

  • Что такое окончание?

III этап. Нужно распределить все слова по группам.

Для этого:

  • внимательно читаем, написанные правильно слова;

  • выясняем, что общего в этих словах;

  • записываем их в таблицы.

Вывод: Слова – профессии могут образоваться при помощи:

  1. Суффикса (даже не одного): грузчик, химик, следователь.

  2. Приставки: повар, прораб.

  3. Приставки и суффикса: проходчик.

  4. Соединения основ: фотограф.

  5. Некоторые прилагательные могут выступать в роли существительных: рабочий, военный.

Пока учащиеся находили ответ на наш вопрос:

  1. Стали больше знать о существительных, о словообразовании.

  2. Научились правильно писать слова – профессии, составлять с ними предложения и тексты.

  3. Узнали много о разных профессиях, создали справочник профессий.

  4. Разгадывали ребусы, кроссворды, тесты.

  5. Прочитали стихотворение В.В. Маяковского “Кем быть?”.

  6. Выяснили, какие профессии самые востребованные у нас в городе.

  7. Узнали, кем работают родители.

  8. Задумались о выборе своей профессии.

  9. Научились работать дружно.

Большой интерес детей вызвало изготовление панно творческих работ «Словесный сад». Каждый из детей получил «корень» для поиска однокоренных слов и создавал макет дерева с однокоренными словами.

Заключительный этап включал в себя итоговое игровое занятие с изготовлением мини-плаката «Части слова». Подводя итог проведенного занятия, можно сказать, что дети справились с поставленными задачами, эмоциональный настрой поддерживался на протяжении всего занятия, учащиеся с удовольствием выполняли предложенные задания, положительный результат достигнут.

Мною была приготовлена презентация проектной деятельности для родителей "Наши весёлые занятия", где каждый родитель смог увидеть своего ребёнка и порадоваться результатом совместной творческой деятельности.

Результат

Анализ результатов

Учащимся 3 класса был предложен диктант:
Над полем и лесом светит солнышко. Потемнели дороги, посинел на речке лед. Заспешили ручьи к речушке. На дереве надулись пахучие почки. У скворечни хлопочут скворцы. На опушке зайчик присел, огляделся. Ушки на макушке у робкого зверюшки. На полянке, у лесного ручейка, играют медвежата. Идет весна.
(И.Соколов-Микитов)

Грамматическое задание:


    1. Найдите слова, построенные по следующим словообразовательным схемам: ышк о, по е л и, уч ие, н ого, ат а, за и л и. 
      Какой частью речи они являются?


    1. Объясните значение слов: зайчик, зверюшка, медвежата. Укажите при этом часть слова, которая вам помогла определить значение слова.


    1. Подберите к указанным словам однокоренные, объясните правописание корней в этих словах. Пос­_нели, засп_шили, р_чушка, хл_почут, ро_кие.



Результаты работы оценивались по следующим критериям:

-умение учащихся ориентироваться в структуре слова; 
-правильно определять значение минимальных единиц слова;
-использовать полученную информацию для решения орфографических задач.



Формируемые умения

Уровень сформированности

умение ориентироваться в структуре слова; 

Высокий - 2

Средний - 5

Низкий - 0

умение правильно определять значение минимальных единиц слова;

Высокий - 3

Средний - 3

Низкий - 1

умение использовать полученную информацию для решения орфографических задач.

Высокий - 2

Средний - 5

Низкий - 0


Общая оценка диктанта складывалась и по количеству допущенных ошибок, и по качеству выполненного грамматического задания. Но для определения уровня сформированности умений определилась следующим образом: уровень сформированности умения ориентироваться в морфемной структуре слова определялся по качеству выполнения первого задания; уровень сформированности умения правильно определять значение минимальных единиц слова – по второму заданию; уровень сформированности умения использовать полученную информацию для решения орфографических задач – по третьему заданию.
В результате использования метода проекта на логопедических занятиях у учащихся улучшились показатели по всем направлениям словообразовательного и лексико-грамматического строя речи: расширилось понимание устной речи; дети на практике усвоили способы словообразования и словоизменения; подбирали антонимы и синонимы к более широкому кругу слов; уточнили значение действий; улучшились показатели в подборе однокоренных слов, дети без затруднений образовывали в речи слова с суффиксами и приставками; у детей расширился словарный запас, повысилось внимание к звучащей речи, они стремятся логично выражать свои мысли, излагать добытую информацию. У некоторых учащихся – повысилась самооценка, а родители показали заинтересованность в результатах коррекционно-развивающей работы. Таким образом, можно судить об эффективности спланированной и проведенной работы.


Заключение


В заключение хотелось бы отметить, что использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков.

Поставленные задачи выполнены, цель достигнута. Проект является эффективным, оптимизирует педагогический процесс. Выдвинутая гипотеза доказана: при правильной организации проектная деятельность повышает познавательный интерес учащихся к учебной деятельности, способствует повышению их интеллектуального и творческого потенциала.








Литература

    1. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г.- Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда.- М: Просвещение, 1991.

    2. Кобзарева Л.Г., Реунова М.П., Юшина Г.Н. – Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР. Практическое пособие для логопедов. – Воронеж, издательство «Учитель», 2003.

    3. Пахомова Н.Ю. - Метод учебного проекта в образовательном учреждении.- М., 2005.

    4. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.:Владос, 1997.

    5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Просвещение, 2005.

    6. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.

    7. Ястребова А.В. Коррекция нарушений письменной речи. – М.: Аркти, 1999.



























Приложение



Рабочая программа логопедических занятий в 3-х классах.

Блок 1. Состав слова. Словообразование.

Тема занятия

Цель

1.

Состав слова. Уточнение представления о морфологическом составе слова. Корень. Упражнения на релаксацию.

Развитие восприятия и различения значимых частей слова, выполнение учебных действий, который способствуют усвоению грамматических понятий о строении слов и значении морфем.

2.

Корень слова. Однокоренные родственные слова.

Обогащение словаря, развитие слухового внимания, памяти.

3.

Приставка. Роль приставки в изучении значений слова.

Развитие умения правильно употреблять в речи слова с приставками

4.

Образование слов с помощью приставки от глагольных основ. Анализ значений слова

Уточнение знаний имеющихся у детей

5.

Приставка. Слова близкие и противоположные по смыслу.

Развитие умения правильно и активно пользоваться способами словообразования

6.

Суффикс. Образование слов с помощью суффикса. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Обозначение животных.

Развитие умение находить суффиксы в простых по составу словах.

7.

Суффиксы. Слова обозначающие профессии.

Развитие умения образовывать новые слова с помощью суффиксов –чик, - щик

8.

Суффиксы. Слова, обозначающие детенышей животных.

Развитие умения образовывать новые слова с помощью суффиксов –онок –енок, -ата –ята.

9.

Обобщение по теме «Состав слова»

Развитие умения делать морфемный разбор слов, подбирать слова к схемам

10.

Обобщение по теме «Состав слова»

Проверка знаний и умений учащихся по теме.