Муниципальное общеобразовательное учреждение
Кологривская средняя общеобразовательная школа
Кологривского муниципального района Костромской области
Практико-ориентированный творческий проект
«Добро пожаловать в Словесный сад!»
Руководитель проекта:
учитель - логопед МОУ КСОШ Голубева О.Г.
2023 г
1. Паспорт проекта.
1.1. Актуальность……………………………………………………………………..
1.2. Гипотеза…………………………………………………………………………..
1.3.Краткая аннотация проекта……………………………………………………...
1.4.Участники проекта……………………………………………………………….
1.5.Тип проекта……………………………………………………………………….
1.6. Цель проекта……………………………………………………………………...
1.7.Задачи проекта……………………………………………………………………
1.8.Формы и методы реализации проекта…………………………………………..
1.9. Предполагаемый результат……………………………………………………...
2. Перспективный план реализации проекта…………………………………….
3. Описание хода проекта………………………………………………………….
4. Результат………………………………………………………………………….
5. Заключение……………………………………………………………………….
Приложение..…………………………………………………………………….
Слова, дружище, - это как листья на дереве, а, чтобы понять,
почему лист таков, а не иной, нужно знать, как растет дерево!
М.Горький
Актуальность
Актуальность проблемы развития словообразования вызвана тем, что у всех детей с речевыми нарушениями имеются разнообразные нарушения процесса словообразования. Степень этих нарушений различна: от нерезко выраженной, незначительной до полного непонимания значения средств языка. Это затрудняет обучение ребёнка, влияет на полноту преодоления системного речевого расстройства, а именно лексико-грамматических недостатков и трудностей построения информативно полноценного высказывания.
Дети с нарушениями письменной речи и в школьном возрасте часто неуверенно пользуются словообразовательными моделями, допускают ошибки при употреблении суффиксов и приставок. Особенно много ошибок обнаруживается, когда школьники выполняют задания по образованию новых слов.
Базовую функцию раздела «Морфемика и словообразование» соотносят с формированием орфографических умений и навыков, поскольку основой 80% орфографических правил, изучающихся в начальной и средней школе, является способность разобраться в морфемной структуре слова. Следовательно, отработка и развитие навыков словообразования и морфемной зоркости в начальных классах, умение вычленять в слове морфемные значения и соответствующие им морфемы становятся базой для усвоения русского правописания и формирования орфографической зоркости.
Поиски актуальных путей коррекционной работы по устранению нарушений словообразовательных процессов являются проблемой проекта.
Гипотеза. Овладевая морфологическими средствами, выражающими многообразие значений в языке, ребёнок приобретает возможность пользоваться полноценной грамматически и фонетически правильно оформленной речью.
Если применять методику проекта в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушениями устной и письменной речи, то у детей увеличивается словарный запас, речь становится богаче и ярче, развивается связная речь.
Краткая аннотация проекта
В работе представлен опыт работы по применению проектной деятельности обучающихся на начальной ступени образования в условиях логопедического пункта общеобразовательной школы с целью повышения речевой активности, коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста.
Данный проект погружает младших школьников в словообразовательное пространство. В процессе выполнения на логопедических занятиях учебных действий и проектных заданий школьники устанавливают отношение между значением и формой слова. Кроме того, происходит формирование морфологических обобщений. На этой основе они овладевают способами словообразования, что в свою очередь является необходимым условием уточнения и обогащения словарного запаса.
Участники проекта: учащиеся 3-классов, педагоги начального звена, родители.
Тип проекта: практико-ориентированный творческий, групповой, долгосрочный.
Цель проекта: создание оптимальных условий для коррекции и развития навыков словообразования и словоизменения, обобщение знаний о составе слова.
Задачи проекта:
практическое усвоение способов словообразования, закрепление умения разбора слов по составу;
развитие внимания, умения наблюдать за словом;
развитие лексики;
содействие развитию познавательных и творческих способностей;
развитие навыков межличностного взаимодействия и сотрудничества.
развитие навыков проектной деятельности;
Формы и методы реализации проекта:
- диагностика;
- логопедические занятия;
- совместные игры учителя-логопеда с учащимися;
- коммуникативная деятельность;
- продуктивная деятельность;
- презентации и выставка, демонстрирующие достижения продуктивной деятельности.
Предполагаемые результаты:
улучшение показателей по всем направлениям словообразовательного и лексико - грамматического строя речи учащихся;
уточнение и обогащение словарного запаса учащихся;
развитие памяти, внимания, мышления учащихся;
повышение коммуникативных, творческих способностей детей;
повышение мотивации и интереса к логопедическим занятиям.
Перспективный план реализации проекта
Подготовительный этап (информационно-аналитический)
(срок реализации: 2 недели)
Подготовительный этап (информационно-аналитический) (срок реализации: 1 неделя) |
№ | Содержание деятельности | Ответственный исполнитель |
1. | Определение целей и задач проектной деятельности, составление плана проекта. | Учитель-логопед |
2. | Изучение и анализ методической литературы. | Учитель-логопед |
3. | Подготовка методического и дидактического материала по разделу «Состав слова. Словообразование». | Учитель-логопед |
4. | Информирование педагогов и родителей, формирование интереса к совместной деятельности с детьми. | Учитель-логопед |
Основной этап (срок реализации: 3 недели) |
№ | Содержание мероприятия | Ответственный исполнитель |
1. | Проведение серии логопедических занятий по теме «Состав слова. Словообразование» согласно рабочей программе. | Учитель-логопед |
2. | Проведение дидактических игр и упражнений по использованию основных словообразовательных моделей «Измени слово», «Лото однокоренных слов», «Назови меня ласково», «Три пирамиды» , «Родственники» и т.д. | Учитель-логопед |
3. | Создание словарика профессий (словообразование при помощи суффиксов). | Учитель-логопед |
4. | Творческая мастерская: составление сказок, персонажами которых являются приставка, корень, суффикс, приставка, окончание. Изготовление книжек-самоделок. | Учитель-логопед, родители |
5. | Творческая мастерская: создание коллажа творческих работ учащихся «Словесный сад». Каждый из детей получил «корень» для поиска однокоренных слов и создает макет дерева с однокоренными словами. | Учитель-логопед Родители |
6. | Домашнее задание. Изготовление мини-плаката « Части слова» | Родители |
5. | Проведение консультаций для родителей и педагогов. | Учитель-логопед |
Презентационно - завершающий (срок реализации – 2 недели) |
1. | Презентация мини-библиотеки. Представление сказок собственного сочинения. Сопровождение иллюстраций словесными рассказами. | Учитель-логопед |
2. | Итоговое обобщающее занятие. | Учитель-логопед |
3. | Контроль полученных знаний. | Учитель-логопед |
4. | Презентация проекта (педсовет). | Учитель-логопед |
Описание хода реализации проекта
На момент старта проекта обучающиеся приступили к изучению материала раздела «Состав слова. Словообразование» (рабочая программа логопедических занятий по коррекции смешанной формы дисграфии).
На подготовительном этапе была определена цель проекта и поставлены задачи. Мною был подобран речевой и наглядный материал, изготовлены опорные схемы.
На основном этапе с детьми во время занятий и в совместной деятельности проводились речевые игры и игровые упражнения «Вспомни и повтори», «Чего не стало?» «Найди лишнюю картинку», « Назови лишнее слово», «Ответь на вопрос», «Родственники» .
Работа над книжкой – самоделкой, персонажами которой являлись корень, приставка, суффикс и окончание способствовала не только развитию речи школьников, но и учила работать коллективно, развивала художественные, эстетические способности детей. Совместно с учителем - логопедом дети составляли рассказ или сказку по теме. Это были фантастические, сказочные истории и т.д. При внесении в книгу текста использовались приемы работы, в зависимости от сформированности навыка у ребенка: запись под диктовку педагога, самостоятельная запись, списывание с образца.
В ходе создания словарика профессий дети провели собственное мини-исследование.
На 1 этапе нужно было вспомнить и записать название всех известных профессий.
Для этого учащиеся:
вспоминали сами;
спрашивали у родителей, знакомых;
читали в книгах, энциклопедиях;
искали в Интернете.
Одновременно отвечали на вопросы:
Что такое имя существительное?
На какие вопросы отвечает имя существительное?
Каким словам задаём вопрос Кто это?
Чем отличаются имена существительные, отвечающие на вопрос Кто это? и Что это?
Как изменяются имена существительные?
Учимся определять морфологические признаки имён существительных.
Учимся образовывать от имён существительных (слов – профессий) другие части речи.
II этап. Во всех словах требовалось определить части слова.
Для этого вспоминали:
III этап. Нужно распределить все слова по группам.
Для этого:
внимательно читаем, написанные правильно слова;
выясняем, что общего в этих словах;
записываем их в таблицы.
Вывод: Слова – профессии могут образоваться при помощи:
Суффикса (даже не одного): грузчик, химик, следователь.
Приставки: повар, прораб.
Приставки и суффикса: проходчик.
Соединения основ: фотограф.
Некоторые прилагательные могут выступать в роли существительных: рабочий, военный.
Пока учащиеся находили ответ на наш вопрос:
Стали больше знать о существительных, о словообразовании.
Научились правильно писать слова – профессии, составлять с ними предложения и тексты.
Узнали много о разных профессиях, создали справочник профессий.
Разгадывали ребусы, кроссворды, тесты.
Прочитали стихотворение В.В. Маяковского “Кем быть?”.
Выяснили, какие профессии самые востребованные у нас в городе.
Узнали, кем работают родители.
Задумались о выборе своей профессии.
Научились работать дружно.
Большой интерес детей вызвало изготовление панно творческих работ «Словесный сад». Каждый из детей получил «корень» для поиска однокоренных слов и создавал макет дерева с однокоренными словами.
Заключительный этап включал в себя итоговое игровое занятие с изготовлением мини-плаката «Части слова». Подводя итог проведенного занятия, можно сказать, что дети справились с поставленными задачами, эмоциональный настрой поддерживался на протяжении всего занятия, учащиеся с удовольствием выполняли предложенные задания, положительный результат достигнут.
Мною была приготовлена презентация проектной деятельности для родителей "Наши весёлые занятия", где каждый родитель смог увидеть своего ребёнка и порадоваться результатом совместной творческой деятельности.
Результат
Анализ результатов
Учащимся 3 класса был предложен диктант:
Над полем и лесом светит солнышко. Потемнели дороги, посинел на речке лед. Заспешили ручьи к речушке. На дереве надулись пахучие почки. У скворечни хлопочут скворцы. На опушке зайчик присел, огляделся. Ушки на макушке у робкого зверюшки. На полянке, у лесного ручейка, играют медвежата. Идет весна.
(И.Соколов-Микитов)
Грамматическое задание:
Найдите слова, построенные по следующим словообразовательным схемам: ышк о, по е л и, уч ие, н ого, ат а, за и л и.
Какой частью речи они являются?
Объясните значение слов: зайчик, зверюшка, медвежата. Укажите при этом часть слова, которая вам помогла определить значение слова.
Подберите к указанным словам однокоренные, объясните правописание корней в этих словах. Пос_нели, засп_шили, р_чушка, хл_почут, ро_кие.
Результаты работы оценивались по следующим критериям:
-умение учащихся ориентироваться в структуре слова;
-правильно определять значение минимальных единиц слова;
-использовать полученную информацию для решения орфографических задач.
Формируемые умения | Уровень сформированности |
умение ориентироваться в структуре слова; | Высокий - 2 Средний - 5 Низкий - 0 |
умение правильно определять значение минимальных единиц слова; | Высокий - 3 Средний - 3 Низкий - 1 |
умение использовать полученную информацию для решения орфографических задач. | Высокий - 2 Средний - 5 Низкий - 0 |
Общая оценка диктанта складывалась и по количеству допущенных ошибок, и по качеству выполненного грамматического задания. Но для определения уровня сформированности умений определилась следующим образом: уровень сформированности умения ориентироваться в морфемной структуре слова определялся по качеству выполнения первого задания; уровень сформированности умения правильно определять значение минимальных единиц слова – по второму заданию; уровень сформированности умения использовать полученную информацию для решения орфографических задач – по третьему заданию.
В результате использования метода проекта на логопедических занятиях у учащихся улучшились показатели по всем направлениям словообразовательного и лексико-грамматического строя речи: расширилось понимание устной речи; дети на практике усвоили способы словообразования и словоизменения; подбирали антонимы и синонимы к более широкому кругу слов; уточнили значение действий; улучшились показатели в подборе однокоренных слов, дети без затруднений образовывали в речи слова с суффиксами и приставками; у детей расширился словарный запас, повысилось внимание к звучащей речи, они стремятся логично выражать свои мысли, излагать добытую информацию. У некоторых учащихся – повысилась самооценка, а родители показали заинтересованность в результатах коррекционно-развивающей работы. Таким образом, можно судить об эффективности спланированной и проведенной работы.
Заключение
В заключение хотелось бы отметить, что использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков.
Поставленные задачи выполнены, цель достигнута. Проект является эффективным, оптимизирует педагогический процесс. Выдвинутая гипотеза доказана: при правильной организации проектная деятельность повышает познавательный интерес учащихся к учебной деятельности, способствует повышению их интеллектуального и творческого потенциала.
Литература
Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г.- Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда.- М: Просвещение, 1991.
Кобзарева Л.Г., Реунова М.П., Юшина Г.Н. – Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР. Практическое пособие для логопедов. – Воронеж, издательство «Учитель», 2003.
Пахомова Н.Ю. - Метод учебного проекта в образовательном учреждении.- М., 2005.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.:Владос, 1997.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Просвещение, 2005.
Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.
Ястребова А.В. Коррекция нарушений письменной речи. – М.: Аркти, 1999.
Приложение
Рабочая программа логопедических занятий в 3-х классах.
Блок 1. Состав слова. Словообразование.
№ | Тема занятия | Цель |
1. | Состав слова. Уточнение представления о морфологическом составе слова. Корень. Упражнения на релаксацию. | Развитие восприятия и различения значимых частей слова, выполнение учебных действий, который способствуют усвоению грамматических понятий о строении слов и значении морфем. |
2. | Корень слова. Однокоренные родственные слова. | Обогащение словаря, развитие слухового внимания, памяти. |
3. | Приставка. Роль приставки в изучении значений слова. | Развитие умения правильно употреблять в речи слова с приставками |
4. | Образование слов с помощью приставки от глагольных основ. Анализ значений слова | Уточнение знаний имеющихся у детей |
5. | Приставка. Слова близкие и противоположные по смыслу. | Развитие умения правильно и активно пользоваться способами словообразования |
6. | Суффикс. Образование слов с помощью суффикса. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Обозначение животных. | Развитие умение находить суффиксы в простых по составу словах. |
7. | Суффиксы. Слова обозначающие профессии. | Развитие умения образовывать новые слова с помощью суффиксов –чик, - щик |
8. | Суффиксы. Слова, обозначающие детенышей животных. | Развитие умения образовывать новые слова с помощью суффиксов –онок –енок, -ата –ята. |
9. | Обобщение по теме «Состав слова» | Развитие умения делать морфемный разбор слов, подбирать слова к схемам |
10. | Обобщение по теме «Состав слова» | Проверка знаний и умений учащихся по теме. |