СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практико-значимая работа на тему: "День Святой Троицы"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность исследования этой темы обусловлена возрастанием необходимости не только сохранения и возрождения, но и дальнейшего освоения и развития традиционной культуры народа.

Просмотр содержимого документа
«Практико-значимая работа на тему: "День Святой Троицы"»

20


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области

« Государственный гуманитарно-технологический университет »

ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФАКУЛЬТЕТ переподготовки и ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ



Итоговая практико-значимая работа

на тему:

«День Святой Троицы»

(конспект урока, методическая разработка)





Выполнил слушатель курсов ПК

по программе:

Методика преподавания курса

«Основы религиозных культур и светской этики"

Шеварнова Татьяна Николаевна


Руководитель:

кандидат филологических наук, доцент

Колычева Галина Юрьевна



г.о. Павловский Посад

2023 г.

Содержание

  1. Тема урока: «День Святой Троицы»

  1. Цели и задачи ……………………………………………………… 3

  1. Мотивация учебной деятельности ……………………………….. 4

  1. Ход урока:

  1. Вступление ………………………………………………………… 5

  1. Рассказ учителя:

  1. День Святой Троицы. Пятидесятница…………………………………... 5

  1. Иконография праздника………………………………………………….. 6

  1. Традиции и обычаи празднования Троицы в Православной Церкви…. 7

  1. Запреты в День Святой Троицы. ………………………………………... 9

  1. Народные приметы на Святую Троицу…………………………………. 9

  1. Заключение………………………………………………………………. 10

  1. Закрепление материала по вопросам ………………………………… 11

  1. Рефлексия ………………………………………………………………... 12

  1. Список использованной литературы ………………………………… 13

  1. Приложение …………………………………………………………….... 14



Тема урока (4 класс): ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ.

Цели:

образовательная: познакомить детей с Двунадесятым праздником Русской Православной Церкви – Днём Святой Троицы, его историей, традициями, иконографией;

развивающая: развитие речи, памяти, мышления, творческого воображения, слухового и зрительного внимания; повышение интереса к изучению народной культуры;

воспитательная: формирование представлений о таких духовно-нравственных ценностях, как милосердие, щедрость, бескорыстие. Воспитание уважения к духовной культуре, пробуждение желания сохранять ее традиции.

Задачи:

1.  Ознакомить с историей и традицией празднования Троицы; создать условия для приобщения детей к традиционной культуре через православный праздник Троица.

2. Формирование представлений о духовно-нравственной сфере человеческой жизни, ценностях любви и добра, раскрытие духовно-нравственного потенциала обучающихся.

3. Развитие творческих способностей обучающихся.


Актуальность исследования этой темы обусловлена возрастанием необходимости не только сохранения и возрождения, но и дальнейшего освоения и развития традиционной культуры народа. Сегодня большинство людей становятся потребителями всех традиций, а не хранителями и создателями национальной культуры. С каждым годом становится все меньше и меньше людей, продолжающих и создающих культурную среду в народе. В последние годы среди россиян заметно возрос интерес к православным праздникам. В такие дни принято ходить в церковь, накрывать праздничный стол для своих близких, а в некоторых случаях принимать участие в народных гуляниях.

Проблема: недостаточные знания детей и их родителей о народной православной культуре.

Ожидаемые результаты:

-формирование адекватного устойчивого эмоционального реагирования ребенка на народные традиции;

-повышение коммуникативной компетентности детей в общении со сверстниками и с взрослыми;

- формирование у детей положительного отношения к нравственным нормам и правилам;

- приобщение родителей к творческой деятельности детей;

- качественное изменение познавательных процессов;

- обращение детей к духовной культуре народа.


Мотивация учебной деятельности. Празднование Святой Троицы, как и всех великих праздников Православной Церкви, объединяет в себе богословскую глубину и богатые литургические традиции. Оно призвано напомнить каждому верующему о центральном месте тайны Троицы в христианской вере и жизни. В последние годы постепенно возвращаются из прошлого праздники народного календаря, старинные свадебные обряды, народные игры. С их помощью в современное общество может передаваться важнейшая информация о том, как наши далёкие предки представляли себе мир, как умели жить в гармонии с природой, как ценили они домашний очаг, семью, мать и материнство, как поощряли честный труд на родной земле.

Ресурсы: экран, проектор, ноутбук, Икона Святой Троицы.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.


Педагогические технологии: компьютерные (новые информационные) технологии обучения, личностно-ориентированное развивающее обучение, проблемное обучение.

Ход урока

Вступление.

Жизнь русских людей в далеком прошлом состояла из череды будней и праздников. Будни — это время, наполненное трудами и заботами. В будни пахали, сеяли, жали, воспитывали детей. Отличительная черта будней – обыденность домашнего существования, умеренность в еде, простая удобная одежда, замкнутость досуга. Будням противопоставлялись праздники — время отдыха, веселья, радости, ощущение полноты жизни. Праздников ждут, к ним готовятся, им радуются, их помнят.

Чередование будней и праздников считалось необходимой составляющей нормального течения жизни, а сбои могли привести, по народным представлениям, к хаосу и гибели мира.


Рассказ учителя.

День Святой Троицы. Пятидесятница. (Слайд 1)

4 июня 2023 года православные отмечают День Святой Троицы, или просто Троицу, Троицын день - праздник, посвященный сошествию Святого Духа в виде языков пламени на апостолов на пятидесятый день после Воскресения Христа и наделивший апостолов невероятной силой. Так возникло одно из его названий — Пятидесятница. А вот Святой Троицей праздник называют потому, что сошествием в наш мир Святого Духа Бог явил людям Свое Триединство.

Сначала только ученики Христа - апостолы, а потом и все человечество узнали великую, трудно-постижимую тайну природы Бога. То, что Бог Един в Трех Лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух.

После Воскресения Иисуса Христа апостолы ежедневно молились в Сионской горнице, в которой свершилась Тайная вечеря накануне ареста Христа. (Слайд 2) На пятидесятый день горница наполнилась шумом, и явился Святой Дух, наделив их способностью видеть будущее, исцелять и говорить на разных языках.

На шум собралась большая толпа, и люди были удивлены, так как каждый слышал слова апостолов на своем наречии. Постигнув таким образом языки, ученики Христа стали нести благую весть во все уголки света.

У праздника двойной смысл: он символизирует равенство и единую сущность Отца, Сына и Святого Духа и является днем зарождения христианской церкви. Сионская горница, в которой произошло явление Святого Духа, стала первым в мире христианским храмом. (Слайд 3)


Иконография праздника.

Все православные иконы хранят в себе глубокий смысл. Каждый малейший элемент, каждая черта и надпись имеют своё, особое значение.


1. (Слайд 4) Более 600 лет назад Андреем Рублевым была написана икона «Троица». Перед нами представлены три фигуры ангелов, восседающих за столом. Число три для православия символично и напрямую связано с единством Божием в трех лицах: Бог Отец, Сын и Дух Святой. Три ангела безмятежно и неторопливо ведут беседу. Их позы непринужденны, одежды просты и свободны.

В центре иконы – чаша, как символ страданий Христа. Если внимательно посмотреть, то внутренний и внешний контуры крайних ангелов также составляет большую чашу. В руках у ангелов скипетры, символы власти, а в одеянии каждого присутствует лазурный цвет, цвет неба, символизирующий их причастность к Богу.

За центральной фигурой мы видим древо жизни, а левее от него – здание, символизирующее церковь.

Структура иконы подчинена идее круга, которая испокон веков символизировала вечность, в данном случае бесконечность любви и божественного триединства. Ангелы обеспокоены миром порока, в котором погряз человек. И Бог Отец (центральная фигура) готов отправить на землю Сына (левая фигура), чтобы Духом Святым (правая фигура) искупить грехи людей. Икона была написана Андреем Рублёвым для Троице-Сергиевой Лавры. Там, в Троицком Соборе, представлен её список, а сама икона хранится в Третьяковской Галерее.


2. (Слайд 5, 1) Иконы, изображающие Сошествие Святого Духа, отражают момент, когда языки пламени сошли на апостолов. На центральной части иконы изображены сами апостолы. Чаще всего они расположены полукругом, сидя на скамье. Среди прочих апостолов изображается Павел, хотя на тот момент он был скорее противником церкви, чем её сторонником.

Таким образом подчеркивается, что Святой Дух сошёл не только на ближайших учеников Христа, но и на всю Церковь в целом.

В этой иконе всё имеет своё значение. Так, скамья имеет форму полукруга не просто так: круг в иконографии используется в качестве Божественного символа. А его незамкнутость показывает, что Церковь открыта для всех.

Самое высокое место в центре иконы пустует. Это символизирует, что Господь незримо присутствует среди апостолов.

В нижней части иконы можно увидеть тёмную фигуру человека в царских одеяниях, держащего плат и 12 свитков. Это царь-Космос, своеобразное изображение тех, кто ещё не принял православие.


3. (Слайд 5, 2)На некоторых изображениях присутствует образ Божьей Матери, как Небесной Царицы. Огненные языки, окружающие апостолов, символизируют благодать Святого Духа. Также благодать может изображаться с помощью спускающихся с неба лучей.


Традиции и обычаи празднования Троицы в Православной Церкви.

Православный праздник Троица имеет очень много традиций, пришедших из глубины веков, которые делают этот день еще более ярким и запоминающимся, оставляя в душе каждого верующего глубокий след благодатной радости и духовного возрождения.

1. Одним из самых красочных и любимых обычаев, связанных с празднованием Троицы, является украшение домов и церквей зеленью и цветами. Этот обычай происходит от понимания Троицы как дня, когда вся природа воспевает Бога. Цветы и ветви деревьев разносятся по дому – они украшают икону, а также вход в церковь, ведь растительность символизирует жизнь, дарованную людям через их Творца, и являются символом обновления природы и духовного возрождения. (Слайд 6)


2. Троица всегда считалась большим праздником, поэтому относились к нему хозяйки весьма серьезно и ответственно. Особо удачным считалось, если в вашем доме собралось множество гостей. К празднику тщательно готовились: убирали дом и двор, пекли пироги и караваи.


3. (Слайд 7)Главными в эти дни были связанные с культом растительности ритуалы, девичьи гуляния, гадания, обрядовые инициации. Отсюда и еще одно название этого периода — Зеленые святки. Молодежь устраивала шумные гуляния в лесах и лугах. Посвататься в этот день считалось хорошей приметой, поэтому девушки наряжались в лучшие наряды, украшали себя венками и прогуливались по главной деревенской улице, показывая себя во всей красе. Считалось, что те, кто будут сосватаны в этот день, обязательно проживут долгую и счастливую жизнь. Свадьбу после этого старались назначить на Покров.


4. Вечером девушки гадали: жали собранный зверобой, повторяя имя любимого (красный сок из растения обещал взаимную любовь, а прозрачный сулил беду), кликали кукушку (сколько она прокукует, столько еще девице жить в отчем доме), пускали венки по реке (чей проплывет дальше, та выйдет замуж раньше всех).


Запреты в День Святой Троицы.

1. В народе существовал запрет на тяжелый физический труд, в самые главные три дня Троицы. Особенно воспрещались любые работы на земле, кроме покоса травы.

2. Запрет существовал на купания в озерах и реках. Считалось, что в дни Троицы на сушу выходят русалки. Она завлекает к себе молодых людей и забирает их навсегда. Поэтому они сторонились берега рек и озер, для защиты на них зажигались костры, а на головы парней надевались венки с веточками полыни.

3. Так же, как и в любой православный праздник, на Троицу нельзя сквернословить, ссориться и отказывать в помощи.


Народные приметы на День Святой Троицы.

Славяне придумали массу примет, которым на Троицу придавалось большое значение. (Слайд 8)

  1. Сны в ночь на праздник считались вещими. Поэтому они были большой удачей для всей семьи.

  2. Многие хозяйки собирали в Троицу лечебные травы, в этот день они наполнялись силой и оказывались наиболее полезными.

  3. Дождь на Троицу означает богатый урожай грибов и ягод и теплое лето.

  4. Жаркий полдень — жди засушливого лета.

  5. Если утром будет роса на траве, можно ожидать ранних заморозков.

  6. Если на небе не будет облаков, это сулит ненастное лето.

  7. Хороший знак – появление радуги. Это сулит здоровье и благополучие.

Заключение.

Праздник Троицы – не просто день в календаре церковных торжеств, это важный этап в духовной жизни каждого верующего. Праздник открывает в глубине человеческого сердца таинство Святой Троицы, приближая верующих к божественной истине.

Троица символизирует единство и любовь в Божественной сущности, что оказывает глубокое влияние на духовное восприятие мира верующими. Она представляет собой важную основу христианского учения о Боге, что подчеркивает значение праздника.

Для верующего Троица – это не только время особого богослужения и народных обычаев, это еще и время для глубокой рефлексии и духовного самосозерцания. Это время, когда мы вызываем себя к более глубокому пониманию таинства Божественной любви и единства, а также нашего места в этом мире как детей Бога.


Закрепление материала по вопросам.

  1. Почему День Святой Троицы называют Пятидесятницей? (Православная Церковь празднует День Святой Троицы в 50-й день после Пасхи)

  2. День Пятидесятницы нередко называют днем? (Пятидесятницу часто называют днём рождения Церкви. В этот день на апостолов, именно как на Церковь, сошёл Святой Дух. В этот день Церковь была наделена полнотой благодатных спасительных средств, необходимых верующим для достижения спасения.)

  3. Какой святой изображен на иконах Пятидесятницы, который не был на момент этого события апостолом? (На иконах Пятидесятницы, также как и на иконах праздника Вознесения Господня, изображают двенадцать апостолов, причем место отпавшего Иуды Искариота обычно занимает Павел)

  4. Чем, по русской традиции, украшаются храмы в день Святой Троицы? (По русской традиции, пол храма в этот день устилается свежескошенной травой, а сам храм и иконы украшаются берёзовыми ветвями)

  5. Под видом кого Святой Дух сошел на апостолов в день Пятидесятницы? (Святой Дух сошел на апостолов в день Пятидесятницы под видом огненных языков)


РЕФЛЕКСИЯ.

Праздник Троицы обладает глубоким духовным значением. Это время, когда верующие приглашаются погрузиться в размышления о таинстве Божественного единства и любви, оценить их место в Божественном плане и вновь подтвердить свою веру в Бога, открыв свое сердце для действия Святого Духа.

Верующий признает, что:

Бог Отец создал мир и каждого из нас.

Бог Сын, Иисус Христос, явился в мире, чтобы искупить человечество от греха и смерти своим крестным жертвоприношением и воскресением.

Бог Святой Дух живет в сердцах верующих, обновляя и освящая их, ведя к истине и утешая их.

Вероучение о Троице также помогает нам понять божественный план спасения. Бог Отец любит мир так, что дает своего единородного Сына, чтобы каждый, кто верует в Него, не погиб, но имел вечную жизнь. Сын Божий становится человеком, умирает на кресте и воскресает для нашего спасения. Святой Дух, исходящий от Отца и Сына, делает верующих участниками божественной жизни и ведет Церковь на путь истины.

Таким образом, вера в Святую Троицу есть основа христианского жизнеописания. Она означает признание любящего Бога, который является источником всего существования, Искупителя, который возвращает нас в общение с Богом, и Обновителя, который делает нас участниками божественной жизни.

Список использованной литературы.

1. М.Н. Громов. Учение о Святой Троице в древнерусской традиции//Вестник славянских культур.-2008.-С. 43-49

2. Васильев Е. Постмодерн и Троица // Человек, 2001, №4. С.189,192.

3. Бонецкая Н.К. Тайна триединства // Вопросы философии, 2003, №11. С.112-11

4. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс. Учебник / Кураев А. В. / Просвещение, 2021.-144с.

5. Основы религиозных культур с светской этики. Основы православной культуры.: 4-й класс: учебник: в 2 частях / О.Ю. Васильева, А.С. Кульберг, О.В. Корытко, ;под науч. Ред. О.Ю. Васильевой. - Москва: Просвещение, 2023.

6. https://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия

7. https://azbyka.ru/

ПРИЛОЖЕНИЕ

Слайд1

Слайд2

Слайд3

Слайд4


Слайд5

Слайд6


Слайд7


Слайд8