МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Академия социального управления»
Кафедра образовательного менеджмента
Практико-значимая работа
Тема: «Международные организации по оценке качества образования и их деятельность в России в 2012-2017гг.»
Автор: слушатель курса
«Управление качеством образовательной среды в школе»
Новогренко Светлана Викторовна,
Заместитель директора МБОУ Наро-Фоминской сош №6
с углубленным изучением отдельных предметов,
Наро-Фоминский район
Руководитель: Рыков Сергей Леонидович
доктор педагогических наук,
профессор кафедры образовательного менеджмента АСОУ
Москва – 2017
Цель
Изучить особенности международных организаций по оценке качества образования и их деятельность в России .
Задачи
1. Дать характеристику международным организациям по оценке качества образования.
2. Разобраться в деятельности международных сравнительных исследованиях образовательных достижений.
3. Выявить степень влияние международных сравнительных исследований образовательных достижений на систему контроля и оценку качества образования и на само качество образования в РФ.
Международные сравнительные исследования по оценке качества образования организуются и проводятся международными организациями: Международная ассоциация по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement), Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР).
Международные сравнительные исследования позволяют выявить и сравнить состояние и изменения, происходящие в системах образования в разных странах и оценить эффективность стратегических решений в области образования.
Сравнение осуществляется не умозрительно на основе изучения различных источников литературы, не на основе сравнения результатов престижных международных олимпиад для избранных, а по результатам исследований, проводимых на представительных выборках учащихся различных стран с использованием одного и того же инструментария, который создается с учетом международных приоритетов в образовании.
В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» в качестве целевого индикатора Подпрограммы 3
«Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования» на 2013–2020 гг. включено «число международных сопоставительных исследований качества образования, в которых Российская Федерация участвует на регулярной основе.
Основные международные исследования качества образования можно разделить на две группы:
Исследования, связанные с оценкой педагогического образования, убеждений и практик учителей (TEDS-M, NorBA, TALIS).
Исследования, оценивающие уровень образовательных достижений учащихся (PIRLS, TIMSS, PISA, CIVIC, ICILS).
Международное мониторинговое исследование PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) направлено на изучение читательской грамотности обучающихся 4-х классов.
На основе разнообразных текстов читатели конструируют собственные значения. Они читают, чтобы учиться, участвовать в школьных и внешкольных читательских сообществах и для удовольствия. Исследование проводится циклично - один раз в пять лет.
Исследование TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study)
Исследование направлено на оценивание математической и естественно-научной грамотности. В центре внимания возрастные группы учащихся 4-х и 8-х, 11-х классов. Исследование проводится циклично - один раз в четыре года.
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment)
Основные задачи международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA : оценить функциональную грамотность 15-летних учащихся в области математики, чтения и естествознания; выявить факторы, позволяющие объяснить различия в результатах.
TEDS – международное исследования по педагогическому образованию (подготовка учителей математики)
(The Teacher Education and Development Study in Mathematics)
В исследовании оценивается подготовка студентов педагогических вузов 5 курса по математике и преподавания математики.
Сравнение результатов тестирования будущих
учителей с результатами учащихся начальной
и средней школы позволяет выявить некоторые
общие проблемы в математическом образовании
(например, более низкие результаты при
выполнении заданий с ситуациями реальной жизни).
Выявлены противоречия между отношениями будущих учителей к педагогической деятельности и их планами на дальнейшую профессиональную карьеру.
Исследование CIVIC (Civic Education Study) связано со сравнительной оценкой граждановедческой подготовки выпускников средней школы.
Исследование изучает не только знания учащихся в области граждановедческого образования и умения применять их в воображаемых ситуациях, но и интеллектуальные умения, мнения и отношения учащихся к рассматриваемым социальным вопросам.
Рейтинг качества образования по граждановедению в разных странах мира проводится под контролем и руководством International Association for the Evaluation of Educational Achievement (IEA), международной независимой организацией, проводящей сравнительные исследования качества школьного образования по основным дисциплинам в разных странах мира уже более 50 лет
Исследование ICILS (International Computer and Information Literacy Study)
В Перечне основных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. отмечено, что будет обеспечено участие Российской Федерации в международных сопоставительных исследованиях качества образования PIRLS, TIMSS, PISA, а также в исследованиях ICILS (оценка информационной и компьютерной грамотности), ICCS (граждановедческой компетентности), AHELO (оценка профессиональной компетентности выпускников вузов) и PIAAC (оценка навыков и компетенций взрослого населения трудоспособного возраста). Будет также создана возможность присоединения России к другим сравнительным международным исследованиям качества образования по мере их появления.
Россия примет активное участие в международных сравнительных исследованиях качества образования.
Координатор данных проектов — Рособрнадзор.
2018 год
- PIAAC — оценка компетенций взрослых;
- TALIS — участие примут учителя, вопросы преподавания и обучения;
- PISA — оценка учебных достижений обучающихся 15-летнего возраста.
2019 год
- TIMSS — мониторинг качества математического и естественнонаучного образования в 4, 8, 11-ых классах.
2021 год
- PIRLS — мониторинг качества чтения и понимания текста у 4-х классов.
Эффективность использования результатов международных исследований качества образования в России
Комплексное использование результатов проводимых
международных исследований для принятия управленческих решений
Проведение параллельно с международными исследованиями
общероссийских мониторинговых исследований на тех же
выборках обучающихся
Планирование и проведение в рамках международных
исследований отдельных
групп обучающихся
«В России сегодня идет формирование единой системы оценки качества образования, которая наряду с ЕГЭ и ГИА включает всероссийские проверочные работы (ВПР) и национальные исследования качества образования (НИКО). Важной частью объективной системы оценки является участие в международных исследованиях с целью совершенствования процесса обучения, использования самых передовых образовательных технологий»
(Начальник Управления надзора и контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ Рособрнадзора Евгений Семченко)
Источники
1. Винсент Грини, Томас Келлаган. Проведение национальной оценки учебных достижений http://www.rtc-edu.ru/resources/publications .
2.Пискунова Е.В. Социокультурная обусловленность изменений профессионально-педагогической деятельности учителя. Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2005. – 324 с.
3.Технический отчет. Организация и проведение международных сравнительных исследований качества общего образования PISA-2003 и TIMSS-2003 в России. НФПК, 2005
4. https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnaya-harakteristika-mezhdunarodnogo-opyta-organizatsii-vneshney-otsenki-kachestva-obrazovaniya
5. https://www.menobr.ru/article/59448-qqe-14-m07-mejdunarodnye-sravnitelnye-issledovaniya-kak-element
6. сайт Международной Ассоциации по Оценке Учебных Достижений - IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement): http://www.iea.nl/http://timss.bc.edu/ : http://pirls.bc.edu/