Рабочая программа Практикума по информатике «Юный информатик» для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования, на основе Примерной программы основного общего образования по информатике, в учетом авторской программы Л.Л. Босовой, и на основе Основной образовательной программы основного общего образования МОУ СШ № 8.
Программа направлена на обеспечение условий развития личности учащегося; творческой самореализации; умственного и духовного развития.
Необходимость разработки данной программы обусловлена потребностью развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. Сегодня человеческая деятельность в технологическом плане меняется очень быстро, на смену существующим технологиям и их конкретным техническим воплощениям быстро приходят новые, которые специалисту приходится осваивать заново.
Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Формирование информационной компетенции и культуры обучающегося, формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки, хранении и передачи информации.
Рабочая программа практикума по информатике «Юный информатик» рассчитана на 17 год.
Для развития устойчивого интереса к учебному процессу в дополнительном образовании по информатике «Юный информатик» используется учебник Босовой Л.Л. – (Информатика 5 класс. М.: Бином. Лаборатория знаний)., а также используются презентации, цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), электронные образовательные ресурсы (ЭОР).
На практических занятиях по информатике и ИКТ используются здоровьесберегающие технологии – корригирующая гимнастика для глаз. (В.Ф. Репин, В.И. Павлов, Г.М. Чеботаревская «Компьютер и глаза. Корригирующая гимнастика для глаз», методическое пособие, Саратов, 2007).
Образовательные результаты формируются в деятельностной форме с использованием следующих методов:
Сформулированная цель реализуется через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам дополнительного общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя личностные, предметные, метапредметные результаты.
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Дата |
По плану | Фактически |
1 | Введение. Техника безопасности и организация рабочего места. Информация. Информатика. | 1 | Научатся: Соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ; Соблюдать требования к организации рабочего места и правила поведения в кабинете информатики. Познавательные - быть внимательным, уметь находить частное и общее, сопоставлять, строить рассуждения, анализировать и делать выводы. Регулятивные – способность организовывать свою деятельность, принимать её цели и задачи, выбирать средства реализации этой цели и применять их на практике Осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями. Осознание важности учёбы и познания нового, бережного отношения к себе и окружающим людям. | | |
2 | Информация. Информатика. Компьютер. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. | 1 | Научатся: Понимать, что такое информация, информатика; Приводить примеры информации и информационных процессов; Набирать слова, используя клавиатуру. Коммуникативные – уметь слушать и вступать в диалог. Способность участвовать в речевом общении. Осознание важности учёбы и познания нового, важности бережного отношения к здоровью человека и к природе. | | |
3 | Как устроен компьютер. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. | 1 | Научатся: Набирать слова, используя клавиатуру; Познакомятся с основными элементами компьютера и их назначениями Познавательные - быть внимательным, извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами. Коммуникативные – освоение диалоговой формы общения. Регулятивные – Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления Осознание важности учёбы и познания нового | | |
4 | Ввод информации в память компьютера. Группы клавиш. | 1 | Научатся: Представлять способы ввода информации в память компьютера. Познакомятся с группой клавиш на клавиатуре, их назначениями. Регулятивные – Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Осознание и ответственное отношения к собственным поступкам при работе с информацией. | | |
5 | Основная позиция пальцев на клавиатуре | 1 | Научатся: Использовать принципы десятипальцевого набора текста. Набирать слова и фрагменты текста, используя клавиатуру. Регулятивные – Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления Осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями. | | |
6 | Программы и файлы | 1 | Научатся: Понимать о программах и файлах; графическом интерфейсе. Определять тип файлов по пиктограмме и расширению. Набирать слова и фрагменты текста, используя клавиатуру Осознание ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | | |
7 | Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. | 1 | Научатся: Работать с элементы рабочего стола. Перемещать объекты, оперировать с окнами (открыть, закрыть, свернуть, восстановить, изменить размер, переместить) Познавательные – быть внимательным, извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами. Коммуникативные – освоение диалоговой формы общения. Регулятивные – Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. | | |
8 | Действия с информацией Хранение информации | 1 | Научатся: Выполнять основные действия оперирования с информацией Познавательные – быть внимательным, уметь находить частное и общее, сопоставлять, строить рассуждения, анализировать и делать выводы. Коммуникативные – освоение диалоговой формы общения, освоение групповой работы. Регулятивные – способность организовывать свою деятельность, принимать её цели и задачи, выбирать средства реализации этой цели и применять их на практике. Осмысление важности учёбы и познания нового. Формирование ответственного отношения к собственным поступкам при работе с информацией. | | |
9 | В мире кодов | 1 | Научатся: Представлять процессы кодирования и декодирования информации. Кодировать информацию, используя таблицу кодов. Познавательные – поиск информации в индивидуальных, информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения. Выражать творческое отношение к выполнению задания. Готовность к сотрудничеству, практические навыки взаимодействия. | | |
10 | Способы кодирования информации | 1 | Научатся: Использовать формы представления информации. Кодировать с помощью рисунков и значков, кодировать с помощью чисел, Кодировать с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. | | |
11 | Метод координат | 1 | Научатся: Читать информацию, представленную на координатной плоскости. Готовность к сотрудничеству, практические навыки взаимодействия. | | |
12 | Текстовая информация | 1 | Будут иметь: представление о табличной форме представления информации. Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности Готовность к сотрудничеству, практические навыки взаимодействия. | | |
13 | Таблицы. Игра «Морской бой» | 1 | Научатся: Представлять в табличной форме информацию. Осваивать основные элементы таблицы (ячейка, строка, столбец). Представлять информацию в табличном виде | Коммуникативные – обсуждать и анализировать работы свои и одноклассников с позиций творческих задач определенной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения, формировать собственную позицию. Регулятивные – соотносить правильность выбора и результата действия с требованиями конкретных задач. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. | | | |
14 | Обработка информации. Практическая работа «Выполнение вычислений с помощью приложения Калькулятор» | 1 | Научатся: Обрабатывать информацию. Выполнять арифметические действия с целыми и дробными числами с помощью обычного калькулятора | | |
15 | Компьютер – основной инструмент подготовки текстов. Текстовый редактор. | 1 | Научатся: Осуществлять ввод текстовой информации с клавиатуры в текстовом редакторе. | Познавательные - быть внимательным, осуществлять анализ выполненных действий. Коммуникативные – освоение диалоговой формы общения. Регулятивные – способность организовывать свою деятельность, принимать её цели и задачи, выбирать средства реализации этой цели и применять их на практике | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам при работе с информацией; | | |
16 | Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации | 1 | Научатся: Систематизировать информацию в виде плана, схемы, таблицы | Формирование ответственного отношения к собственным поступкам при работе с информацией. | | |
17 | Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. | 1 | Научатся: Выполнять арифметические действия, используя Калькулятор и зная порядок действий. Научатся: структурировать текстовый документ, выделяя абзацы и разделы; составлять план и оформлять заголовки разделов Познавательные - быть внимательным, осуществлять анализ выполненных действий. Коммуникативные – освоение диалоговой формы общения. Регулятивные – способность организовывать свою деятельность, принимать её цели и задачи, выбирать средства реализации этой цели и применять их на практике Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию. | | |