СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практикум для 5 класса по информатике "Юный информатик"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа Практикума по информатике «Юный информатик» для 5  класса составлена в соответствии с Федеральным государственным  стандартом основного общего образования, на основе Примерной программы основного общего образования по информатике, в учетом авторской программы Л.Л. Босовой

Просмотр содержимого документа
«Практикум для 5 класса по информатике "Юный информатик"»


Муниципальное общеобразовательное

учреждение «Средняя школа № 8

Советского района Волгограда»


РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей информационно –

математического цикла

Протокол № __________

от «___» ________ 2016 г.

Руководитель МО:

_____Е.В. Полякова


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по

учебно-воспитательной работе




_________А.С. Ионова

«___» _________2016 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ СШ № 8





________ С.Н.Малиновская

«___» _____________ 2016 г.



Рабочая программа практикума

по информатике для 5 класса

«Юный информатик»








2016-2017 учебный год


Пояснительная записка.

Рабочая программа Практикума по информатике «Юный информатик» для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования, на основе Примерной программы основного общего образования по информатике, в учетом авторской программы Л.Л. Босовой, и на основе Основной образовательной программы основного общего образования МОУ СШ № 8.

Программа направлена на обеспечение условий развития личности учащегося; творческой самореализации; умственного и духовного развития.

Необходимость разработки данной программы обусловлена потребностью развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. Сегодня человеческая деятельность в технологическом плане меняется очень быстро, на смену существующим технологиям и их конкретным техническим воплощениям быстро приходят новые, которые специалисту приходится осваивать заново.

Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

УМК,

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  1. Компьютер

  2. Принтер

  3. Проектор

  4. Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).

Программные средства

  1. Операционная система.

  2. Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

  3. Антивирусная программа.

  4. Программа-архиватор.

  5. Клавиатурный тренажер.

  6. Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

  7. Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

  8. Система программирования.

Список используемой литературы

  1. Информатика и ИКТ. 5-7 классы: методическое пособие/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

  2. Информатика: Учебник для 5 класса/Л.Л. Босова. – 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  3. Информатика: Учебник для 6 класса/Л.Л. Босова. – 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  4. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 5 класса/Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

  5. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 6 класса/Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

  6. Поурочные разработки по информатике:5 класс/ Югова Н.Л., Хлобыстова И.Ю. - М.: ВАКО, 2010.

  7. Поурочные разработки по информатике:6 класс/ Югова Н.Л., Хлобыстова И.Ю. - М.: ВАКО, 2010.

  8. Информатика. 5-6 класс. Начальный курс: Учебник. 2-е изд., переработанное/под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2006.

Интернет ресурсы.

  • http://www.informika.ru/; 

  • http://www.informika.ru

  • http://www.edu.ru

  • http://teacher.fio.ru

  • http://www.encyclopedia.ru

  • http://www.kpolyakov.ru

  • http://www.informika.na.by

Цель:

Формирование информационной компетенции и культуры обучающегося, формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки, хранении и передачи информации.

Данная цель достигается решениями следующих задач:

Задачи:

  1. развивать основные навыки и умения использования компьютерных устройств;

  2. научить каждого школьника пользоваться ИКТ (текстовый редактор, графический редактор и др.);

  3. научить детей самостоятельно подходить к творческой работе;

  4. формировать у школьника представление об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества;

  5. развивать познавательные, интеллектуальные и творческие способности обучающихся, выработать навыки применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда;

Место практикума в учебном плане школы:

Рабочая программа практикума по информатике «Юный информатик» рассчитана на 17 год.

Для развития устойчивого интереса к учебному процессу в дополнительном образовании по информатике «Юный информатик» используется учебник Босовой Л.Л. – (Информатика 5 класс. М.: Бином. Лаборатория знаний)., а также используются презентации, цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), электронные образовательные ресурсы (ЭОР).

На практических занятиях по информатике и ИКТ используются здоровьесберегающие технологии – корригирующая гимнастика для глаз. (В.Ф. Репин, В.И. Павлов, Г.М. Чеботаревская «Компьютер и глаза. Корригирующая гимнастика для глаз», методическое пособие, Саратов, 2007).

Образовательные результаты формируются в деятельностной форме с использованием следующих методов:

  1. словесного (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником);

  2. наглядного (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);

  3. практического (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы);

  4. проектного.

Планирования результатов освоения курса

Сформулированная цель реализуется через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам дополнительного общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя личностные, предметные, метапредметные результаты.

Личностные результаты:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  • развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам при работе с информацией;

  • формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.


Предметные результаты:

  • умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;

  • умение кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;

  • умение составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);

  • умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;

  • умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью.

п/п

Тема урока

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Дата

По плану

Фактически

1









Введение. Техника безопасности и организация рабочего места. Информация. Информатика.






1

Научатся:

Соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ;

Соблюдать требования к организации рабочего места и правила поведения в кабинете информатики.

Познавательные - быть внимательным, уметь находить частное и общее, сопоставлять, строить рассуждения, анализировать и делать выводы.

Регулятивные – способность организовывать свою деятельность, принимать её цели и задачи, выбирать средства реализации этой цели и применять их на практике

Осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями. Осознание важности учёбы и познания нового, бережного отношения к себе и окружающим людям.




2

Информация. Информатика. Компьютер.

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.


1

Научатся:

Понимать, что такое информация, информатика; Приводить примеры информации и информационных процессов;

Набирать слова, используя клавиатуру.

Коммуникативные – уметь слушать и вступать в диалог. Способность участвовать в речевом общении.

Осознание важности учёбы и познания нового, важности бережного отношения к здоровью человека и к природе.





3

Как устроен компьютер. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.



1

Научатся:

Набирать слова, используя клавиатуру;

Познакомятся с основными элементами компьютера и их назначениями

Познавательные - быть внимательным, извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами. Коммуникативные – освоение диалоговой формы общения.

Регулятивные – Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления

Осознание важности учёбы и познания нового



4

Ввод информации в память компьютера. Группы клавиш.

1

Научатся: Представлять способы ввода информации в память компьютера.

Познакомятся с группой клавиш на клавиатуре, их назначениями.

Регулятивные – Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

Осознание и ответственное

отношения к собственным поступкам при работе с информацией.




5

Основная позиция пальцев на клавиатуре

1

Научатся:

Использовать принципы десятипальцевого набора текста. Набирать слова и фрагменты текста, используя клавиатуру.

Регулятивные – Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления

Осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями.



6

Программы и файлы

1

Научатся:

Понимать о программах и файлах; графическом интерфейсе.

Определять тип файлов по пиктограмме и расширению. Набирать слова и фрагменты текста, используя клавиатуру

Осознание ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.



7

Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши.

1

Научатся:

Работать с элементы рабочего стола.

Перемещать объекты, оперировать с окнами (открыть, закрыть, свернуть, восстановить, изменить размер, переместить)

Познавательные – быть внимательным, извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами. Коммуникативные – освоение диалоговой формы общения.

Регулятивные – Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.




8

Действия с информацией Хранение информации

1

Научатся:

Выполнять основные действия оперирования с информацией

Познавательные – быть внимательным, уметь находить частное и общее, сопоставлять, строить рассуждения, анализировать и делать выводы.

Коммуникативные – освоение диалоговой формы общения, освоение групповой работы.

Регулятивные – способность организовывать свою деятельность, принимать её цели и задачи, выбирать средства реализации этой цели и применять их на практике.

Осмысление важности учёбы и познания нового.

Формирование ответственного отношения к собственным поступкам при работе с информацией.




9

В мире кодов

1

Научатся: Представлять процессы кодирования и декодирования информации. Кодировать информацию, используя таблицу кодов.

Познавательные – поиск информации в индивидуальных, информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения. Выражать творческое отношение к выполнению задания.

Готовность к сотрудничеству, практические навыки взаимодействия.



10

Способы кодирования информации

1

Научатся: Использовать формы представления информации. Кодировать с помощью рисунков и значков, кодировать с помощью чисел, Кодировать с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.



11

Метод координат

1

Научатся:

Читать информацию, представленную на координатной плоскости.

Готовность к сотрудничеству, практические навыки взаимодействия.



12

Текстовая информация

1

Будут иметь: представление о табличной форме представления информации.

Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности

Готовность к сотрудничеству, практические навыки взаимодействия.



13

Таблицы.

Игра «Морской бой»

1

Научатся: Представлять в табличной форме информацию. Осваивать основные элементы таблицы (ячейка, строка, столбец). Представлять информацию в табличном виде


Коммуникативные – обсуждать и анализировать работы свои и одноклассников с позиций творческих задач определенной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения, формировать собственную позицию.

Регулятивные – соотносить правильность выбора и результата действия с требованиями конкретных задач. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.





14

Обработка информации. Практическая работа «Выполнение вычислений с помощью приложения Калькулятор»

1

Научатся:

Обрабатывать информацию.

Выполнять арифметические действия с целыми и дробными числами с помощью обычного калькулятора



15

Компьютер – основной инструмент подготовки текстов. Текстовый редактор.

1

Научатся:

Осуществлять ввод текстовой информации с клавиатуры в текстовом редакторе.

Познавательные - быть внимательным, осуществлять анализ выполненных действий.

Коммуникативные – освоение диалоговой формы общения.

Регулятивные – способность организовывать свою деятельность, принимать её цели и задачи, выбирать средства реализации этой цели и применять их на практике

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам при работе с информацией;




16

Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации

1

Научатся: Систематизировать информацию в виде плана, схемы, таблицы

Формирование ответственного отношения к собственным поступкам при работе с информацией.




17

Преобразование информации по заданным правилам.

Преобразование информации путем рассуждений.

1

Научатся:

Выполнять арифметические действия, используя Калькулятор и зная порядок действий.

Научатся: структурировать текстовый документ, выделяя абзацы и разделы; составлять план и оформлять заголовки разделов

Познавательные - быть внимательным, осуществлять анализ выполненных действий.

Коммуникативные – освоение диалоговой формы общения.

Регулятивные – способность организовывать свою деятельность, принимать её цели и задачи, выбирать средства реализации этой цели и применять их на практике

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию.













6