Практикум для родителей «Развитие самостоятельности и инициативности дошкольника».
Цель: повышение компетентности родителей в области развития самостоятельности и инициативности дошкольника при взаимодействии с педагогом через совместную проектную деятельность. Задачи:
Повысить интерес родителей к проблеме самостоятельности и инициативности. Помочь родителям определить уровень самостоятельности собственного ребенка посредством индивидуальной мини-диагностики. Предоставить родителям информацию об условиях развития детской самостоятельности и инициативности. В игровой форме отработать способы повышения уровня самостоятельности ребенка.
Ход работы.
Естественное желание большинства родителей - видеть своих детей лидерами, инициативными и активными людьми, умеющим принимать решения и решать проблемы. В каждом возрасте у ребенка есть те области, с задачами в которых он может справляться. Нередкой, однако, становится ситуация, когда родителям легче спокойнее и удобнее делать многие вещи за ребенка, принимать за него решения, выбирать за него сферу активности. Однако, если инициатива и самостоятельность ребенка не поощряются, не следует удивляться, что позже готовность ребенка делать что-либо самому идет на убыль.
Это прекрасно демонстрируется следующим стихотворением.
Стихотворение «Взрослым»
(М. Шварц)
Я в своей родной квартире
Как на службе строевой.
Командир на командире...
Я один здесь рядовой!
Всем я должен подчиняться:
По приказу - одеваться,
По приказу - умываться,
Ровно заправлять кровать.
По команде - есть садиться,
По заданию - учиться,
По режиму - спать ложиться,
По будильнику - вставать!
Теперь вам ясно, почему
Начал огрызаться я?
Конец терпенью моему,
ДЕ-МО-БИ - ЛИ-ЗАЦИЯ!
Сегодня мы поговорим с вами о проблеме развития самостоятельности, попытаемся определить, насколько самостоятельными вы воспитываете своих детей, а также выясним, что же лучше всего делать, чтобы ребенок вырос ответственным, самостоятельным и инициативным.
Начнем с игры – разминки «Собери фразу».
Предлагаю вам разделиться на две команды. Каждая команда получит слова на отдельных листочках, ваша задача – как можно быстрее собрать из этих слов фразу. Время пошло.
Фраза №1: «Не воспитывай детей, все равно они будут похожи на тебя - воспитывай себя. (Английская пословица)
Фраза №2: «Человек не может быть свободен, если он не самостоятелен» (М. Монтессори) (см. Презентацию)
Обратимся к теории.
В научной педагогической литературе существуют разные точки зрения на определение понятия «самостоятельность».
Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.
Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. (См. Презентацию)
Сейчас я раздам вам анкеты (см. Приложение), с помощью которых вы сможете определить уровень самостоятельности вашего ребенка. Работа ведется индивидуально, вы отвечаете на вопросы анкеты, затем самостоятельно обрабатываете ее.
Если по результатам диагностики уровень самостоятельности вашего ребенка оказался не очень высоким, возможно вам поможет информация об основных правилах развития самостоятельности ребенка (см. Презентацию).
Следующее упражнение «Слепой и поводырь» поможет понять значимость некоторых из перечисленных правил. В каждой паре выбирается "слепой" и "поводырь". Инструкция "поводырям": "Вы ведете своего партнера за собой. Глаза у него закрыты. Познакомьте его с окружающим миром". Участники в парах расходятся по комнате. "Поводырь" ведет "слепого" за собой, знакомит его с предметами окружающего мира, людьми, интерьером. Через пять минут участники меняются ролями.
Упражнение закончилось, обсудим: как вы себя чувствовали в роли "поводыря" и "слепого", кем вам больше понравилось быть, доверяли ли вы своему партнеру. Дома попробуйте провести данное упражнение с вашим ребенком и обязательно спросите у него, кем ему больше понравилось быть и почему.
Чтобы проверить, предоставляем ли мы ребенку возможности для проявления самостоятельности, предлагаю выполнить упражнение «Самостоятельность».
Заполним таблицу. В первой колонке перечислите дела, которые ваш ребенок решает и делает сам. Во второй колонке запишите дела, в которых вы участвуете вместе с ребенком.
Посмотрите, что из колонки «Вместе» можно сейчас или в ближайшем будущем передвинуть в колонку «Сам».
Подумайте, как часто вы вмешиваетесь в дела ребенка из первой колонки, потому что хотите, чтобы он сделал их быстрее или лучше. Постарайтесь предоставить самостоятельность ребенку в их выполнении, обязательно одобрите старания ребенка, несмотря на их результат.
В делах, которые ребенок делает с помощью вас, следите за моментами, когда можно ослабить ваше участие («отпустить руль»), но не делайте этого слишком рано или резко. Обязательно отметьте первые, даже небольшие самостоятельные успехи ребенка; поздравьте его (а заодно и себя!).
А сейчас мы выполним упражнение «Ценные указания».
Представьте себе такую ситуацию: к вам приходит друг, чтобы что‑то сделать вместе, например, отремонтировать телевизор.
Один участник «ремонтирует телевизор». Второй участник садится и читает текст: «Так, достань описание, теперь возьми отвертку и сними заднюю стенку. Да как ты откручиваешь шуруп? Не жми так!».
Участник делятся впечатлениями.
Согласитесь, такая совместная деятельность вызывает только раздражение. Поэтому помним, что главное условие помощи ребенку и совместных занятий – дружелюбный тон общения. Постарайтесь избегать критики и больше хвалите ребенка за конкретные достижения.
Потренируемся хвалить наших детей и выполним упражнение «Похвалили».
Я буду бросать мяч каждому участнику, а вы должны быстро сказать что-нибудь хорошее о своем ребенке: «Например, моя Маша очень добрая.». Правило –не повторяться.
И помните, в развитии самостоятельности ребенка, важно избегать крайностей (см. Презентацию, слайд 7, 8)
Литература.
Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: Аст, 2010
Щетинина А. М. Диагностика социального развития ребенка – Великий Новгород: НовГУ, 2000
Широкова Г. А. Жадько Е. Г. Практикум для детского психолога – Ростов н\Д:Феникс, 2004
Приложение