Дискуссионный практикум по профориентации и дальнейшему трудоустройству выпускников
«Моя будущая профессия»
Цели:
• Мотивация правильного определения жизненного пути после окончания СПО.
• Отработка приемов и методов трудоустройства выпускников СПО.
• Активизация потребности студентов в грамотной профориентации.
Целевая аудитория – выпускные группы, 4 курс.
Форма проведения - дискуссионный практикум.
Время занятия: 45 мин.
Дидактическое оснащение и оборудование:
1. Компьютер
2. Мультимедийная установка
3. Электронная презентация
Программа занятия
Тема сегодняшнего классного часа очень актуальна — через некоторое время перед вами возникнет сложная проблема выбора дальнейшего жизненного пути. Да, вы будете обладателем диплома о среднем специальном профессиональном образовании. Но что же делать дальше? Поступать в институт или устраиваться на работу? А где найти работу по душе, кто возьмет вас на высокооплачиваемую работу, как общаться с администрацией выбранного вами предприятия при устройстве на работу? А что делать, если вам откажут в работе на нескольких предприятиях? Давайте вместе поразмыслим над этими вопросами.
(Слайд 2) С чего начать и как вести поиск работы?
Помощь знакомых, друзей, родственников. Средство старо как мир, своей актуальности и действенности не потеряло и в наши дни.
Постоянное изучение изданий, публикующих объявления о вакансиях. Как правило, в таких газетах и журналах есть предложения для всех — от грузчика до генерального директора.
Регулярное посещение комитета (Центра) труда и занятости населения. В окружном (областном, региональном, городском) отделении этой организации вы получите официальный статус безработного, пособие, узнаете, какие льготы вам полагаются.
Участие в ярмарках вакансий, «днях открытых дверей» или «днях карьеры», проводимых различными организациями. Узнать о том, где и когда проводятся подобные мероприятия, какова их специализация, можно все из тех же газет.
Следите за объявлениями на телевидении. Особенно это касается кабельного телевидения. Почти все объявления — от фирм и предприятий вашего района.
Не игнорируйте возможности Интернета. На интернетовских сайтах бывает масса привлекательных предложений.
Обращайте внимание на листовки у выходов из метро, в переходах. Да, может быть, что 90% этих листочков отпечатано представителями сетевого маркетинга, но может попасться и интересное предложение.
По возможности применяйте метод прямой рассылки писем или факсов со своим резюме по различным организациям, предприятиям и фирмам.
Не этично, но... поместите свои объявления на досках объявлений в людных местах.
(Слайд 3) Первый звонок
Первый телефонный разговор с работодателем — очень важен. От того впечатления, которое вы произведете, будет зависеть, пригласят ли вас на собеседование или нет. Если будете путаться в ответах, говорить невпопад и т.д. — это верный способ «завалить» разговор.
(Слайд 3 ) Как позвонить работодателю по поводу вакансии
Цель: договорится об интервью.
Поиск работы не ведут в халате или домашних трениках. Оденьтесь в деловую одежду.
Составьте для себя табличку: компания, вакансия, условия (адрес, график, з/п), контактное лицо, телефон, итог разговора (им должны быть дата, время и место интервью).
Напишите и отрепетируйте сценарий разговора.
Произнесите вслух имя контактного лица. Когда Вы волнуетесь, произносить сложно не только Дина Шахвальевна, но и Юлия Леонидовна.
Сядьте прямо. Рядом должны быть резюме, ручка и блокнот. В идеале – компьютер с открытой на нем вакансией.
Разговор – не монолог. Выслушивайте Вашего собеседника до конца.
Помните, что идеальное время звонка это не утро понедельника и не вечер пятницы, не обеденное время, не первый и не последний час работы и уж тем более не выходные и не время до начала или после окончания рабочего дня. Даже если вакансия опубликована в выходные или в 20:00.
Рядом с Вами нет посторонних звуков: телевизор выключен, дети не плачут, собака не лает, никто не кашляет и т.д.
(Слайд 4) Сценарий разговора
1. Поздоровайтесь. Элементарная вещь, которую треть кандидатов забывает от волнения.
2. Если не знаете контактное лицо и звоните на городской номер телефона, уточните с кем можете проговорить про вакансию (важно точно назвать интересующую Вас вакансию, так как за разные вакансии могут отвечать разные сотрудники). При соединении опять-таки не забудьте поздороваться. При звонке на сотовый также проговорите точное название вакансии и спросите, как можно обращаться к собеседнику.
3. Представьтесь сами, назвав имя и фамилию.
4. Проговорите интересную Вам вакансию и поинтересуйтесь, удобно ли собеседнику говорить сейчас. Если у человека нет сейчас возможности говорить: уточните в какое время удобнее перезвонить. Если удобно – презентуйте себя, напомните куда и когда Вы направили свое резюме и предложите встретиться на собеседовании.
5. Договариваясь о встрече, проясните:
кто будет проводить собеседование;
какие документы и материалы необходимо взять с собой;
где и во сколько состоится встреча и нужно ли приехать заранее, чтобы заполнить анкету.
6. Поблагодарите собеседника за уделенное время.
И это тоже надо учитывать, общаясь с работодателем по телефону!
Постарайтесь при телефонном общении говорить размеренно, не сбиваясь с ритма и не тараторя. Потому что ваш собеседник, слушая быструю речь, очень многого просто не поймет и не осознает.
Когда вы звоните по телефону в поисках работы, возможно, это не первый ваш звонок, и где-то вам уже отказали. Вы ощущаете обиду, а может усталость, злость или разочарование. И при следующем звонке эти эмоции отразятся в голосе. Следует слегка отдохнуть, переключиться. И вот когда настроение придет в устойчивое состояние, можно делать следующий звонок.
Следующий подводный камень телефонного общения — чересчур официальный голос. Иногда, скрывая волнение, при важном телефонном звонке мы, сами того не замечая, переходим на сухой, напряженный тон. Этого делать нельзя, ведь человек, говорящий подобным образом редко вызывает симпатию. Совет такой же, как в предыдущем пункте — отвлекитесь, зарядитесь положительной энергией, и только после этого, делайте следующий звонок.
Старайтесь избегать слов-паразитов. Этот совет актуален не только для телефонных разговоров, но и для любого общения.
(Слайд 5) Подготовка к собеседованию
Постарайтесь обеспечить себя сведениями об организации, в которую Вы хотите трудоустроиться.
Имейте при себе копии всех необходимых документов, профессиональное резюме, копии свидетельств об образовании.
Приготовьтесь назвать фамилии и телефоны рекомендующих Вас лиц, предварительно согласовав это с ними.
Точно узнайте месторасположение организации и маршрут, чтобы не опаздывать.
Позаботьтесь о том, чтобы Вы располагали достаточным временем и не нервничали, если собеседование будет затягиваться.
Составьте список ожидаемых вопросов и подготовьте варианты ответов.
Специально подготовьтесь к обсуждению вопроса об оплате труда.
Хорошо отработайте ответы на наиболее вероятные вопросы, осуществляя это в форме игровой репетиции собеседования.
Обязательно заготовьте вопросы, которые Вы зададите, если Вам предложат такую возможность.
Перед собеседованием продумайте, как Вы будете одеты. Внешний вид и манера держаться имеют очень большое значение и практически определяют первое впечатление.
(Слайд 6) Внешний вид
Если Вы идете на собеседование в финансовое учреждение, выберите консервативно-деловую форму одежды.
Если Вы собираетесь на интервью в строительную организацию, можно позволить себе одеться в более свободном стиле.
Можно постараться узнать заранее, принят ли в фирме деловой или более свободный стиль одежды, но в любом случае на интервью лучше одеться более официально.
Если появление на работе в джинсах считается в этой фирме в порядке вещей, Вы сможете себе это позволить, когда начнете работать, но на интервью в свитере и джинсах приходить не стоит.
Брюки должны быть скорее широкие. НИКАКИХ спортивных костюмов.
Собираясь на собеседование, от некоторых цветов в одежде лучше отказаться. Красный цвет может вызвать у вашего собеседника агрессию, а коричневый - ощущение, что вы не уверены в себе.
Не стоит одеваться очень пестро - вы рискуете показаться легкомысленным.
И, наконец, самое главное на собеседовании – ваша уверенность в себе. Вы ведь считаете себя профессионалом, который достоин этого места? Так пусть это читается на вашем лице, и успех не заставит себя долго ждать.
( Слайд 7) Что надо знать об организации, в которую вы идете на собеседование?
Какую продукцию или какие услуги предлагает организация?
Сколько лет существует организация?
Насколько изменились задачи организации со времени ее существования?
Стабилен ли состав руководства, или оно часто меняется?
Каков юридический статус организации?
Были ли попытки поглощения организации другими фирмами?
Получила ли организация прибыль в прошлом году? За прошедшие три года?
Проводилось ли сокращение штатов за последние три года? Почему?
Входит ли организация в какое-либо более крупное объединение?
Каковы отзывы прессы об организации?
Каково отношение к служащим в данной организации?
(Слайд 8) Подготовьте портфолио своих достижений
Все документы, а также портфолио с наградными дипломами, статьями и другими подтверждениями достижений, подготовьте заранее. Это не должны быть грамоты за хорошее поведение в школе. Для собеседования одойдут сертификаты об окончании курсов повышения квалификации или дипломы профессиональных конкурсов.
В папке с документами должны лежать:
удостоверение личности (паспорт);
сертификаты об образовании и повышении квалификации;
трудовая книжка;
копия резюме;
наградные дипломы и свидетельства.
Берите на собеседование только те бумаги, которые напрямую относятся к будущей работе. Иначе среди груды похвальных листов станете искать нужное, и покажете себя перед работодателем неорганизованным человеком.
( Слайд 9) Наиболее распространенные вопросы, к ответам на которые следует готовиться.
Расскажите немного о себе
Следует подготовить и отработать такой рассказ о себе, который покажет наличие у Вас перечисленных искомых качеств, особенно важных с точки зрения работодателей. Если Вы претендуете на известную Вам определенную должность или работу, Ваш рассказ должен быть построен с учетом этого. Рассказывая о себе, сокращайте формально-биографическую информацию и не увлекайтесь деталями. Самое главное - упомянуть свой практический опыт, свои знания и навыки, которые могут быть полезны работодателю, а также свое отношение к работе и заинтересованность.
Почему вы выбрали эту работу (организацию)?
Приведите серьезные доводы: желание применить свою квалификацию, и опыт работы там, где они могут дать наибольшую отдачу, возможности роста, привлекательность работы в сильной команде и прочее.
Получали ли вы другие предложения работы?
Если получали, то прямо скажите об этом. То, что кто-то еще готов Вас нанять, только повысит Ваши шансы. Разумеется, следует добавить, что данная работа вас интересует больше.
Проходили ли вы собеседование в других местах?
Как правило, можно честно говорить "да", но не торопиться говорить, где именно.
Каковы ваши сильные стороны?
Расскажите о своих сильных сторонах, которые положительно влияют на профессиональную деятельность.
Какие ваши слабые стороны?
Спрашивая об этом, интервьюер надеется выявить уровень вашей зрелости. Недостатки есть у каждого. Если вы не можете их сформулировать, это говорит об инфантилизме и застенчивости. Также рекрутер хочет проверить, можете ли вы озвучивать негативную информацию.
Ни в коем случае не отвечайте прямолинейно честно на этот вопрос. Его следует повернуть так, чтобы сместить акценты, упоминая о недостатках, расскажите о сверх компенсирующих их достоинствах.
Почему вы хотите получить эту работу? Почему нам стоит вас нанимать?
Это наилучший вопрос, чтобы "продать" себя. Но к нему следует тщательно подготовиться заранее.
Почему вы ушли с предыдущей работы?
Не следует говорить о конфликтах, даже если они были. Никогда не критикуйте своего бывшего начальника или работодателя. Если интервьюер знает о том, что у Вас был конфликт, не вдавайтесь в детали, поясните, что это был уникальный случай, связанный с особыми обстоятельствами и подчертите то позитивное, что было в предыдущей работе: опыт, навыки, профессиональные связи и т.д.
Почему вы решили переменить место работы?
Такой вопрос задают часто тому, кто на момент собеседования работает. Хорошо ответить на этот вопрос сложно. Можно говорить о том, что в организации исчерпаны реальные возможности для Вашего профессионального и должностного роста, а Вы не хотели бы останавливаться на достигнутом.
Как вы представляете свое положение через три (пять) лет?
Лучше отвечать обтекаемо: я хотел бы работать в той же организации, но на более ответственной работе.
Какой у Вас опыт работы?
На практике (перечислите, где и в каком качестве Вы ее проходили).
На какую зарплату вы рассчитываете?
В начале беседы лучше попытаться уклониться от ответа сказав, что Вы не считаете нужным обсуждать зарплату в первую очередь. Если интервьюер настаивает, то назовите сумму, которая является привлекательной для Вас и соответствует ожиданиям, возможностям и нормам организации. Если Вы такой информацией не обладаете, то не занижайте называемую Вами сумму, а отметьте свою готовность отдельно обсудить этот вопрос после подробного ознакомления с содержанием и условиями работы.
Возможны следующие ответы на вопрос:
Полагаю, что оплата не будет ниже среднего на Вашем предприятии.
Заработная плата согласно штатному расписанию на Вашем предприятии меня устроит.
Я надеюсь на разумный уровень оплаты труда, соответствующий объему работ.
Какие изменения вы произвели бы, если бы пришли на эту работу?
Вопрос чаще задается претендентам на места менеджеров и административных работников. Следует показать свое знакомство с подобными ситуациями и умение проявлять инициативу, но не переусердствуйте, проявив готовность камня на камне не оставить. Также остерегайтесь предлагать изменения, если у Вас не было возможности обстоятельно ознакомиться с состоянием дел.
Это наиболее типичные вопросы, предлагаемые кандидатам на собеседовании. Иногда, можно столкнуться с неожиданными и внешне безобидными вопросами. На пример: "Что Вы делали сегодня?" Подумайте о том, как выгодно для себя Вы можете ответить на этот вопрос. Однако проблема состоит ещё и в том, как на самом деле Вы проводите своё время и какой стиль жизни повысит Ваши шансы получить работу.
Подведение итогов.