СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практикум на тему "Особенности осуществления коррекционной работы по формированию речевых компетенций обучающихся младших классов во внеурочной деятельности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Практикум на тему "Особенности осуществления коррекционной работы по формированию речевых компетенций обучающихся младших классов во внеурочной деятельности"»

Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шубинский учебно-воспитательный комплекс «Школа-детский сад»

Кировского района Республики Крым






Практикум:

«Особенности осуществления коррекционной работы по формированию речевых компетенций обучающихся младших классов во внеурочной деятельности»






Куртумерова Ж. И.







с. Шубино, 2023



Одной из приоритетных задач обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является создание условий для успешной социализации. Реализация данной задачи невозможна без использования системы внеурочных занятий.

Внеурочная деятельность не является дополнительным образованием обучающихся и может происходить не только во второй половине учебного дня, но и в другое время, включая каникулярные, выходные и праздничные дни. Например, экскурсионные поездки в музеи, исторические места, походы и прочее.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Учитывая особенности специфики нашего общеобразовательного учреждения, особое внимание следует уделять формированию грамотной связной речи. Ведущая задача данного процесса состоит в том, чтобы научить детей воспринимать речь, самостоятельно (осознанно и произвольно) строить семантические целостные высказывания, тексты. Этому способствует целенаправленно организуемая на внеурочных занятиях продуктивно-поисковая деятельность учащихся с тяжелыми нарушениями речи.

Основным, ведущим речевым диагнозом учащихся моего класса (да и всей школы) — общее недоразвитие речи III уровня. Именно по преодолению данного недуга планирую свою работу.

Под компонентами речевой системы следует понимать: фонематический слух, звукопроизношение, словарь, грамматический строй речи, ритмико-слоговую структуру речи и связную речь.

Общим же недоразвитием речи(ОНР) называется речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Известный российский логопед, кандидат педагогических наук и профессор кафедры педагогики и психологии Академии повышения квалификации работников образования Алла Васильевна Ястребова определила три направления в системе коррекционной работы с младшими школьниками с ОКП) III уровня.

1. Развитие звуковой стороны речи.

2. Развитие лексического и грамматического строя речи.

3. Формирование навыков связной речи.

Работа над развитием фонематического слуха и формированием ритмико-слоговой структуры слова — процесс не из легких. Для правильного звукопроизношения должна быть четко отлажена работа речевого аппарата, способствующего формированию звуков. Конечно же, на данном этапе работы невозможно обойтись без артикуляционных и дыхательных упражнений, чистоговорок, скороговорок.

У нас в гостях клоун Степа. Он путешествует по разным городам, странам. Он поможет нам выполнить зарядку для языка.

«Лягушка»

Наш Степан — озорник.

Тянет губки к ушкам.

«Посмотрите, - говорит,

Я теперь — лягушка».

«Часики»

У Степана есть часы

Удивительной красы.

Ходят стрелочки по кругу

И хотят догнать друг друга.

«Вкусное варенье»

Если у Степана плохое настроение,

Ест Степан наш вкусное варенье.

Надо верхнюю губу вареньицем намазать

И широким языком облизать все сразу.

«Барабан»

Недавно бабушка Татьяна

Купила барабан Степану.

И теперь он первым делом

Громко-громко барабанит.

(д-д-д-д-д)

«Грибок»

Наш Степан в лес пошел.

Наш Степан гриб нашел.

(Язык присосать к небу. Губы растянуть. Удерживать.)

«Дудочка»

Кто играет на трубе,

А Степан на дудочке.

Губы вытянуть вперед

Узкой, узкой трубочкой.

Степан предлагает нам отправиться в путешествие. Путешествовать будем на разных видах транспорта.

Сначала полетим на самолете. Встали, расправили крылья, улыбнулись, прикусили кончик языка «л» и полетели.

Остановка. Пересели на поезд. На выдохе произносим: чух!

Пересели на машину. Губы трубочкой. Выдыхаем: ж-ж-ж.

Заглох мотор. Заводим его: тр-р-р.

Едем дальше: ж-ж-ж.

Спустило колесо у машины: ц-ц-ц.

Взяли насос. Накачиваем: ш-ш-ш.


Стоит на дороге регулировщик. На выдохе меняем положение рук и произносим: р-р-р.

Пересели на лошадку и поскакали.

Прискакали в лес, остановились.

Встретили недовольного ежика: тых-пых-пых.

А потом ежик стал довольным: фр-фр-фр.

Гуляем по лесу и слышим стук топора. Где-то работает дровосек: бах-бах-бах.

Слышим, кто-то звонит. Это веселая пчелка: з-з-з.

В лесу много цветов: ромашки, васильки, колокольчики.

Упражнение «понюхай цветок». На выдохе произносим: ах, как вкусно пахнет.

И вдруг налетел ветерок. Сильный ветерок — сильная воздушная струя, слабый ветерок — слабая воздушная струя.

Возвращаемся в класс. Путешествие закончено.

Целью работы по развитию лексико-грамматического строя речи является расширение и обогащение активного и пассивного словаря детей, помощь в освоении грамматического строя речи русского языка.

Примерные виды заданий, используемых на данном этапе.

  1. Какой звук есть во всех перечисленных словах: шубка, мышка, шелест, кошка; меч, чучело, мечта, лучик; забор, поезд, паровоз, гвоздь.

  2. «Подумай, не торопись» - Подбери слово, которое начиналось бы на последний звук слова стол (лебедь, луна, лопата, лакомка). Вспомни название птицы, в названии которой был бы последний звук слова сыр (воробей, грач, курица). Подбери слово, первым звуком которого был бы звук «к», а последним — «а» (корова, картина, комната, каюта).

3. Собери слова из слогов.

  1. «Цепочка». Апрельсывороткабинавеснаводнениединстводоворот.

  2. «Шутки-минутки». Найти ошибки в словах.

Хвост с узорами,

Сапоги со шторами.

Тили-бом, тили-бом!

Загорелся кошкин том.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет мед.

Тащит мышонок в норку

Огромную хлебную горку.

  1. «Кто заметит больше небылиц?»

Л. Станчев

Это верно или нет?


Это верно или нет?

Что как сажа черен снег?

Сахар — горек, уголь — бел?

Ну, а трус, как заяц, смел?

Что комбайн не жнет пшеницы,

Что летать умеет рак,

А медведь плясать мастак?

Что растут на вербе груши,

Что киты живут на суше?

Что с зари и до зари

Сосны валят косари?

Ну, а белки любят шишки,

А лентяи любят труд...

А девчонки и мальчишки

В рот пирожных не берут?

7. Разгадывание кроссвордов

Работа над связной речью занимает одно из ведущих направлений коррекционного обучения учащихся начальных классов с тяжелыми нарушениями речи. Ведущая задача этого процесса состоит в том, чтобы научить детей воспринимать речь, самостоятельно (осознанно и произвольно) строить семантические целостные высказывания, тексты. Этому способствует целенаправленно организуемая на внеурочных занятиях продуктивно-поисковая деятельность учащихся с тяжелыми нарушениями речи. У каждого ребенка формируется творческая позиция к выполнению учебных задач: орфографических, грамматико-лингвистических и других.

В многочисленных психологических исследованиях подчеркивается тот факт, что младший школьный возраст является сензитивным для творческого воображения. Способность к фантазии помогает учащимся с речевой патологией в условиях творческого коррекционного обучения эффективно овладевать способами и средствами речи.

Исходя из наблюдений за детьми с нарушениями речи пришли к выводу, что развитие связной речи будет хорошо осуществляться через игру.

Начинать развитие связной речи у детей с нарушениями речи нужно с самого простого материала.

Приведу примеры некоторых игр.

Игра «Паровозик»

Игра развивает фразовую речь, увеличивает словарь, особенно прилагательные, и учит правильно строить лексико-грамматические конструкции.

Правила игры: первый игрок называет любое слово (существительное-подлежащее), второй игрок должен сказать слово(глагол-сказуемое), далее каждый имеет право добавлять по одному слову, относящемуся к любой грамматической категории; выигрывает тот, кто закончил предложение.

Игра «Узелок»

Правила игры: первый игрок называет подлежащее, завязав узелок, второй — сказуемое и т.д.; слов в предложении будет столько, сколько узелков на веревке.

Игровое упражнение «Если бы... »

Цель: развитие у детей связной речи, воображения, высших форм мышления.

«Если бы я был волшебником, то... »

«Если бы я стал невидимым, то... »

«Если весна не наступит никогда, то... »

Словесная игра «Сплетем венок из предложений.»

Воспитатель называет предложение, дети находят последнее слово в нем и составляют новое предложение и т. д.

«Хорошо-плохо»

Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения.

Педагог. Дождь.

Дети. Дождь — это хорошо: смывает пыль с домов, деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо — намочит нас, бывает холодным.

Педагог. Город.

Дети. Хорошо, что рядом город. Можно ездить на троллейбусе, автобусе, гулять в парках. Плохо — душно, пыльно.

«Размытое письмо»

Задание: восстановить текст.

Стоял летний солнечный (день). Дул легкий (ветерок), Он качал высокие (травы) и волновал речную (гладь). Он гнал (по небу) белые облака и (шелестел) в листве одинокой старой (березы). Зимой эту березу обдували холодные (ветры), засыпали тяжелые (снега). (Осенью) дожди сбивали пожелтевшую (листву). И только (летом) отдыхала она от немилости (природы).

Так же для развития связной речи у детей с ТНР целесообразно проводить ролевые игры через театрализацию. Дети с удовольствием участвуют в театрализованной деятельности.

Коммуникативная компетенция младших школьников формируется в основном в игре, влияет на учебную успешность, на процесс адаптации ребенка в школе, эмоциональное благополучие в классном коллективе, ориентирует на достижение успеха.