Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шубинский учебно-воспитательный комплекс «Школа-детский сад»
Кировского района Республики Крым
Практикум:
«Особенности осуществления коррекционной работы по формированию речевых компетенций обучающихся младших классов во внеурочной деятельности»
Куртумерова Ж. И.
с. Шубино, 2023
Одной из приоритетных задач обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является создание условий для успешной социализации. Реализация данной задачи невозможна без использования системы внеурочных занятий.
Внеурочная деятельность не является дополнительным образованием обучающихся и может происходить не только во второй половине учебного дня, но и в другое время, включая каникулярные, выходные и праздничные дни. Например, экскурсионные поездки в музеи, исторические места, походы и прочее.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Учитывая особенности специфики нашего общеобразовательного учреждения, особое внимание следует уделять формированию грамотной связной речи. Ведущая задача данного процесса состоит в том, чтобы научить детей воспринимать речь, самостоятельно (осознанно и произвольно) строить семантические целостные высказывания, тексты. Этому способствует целенаправленно организуемая на внеурочных занятиях продуктивно-поисковая деятельность учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
Основным, ведущим речевым диагнозом учащихся моего класса (да и всей школы) — общее недоразвитие речи III уровня. Именно по преодолению данного недуга планирую свою работу.
Под компонентами речевой системы следует понимать: фонематический слух, звукопроизношение, словарь, грамматический строй речи, ритмико-слоговую структуру речи и связную речь.
Общим же недоразвитием речи(ОНР) называется речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Известный российский логопед, кандидат педагогических наук и профессор кафедры педагогики и психологии Академии повышения квалификации работников образования Алла Васильевна Ястребова определила три направления в системе коррекционной работы с младшими школьниками с ОКП) III уровня.
1. Развитие звуковой стороны речи.
2. Развитие лексического и грамматического строя речи.
3. Формирование навыков связной речи.
Работа над развитием фонематического слуха и формированием ритмико-слоговой структуры слова — процесс не из легких. Для правильного звукопроизношения должна быть четко отлажена работа речевого аппарата, способствующего формированию звуков. Конечно же, на данном этапе работы невозможно обойтись без артикуляционных и дыхательных упражнений, чистоговорок, скороговорок.
У нас в гостях клоун Степа. Он путешествует по разным городам, странам. Он поможет нам выполнить зарядку для языка.
«Лягушка»
Наш Степан — озорник.
Тянет губки к ушкам.
«Посмотрите, - говорит,
Я теперь — лягушка».
«Часики»
У Степана есть часы
Удивительной красы.
Ходят стрелочки по кругу
И хотят догнать друг друга.
«Вкусное варенье»
Если у Степана плохое настроение,
Ест Степан наш вкусное варенье.
Надо верхнюю губу вареньицем намазать
И широким языком облизать все сразу.
«Барабан»
Недавно бабушка Татьяна
Купила барабан Степану.
И теперь он первым делом
Громко-громко барабанит.
(д-д-д-д-д)
«Грибок»
Наш Степан в лес пошел.
Наш Степан гриб нашел.
(Язык присосать к небу. Губы растянуть. Удерживать.)
«Дудочка»
Кто играет на трубе,
А Степан на дудочке.
Губы вытянуть вперед
Узкой, узкой трубочкой.
Степан предлагает нам отправиться в путешествие. Путешествовать будем на разных видах транспорта.
Сначала полетим на самолете. Встали, расправили крылья, улыбнулись, прикусили кончик языка «л» и полетели.
Остановка. Пересели на поезд. На выдохе произносим: чух!
Пересели на машину. Губы трубочкой. Выдыхаем: ж-ж-ж.
Заглох мотор. Заводим его: тр-р-р.
Едем дальше: ж-ж-ж.
Спустило колесо у машины: ц-ц-ц.
Взяли насос. Накачиваем: ш-ш-ш.
Стоит на дороге регулировщик. На выдохе меняем положение рук и произносим: р-р-р.
Пересели на лошадку и поскакали.
Прискакали в лес, остановились.
Встретили недовольного ежика: тых-пых-пых.
А потом ежик стал довольным: фр-фр-фр.
Гуляем по лесу и слышим стук топора. Где-то работает дровосек: бах-бах-бах.
Слышим, кто-то звонит. Это веселая пчелка: з-з-з.
В лесу много цветов: ромашки, васильки, колокольчики.
Упражнение «понюхай цветок». На выдохе произносим: ах, как вкусно пахнет.
И вдруг налетел ветерок. Сильный ветерок — сильная воздушная струя, слабый ветерок — слабая воздушная струя.
Возвращаемся в класс. Путешествие закончено.
Целью работы по развитию лексико-грамматического строя речи является расширение и обогащение активного и пассивного словаря детей, помощь в освоении грамматического строя речи русского языка.
Примерные виды заданий, используемых на данном этапе.
Какой звук есть во всех перечисленных словах: шубка, мышка, шелест, кошка; меч, чучело, мечта, лучик; забор, поезд, паровоз, гвоздь.
«Подумай, не торопись» - Подбери слово, которое начиналось бы на последний звук слова стол (лебедь, луна, лопата, лакомка). Вспомни название птицы, в названии которой был бы последний звук слова сыр (воробей, грач, курица). Подбери слово, первым звуком которого был бы звук «к», а последним — «а» (корова, картина, комната, каюта).
3. Собери слова из слогов.
«Цепочка». Апрельсывороткабинавеснаводнениединстводоворот.
«Шутки-минутки». Найти ошибки в словах.
Хвост с узорами,
Сапоги со шторами.
Тили-бом, тили-бом!
Загорелся кошкин том.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет мед.
Тащит мышонок в норку
Огромную хлебную горку.
«Кто заметит больше небылиц?»
Л. Станчев
Это верно или нет?
Это верно или нет?
Что как сажа черен снег?
Сахар — горек, уголь — бел?
Ну, а трус, как заяц, смел?
Что комбайн не жнет пшеницы,
Что летать умеет рак,
А медведь плясать мастак?
Что растут на вербе груши,
Что киты живут на суше?
Что с зари и до зари
Сосны валят косари?
Ну, а белки любят шишки,
А лентяи любят труд...
А девчонки и мальчишки
В рот пирожных не берут?
7. Разгадывание кроссвордов
Работа над связной речью занимает одно из ведущих направлений коррекционного обучения учащихся начальных классов с тяжелыми нарушениями речи. Ведущая задача этого процесса состоит в том, чтобы научить детей воспринимать речь, самостоятельно (осознанно и произвольно) строить семантические целостные высказывания, тексты. Этому способствует целенаправленно организуемая на внеурочных занятиях продуктивно-поисковая деятельность учащихся с тяжелыми нарушениями речи. У каждого ребенка формируется творческая позиция к выполнению
учебных задач: орфографических, грамматико-лингвистических и других.
В многочисленных психологических исследованиях подчеркивается тот факт, что младший школьный возраст является сензитивным для творческого воображения. Способность к фантазии помогает учащимся с речевой патологией в условиях творческого коррекционного обучения эффективно овладевать способами и средствами речи.
Исходя из наблюдений за детьми с нарушениями речи пришли к выводу, что развитие связной речи будет хорошо осуществляться через игру.
Начинать развитие связной речи у детей с нарушениями речи нужно с самого простого материала.
Приведу примеры некоторых игр.
Игра «Паровозик»
Игра развивает фразовую речь, увеличивает словарь, особенно прилагательные, и учит правильно строить лексико-грамматические конструкции.
Правила игры: первый игрок называет любое слово (существительное-подлежащее), второй игрок должен сказать слово(глагол-сказуемое), далее каждый имеет право добавлять по одному слову, относящемуся к любой грамматической категории; выигрывает тот, кто закончил предложение.
Игра «Узелок»
Правила игры: первый игрок называет подлежащее, завязав узелок, второй — сказуемое и т.д.; слов в предложении будет столько, сколько узелков на веревке.
Игровое упражнение «Если бы... »
Цель: развитие у детей связной речи, воображения, высших форм мышления.
«Если бы я был волшебником, то... »
«Если бы я стал невидимым, то... »
«Если весна не наступит никогда, то... »
Словесная игра «Сплетем венок из предложений.»
Воспитатель называет предложение, дети находят последнее слово в нем и составляют новое предложение и т. д.
«Хорошо-плохо»
Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира,
развитие связной речи, воображения.
Педагог. Дождь.
Дети. Дождь — это хорошо: смывает пыль с домов, деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо — намочит нас, бывает холодным.
Педагог. Город.
Дети. Хорошо, что рядом город. Можно ездить на троллейбусе, автобусе, гулять в парках. Плохо — душно, пыльно.
«Размытое письмо»
Задание: восстановить текст.
Стоял летний солнечный (день). Дул легкий (ветерок), Он качал высокие (травы) и волновал речную (гладь). Он гнал (по небу) белые облака и (шелестел) в листве одинокой старой (березы). Зимой эту березу обдували холодные (ветры), засыпали тяжелые (снега). (Осенью) дожди сбивали пожелтевшую (листву). И только (летом) отдыхала она от немилости (природы).
Так же для развития связной речи у детей с ТНР целесообразно проводить ролевые игры через театрализацию. Дети с удовольствием участвуют в театрализованной деятельности.
Коммуникативная компетенция младших школьников формируется в основном в игре, влияет на учебную успешность, на процесс адаптации ребенка в школе, эмоциональное благополучие в классном коллективе, ориентирует на достижение успеха.