СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практикум по подготовке к ЕГЭ (Орфография. Лексика. Орфоэпия)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практикум по подготовке к ЕГЭ (Орфография. Лексика. Орфоэпия)

Просмотр содержимого документа
«Практикум по подготовке к ЕГЭ (Орфография. Лексика. Орфоэпия)»

Практикум по подготовке к ЕГЭ (Орфография. Лексика. Орфоэпия)

ЦЕЛИ:

Обучающие:

Продолжить развивать знания обучающихся по орфоэпии, орфографии, лексике.

Развивающие:

Активизировать самостоятельную деятельность;

Развивать познавательную активность, умения логично и грамотно излагать свои мысли.

Воспитательные:

Воспитывать коммуникативность, прививать культуру речи.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Компьютер, проектор, слайдовая презентация, оценочные листы.

Тип урока: урок-практикум

Для реализации задач урока использованы следующие виды работ:

Орфоэпическая разминка

Лексико-орфографическая работа

Индивидуальный и фронтальный опрос


ХОД УРОКА

Орг. момент

Слово учителя. Здравствуйте, ребята и гости нашего урока. Ребята, сегодня мы с вами продолжим работу по подготовке к ЕГЭ. Как нам известно, в структуре ЕГЭ достаточно большое количество заданий связано с разделом «Лексика», поэтому мы сегодня вместе постараемся закрепить знания, выполнив, выполняя различные упражнения.

Чтение учителем стихотворения В.Шефнера «Устная речь».

Это так, а не иначе.

Ты мне, друг мой, не перечь:

Люди стали жить богаче,

Но беднее стала речь.

Гаснет устная словесность,

Разговорная краса;

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

Учитель: Ребята, как вы считаете, всегда ли мы правильно говорим по-русски?

Ученики: Нет, мы допускаем большое количество ошибок в нашей речи.

(Приводят примеры ошибок, допускаемых во время рекламы по телевизору, в разговоре и другие)

Учитель: Скажите, а каких ошибок бывает больше всего? На какое правило?

Ученики: В правильном произношении слов, т.е. в ударении.

Учитель: Правильно, а как называется раздел русского языка, в котором изучается правило постановки ударения?

Ученики: Орфоэпия.

Учитель: И первое задание будет на проверку умения правильной постановки ударения.

1) Произнеси правильно и расставь ударение в словах.

Агрономия, апокалипсис, апокриф, апостроф, аристократия, афера (не афёра),

Банты (мн.ч), бармен, бензопровод, благовест, броня (на билет), (защитная) броня, бухгалтеров (род.п. мн.ч), бытие (не ё), бюрократия, вафель (не вафлей), вероисповедание, ветеринария, воздухопровод, ворожея, газопровод, генезис, гербы (мн.ч), договор(?)(мн.ч.), досуг.

АгронОмия, апокАлипсис, апОкриф, апострОф, аристокрАтия, афЕра, бАнты (мн.ч), бАрмен, бензопровОд, блАговест, брОня (на билет), (защитная) бронЯ, бухгАлтеров (род.п. мн.ч), бытиЕ, бюрокрАтия, вАфель (не вафлей), вероисповЕдание, ветеринАрия, воздухопровОд, ворожеЯ, газопровОд, гЕнезис, гербЫ (мн.ч), договОры ( мн.ч.), досУг.


Слово учителя: Проверим, как вы выполнили это задание. Ребята, а какое задание по тестовой части ЕГЭ связано с правильной постановкой ударения? (4). Для чего нужно знать орфоэпию?

Слово учителя: Ребята, вы сейчас уже должны хорошо ориентироваться в терминах и понятиях, которыми вам предстоит пользоваться, когда будете студентами учебных заведений. Таких слов множество. Значение их знать необходимо, так же, как и правописание, ведь они встречаются и в заданиях ЕГЭ и на уроках. Выполните лексическую разминку:

2) Соедините слова с толкованием их значений.

1. Иммигрант 2. Эмигрант 3. Инцидент 4. Прецедент

А. Случай, происшествие обычно неприятного характера.

Б. Случай, имевший место ранее и служащий примером или оправданием для последующих случаев этого же рода.

В. Иностранец, прибывший в страну на постоянное место жительства.

Г. Лицо, выселившееся из своей страны по тем или иным причинам.

Иммигрант - иностранец, прибывший в страну на постоянное место жительства.

Эмигрант - лицо, выселившееся из своей страны по тем или иным причинам.

Инцидент - случай, происшествие обычно неприятного характера.

Прецедент - случай, имевший место ранее и служащий примером или оправданием для последующих случаев этого же рода.

Составьте с данными словами словосочетания. Запишите в тетрадях.

Учитель: Как звучит задание в тестовой части ЕГЭ, напоминающее это? (3). Для чего нужно знать значения слов?

3)Тестовое задание.

Учитель. Работаем дальше. Вспомним, что такое паронимы?

Паронимы - однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своём значении.

• Чем отличаются данные пары слов?

• Устно объясните лексические значения паронимов.

Выполните тестовое задание.

1. НАДЕТЬ - ОДЕТЬ

В каком предложении вместо слова одеть нужно употребить слово НАДЕТЬ?

1) После вчерашнего ливня в туфлях и улицу не перейдёшь, придётся одеть охотничьи сапоги.

2) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.

3) Хвойный лес одел все горы и подошёл вплотную к морю.

4) Танцоров одели в национальные костюмы.

2. ОБСУЖДЕНИЕ - ОСУЖДЕНИЕ

В каком предложении вместо слова ОБСУЖДЕНИЕ нужно употребить ОСУЖДЕНИЕ?

1) ОБСУЖДЕНИЕ проблемы загрязнения окружающей среды стало важной темой.

2) Никогда нельзя предугадать результаты ОБСУЖДЕНИЯ сути научного открытия.

3) Урок был посвящен ОБСУЖДЕНИЮ новой книги В. Распутина.

4) ОБСУЖДЕНИЕ преступника судом на 3 года исправительных работ вызвало недовольство горожан.

3. ОСВОИТЬ - УСВОИТЬ

В каком предложении вместо слова ОСВОИТЬ нужно употребить УСВОИТЬ?

1) Завод ОСВОИЛ выпуск новой продукции.

2) Ученик сумел быстро ОСВОИТЬ новый материал.

3) Жители деревни решили ОСВОИТЬ новые земли для посева зерновых культур.

4) Пришлось ОСВОИТЬ новую технику.

Обсуждение - процесс действия по знач. глаг.: обсуждать, обсудить.

Осуждение - неодобрение, порицание.

Надеть что-либо - Одеть кого-либо.

Освоить – овладеть, довести до состояния годности.

Усваивать – 1) делать своим, свойственным, присущим себе. 2)Запоминать, выучивать, осваивать

Учитель: Итак, мы с вами повторили паронимы. Ребята, есть ли подобное задание в тестовой части ЕГЭ? Какое задание тестовой части связано с паронимами? (5)

В каком разделе русского языка они изучаются? (Лексика). Для чего нужно знать паронимы?

А сейчас, ребята, мы с вами немного отдохнём и выполним физминутку для ваших глаз.

Физминутка. Коллективная работа. Найди соответствия.

1) Использование таких однородных сказуемых, которые требуют разного падежа дополнений.

Он не переставал любить и вспоминать о Родине.

2) Употребление в качестве однородных причастного оборота и придаточного предложения.

Скоро будет заселён дом, выросший на глазах за несколько месяцев и который приняла комиссия.

3) Нарушение порядка слов при двойных союзах.

Мы не только получили учебник, но и сборник задач.

4) Замена одной части двойного союза на инородное слово.

Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику.

5) Нарушение норм управления (неверное использование падежных форм).

Существуют три основных группы качеств человека, благодаря которых можно повысить уровень личного обаяния: коммуникабельность, рефлексия, красноречие.

6) Недочёты в употреблении прямой и косвенной речи.

Пушкин бросает вызов обществу, говоря, что “в свой жестокий век восславил я свободу”.



Работа в парах. Грамматика.

Согласно приказа ректора студенты прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ.

Согласно приказу ректора студенты прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ.

Нужно оплатить за проезд.

Нужно оплатить проезд.

Поезд прибыл согласно расписания.

Поезд прибыл согласно расписанию.

Комиссия установила о причинах аварии.

Комиссия установила причины аварии.

Такое поведение не свойственно для образованного человека.

Такое поведение не свойственно образованному человеку.

В посёлке интересовались и верили всему необычному.

В посёлке интересовались всем необычным и верили во всё необычное.

Ученик спросил, что можно ли ему присоединиться к обсуждению.

Ученик спросил, можно ли ему присоединиться к обсуждению.

Формула используется не только для решения задач, а также для проверки.

Формула используется не только для решения задач, но и для проверки.

Книга, интересующая нас и которую мы хотели купить.

Книга, которая интересует нас и которую мы хотели купить.

Благодаря пожарных огонь был быстро локализован.

Благодаря пожарным огонь быстро был локализован.

Он любил и увлекался чтением.

Он любил читать и увлекался чтением.

Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.

Следует уделять большое внимание развитию образного мышления.

Успех в соревновании зависит не только от сноровки, а от знания технологии.

Успех в соревновании зависит не только от сноровки, но и от знания технологии.

Украшения не только раскупались участниками фестиваля, но и музеями России.

Украшения раскупались не только участниками фестиваля, но и музеями России.

Мы уже давно выписываем журнал “Природу”.

Мы уже давно выписываем журнал “Природа”

Гонцов поднимает проблему о формировании личности человека.

Гонцов поднимает проблему о формировании личности человека.



Учитель: Продолжаем нашу подготовку. И следующее задание будет такое.

4) Отредактируйте предложения.

Задание: Представьте себя учителями русского языка. Вам на проверку попала тетрадь нового ученика в классе, которого вы не знаете. Проверьте тетрадь, исправьте ошибки. Определите вид ошибки. Каким вы представили себе нового ученика.

1. Впереди лидирует команда наших спортсменов (употребление лишнего слова).

2. На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа (употребление рядом однокоренных слов).

3. Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать

(употребление слова в несвойственном ему значении).

4.Провожая меня, лицо его выражало сожаление.

(неправильное употребление Д.О.)Когда он меня провожал, лицо его выражало сожаление.

5. Родители хотели устроить праздник более пышнее.

(неправильное образование форм прилагательных).

Учитель: Каким вы представили себе нового ученика?

Ответы учащихся.

Учитель: У нас должна быть грамотной не только устная речь, но и письменная. Выполнив следующее задание, вы мне скажете, с каким разделом языка тесно связана лексика?

5) Вставьте пропущенные буквы.

Пол..скать бельё, ум..лять о прощении, бр..ня себя за ошибку, первая стр..ка письма, золотое к..льцо, не знать др..бей, резко зат..рмозить, нок..утировать противника, штр..фной удар, п..здновато спохватился, с..доводческое хозяйство, не сп..ши уходить, сп..ши домашнее задание.

Полоскать бельё, умолять о прощении, броня себя за ошибку, первая строка письма, золотое кольцо, не знать дробей, резко затормозить нокаутировать противника, штрафной удар, поздновато спохватился, садоводческое хозяйство, не спеши уходить, спиши домашнее задание.

Ответ. Раздел «Лексика» тесно связан с «Орфографией». Это задание было на правило «Правописание безударных гласных, проверяемых ударением», задание 9.


6) «Средства выразительности языка»

Учитель: Поработаем над средствами выразительности языка. При решении каких учебных и жизненных задач вам необходимо знать средства выразительности? (знания об ИВС позволят более красиво и образно говорить в жизни и на уроках, писать сочинения, в ЕГЭ это задание 26). Нас будут интересовать тропы.

- Что такое тропы?

Тропы (rpeч. tropos - повоpот) – оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в пepeнocнoм значении в целях достижения большей художественной выразительности. Наиболее распространенные виды тропов: аллегория, гипербола, литота, метафора, метонимия, олицетворение, сравнение, эпитет, оксюморон, ирония и др.

№1. Какие из перечисленных средств выразительности характерны для данного высказывания: «Слово - дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей или служит вражде и ненависти». (Л.Н.Толстой.)

1) сравнение; 2) эпифора; 3) антонимы; 4) оксюморон; 5) анафора;

6) лексический повтор; 7) синонимы.

№2. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя- как не впасть в отчаяние при виде всего, что свершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» (И.С.Тургенев)

Ученик утверждает: «В своём высказывании И.С.Тургенев использует эпитеты, риторические восклицания и риторический вопрос, парцелляцию, синонимы, повторы». Какое средство названо ошибочно? 1) парцелляция; 2) повторы; 3) эпитеты; 4) синонимы.

Подведение итогов урока.

Учитель. Какие трудности возникли у вас при работе над заданиями? Что для вас на уроке было самым интересным? Что для вас было самым полезным на уроке?

Домашнее задание.