Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса «Практикум по подготовке к ОГЭ и устному собеседованию по русскому языку» для 9 класса разработана на основании требований к результатам освоения основной образовательной программы МОУ «Новоигирменская СОШ №3» и нормативных документов:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Новоигирменская СОШ №3».
Программы. Русский язык. Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2019.
Программа рассчитана на 35 ч (1 раз в неделю) на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы при подготовке к ОГЭ и устному собеседованию.
Цели и задачи факультативного курса:
Основными целями курса является обеспечение качественной подготовки уч-ся к устному собеседованию и сдаче ОГЭ по русскому языку, совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, воспитание самостоятельности в работе.
Задачи курса:
1. Познакомить учащихся с новой для них формой сдачи экзамена по русскому языку.
2. Формировать систему знаний по теоретическому блоку, повторяя и систематизируя полученные ими сведения о русском языке.
3. Познакомить ребят с процедурой проведения ОГЭ по русскому языку.
4. Научить выпускников правильному оформлению бланков.
5.Дать учащимся возможность объективно оценить свои знания по предмету.
6. Опробовать разработанные КИМы для сдачи ОГЭ и варианты устного собеседования.
Одним из предметных результатов изучения русского языка на современном этапе становится совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), формирование коммуникативной компетентности. Таким образом, целью сдачи устного экзамена по русскому языку становится проверка коммуникативной компетенции, а именно:
выразительно читать текст вслух,
пересказывать текст с привлечением дополнительной информации,
умение создавать монологические высказывания на разные темы,
принимать участие в диалоге.
Учебными задачами девятиклассников, готовящихся к устному собеседованию по русскому языку, являются:
Уметь выразительно читать тексты, соблюдая интонацию;
Научиться создавать высказывания в соответствии с определенным типом речи;
Грамотно выстраивать монологические высказывания, избегая речевых, грамматических, орфоэпических ошибок;
Уметь вступать в диалог с собеседником, соблюдая нормы и правила общения;
Совершенствовать культуру устной речи.
Общая характеристика факультативного курса
Учебно-тематическое планирование состоит из двух модулей:
Контрольно-измерительные материалы по русскому языку за курс основной школы (ОГЭ) состоят из трех частей:
Написание сжатого изложения по прослушанному тексту.
Такая форма требует не просто мобилизации памяти школьника, но прежде всего структурированного восприятия содержания текста, умения выделять в нём микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное. Таким образом, сжатое изложение побуждает выпускника выполнить информационную обработку текста. Иными словами, тексты подобраны так, чтобы соблюдался принцип от общего к частному, от отвлечённого к конкретному».
Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:
- уметь точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
- уметь воспринимать авторский замысел;
- уметь вычленять главное в информации;
- уметь сокращать текст разными способами;
- уметь правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
При обучении сжатому изложению особое внимание уделяется формированию следующих коммуникативно-речевых умений: вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами, правильно, логично и кратко излагать свои мысли, умение находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания. Работа над сжатым изложением должна проводиться на каждом занятии и усложняться по мере овладения данным умением.
Другая важная составляющая КИМ – подготовка к выполнению заданий с кратким ответом 2-8. Задание 2 является самым сложным, потому что требуется умение производить синтаксический анализ, а для этого нужно знать все темы по синтаксису, которые изучались в 8-9 классах. Задание 3 посвящено пунктуационному анализу, задание 4 – синтаксический анализ словосочетания, задание 5 – орфографический анализ, задания 6-8 – анализ текста.
Третья часть работы содержит творческое задание (задание 9), которое проверяет коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи. Важное значение имеет то, что учащемуся предлагаются 3 варианта сочинения. В каждом варианте может быть реализована разная установка (исследовательская, аналитическая, ценностная), которая соответствует как разным видам восприятия текста, так и разным формам личностной направленности учащегося. Наличие разных вариантов сочинения способствует развитию компетенции ответственного выбора учащегося, позволяет учителю при подготовке к экзамену реализовать все многообразие учебных средств, направленных на развитие речи. При этом неслучайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения своей работы, используя прочитанный текст: воспитание культуры доказательного аргументированного рассуждения выступает важнейшей задачей современной школы. Важно отметить и то, что аргументация является интегрированным показателем глубины и точности понимания исходного текста и умения функционально использовать извлеченную информацию для решения тех и или иных коммуникативных целей.
Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (9.1.) и тему, связанную с анализом текста (9.2 и 9.3.) выполняется на основе печатного текста. Учитель при обучении сочинению-рассуждению создает условия для формирования следующих умений:
понимать чужую речь (осознавать тему и основную мысль высказывания), проникать в авторский замысел, осознавать значение использованных автором средств выражения мысли, в том числе и знаков препинания;
способность этически корректно доказывать правильность назначения языковых средств;
умение цитировать и использовать цитаты из исходного текста как средство аргументации;
умение композиционно оформлять текст;
умение выражать мысли в словесной форме, соблюдая нормы литературного русского языка и демонстрируя такие значимые качества речи как богатство, выразительность, точность, ясность, чистоту и др.
Все виды учебной деятельности обучающихся на занятии, различные упражнения, составляющие единую методическую систему, подчинены решению комплексной задачи – развитию речи школьников, усвоению ими практической грамотности.
Целесообразно познакомить каждого девятиклассника с критериями оценивания изложения и сочинения, что позволит избежать ошибок в построении текста, выделении микротем, помогает объективно оценивать собственную работу. Обучение приемам компрессии текста – важнейшая составляющая работы каждого учителя. Систематическая деятельность в этом направлении позволит отработать навыки сжатия при информационной переработке текста.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками выполнения экзаменационной работы. В результате изучения курса девятиклассники будут психологически подготовлены к ОГЭ, уверенно ориентироваться в оформлении бланков, знать систему и критерии оценивания работ. А кроме этого ребята повторят знания о русском языке как о системе, повысят уровень качества знаний по русскому языку, что будет способствовать успешной сдаче экзаменов.
Таким образом, в результате прохождения программного материала будет реализовано:
Подготовка учащихся 9-го класса к прохождению государственной итоговой аттестации.
Формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.
В ходе занятий учащиеся научатся:
- владеть всеми видами речевой деятельности;
- работать с заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
- четко следовать инструкциям, сопровождающим задание;
- выполнять различные типы заданий;
- самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
- правильно отмечать в бланке вариант ответа;
- вносить исправления в бланк экзаменационной работы;
- сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут.
При подготовке к устному собеседованию учащиеся научатся:
- свободному выражению мыслей и чувств в процессе общения;
- способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- методам совершенствования владения такими видами речевой деятельности, как чтение, говорение;
- уместному использованию стилистических ресурсов лексики русского языка и применению их в ситуации речевого общения.
Программа факультативного курса по подготовке к ОГЭ позволяет установить уровень владения коммуникативной компетенцией, расширить этот уровень, закрепить полученные знания. Использование практической части на каждом занятии способствует дальнейшему личностному развитию, необходимому для всей образовательной деятельности.
Выпускник на базовом уровне научится | Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: |
- создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определённой функционально-смысловой принадлежности; - подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа высказывания и в соответствии с типом текста определять тему, проблему и основную мысль; - опознавать в тексте и называть изобразительно – выразительные средства; - определять признаки и структурные элементы текста; - опознавать типы речи | - выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалога; - опознавать лексические и синтаксические средства языка, типичные случаи несоблюдения языковых норм |
СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА.
Модуль I «Подготовка к ОГЭ»
Подготовка к написанию изложения (4 ч)
Текст как единица языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления, формулирования.
Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац Синтаксическое богатство русского языка.
Главная и второстепенная информация в тексте.
Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.
Характеристика текста как единицы языка ( тема, идея, проблемы).
Написание изложения.
Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом (8 ч)
Задание 2. Орфографический анализ слов, предложений и текста. Правописание приставок, корней, суффиксов, окончаний разных частей речи. Правописание существительных, прилагательных, глаголов, числительных, местоимений, наречий, слов категории состояния, причастий, деепричастий, предлогов, союзов, частиц, междометий, звукоподражательных слов. Слитное, раздельное, дефисное написание слов.
Задание 3. Пунктуационный анализ предложений и текста. Знаки препинания в простом предложении. Знаки препинания в сложном предложении: в ССП, СПП, БСП, а также в предложениях с разными видами связи). Оформление прямой и косвенной речи.
Знаки препинания в осложненных предложениях: в предложениях с однородными членами, обособленными членами, обращениями, вводными конструкциями (словами и словосочетаниями).
Задание 4. Синтаксический анализ словосочетания. Типы подчинительной связи слов в словосочетаниях (согласование, управление, примыкание).
Задание 5. Синтаксический анализ предложений. Простые неосложненные предложения (в том числе с неоднородными определениями). Простые предложения, осложненные однородными членами. Обобщающее слово при однородных членах. Простые предложения, осложненные обособленными определениями, обстоятельствами и дополнениями. Простые предложения, осложненные вводными словами и вставными конструкциями.
Сложные предложения: ССП, СПП, БСП. Виды ССП, СПП, СПП с несколькими придаточными (последовательное подчинение, однородное подчинение, неоднородное подчинение). Сочинительные и подчинительные союзы (союзные слова). Прямая речь. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные) по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные). Количество грамматических основ. Главные и второстепенные члены. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Полные и неполные предложения. Односоставные предложения.
Задание 6. Анализ содержания текста Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Главная мысль текста.
Задание 7. Анализ средств выразительности. Тропы: метафора, олицетворение, эпитет, гипербола, сравнительный оборот, сравнение, фразеологизм, литота.
Задание 8. Лексический анализ слова, предложения, текста. Сферы употребления слов. Происхождение слов. Активный, пассивный словарный запас. Стилистическая окраска слов. Значение фразеологизмов, пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых слов. Однозначные и многозначные слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Прямое и переносное значение слова. Лексическое значение слова.
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения – 4 ч
1. Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста.
2. Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.
3. Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения.
4. Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок.
5. Корректировка текста.
Контроль знаний-3 ч
Репетиционный экзамен в формате ОГЭ.
Модуль II «Подготовка к устному собеседованию по русскому языку»
1. Чтение текста вслух (3 часа)
Чтение текста в соответствии с интонацией, соответствующей пунктуационному оформлению текста.
Чтение в темпе, соответствующем коммуникативной задаче.
2. Пересказ текста с включением приведённого высказывания (4 часа)
Пересказ прочитанного текста с сохранением всех основных микротем исходного текста с соблюдением фактологической точности.
Уместное, логичное включение приведенного высказывания в текст. Применение способов цитирования.
3. Монологическое высказывание (5 часов)
Владение лексическим материалом и умение оперировать им в условиях множественного выбора, а также владение грамматическим материалом в выстраивании монолога (не менее 10 фраз) по заданной теме с учетом условий речевой ситуации.
4. Диалог (2 часа)
Ведение диалога по поставленным вопросам с учетом условий речевой ситуации и соблюдением речевых, грамматических, орфоэпических норм русского языка. Изложение и аргументация своего мнения, умение обращаться с грамматическими структурами, использование необходимого словарного запаса, правильное употребление формулы речевого этикета.
| Знать | Уметь | Владеть |
Выразительное чтение текста | Правила пунктуационного оформления текста; Орфоэпические нормы русского языка | Выразительно читать текст в соответствии с правилами пунктуационного оформления текста и орфоэпическими нормами | Орфоэпическими нормами русского языка, интонацией как инструментом идентификации синтаксических конструкций |
Нормы чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей | Выразительно читать текст в темпе, соответствующем коммуникативной задаче. | Техникой чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей |
Пересказ текста с включением приведённого высказывания | Способы введения в пересказ цитаты с учетом коммуникативной задачи и логического строения текста | Определять основные микротемы текста; выделять ключевые слова; выбирать оптимальный способ цитирования при пересказе текста | Основными способами запоминания текста; владеть различными способами цитирования (прямая речь, косвенная речь, вводное слово) |
Монологическое высказывание | Типы речи, композицию текстов, соответствующих различным типам речи | Строить текст в соответствии с коммуникативной задачей и выбранным типом речи | Техникой речи в соответствии с коммуникативной задачей: орфоэпическими, лексическими, синтаксическими нормами, нормами построения текста. |
Диалог | Условия речевой ситуации, нормы современного русского литературного языка; этикетные формулы | Отвечать на вопросы в соответствии с речевой ситуацией и коммуникативной задачей | Владеть культурой общения |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п | Наименование тем, разделов | Количество часов |
1 | Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2022 г. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы | 1 |
2 | Подготовка к написанию изложения | 4 |
3 | Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом | 8 |
4 | Подготовка к написанию сочинения-рассуждения | 4 |
5 | Выразительное чтение текста | 3 |
6 | Пересказ текста с включением цитаты | 4 |
7 | Монологическое высказывание | 5 |
8 | Диалог | 2 |
9 | Контроль знаний | 3 |
| Всего | 34 |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
| Модуль I «Подготовка к ОГЭ» | |
1 | Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2022 г. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом. Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа | 1 |
| Подготовка к написанию изложения-4 ч | |
1 | Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования. | 1 |
2 | Композиция, логическая, грамматическая структура текста. Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац Синтаксическое богатство русского языка | 1 |
3 | Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические. | 1 |
4 | Сжатое изложение | 1 |
| Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом (8ч) | |
5-6 | Задание 2 Синтаксический анализ текста: - Грамматическая основа предложения. Подлежащее Сказуемое. Односоставные предложения. - Второстепенные члены предложения -Выполнение тренировочных вариантов задания 2 ОГЭ-2022, сайт решу ОГЭ | 2 |
7-8 | Задание 3. Пунктуационный анализ текста: - Знаки препинания при однородных членах, при обособленных определениях, при обособленных обстоятельствах, при обособленных дополнениях; -Знаки препинания при вводных словах и вставных конструкциях Предложения с обращениями - Знаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях - Выполнение тренировочных вариантов задания 3 ОГЭ-2022, сайт Решу ОГЭ | 2 |
9 | Задание 4. Способы связи в словосочетаниях -Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании Выполнение тренировочных вариантов задания 4 ОГЭ-2022 | 1 |
10-11 | Задание 5. Орфографический анализ -Правописание приставок -Правописание чередующих гласных в корне слова Правописание безударных гласных в корне слова -Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи Правописание частицы НЕ с частями речи -Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени -Выполнение тренировочных вариантов задания 5 ОГЭ-2022 -Трудные случаи | 2 |
12 | Задание 6-8 Анализ текста и средств выразительности. Лексический анализ -Выразительные средства лексики и фразеологии Лексический анализ слова -Выполнение тренировочных вариантов задания 6-8 ОГЭ-2022 | 1 |
| Подготовка к написанию сочинения-рассуждения - 4ч | |
13 | Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов. Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. | 1 |
14 | Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (Задание 9.1) | 1 |
15 | Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (Задание 9.2) Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (Задание 9.3) | 1 |
| Контроль знаний- 2 ч | |
16-17 | Репетиционный экзамен в формате ОГЭ | 3 |
| Модуль II «Подготовка к устному собеседованию по русскому языку» | |
| 1. Выразительное чтение текста (3 часа) | |
18 | Структура итогового собеседования по русскому языку. Критерии оценки заданий | 1 |
19 | Основные правила выразительного чтения текста | 1 |
20 | Интонационное соответствие пунктуационному оформлению текста. Соответствие темпа чтения коммуникативной задаче текста. Контроль. | 1 |
| 2. Пересказ текста с включением приведённого высказывания ( 4 часа) Подготовка к выполнению задания 2, пересказ текста с включением цитаты | |
21 | Способы запоминания текста. | 1 |
22 | Способы цитирования текста | 1 |
23 | Уместное, логичное включение цитаты в текст | 1 |
24 | Пересказ текста с включением цитаты. Контроль | 1 |
| 3. Монологическое высказывание (5 часов) Подготовка к выполнению задания 3, монологическое высказывание на предложенную тему | |
25 | Культура ведения монолога. Тип речи повествование. | 1 |
26 | Культура ведения монолога. Тип речи описание. | 1 |
27 | Культура ведения монолога. Тип речи рассуждение. | 1 |
28 | Грамматические нормы. | 1 |
29 | Речевые нормы. Орфоэпические нормы | 1 |
| 4. Диалог (2 часа) Подготовка к выполнению задания 4, ведение диалога | |
30 | Понятие о диалоге. Структура диалога. Особенности диалога. Основные правила ведения диалога. | 1 |
31 | Понятие о внимательном молчании. Законы риторики диалога. | 1 |
| Итоговый контроль (3 часа) | |
32-34 | Тренировочное итоговое собеседование по русскому языку | 3 |
Методы и формы контроля
Основные методы и формы контроля | Каких целей помогают достичь обучающимся |
1.Устный контроль индивидуальный, групповой, фронтальный, комбинированный. | Способствует развитию самостоятельности мышления; развитие умения организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. |
2. Письменный контроль входной контроль в начале года; текущий - в форме устного, фронтального опроса, контрольных, химических диктантов, тестов, проверочных работ; итоговый - итоговая контрольная работа или тест; творческие работы: публичные выступления | Развитие умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. - владения основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. |
Перечень учебно-методического обеспечения
Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2022 году основного государственного экзамена по русскому языку
Егораева Г.Т. Итоговое собеседование по русскому языку. Типовые задания. – М.: Экзамен, 2022.
Сенина Н.А., Гармаш С.В. Русский язык. ОГЭ-2020. Тематический тренинг. 9 класс. – М.: Легион, 2022
Сенина Н.А., Нарушевич А.Г.. Русский язык. Сочинение на ОГЭ. 9 класс. Курс интенсивной подготовки. – М.: Легион, 2022.
Скрипка В.К.Итоговое собеседование. Супертренинг. М.: Экзамен, 2022.
Цыбулько. ОГЭ-2022. Русский язык. 36 вариантов. Типовые экзаменационные варианты. ФИПИ.
Сенина Н.А., Андреева С.В. Русский язык . ОГЭ-2022. 30 тренировочных вариантов. 9 класс. – Легион, 2022
Словари и справочники
Александрова З.С. Словарь синонимов русского языка. – М., 2002.
Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты. Образные выражения. – М., 1988.
Зимин В.И. и др. Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь. – М., 1994.
Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы/Под ред. Р.И.Аванесова. – М., 2008..
Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М., 1991.
Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 2012.