Автор: Кузнецова Ольга Викторовна
Г. Екатеринбург
МАОУ гимназия №70
Практикум по разработке учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы.
Предметные результаты:
В результате освоения программы обучающиеся должны научиться в дальнейшем применять знания, умения и навыки, приобретенные в различных видах познавательной, музыкально-исполнительской и творческой деятельности. Основные виды музыкальной деятельности обучающихся основаны на принципе взаимного дополнения и направлены на гармоничное становление личности школьника, включающее формирование его духовно-нравственных качеств, музыкальной культуры, развитие музыкально-исполнительских и творческих способностей, возможностей самооценки и самореализации. Освоение программы позволит обучающимся принимать активное участие в общественной, концертной и музыкально-театральной жизни школы, города, региона: формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- формирование общего представления о музыкальной картине мира;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
- формирование основ музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений.
Задание 1
Расставь буквы в нужном порядке и прочти слово.
ОЗИКВАЛ
Отметьте, что означает полученное слово.
А) Вступление к опере или балету;
Б) Произведение, написанное для голоса с музыкальным сопровождением
В) устное словесное и музыкальное народное творчество;
Задание 2
Найти в тексте подтверждение высказанному предположению (сколько
частей в пьесе Э.Грига), проиллюстрировав выбранную форму музыки схемой, используя цветные карандаши.
Задание 3
Прочтите текст о колокольных звонах. Ответить на вопросы:
- Почему на Руси звонили в колокола?
- С какими событиями связан колокольный звон?
- О каких видах колокольного звона ты узнал?
- Рассказать про один из видов колокольного звона?
Записать в тетрадь новые слова, нарисовать колокол.
Задание 4
М.И. Глинка Опера «Иван Сусанин»
1) Вставьте на месте пропусков нужные слова: опера, балет
2) Разделите текст на части, озаглавьте каждую часть.
4) Озаглавьте весь текст.
Театр оперы и балета — знакомое сочетание слов. В ….. действующие лица поют, а в …... танцуют. Однако есть …, в которых поет хор, и …, в которых много танцевальных сцен, как, например, в опере М. Глинки «Иван Сусанин». «…Слышишь, - писал Н.В. Гоголь, - где говорит русский и где поляк: у одного дышит раздольный мотив русской песни, у другого — опрометчивый мотив польской мазурки». Полонез и мазурка становятся символами воинственного начала. II действие оперы переносит нас на бал в старинный замок польского короля. В торжественном полонезе проходят пар.
Метапредметные результаты:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
- приобретении умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой её содержания, в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и др.)
Задание 5 Составить рассказ , используя изучаемые музыкальную терминологию, показав взаимосвязь состояния, настроения и темпа.
На доске таблица темпов.
Придумать мини-рассказ, где персонажи подчиняются изменению темпа
и настроения.
Задание 6
1.Выскажите предположение того, как характер звучания программной музыки зависит от текста, выбранного композитором.
2. Какое название бы дали этому произведению, если бы были композитором?
(П.И.Чайковский, цикл «Времена года», «Октябрь» («Осенняя песня»)).
Эпиграф из произведения А. К. Толстого:
«Осень, обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят».
Задание 7 Личностные результаты: - чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание соей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России; - целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей; - умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.; - уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств; - развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; - формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества. Задание 8 1. Обучающимся предлагается в музыкально-пластических движениях выразить определенно - заданный образ в разных музыкальных фрагментах: «нежности», «силы», «движения», «легкости» и т.д., тем самым подтвердить разнообразие явлений, чувств в окружающем мире, а значит и в музыке. 2. обучающимся (по рядам, группам) предлагается смоделировать ситуацию «Я – дирижер», выражая чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Продирижировать фрагмент хора «Славься из оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки, который был прослушан и проанализирован в ходе урока. Задание 9 Познакомить школьников с традициями и народной музыкой другого народа, разучить с классом одну из народных удмуртских игр. Посмотреть видеофрагмент национального праздника, отметить специфические особенности фольклора и найти общее. Задание 10 Анкета на выражение ценностного интереса к музыке и ее места в жизни школьника. - Опиши свое отношение к музыке, как искусству? - Чем и как помогает тебе музыка в жизни? - Какие произведения твои самые любимые? - Какие твои любимые музыкальные передачи? - Нравится ли тебе музицировать или петь дома? - Какие песни поешь: новые или пройденные на уроках? - Нравится ли тебе посещать концерты филармонии? - Ходишь ли семьей в театры? - Какой спектакль произвел на тебя особенное впечатление? - Нравится ли тебе урок музыки и что бы ты хотел привнести в него? | |