СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Практикум по решению нестандартных задач"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа рекомендована учащимся 4-х классов для расширения математических знаний посредством УМК Л.Г.Петерсон, а также для развития логического мышления посредством решения заданий повышенного уровня в классах общеобразовательной школы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Практикум по решению нестандартных задач"»

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 49»




«Рассмотрено»

Руководитель МО

_____________/____________/

ФИО

Протокол № ___ от «__»

____________20___г.


«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МАОУ «СОШ № 49»

_____________/______________/

ФИО

«__»____________20___г.


«Утверждено»

Руководитель МАОУ «СОШ № 49»

_____________/ Л.В.Попова /

ФИО

Приказ № ___ от «__»____20___г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА

Панаева Наталья Борисовна,

учитель высшей квалификационной категории

______________________________________________

Ф.И.О., категория


«Практикум по решению нестандартных задач»

4 класс (1,5 часа в неделю)

_______________________________________________

Предмет, класс и т.п.








2017 - 2018 учебный год




Пояснительная записка


1.Соответствие Государственному образовательному стандарту. Ссылка на нормативные документы)

Рабочая программа разработана в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании в РФ», Типовой программой начального общего образования, на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта второго поколения, Уставом образовательного учреждения.

2. Адресат

Программа рекомендована учащимся 4 класса для расширения математических знаний посредством УМК Л.Г.Петерсон, а так же для развития логического мышления посредством решения заданий повышенного уровня в_классе общеобразовательной школы.

3.Объем и сроки обучения

Программа элективного курса «Практикум по решению нестандартных задач» общим объемом 51 часа изучается в течение учебного года 1,5 часа в неделю (продолжительность урока 60 минут).

4. Роль и место дисциплины (курса, предмета)

Особое место данного курса обусловлено необходимостью развития логического мышления у младших школьников для дальнейшего успешного обучения в основной школе, поскольку базовый учебник М.И. Моро не содержит достаточное количество заданий, развивающих логическое мышление.

5. Актуальность

Особенности данной программы в том, что на занятиях обучающимся предлагаются задания выше базового уровня. Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, выходящих за рамки учебника М.И.Моро.

Основное время на уроке занимает самостоятельное вы­полнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоя­тельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

Данный элективный курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллек­та. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самокон­троля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих уроков дети достигают значительных успехов в своём развитии, они многому учатся и эти умения применяют при выполнении письменных работ.

Таким образом, в реализации данной программы достигается основная цель - рас­ширение предметных результатов, развитие математической речи, умения решать нестандартные задания.

6.Основные задачи курса:

развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

развитие математической речи и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;

развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.


7.Основные принципы распределения материала:

  • системность: задания располагаются в определённом порядке;

  • принцип «от простого — к сложному»: задания постепенно усложняются;

  • увеличение объёма материала;

  • наращивание темпа выполнения заданий;

  • смена видов деятельности. 

Курс включает: 1,5 часа в неделю: 51 час в течение года.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса


Личностными результатами изучения курса во 4-м классе является формирование следующих умений:

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.


Метапредметными результатами изучения курса во 4-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).


Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий.

Учиться высказывать своё предположение.

Учиться работать по алгоритму.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.


Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).


Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.

Слушать и понимать математическую речь других.

Читать и анализировать текстовые задачи.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения на уроке и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


Предметными результатами изучения курса во 4-м классе являются формирование следующих умений.

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать понятия;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «больше» – «меньше»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.



Календарно-тематическое планирование курса

«Расширение математических знаний посредством УМК Л.Г.Петерсон с целью подготовки к ВПР»


Содержание

Продолжительность урока

УМК Л.Г.Петерсон

Характеристика деятельности учащихся

1

Решение неравенства. Двойное неравенство.

60 минут

Стр 1-3, стр 10-15, часть 1

Составлять неравенства

Выполнять перебор всех возможных вариантов объектов и комбинаций, удовлетворяющих заданным условиям.

Распознавать и изображать прямоугольный треугольник, правильно записывать дроби

Исследовать дроби, сравнивать их.


2

Прикидка результатов арифметических действий.

60 минут

Стр 28-30, часть 1

3

Деление на двузначное и трехзначное число

60 минут

Стр 37-48

4

Измерения и дроби. Из истории дробей.

60 минут

Стр 57-60, 61-64

5

Доли. Сравнение долей. Нахождение доли числа.

60 минут

Стр 65-72

6

Проценты. Нахождение числа по доле.

60 минут

Стр 73-78

7

Дроби. Сравнение дробей.

60 минут

Стр 79-84

8

Нахождение части числа. Нахождение числа по его части.

60 минут

Стр 85-87, стр 88-93

9

Площадь прямоугольного треугольника.

60 минут

Стр 94-96

10

Деление и дроби. Нахождение части, которую одно число составляет от другого

60 минут

Часть 2 Стр 1-3, 4-6

11

Сложение дробей. Вычитание дробей.

60 минут

Стр 7-12

Строить алгоритмы деления на двузначные и трехзначные числа, применять их для вычислений, самоконтроля и коррекции своих ошибок, обосновывать с их помощью правильность своих действий.

Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее рациональный способ.

Использовать изученные приемы умножения и деления двузначных и трехзначных чисел для решения текстовых задач и уравнений.


12

Правильные и неправильные дроби.

60 минут

Стр 13-18

13

Задачи на части.

60 минут

Стр 19-21

14

Смешанные числа.

60 минут

Стр 22-25

15

Выделение целой части из неправильной дроби.

60 минут

Стр 26-28

16

Запись смешанного числа в виде неправильной дроби.

60 минут

Стр 29-31

17

Скорость сближения и скорость удаления.

60 минут

Стр 81-88

18

Встречное движение.

60 минут

Стр 89-92

19

Движение в противоположных направлениях.

60 минут

Стр 93-96

20

Движение вдогонку.

60 минут

Стр 97-100

21

Движение с отставанием.

60 минут

Стр 101-104

22

Формула одновременного движения.

60 минут

Стр 105-120

23

Действия над составными именованными величинами.

60 минут

Стр 121-124

24

Новые единицы площади (ар, гектар)

60 минут

Стр 125

25

Решение составных уравнений. Сравнение углов

60 минут

Часть 3 Стр 1-4

Выполнять задания поискового и творческого характера. Осуществлять анализ заданий.

Формулировать цели « автора» и « понимающего» при коммуникации в учебной деятельности, «слушать» и

«слышать» , задавать вопросы на понимание и уточнение, и

оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона).

Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях.

Контролировать правильность и полноту выполнения заданий.

Выявлять причину ошибки и корректировать ее,

оценивать свою работу.

Читать и решать геометрические и текстовые задачи.

26

Решение составных уравнений. Развернутый угол. Смежные углы

60 минут

Стр 5-8

27

Транспортир. Угловой градус. Построение углов

60 минут

Стр 17-18

28

Действия над составными именованными величинами.

60 минут

Стр 20-24

29

Решение задач геометрического содержания.

60 минут

Стр 25-28

30

Решение составных уравнений.

60 минут

Стр 30-33

31

Решение задач геометрического содержания.

60 минут

Стр 36-40

32

Действия с именованными числами.

60 минут

Стр 45-50

33

Решение задач геометрического содержания.

60 минут

Стр 53-57

34

Обобщающий урок

60 минут






Требования к уровню подготовки учащихся

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

- степень помощи, которую оказывает взрослый учащимся при выполнении заданий: чем помощь взрослого меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

- поведение учащихся на занятиях: живость, активность заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

- результаты выполнения проверочных работ, заданий ВПР.

- косвенным показателем эффективности данных уроков может быть повышение успеваемости по математике, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

Список литературы:


Для учителя:

УМК Л.Г.Петерсон, 4 класс (Часть 1, 2, 3). Издательство «Ювента»

Для ученика:

Рабочие тетради.









6