МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 49»
«Рассмотрено» Руководитель МО _____________/____________/ ФИО Протокол № ___ от «__» ____________20___г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МАОУ «СОШ № 49» _____________/______________/ ФИО «__»____________20___г. | «Утверждено» Руководитель МАОУ «СОШ № 49» _____________/ Л.В.Попова / ФИО Приказ № ___ от «__»____20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА
Панаева Наталья Борисовна,
учитель высшей квалификационной категории
______________________________________________
Ф.И.О., категория
«Практикум по решению нестандартных задач»
4 класс (1,5 часа в неделю)
_______________________________________________
Предмет, класс и т.п.
2017 - 2018 учебный год
Пояснительная записка
1.Соответствие Государственному образовательному стандарту. Ссылка на нормативные документы)
Рабочая программа разработана в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании в РФ», Типовой программой начального общего образования, на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта второго поколения, Уставом образовательного учреждения.
2. Адресат
Программа рекомендована учащимся 4 класса для расширения математических знаний посредством УМК Л.Г.Петерсон, а так же для развития логического мышления посредством решения заданий повышенного уровня в_классе общеобразовательной школы.
3.Объем и сроки обучения
Программа элективного курса «Практикум по решению нестандартных задач» общим объемом 51 часа изучается в течение учебного года 1,5 часа в неделю (продолжительность урока 60 минут).
4. Роль и место дисциплины (курса, предмета)
Особое место данного курса обусловлено необходимостью развития логического мышления у младших школьников для дальнейшего успешного обучения в основной школе, поскольку базовый учебник М.И. Моро не содержит достаточное количество заданий, развивающих логическое мышление.
5. Актуальность
Особенности данной программы в том, что на занятиях обучающимся предлагаются задания выше базового уровня. Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, выходящих за рамки учебника М.И.Моро.
Основное время на уроке занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
Данный элективный курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих уроков дети достигают значительных успехов в своём развитии, они многому учатся и эти умения применяют при выполнении письменных работ.
Таким образом, в реализации данной программы достигается основная цель - расширение предметных результатов, развитие математической речи, умения решать нестандартные задания.
6.Основные задачи курса:
развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
развитие математической речи и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
7.Основные принципы распределения материала:
системность: задания располагаются в определённом порядке;
принцип «от простого — к сложному»: задания постепенно усложняются;
увеличение объёма материала;
наращивание темпа выполнения заданий;
смена видов деятельности.
Курс включает: 1,5 часа в неделю: 51 час в течение года.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса во 4-м классе является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса во 4-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учиться высказывать своё предположение.
Учиться работать по алгоритму.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
Слушать и понимать математическую речь других.
Читать и анализировать текстовые задачи.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения на уроке и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса во 4-м классе являются формирование следующих умений.
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать понятия;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «больше» – «меньше»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Календарно-тематическое планирование курса
«Расширение математических знаний посредством УМК Л.Г.Петерсон с целью подготовки к ВПР»
№ | Содержание | Продолжительность урока | УМК Л.Г.Петерсон | Характеристика деятельности учащихся |
1 | Решение неравенства. Двойное неравенство. | 60 минут | Стр 1-3, стр 10-15, часть 1 | Составлять неравенства Выполнять перебор всех возможных вариантов объектов и комбинаций, удовлетворяющих заданным условиям. Распознавать и изображать прямоугольный треугольник, правильно записывать дроби Исследовать дроби, сравнивать их. |
2 | Прикидка результатов арифметических действий. | 60 минут | Стр 28-30, часть 1 |
3 | Деление на двузначное и трехзначное число | 60 минут | Стр 37-48 |
4 | Измерения и дроби. Из истории дробей. | 60 минут | Стр 57-60, 61-64 |
5 | Доли. Сравнение долей. Нахождение доли числа. | 60 минут | Стр 65-72 |
6 | Проценты. Нахождение числа по доле. | 60 минут | Стр 73-78 |
7 | Дроби. Сравнение дробей. | 60 минут | Стр 79-84 |
8 | Нахождение части числа. Нахождение числа по его части. | 60 минут | Стр 85-87, стр 88-93 |
9 | Площадь прямоугольного треугольника. | 60 минут | Стр 94-96 |
10 | Деление и дроби. Нахождение части, которую одно число составляет от другого | 60 минут | Часть 2 Стр 1-3, 4-6 |
11 | Сложение дробей. Вычитание дробей. | 60 минут | Стр 7-12 | Строить алгоритмы деления на двузначные и трехзначные числа, применять их для вычислений, самоконтроля и коррекции своих ошибок, обосновывать с их помощью правильность своих действий. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее рациональный способ. Использовать изученные приемы умножения и деления двузначных и трехзначных чисел для решения текстовых задач и уравнений. |
12 | Правильные и неправильные дроби. | 60 минут | Стр 13-18 |
13 | Задачи на части. | 60 минут | Стр 19-21 |
14 | Смешанные числа. | 60 минут | Стр 22-25 |
15 | Выделение целой части из неправильной дроби. | 60 минут | Стр 26-28 |
16 | Запись смешанного числа в виде неправильной дроби. | 60 минут | Стр 29-31 |
17 | Скорость сближения и скорость удаления. | 60 минут | Стр 81-88 |
18 | Встречное движение. | 60 минут | Стр 89-92 |
19 | Движение в противоположных направлениях. | 60 минут | Стр 93-96 |
20 | Движение вдогонку. | 60 минут | Стр 97-100 |
21 | Движение с отставанием. | 60 минут | Стр 101-104 |
22 | Формула одновременного движения. | 60 минут | Стр 105-120 |
23 | Действия над составными именованными величинами. | 60 минут | Стр 121-124 |
24 | Новые единицы площади (ар, гектар) | 60 минут | Стр 125 |
25 | Решение составных уравнений. Сравнение углов | 60 минут | Часть 3 Стр 1-4 | Выполнять задания поискового и творческого характера. Осуществлять анализ заданий. Формулировать цели « автора» и « понимающего» при коммуникации в учебной деятельности, «слушать» и «слышать» , задавать вопросы на понимание и уточнение, и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона). Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Контролировать правильность и полноту выполнения заданий. Выявлять причину ошибки и корректировать ее, оценивать свою работу. Читать и решать геометрические и текстовые задачи. |
26 | Решение составных уравнений. Развернутый угол. Смежные углы | 60 минут | Стр 5-8 |
27 | Транспортир. Угловой градус. Построение углов | 60 минут | Стр 17-18 |
28 | Действия над составными именованными величинами. | 60 минут | Стр 20-24 |
29 | Решение задач геометрического содержания. | 60 минут | Стр 25-28 |
30 | Решение составных уравнений. | 60 минут | Стр 30-33 |
31 | Решение задач геометрического содержания. | 60 минут | Стр 36-40 |
32 | Действия с именованными числами. | 60 минут | Стр 45-50 |
33 | Решение задач геометрического содержания. | 60 минут | Стр 53-57 |
34 | Обобщающий урок | 60 минут | |
Требования к уровню подготовки учащихся
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает взрослый учащимся при выполнении заданий: чем помощь взрослого меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
- поведение учащихся на занятиях: живость, активность заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
- результаты выполнения проверочных работ, заданий ВПР.
- косвенным показателем эффективности данных уроков может быть повышение успеваемости по математике, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Список литературы:
Для учителя:
УМК Л.Г.Петерсон, 4 класс (Часть 1, 2, 3). Издательство «Ювента»
Для ученика:
Рабочие тетради.
6