СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практикум по русскому языку для учащихся 6 класса по теме: "Лексика".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал предназначен учителям русского языка. Практические задания можно использовать на уроках русского языка при изучении раздела:"Лексика. Культура речи".

Просмотр содержимого документа
«Практикум по русскому языку для учащихся 6 класса по теме: "Лексика".»

Практикум (ответы)

1.Подберите синонимы к данным словам.

Худой

Тощий

Холод

Стужа

Грустный

Печальный

Большой

Огромный

Стремительный

Быстрый

Абсурд

Вздор (нелепость, бессмыслица, ерунда и др.)

Сиять

Сверкать (блистать)

Физиономия

Лицо

Смелость

Храбрость

Бестолковый

Глупый или бессмысленный

Скакать

Прыгать

Тревожный

Страшный (зловещий и др.)

Тихий

Беззвучный (слабый, глухой и др.)


2.Подберите к каждому ряду прилагательных подходящее по смыслу существительное.

Смородинный, железный, похвальный, бумажный, обходной лист

Гусиное, железное, острое перо

Барабанная, ружейная, частая дробь

Дверная, детская, шариковая ручка

Морская, пятиконечная, эстрадная звезда

3.Подберите к каждому слову из левой колонки по 2 подходящих слова из правой. Запишите получившиеся пары словосочетаний с омонимами (при составлении словосочетаний можно изменять формы слов).

Издать звук /книгу

Звук, дома, коса, свинец, икра, имя, гости, рояль, копья, печь, дома, шляпа, книга, квартира

Косить косой / глаза

Метать икру / копья

Назвать имя / гостей

Настроить рояль / дома

Растопить печь / свинец

Снять шляпу / квартиру

4.Подберите антонимы к данным словам

Первый

последний

Фальшивый

настоящий (подлинный)

Скорбь

радость (ликование)

Восхищаться

ругать (презирать)

Передовой

отстающий (отсталый, задний)

Хвалить

ругать

Добро

зло

5.Подберите к паронимам подходящие слова. Запишите получившиеся словосочетания.

Подтвердить / утвердить (слухи, приказ, в звании, информацию, план).

Подтвердить слухи, информацию.

Утвердить приказ, в звании, план.

Опасение / опаска (приближаться с…, пожара, чувствовать, смотреть с…).

Приближаться с опаской, смотреть с опаской.

Опасение пожара, чувствовать опасение.

Настойчивый / настоятельный (спортсмен, требование, необходимость, характер, просьба, потребность, взгляд, ученик).

Настойчивый спортсмен, характер, взгляд, ученик.

Настоятельное требование, настоятельная необходимость, потребность, просьба.

6.Распределите слова по колонкам: архаизмы и историзмы.

Брашно (еда), ветроград (сад), вретище (одежда из грубой ткани, которую надевали по случаю печали), чресла (бедра), выжига (плут), урядник (младший чин уездной полиции до 1917 г.)

Архаизмы

Историзмы

Брашно Ветроград Чресла Выжига

Вретище Урядник

7.Выпишите из данных слов заимствованные. Одеяло, стол, аромат, небо, сфера, облако, момент, свистеть, депо, крыша, кавалер. Аромат, сфера, момент, депо, кавалер.

8.Определите значение диалектизмов.

векша. - Белка кочет.- Петух тын.- Забор в мшары.- Болото 9.Найдите по толковому словарю значение слов: тубус, табло, штифт. Запишите. Тубус — это насадка на осветительный прибор. Табло — это средство отображения информации, предназначенное для представления знаковой и графической информации. Шрифт — это графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему, набор символов определённого размера и рисунка.