СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практикум по русскому языку (подготовка к сдаче ЕГЭ).

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русскогго языка в 11 классе.

Просмотр содержимого документа
«Практикум по русскому языку (подготовка к сдаче ЕГЭ).»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Курс «Практикум по русскому языку» предназначен для учащихся 11 классов и рассчитан на 34 часа.

Курс имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 11 классе. Данный курс учитывает специфику КИМов ЕГЭ по русскому языку и носит итоговый характер. Поскольку данный курс обобщает, закрепляет важнейшие умения, которые должны быть сформированы у выпускников средней школы, он используется в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 11 классов при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ).

Содержание практикума опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем практикум даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.

Актуальность выбора данного предмета обусловлена тем, что новая форма итоговой аттестации – единый государственный экзамен – требует своей технологии выполнения заданий, а значит – своей методики подготовки. Работа с тестами требует постоянного, активного, дифференцированного тренинга.

Цель практикума  – совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также использование в повседневной практике нормативной устной и письменной речи.

Задачи:

  • изучение нормативных и методических документов по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;

  • овладение основными нормами литературного языка;

  • создание прочной базы языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;

  • дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;

  • обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов тестовых заданий;

  • освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;

  • обучение анализу текста, его интерпретации;

  • совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении части С экзаменационной работы;

  • развитие речевой культуры.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  • Введение (2 ч.)

  • Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.

  • Языковые нормы. (1 ч.)

  • Литературный язык. Нормы речи. Словари русского языка.

  • Орфоэпические нормы (1 ч.)

  • Основные правила орфоэпии. Орфография. Ударение.

  • Лексические нормы (3 ч.)

  • Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие лексики русского языка.. Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика, лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.

  • Грамматические нормы (3 ч.)

  • Грамматические нормы: словообразовательные, морфологические, синтаксические.

  • Словообразовательные нормы (2 ч.)

  • Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок.

  • предложений в тексте.

  • Синтаксические нормы (13 ч.)

  • Словосочетание. Виды словосочетаний. Нормы согласования, управления, примыкания. Построение словосочетаний.

  • Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения.

  • Построение предложений с однородными членами. Построение сложносочинённых и сложноподчиненных предложений. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.

  • Орфографические нормы (4 ч.) 

  • Принципы русской орфографии. Правописание корней. Безударные гласные корня. Правописание приставок. Гласные и, ы после приставок. Правописание падежных окончаний. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов и глагольных форм. Правописание суффиксов. Слитные, раздельные и дефисные написания. Н – нн в различных частях речи. Слитное и раздельное написание не с различными частями речи. Правописание служебных слов.

  • Пунктуационные нормы (4 ч.)

  • Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.

  • Текст (7 ч.)

  • Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

  • Функционально-смысловые типы речи. (5 ч.)

  • Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.

  • Функциональные стили речи (6 ч.)

  • Функциональные стили, их характеристика. Признаки стилей речи Предупреждение ошибок при определении стиля текста..

  • Изобразительно-выразительные средства языка. (4 ч.)

  • Речь. Языковые средства выразительности. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.

  • Коммуникативная компетенция (4 ч.)

  • Информационная обработка текста. Употребление языковых средств.

  • Жанровое многообразие сочинений. Структура письменной экзаменационной работы.

  • Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем.

  • Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

  • Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте.

  • Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации.

  • Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение.

  • Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение.

  • Точность и выразительность речи. Соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых, речевых, этических, фактологических норм.



Учебно-тематический план.

п/п

Раздел темы

Количество

часов

В том числе практические,контрольные,

лабораторные

1

Введение

1


2

Подготовка к итоговому сочинению

3

Сочинение по одному из направлений.

3

Подготовка к заданиям 1-24

19

Тестирование

4

Подготовка к сочинению (25 задание)

7

Сочинение

5

Комплексная подготовка к ЕГЭ

5

Тренинг

Календарно – тематическое планирование.

Название раздела/темы

Колич

ество

часов

Тема урока

Дата проведения

По

плану

Факти

чески

Введение

1

Цели и задачи изучаемого курса.Обучение заполнению бланков ЕГЭ.



Подготовка к итоговому сочинению

3

Знакомство с направлениями тем итогового сочинения, анализ предложенных направлений.





Тема и проблема текста. Основная мысль,аргумент. Способы аргументиро­вания.





Сочинение по одному из направлений.



Подготовка к заданиям 1-24

19

Орфоэпия. Орфоэпические нормы.





Лексика. Значение слова. Лексиче­ские нормы. Точность словоупо­требления. Слова-паронимы. Си­нонимы, антонимы.





Лексические выразительные сред­ства.





Фразеология.





Морфологические нормы. Грамма­тические ошибки, связанные с их нарушением.





Синтаксис. Предложение. Простое, осложнённое, сложное предложе­ние.





Синтаксис. Предложение. Простое, осложнённое, сложное предложе­ние.





Синтаксические нормы. Граммати­ческие ошибки, связанные с их нарушением.





Синтаксические нормы. Граммати­ческие ошибки, связанные с их нарушением.





Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры.





Орфография. Орфографические нормы





Орфография. Орфографические нормы





Орфография. Орфографические нормы





Орфография. Орфографические нормы





Пунктуация. Пунктуационные нор­мы.





Пунктуация. Пунктуационные нор­мы.





Диагностическая работа в фор­мате ЕГЭ.





РР. Текст. Способы и средства свя­зи предложений в тексте.





РР. Текст. Стили и типы речи.



Подготовка к сочинению (25 задание)

7

РР. Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста.





РР. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий).





РР. Выявление и формулировка ав­торской позиции.





РР. Способы аргументации соб­ственного мнения.





РР. Композиция сочинения. Ре­чевое оформление композицион­ных частей сочинения.





РР. Практикум по написанию сочинения.





РР. Практикум по написанию сочинения.



Комплексная подготовка к ЕГЭ

4

Тренинг в формате ЕГЭ. Инди­видуальная коррекция ошибок.





Тренинг в формате ЕГЭ. Инди­видуальная коррекция ошибок.





Диагностическая работа в фор­мате ЕГЭ.





Диагностическая работа в фор­мате ЕГЭ.





Требования к уровню подготовки обучающихся.

Особенностью данного практикума  является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии, пунктуации и стилистики.

Ученики должны иметь представление

- о структуре экзаменационной работы, кодификаторе и спецификации ЕГЭ по русскому языку;

Знать:

- сведения о языке, соответствующие государственным программам и Обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по предмету;

- содержание заданий ЕГЭ;

Уметь:

- применять знания о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц и явлений, при создании собственного текста;

понимать и интерпретировать текст;

создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;

-аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт;

- проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;

- проводить лингвистический анализ деловых, публицистических, разговорных и художественных тестов;

- использовать в собственной речи разнообразные грамматические и лексические средства языка,

- создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;

формулировать и комментировать проблему, поставленную автором текста;

формулировать позицию автора, объясняя, почему согласны или не согласны с автором

прочитанного текста.





Перечень учебно-методического обеспечения.

  1. «Русский язык. 10—11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений» / Н.Г. Гольцов, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина.-М.: Русское слово, 2017.

  2. А.Д. Дейкина, Т.М. Паханова. Русский язык. Учебник-практикум для ст. кл. Для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Вербум-М, 2011. – 414с.

  3. Банников С.В. Компьютерные технологии в работе учителя// Справочник классного руководителя № 12, 2007.

  4. Информационные технологии в учебном процессе: нормативное обеспечение, рекомендации из опыта работы/ сост. О.Н.Черненко. - Волгоград: Учитель, 2007.

  5. Русский язык. 10-11 класс. Тематический тренинг по новой демоверсии. Модели сочинений. Подготовка к ЕГЭ: учебное пособие/Н.А.Сенина, С.В.Гармаш.- Ростов н/Д.: Легион, 2015.

  6. М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова. Русский язык: Справочные материалы / Под редактированием Н.М. Шанского. – 7-е изд., испр. – М., 2010.

9. ЕГЭ. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов

/под ред. И.П. Цыбулько. - М.: Издательство «Национальное образование», 2015.

10. Егораева Т.Г. ЕГЭ 2015. Русский язык. Практикум по выполнению типовых

тестовых заданий ЕГЭ. М.: Издательство «Экзамен», 2015.

11. ЕГЭ 2015. Русский язык: самое полное издание типовых вариантов для подготовки

к ЕГЭ/ А.Ю. Бисеров, И.В.Текучева.- М: АСТ:Астрель, 2015.

12. Русский язык. Подготовка в ЕГЭ. В 2-х кн.: учебно-методическое пособие

/под ред. Н.А. Сениной. - Ростов н/Д: Легион,2014.

Электронные ресурсы и интернет-ресурсы

  1. Электронное пособие. Сдаем ЕГЭ.

  2. Электронное пособие. Справочник школьника. Русский язык 5-11 класс.

  3. Электронное пособие. Страна Лингвиния. Мультимедийная книга.

  4. Электронное пособие. Страна Лингвиния. Орфографический диктант. Выпуски № 1- 3.

  5. Электронное пособие. Экспресс- подготовка к экзамену. 9-11 класс. Русский язык.

  6. Электронное пособие. Справочник школьника. Русский язык 5-11 класс.

  7. Капканы ЕГЭ http://kapkani-ege.ru/

  8. Открытый банк заданий ФИПИ http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege

  9. Грамота ру: справочный портал http://www.gramota.ru/

  10. По уши в ГИА и ЕГЭ http://uchimcauchitca.blogspot.ru/

  11. Официальный портал ЕГЭ http://ege.edu.ru/

  12. Русский на 5: образовательный портал http://russkiy-na-5.ru/

  13. Видеотьютор по русскому языку http://videotutor-rusyaz.ru/

  14. Лучшая подготовка к ЕГЭ http://5-ege.ru/

  15. Образовательный сайт учителя русского языка Захарьиной Е.А. http://www.saharina.ru/

  16. Учителя вызывали? http://interneturok.ru/

  17. Решу ЕГЭ http://rus.reshuege.ru/