СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практикум по русскому языку в 11 классе по теме: «Технология написания сочинения на ЕГЭ»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Практикум по русскому языку в 11 классе по теме: «Технология написания сочинения на ЕГЭ»»

Практикум по русскому языку в 11 классе по теме: «Технология написания сочинения на ЕГЭ» Учитель русского языка и литературы Ушакова Е.Н Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16   г.Калининград .

Практикум по русскому языку в 11 классе по теме: «Технология написания сочинения на ЕГЭ»

Учитель русского языка и литературы Ушакова Е.Н

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 16

  г.Калининград .

ЦЕЛЬ:  1. Познавательный  аспект . Создать условия для комплексного анализа текста и написания творческой работы по предложенному тексту.    2. Развивающий аспект . Способствовать развитию умений и навыков работы с текстом в творческих исследовательских группах.  3. Воспитательный аспект . Создать атмосферу, способствующую воспитанию личности в условиях социального партнерства (ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-коллектив).

ЦЕЛЬ: 1. Познавательный аспект . Создать условия для комплексного анализа текста и написания творческой работы по предложенному тексту.  

2. Развивающий аспект . Способствовать развитию умений и навыков работы с текстом в творческих исследовательских группах.

3. Воспитательный аспект . Создать атмосферу, способствующую воспитанию личности в условиях социального партнерства (ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-коллектив).

ФОРМА РАБОТЫ- ГРУППОВАЯ текст

ФОРМА РАБОТЫ- ГРУППОВАЯ

текст

Что нужно помнить при написании сочинения  -При написании сочинения необходимо стремиться к тому, чтобы его композиция была стройной и завершенной, что предполагает наличие в работе логически связанных композиционных частей, в том числе  вступительной, основной и заключительной.  -В соответствии с заданием в экзаменационной работе целесообразно выделять несколько обязательных содержательных разделов:  - общая характеристика темы и проблематики текста;  - комментарий к одной из проблем;  - формулирование позиции автора исходного текста  по выбранной проблеме;  - выражение собственной позиции;  - аргументация собственной позиции (2 аргумента).

Что нужно помнить при написании сочинения

-При написании сочинения необходимо стремиться к тому, чтобы его композиция была стройной и завершенной, что предполагает наличие в работе логически связанных композиционных частей, в том числе вступительной, основной и заключительной.

-В соответствии с заданием в экзаменационной работе целесообразно выделять несколько обязательных содержательных разделов:

- общая характеристика темы и проблематики текста;

- комментарий к одной из проблем;

- формулирование позиции автора исходного текста

по выбранной проблеме;

- выражение собственной позиции;

- аргументация собственной позиции (2 аргумента).

Составление композиционных частей  сочинения.  Задание № 2. 1 гр. Четко и прямо сформулируйте собственную позицию. 2 гр. Приведите 1-й аргумент из текста, подтверждающий вашу позицию. 3 гр. Приведите 2-й аргумент из текста.
  • Составление композиционных частей
  • сочинения.
  • Задание № 2.
  • 1 гр. Четко и прямо сформулируйте собственную позицию.
  • 2 гр. Приведите 1-й аргумент из текста, подтверждающий вашу позицию.
  • 3 гр. Приведите 2-й аргумент из текста.
Заполним таблицу  Задание №3 Проблема Позиция автора Собствен - ная позиция Первый аргумент Второй аргумент

Заполним таблицу Задание №3

Проблема

Позиция автора

Собствен -

ная позиция

Первый аргумент

Второй аргумент

Карточка-информатор для группы №1 - Определить тему текста; - Сформулировать проблему в форме вопроса или с использованием типовых конструкций (проблема чего? - Р.п) - В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания (кого?) актуальная проблема (чего?) - Предложенный для анализа текст (кого?) посвящен проблеме (чего?) - В анализируемом тексте автор рассматривает,  исследует,  анализирует,  выдвигает проблему (чего?). Чаще всего в предлагаемых для анализа текстах рассматриваются следующие виды проблем:  - философские;  - социальные;  - политические;  - научные;  - экологические;  - нравственно-этические.

Карточка-информатор для группы №1

- Определить тему текста;

- Сформулировать проблему в форме вопроса или с использованием типовых конструкций (проблема чего? - Р.п)

- В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания (кого?) актуальная проблема (чего?)

- Предложенный для анализа текст (кого?) посвящен проблеме (чего?)

- В анализируемом тексте автор рассматривает,

исследует,

анализирует,

выдвигает проблему (чего?).

Чаще всего в предлагаемых для анализа текстах рассматриваются следующие виды проблем:

- философские;

- социальные;

- политические;

- научные;

- экологические;

- нравственно-этические.

Карточка-информатор для группы №2 Как прокомментировать проблему? Запомните: комментарий-это не пересказ текста. 1. Что делает автор, предлагая для обсуждения данную проблему? Как он это делает? (используем план) 2. На какие аспекты этой проблемы он обращает внимание прежде всего? 3. Для кого в первую очередь важна эта проблема? 4. Почему она важна для этого круга людей?

Карточка-информатор для группы №2

Как прокомментировать проблему?

Запомните: комментарий-это не пересказ текста.

1. Что делает автор, предлагая для обсуждения данную проблему? Как он это делает? (используем план)

2. На какие аспекты этой проблемы он обращает внимание прежде всего?

3. Для кого в первую очередь важна эта проблема?

4. Почему она важна для этого круга людей?

Карточка-информатор для группы № 3 Как сформулировать позицию автора? -Что хотел сказать автор? -Какова была цель его высказывания? -Ради чего он написал этот текст? -Как он сам относится к поставленной проблеме? Типовые конструкции для выражения авторской позиции: -автор считает (полагает, утверждает) , что… -автор подводит читателя к выводу о том, что… -автор заставляет читателя задуматься над… -позиция автора по проблеме очевидна…

Карточка-информатор для группы № 3

Как сформулировать позицию автора?

-Что хотел сказать автор?

-Какова была цель его высказывания?

-Ради чего он написал этот текст?

-Как он сам относится к поставленной проблеме?

Типовые конструкции для выражения авторской позиции:

-автор считает (полагает, утверждает) , что…

-автор подводит читателя к выводу о том, что…

-автор заставляет читателя задуматься над…

-позиция автора по проблеме очевидна…

Карточка-информатор для группы №1 Как выразить собственную позицию? 1.Формулируйте свою позицию четко и прямо. 2.Разделяете ли вы точку зрения автора? 3.Если разделяете, то почему? 4.Приведите доводы в защиту собственной позиции. Типовые конструкции для выражения собственной позиции: -С мнением автора трудно (не) согласиться… -Позиция автора по данной проблеме заслуживает уважения… -Оценивая авторскую позицию в целом, можно сказать… -Разделяя точку зрения автора, хочется добавить…

Карточка-информатор для группы №1

Как выразить собственную позицию?

1.Формулируйте свою позицию четко и прямо.

2.Разделяете ли вы точку зрения автора?

3.Если разделяете, то почему?

4.Приведите доводы в защиту собственной позиции.

Типовые конструкции для выражения собственной позиции:

-С мнением автора трудно (не) согласиться…

-Позиция автора по данной проблеме заслуживает уважения…

-Оценивая авторскую позицию в целом, можно сказать…

-Разделяя точку зрения автора, хочется добавить…

Как писать вступление и заключение. Вступление. Помните! Вступление должно быть максимально приближено к проблеме текста (своего рода «ступенька» к проблеме). Оно не должно быть ни формальным, ни затянутым, ни скомканным. Во вступлении может быть отражено ваше видение темы; Вступлением может быть цитата по теме текста. Завершение сочинения. Помните! Заключение обязательно! В этой части может быть:  -логическое завершение ваших мыслей о проблеме текста, авторской позиции;  -может быть передано общее впечатление от прочитанного;  -может быть передано свое видение путей решения проблемы;  -в качестве заключения можно привести цитату, содержащую суть идеи текста.

Как писать вступление и заключение.

Вступление.

Помните! Вступление должно быть максимально приближено к проблеме текста (своего рода «ступенька» к проблеме). Оно не должно быть ни формальным, ни затянутым, ни скомканным.

Во вступлении может быть отражено ваше видение темы;

Вступлением может быть цитата по теме текста.

Завершение сочинения.

Помните! Заключение обязательно!

В этой части может быть:

-логическое завершение ваших мыслей о проблеме текста, авторской позиции;

-может быть передано общее впечатление от прочитанного;

-может быть передано свое видение путей решения проблемы;

-в качестве заключения можно привести цитату, содержащую суть идеи текста.

Проводим рефлексию В чем я испытываю наибольшие затруднения: в формулировании проблемы; в формулировании позиции автора; в составлении комментариев; в подборе аргументов.

Проводим рефлексию

В чем я испытываю наибольшие затруднения:

  • в формулировании проблемы;
  • в формулировании позиции автора;
  • в составлении комментариев;
  • в подборе аргументов.
Использованная литература Лыткина А.А., Минаева А.П., Чегаева Е.Н. «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Пособие для учащихся старших классов».- М.: Чистые пруды,2009. Максимович Т.И., Пугачев И.А., «Пособие для подготовке к ЕГЭ. Русский язык: выполнение части 3 (часть С)».-М.: Астрель: Олимп, 2009. Егораева Г. Т. «Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С)».-М.: Издательство «Экзамен»,2008. Сокольницкая Т.Н. ЕГЭ- 2008. Русский язык: сочинение рассуждение (часть С): ЕГЭ . Сдаем без проблем! – М.: Эксмо, 2007.

Использованная литература

  • Лыткина А.А., Минаева А.П., Чегаева Е.Н. «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Пособие для учащихся старших классов».- М.: Чистые пруды,2009.
  • Максимович Т.И., Пугачев И.А., «Пособие для подготовке к ЕГЭ. Русский язык: выполнение части 3 (часть С)».-М.: Астрель: Олимп, 2009.
  • Егораева Г. Т. «Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С)».-М.: Издательство «Экзамен»,2008.
  • Сокольницкая Т.Н. ЕГЭ- 2008. Русский язык: сочинение рассуждение (часть С): ЕГЭ . Сдаем без проблем! – М.: Эксмо, 2007.