СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практикум по теме "Человек и общество"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания для подготовки учащихся к ОГЭ по обществознанию

Просмотр содержимого документа
«Практикум по теме "Человек и общество"»

ВАРИАНТ 1

А1. Человека от животного отличает

1) наличие инстинктов 2) приспособление к природным условиям

3) наличие сознания 4) поведенческая активность

А2. К. — небольшой островок, оторванный от цивилизации. Его жители собирают плоды, ловят рыбу, сами изготавливают себе одежду и домашнюю утварь. Они живут большими семьями, главами которых являются старшие мужчины. Распоряжение главы семьи является обязательным для домочадцев. К какому типу относится общество К.?

1) традиционному 2) индустриальному 3) информационному 4) постиндустриальному

А3. Верны ли следующие суждения о личности?

А. Личность формируется во взаимодействии с другими людьми.

Б. Личность формируется на протяжении всей жизни человека.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А4. Что свойственно обществу традиционного типа?
1) преобладание сельского хозяйства в экономике 2) высокий уровень развития промышленности
3) распространение компьютерных технологий 4) интенсивное развитие науки и техники
А5. Отличительной тенденцией развития современного общества является

1) механизация 2) индустриализация 3) модернизация 4) глобализация

А6. Анна Петровна активный и творческий человек. Она выступила инициатором проведения субботника в своем дворе. Это характеризует ее как

1) личность 2) администратора 3) интеллигентного человека 4) профессионала

А7. Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни?

А. Экономическая сфера регулирует организацию государственной власти.

Б. Экономическая сфера обеспечивает удовлетворение материальных потребностей общества.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А8. Что свойственно и человеку, и животному?

1) инстинкты и рефлексы 2) сознательная активность 3) целенаправленная деятельность 4) словесная речь

А9. Проведение очередных выборов депутатов парламента в первую очередь относится к сфере общества

1) экономической 2) социальной 3) социальной 4) духовной

А10. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах?

А. Глобальными называют проблемы, затрагивающие людей всего мира.

Б. Глобальные проблемы создали угрозу дальнейшему существованию человечества.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А11. Глобальная экологическая проблема выражается в

  1. организации заповедников и заказников 2) распространении наркоманий и алкоголизма

3) истощении природных ресурсов 4) угрозе новой мировой войны

А12. В стране В. активно развиваются наукоемкие производства, произошли революционные- изменения в сфере массовых коммуникаций. На производстве и в быту применяются компьютеры, робототехника. Уровень образованности населения очень высок. К какому типу относится общество В.?

1) традиционному 2) индустриальному 3) информационному 4) аграрному

А13. Верны ли следующие суждения о познавательной деятельности?

А. Целью познавательной деятельности является получение истинного знания.

Б. В процессе познания человек может использовать различные приспособления и инструменты.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А14. Какие отношения связаны преимущественно с политической сферой жизни общества?

1) производителей и потребителей 2) партий и государства 3) родителей и детей 4) писателей и читателей

А15. Верны ли следующие суждения о воздействии природы на жизнь общества?

А. Природные условия влияют на хозяйственную жизнь общества.

Б. Развитие науки значительно усиливает влияние природы на жизнь общества.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А16. Что относится к экономической сфере жизни общества?

1) производство материальных благ 3) создание произведений искусства

2) организация государственной власти 4) разработка и принятие законов

А17. По­ли­ти­че­ская ор­га­ни­за­ция кри­ти­ку­ет по­ли­ти­ку пра­ви­тель­ства в от­но­ше­нии пен­си­о­не­ров. Какие сферы жизни об­ще­ства не­по­сред­ствен­но за­тра­ги­ва­ет эта де­я­тель­ность?

1) эко­но­ми­че­скую и со­ци­аль­ную 2) по­ли­ти­че­скую и ду­хов­ную
3) эко­но­ми­че­скую и ду­хов­ную 4) по­ли­ти­че­скую и со­ци­аль­ную


В1. Найдите в приведенном ниже списке проявления глобальных проблем человечества и выпишите цифры, под которыми они указаны.

  1. расширение круга ядерных держав

  2. ослабление иммунитета людей в пожилом возрасте

  3. увеличение задолженности экономически слаборазвитых стран

  4. истощение почв под влиянием хозяйственной деятельности людей

  5. рост числа начальных школ в ряде стран Африки

В2. В приведенном списке указаны черты сходства традиционного и индустриального общества и отличия традиционного общества от индустриального. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.

1) развитие промышленности

3) признание прав и свобод граждан

2) наличие норм общественной жизни

4) создание культурных ценностей

Черты сходства

Черты отличия



В3. Установите соответствие между фактами и сферами жизни общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в таблицу выбран-ные цифры.

ФАКТЫ

СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

А) производство товаров и услуг

1) экономическая

Б) отношения «отцов» и «детей»

2) социальная

В) межнациональный конфликт


Г) оказание банковских услуг


А

Б

В

Г





В4. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «общество».

1) социальная группа, 2) способ взаимодействия людей, 3) природа, 4) общие интересы, 5) связи между людьми.

Найдите и выпишите номер термина, выпадающего из этого ряда

В5. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

А

Б

В




(А)Природа выступает для человека источником средств для жизни. (Б)Хозяйственная деятельность человека привела к загрязнению природы, исчезновению многих видов животных и растений. (В)Человеку следует бережнее относиться к природе, чтобы обеспечить выживание следующих поколений.

Определите, какие положения текста 1) отражают факты 2) выражают мнения Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

С1-5. Прочитайте текст и выполните задания.

Можно заметить некоторую условность отнесения проблем к разряду «глобальных». Есть вопросы, постоянно волнующие человечество во всех концах планеты («глобуса»), таких вопросов множество, но далеко не все из них принято называть глобальными. К последним, пожалуй, относят … такие, к решению которых требуется приступать безотлагательно и от решения которых зависит судьба человечества… К таковым относится проблема предотвращения мировой войны и экологическая проблема…

Некоторые другие угрозы могут казаться кому-то не столь уж острыми и не требующими безотлагательного принятия мер. Например, угроза истощения земных ресурсов (минерально-сырьевой кризис), материальный и культурный разрыв между развитыми и развивающимися странами, проблема роста населения Земли («демографический взрыв») и др. Но это довольно опасное заблуждение, напоминающее наивное неведение тех, кто сразу после Чернобыльской катастрофы ничего не заметил, не почувствовал и почти ничего не понял. Ведь в заражённой, смертельно опасной для человека местности по видимости всё оставалось, как и прежде. Как в природе, так и в обществе есть процессы, которые не видны, не заметны для невежественного, не вооруженного наукой глаза. И когда, достигнув критической стадии, они оказываются уже доступными для зрения и ума, то предпринимать эффективные меры по избежанию опасности уже поздно. «Точка возврата» уже пройдена, произошли необратимые изменения. Таковы по своему характеру и некоторые глобальные проблемы. Их не все замечают в качестве актуальных, злободневных, «глобальных».

(М. Р. Радовель)

1. Каково отношение автора к глобальным проблемам? Как, по Вашему мнению, должно вести себя общество в условиях обострения глобальных проблем (дайте одно объяснение)?

2. Используя текст и обществоведческие знания, предположите, почему минерально-сырьевой кризис, демографический взрыв, материальный и культурный разрыв между развитыми и развивающимися странами не кажутся некоторым людям глобальными проблемами. Выскажите по одному предположению о каждой из проблем.

3. В докладе одной общественной организации было сказано о том, что мировой океан уже плохо справляется с загрязнением, загазованность атмосферы достигла такой величины, что начали таять ледники. Все крупные города окружены огромными свалками мусора, во всём мире уничтожено более половины пахотного слоя земли. Стремительно растущему в развивающихся странах населению скоро нечем будет питаться. В перспективе могут начаться региональные и мировые вооруженные конфликты. Опираясь на обществоведческие знания, назовите глобальные проблемы, проявления которых указаны в докладе.

4. Укажите два критерия (основания), позволяющие, по мнению автора, отнести проблему к глобальным.

5. Какие два вида глобальных проблем назвал автор?

ВАРИАНТ 2

А1. Что относится к глобальным проблемам человечества?

1) кризис перепроизводства 2) глобализация мирового хозяйства

3) загрязнение окружающей среды 4) переход в постиндустриальную фазу развития

А2. Страна П. специализируется на производстве сельскохозяйственной продукции. Земля принадлежит отдельным семьям, члены которых совместно обрабатывают свои участки. Основная часть продукции потребляется самими производителями. К какому типу относится это общество?

1) традиционному 2) индустриальному 3) информационному 4) постиндустриальному

А3. Верны ли следующие суждения о деятельности человека?

А. Изучение школьного курса физики является примером познавательной деятельности.

Б. Деятельность предполагает сознательную активность человека.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А4. Проведение реформы системы образования относится преимущественно к деятельности

1) научно-познавательной 3) художественно-эстетической

2) социально-преобразовательной 4) материально-производственной

А5. Каков отличительный признак глобальных проблем?

1) затрагивают все человечество 3) приводят к отрицательным последствиям

2) не имеют путей решения 4) относятся к сфере экономики

A6. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах современного общества?

А. Глобальные проблемы угрожают существованию человечества как биологического вида.

Б. Глобальные проблемы не могут быть решены в отдельных странах, регионах мира.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А7. Что относится к экологическим проблемам?

  1. проблема международного терроризма 3) распространение алкоголизма среди подростков

  2. перенаселенность стран Азии и Африки 4) загрязнение воздуха промышленными отходами

А8. В стране Р. активно развивается массовое промышленное производство, увеличивается численность рабочего класса. Трудящиеся борются за свои политические и социальные права. К какому типу общества относится страна Р.?

1) традиционному 2) индустриальному 3) аграрному 4) информационному

A9. Верны ли следующие суждения о личности?

А. Личность проявляется в физических качествах и особенностях человека.

Б. Формирование личности происходит на протяжении всей жизни человека.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А10. В какой фразе слово «об­ще­ство» упо­треб­ле­но в ши­ро­ком смыс­ле?

1) Ин­дий­ское об­ще­ство мно­гие века было раз­де­ле­но на касты.
2) Об­ще­ство объ­еди­ня­ет про­шлое, на­сто­я­щее и бу­ду­щее че­ло­ве­че­ства.
3) Об­ще­ство со­ба­ко­во­дов про­ве­ло вы­став­ку собак бой­цо­вых пород.
4) Об­ще­ство лю­би­те­лей древ­но­стей издаёт еже­ме­сяч­ный жур­нал.

А11. Что отличает человека от животного?

1) наличие физиологических потребностей 3) способность к сознательной деятельности

2) забота о потомстве 4) приспособление к природной среде

А12. Какой при­мер ил­лю­стри­ру­ет вли­я­ние при­род­ных фак­то­ров на жизнь об­ще­ства?

1) раз­ру­ше­ние ура­га­ном домов в посёлке 3) осу­ше­ние болот под стро­и­тель­ство ав­то­до­ро­ги
2) за­гряз­не­ние воз­ду­ха вы­хлоп­ны­ми га­за­ми 4) изу­че­ние эко­ло­гии школь­ни­ка­ми

А13. Юля от при­ро­ды об­ла­да­ет му­зы­каль­ным слу­хом, но она не стала за­ни­мать­ся му­зы­кой, чтобы раз­вить это ка­че­ство. Какое по­ня­тие ха­рак­те­ри­зу­ет спо­соб­но­сти Юли?

1) ма­стер­ство 2) за­дат­ки 3) ге­ни­аль­ность 4) та­лант

А14. И че­ло­век, и жи­вот­ное

1) пе­ре­да­ют куль­тур­ный опыт по­сле­ду­ю­щим по­ко­ле­ни­ям 2) от­ра­жа­ют окру­жа­ю­щий мир в со­зна­нии
3) за­бо­тят­ся о своём потом­стве 4) оце­ни­ва­ют себя и свои дей­ствия

А15. Фор­ми­ро­ва­ние лич­но­сти про­ис­хо­дит под вли­я­ни­ем

1) при­род­ных спо­соб­но­стей 2) соб­ствен­ных убеж­де­ний 3) со­ци­аль­но­го окру­же­ния 4) при­род­но­го окру­же­ния

А16. Какой из при­ме­ров ил­лю­стри­ру­ет вли­я­ние при­ро­ды на раз­ви­тие об­ще­ства?

1) сель­ско­хо­зяй­ствен­ная спе­ци­а­ли­за­ция от­дель­ных ре­ги­о­нов 2) при­ня­тие за­ко­на об охра­не при­ро­ды
3) по­вы­ше­ние ква­ли­фи­ка­ции ра­бот­ни­ков лес­но­го хо­зяй­ства 4) ор­га­ни­за­ция био­сфер­но­го за­по­вед­ни­ка
А17. Пред­при­ни­ма­тель ока­зы­ва­ет фи­нан­со­вую по­мощь Дому ве­те­ра­нов. Вза­и­мо­связь каких сфер жизни об­ще­ства про­яв­ля­ет­ся в дан­ном факте?

1) по­ли­ти­че­ской и ду­хов­ной 2) эко­но­ми­че­ской и по­ли­ти­че­ской
3) со­ци­аль­ной и по­ли­ти­че­ской 4) эко­но­ми­че­ской и со­ци­аль­ной


В1. В приведенном списке указаны черты сходства потребностей и способностей человека и отличия потребностей от способностей человека. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.

  1. открывают человеку новые возможности 3) влияют на деятельность человека

  2. выражаются в ощущении нехватки чего-либо 4) меняются с возрастом

Черты сходства

Черты отличия



В2. Найдите в приведенном ниже списке примеры негативного воздействия общества на природу и выпишите цифры, под которыми они указаны.

  1. организация национального парка

  2. промышленное загрязнение русла реки

  3. вырубка парка под строительство жилья

  4. принятие программы сохранения амурских тигров

  5. принятие экологического законодательства

В3. Установите соответствие между фактами и сферами жизни общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры.

ФАКТЫ

СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

А) принятие конституции государства

1) экономическая

Б) продажа товаров в магазине

2) политическая

В) принятие присяги главой государства


Г) предвыборная агитация избирателей


А

Б

В

Г





В4. Ниже приведен ряд примеров. Все они, за исключением одного, относятся к малым социальным группам. Найдите и выпишите номер примера, выпадающего из этого ряда.
1) Семья, 2) рок-группа, 3) бригада скорой помощи, 4) футбольные фанаты, 5) группа близких друзей.
В5. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого отмечено буквой.

А

Б

В




(А) Ученые многих стран изучают процесс глобального потепления. (Б) Вряд ли его последствия отрицательно скажутся на общественном развитии. (В) Вкладывать большие средства в развитие этого научного направления нецелесообразно.

Определите, какие положения текста 1) отражают факты 2) выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.



С1-5. Прочитайте текст и выполните задания.

Язык, культура, нравственность, весь духовный капитал, которым мы живем и который составляет наше существо, берется из сложившихся жизненных отношений между людьми.
Социальная, общественная жизнь не есть, следовательно, какая-то внешняя форма человеческой жизни. Она есть необходимое выражение единства людей, составляющего основу человеческой жизни во всех ее областях. Человек живет в обществе не потому, что так жить удобнее, а потому, что лишь в качестве члена общества он может состояться как человек, подобно тому, как лист может быть только листом целого дерева.
Это внутреннее органическое единство может выступать в форме семьи, в форме религиозной общины и т. д., наконец, в форме общности судьбы и жизни всякого объединенного множества людей. Эта общность образует жизненное содержание самой личности. Общность — это духовное питание, которым внутренне живет личность, ее богатство, ее личное достояние.
Для поверхностного восприятия общество состоит из людей, в настоящее время населяющих землю. Но за наружным, временным восприятием жизни скрывается ее вечный фундамент и источник сил — единство настоя-щего с прошлым и будущим. В каждое мгновение наша жизнь определена силами и средствами, накопленными в прошлом, и вместе с тем устремлена в будущее, выступает как творчество того, чего еще нет.
1. Найдите в тексте два объяснения того, почему социальная (общественная) жизнь внутренняя форма человеческой жизни.
2. Какие уровни восприятия общества существуют, по мнению авторов текста? Используя содержание текста, определите сущность каждого уровня.
3. Почему человек лишь в качестве члена общества может
состояться как человек? С опорой на текст и обществоведческие знания дайте три объяснения. 4. Рассказывая на уроке о формировании личности, ученик отметил значительное влияние на этот процесс семьи и ближайшего окружения человека. Не все учащиеся класса согласились с этим мнением. Какая из этих двух точек зрения отражена в тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.
5. Согласны ли вы с тем, что «в каждое мгновение наша жизнь определена силами и средствами, накопленными в прошлом, и вместе с тем устремлена в будущее? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.