Практикум по внеурочной деятельности
«Русские традиции в песнях, играх и обрядах»
Учитель Куреева Н.П.
Слайд 1
Тема. Святки. Ряжение, колядки, игры.
Слайд 2
Цель:
расширить представления детей о древних традициях празднования Рождества, Святок, Крещения, историей возникновения обрядов и традиций, установить связь времен: прошлого и будущего;
развивать эмоциональную отзывчивость, чувство причастности к жизни своей Родины и творческие способности учащихся на уроках русской культуры и мастерства;
воспитывать любовь и интерес к народным традициям и обычаям, чувство гордости за свой народ и его историю.
Методическая цель: формирование гражданской идентичности и духовно-нравственное развитие личности учащихся через изучение русского традиционного национального наследия.
Ход урока.
1.Введение в тему, постановка цели.
Слайд 3
В традиционном народном календаре зима – не только самое длинное, но и самое «богатое» на праздники время года. Как вы думаете, почему?
Слайд 4
Две недели от Рождества Христова до Крещения назывались Святки. Наши предки верили, что в студеном декабре солнце умирает, а с Рождества Христова день увеличивается. Празднеством этого была Коляда.
2.Объяснение нового материала.
Объясните, как вы понимаете, что такое коляда? Колядки?
В словаре так объясняют значение слов.
Слайд 5
Рождественский словарь.
КОЛЯДА. Старинный рождественский и святочный крестьянский обряд—хождение по домам с поздравлениями и песнями, с получением угощения; песня, исполняемая во время такого обряда.
КОЛЯДКИ обрядовые песни у народов в т. ч. у славян, с пожеланиями богатства, здоровья и пр. Исполнялись на Рождество.
Мы с вами сегодня пригласили гостей на практикум по внеурочной деятельности. Какие задачи мы должны будем решить?
Наша задача воссоздать атмосферу, настроение, элементы святочных народных обрядов, показать красоту этих обрядов, приобщиться к русским народным традициям.
Слайд 6 (видео)
Эти дни проходили в сплошном веселье, шло гулянье, ходили колядовать.
Слайд 7
К святкам начинали готовиться заранее. Придумывали сценки, шутки, проказы, делали святочные костюмы и маски. Любили изображать медведя. Им наряжался парень: делал маску и выворачивал мехом наружу шубу. Он хоть и был медведем, но изображал разных людей и животных.
Слайд 8
В Святки уже никто не возьмется ни за какую работу, боясь несчастий, так как существовали поверья, что если кто-нибудь задумает в эти дни работать, то удачи не будет, а весь год будет горе в доме.
Слайд 9
Под Рождество, перед Крещением по всем домам проходила толпа ряженых. Они колядовали, прославляли Коляду, дающего всем блага. Колядовщики также прославляли благополучие дома и семьи, весело требовали гостинцев. И подарков. А жадным предрекали разорение. Ряженые приплясывали, играли на дудочках, на гармошке, смешили людей шутками. Разыгрывались веселые шутки. Колядовщиков встречали с радостью, ведь всем хотелось, чтобы Новый год был добрым, хорошим.
-Как вы думаете, почему считалось большим грехом и оскорблением, когда отказывали пришедшим в дарах?
-Кто из вас видел ряженых?
-Кому из вас приходилось колядовать? Как это проходило?
Слайд 10 (Русская народная песня «Уж как шла Коляда»)
Слайд (отключить)
3.Практическая работа.
У нас есть сейчас ребята, которые хотят попробовать себя в роли колядовщиков. Посоветуйте, как им надо исполнять колядки?
Учитель. Настали Святки – запевай колядки.
(Дети исполняют колядки)
Учитель.
Наделил бы вас господь
И житьем, и питьем,
И богатством.
И создай вам
Господи
Еще лучше того.
РЯЖЕНЫЕ (исполняют песню)
Сеем, веем, посеваем,
С Колядой вас поздравляем,
Чтоб здоровенькими были,
Много лет на свете жили.
Чтобы было благо вам,
Скажи спасибо небесам.
Бог здоровья всем вам даст.
Ведь на это он богат.
4.Разучивание песни – колядки с гостями (без музыки)
-Как вы считаете, справились ли ребята с поставленными целями, смогли передать настроение и характер песен - колядок?
Весело, с шумом молодежь обходила дома. Потом собирались в избе и устраивали пир – съедали все, что насобирали по домам.
Слайд 11
5. Физкультминутка.
Разучивание движений русской пляски (Русская плясовая - народный разгуляй)
Слайд 12
6. Изучение нового материала.
Гадание.
В старину в Рождество гадали, судьбу пытали. Во время святок гадали на курицах, на лошадках, на луковицах, башмачке. При гадании пели специальные песни, иногда и с предсказаниями недобрыми. Помните? Клали на ночь расческу под подушку, приговаривая «Суженый, ряженый, приходи наряженный, расчеши мне голову». По преданию, суженый должен был присниться в эту ночь.
А как еще гадали?
1.Гадание башмаком.
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали,
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали.
Снимают с левой ноги башмак и бросают его за ворота. Девушка выйдет замуж в ту сторону. Куда башмак покажет носком. Если носок покажет на дом, то замуж в этот год она не выйдет.
2.Гадание на фасоли. В три пакетика положите по зерну фасоли: очищенное, наполовину очищенное и неочищенное. Спрячьте на ночь под подушку, а наутро достаньте один, не глядя. Чем более очищена фасоль, тем богаче будет жених. А если попадется неочищенная, быть ему бедняком.
Слайд 13
2.Гадание на свече. Над миской с водой зажигают свечу, и расплавленный воск капает в воду и застывает там, образуя фигурку. На что похоже изображение, то человека и ждет.
Слайд 14
Гаданий, примет и суеверий в народе было много. О них знали русские писатели и художники.
Слайд 15
Вот как художники изобразили девушек во время обряда. Ожидание чуда, огромное любопытство, страх, а иногда и ужас изображены на лицах девушек.
Слайд16 (отключить)
Вот несколько поэтических описаний из поэмы Евгений Онегин А.С.Пушкина.
Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
и предсказаниям луны.
Жеманный кот, на печке сидя,
Мурлыча, лапкой рыльце мыл:
То несомненный знак ей был,
Что едут гости…
Когда случилось где-нибудь
Ей встретить черного монаха,
Иль быстрый заяц меж полей
Перебегал дорогу ей,
Не зная, что начать со страха,
Предчувствий горестных полна,
Ждала несчастья уж она.
Чу,…снег хрустит…прохожий; дева
К нему на цыпочках летит,
и голосок ее звучит
Нежней свирельного напева:
Как ваше имя? Смотрит он
И отвечает: Агафон.
Так девушка во время святок узнавала имя будущего жениха.
Гадание.
В этой маленькой корзинке что угодно для души. Кому вынется, тому сбудется, скоро сбудется, не минуется!
Ученица гадает гостям.
Слайд 17
Баловство.
Много всяких чудачеств придумывали парни. Озорники поднимали на смех все, что осталось без присмотра.
Самой простой проказой было воткнуть в раму окна с улицы иголку с длинной ниткой. А на ней – шишка. Ниточку дергали, шишка стучала в окно. Хозяйка выйдет во двор - а там никого. А парням потеха.
А если хозяйка оставит с вечера белье на веревке – быть ему утром на березе.
Обязательно у кого - нибудь подопрут дверь. Иногда целую поленницу перетаскивали к двери. Хозяева утром выйти хотят, кричат, а дверь открыть не могут.
А днем все рассказывают друг другу, что с ними произошло, со смехом, без злости. На эти проказы не злились, понимали, что это шутки.
У нас тоже есть возможность повеселить ребят и показать свою удаль
7.Практическая работа.
Игра. «Ты беги веселый бубен»
(Бубен пускают по кругу и последний, кому в руки попал бубен, выходит в круг)
Слайд (Русская народная песня «Ах вы сени мои сени…»)
Разучивание движений русской пляски под музыку и исполнение танца под руководством учителя. Звучит музыка песни. Дети пляшут.
8. Итог.
Приходило время, и заканчивались святки с их весельем, озорством, ряженьем.
И в наше время сохраняются старинные обычаи, предания и приметы праздника. Наша земля бережно старается сохранить все то, что сохранила народная мудрость. Наши обряды и обычаи - это источник знаний о том, как в древности люди воспринимали мир.
Слайд 18
Да и мы сами являемся носителями древних традиций. Откуда взялась традиция водить хоровод вокруг елки, надевать карнавальные костюмы и превращаться из обычных людей в волшебников. Все это пронизано следами древности, хотя и воспринимается как современный праздник.
9.Рефлексия.
-Удалось ли нам сохранить хорошее настроение к концу занятия?
-Чем оно вам понравилось?
-Что дают вам такие занятия?
-Нужны ли эти знания современному человеку?
По вашей просьбе мы и дальше будем изучать обычаи и обряды, удивительный язык, песни и игры наших предков. Это поможет нам открыть новые страницы из истории нашей Родины.
Наше занятие закончилось. Сейчас у вас будет возможность обменяться впечатлениями, а дома сможете нарисовать самые яркие моменты нашего праздника.