СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практикум. Восточные славяне и их соседи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторно-обобщающий урок по первой главе учебника под редакцией Торкунова

Просмотр содержимого документа
«Практикум. Восточные славяне и их соседи.»

История. 6 класс ТРЕНИНГ Восточные славяне и их соседи Часть1 Михайлова Надежда Михайловна

История. 6 класс

ТРЕНИНГ

Восточные славяне

и их соседи

Часть1

Михайлова Надежда Михайловна

Расселение славян 4 3 2 Что обозначают цифры на карте? 1 Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Расселение славян

4

3

2

Что обозначают цифры на карте?

1

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Перечислите занятия славян Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Перечислите занятия славян

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Задание

ПЛАН.

1. Переход от родовой общины к соседской.

В ходе расселения славян на больших пространствах Восточно-Европейской равнины стали распадаться родовые связи, перестала действовать власть старейшины рода. Кровнородственную (родовую) общину сменила соседская (территориальная) община.

2. Вервь — соседская община восточных славян.

3. Племенные союзы восточных славян.

Общины объединялись в племена. Племена образовывали союзы племён. Крупнейшие племенные союзы восточных славян: поляне, словене ильменские и др.

4. Управление:

а) роль вече в управлении;

б) старейшины;

в) изменение роли князя и дружины.

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Общественный строй восточных славян накануне образования государства». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные явления, связанные с общественным строем восточнославянских племён накануне образования государства.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Торговый путь из варяг в греки От Балтийского моря по реке Неве, Ладожскому озеру, реке Волхову, озеру Ильмень, реке Ловать , волоком до Западной Двины, волоком до Днепра и далее в Черное море. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Торговый путь из варяг в греки

От Балтийского моря по реке Неве, Ладожскому озеру, реке Волхову, озеру Ильмень, реке Ловать , волоком до Западной Двины, волоком до Днепра и далее в Черное море.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

ПЕРЕЧИСЛИТЕ восточнославянские племена Женщины из племени вятичей Мужчина из племени кривичей Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

ПЕРЕЧИСЛИТЕ восточнославянские племена

Женщины из племени

вятичей

Мужчина из племени кривичей

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

ПЕРЕЧИСЛИТЕ ФИННО-УГОРСКИЕ ПЛЕМЕНА Расселение славян происходило мирно, т.к. плотность населения  была низкой, свободной земли было много и хватало всем. Почему пришельцы-славяне не встретили  ожесточенного сопротивления коренных жителей?  Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

ПЕРЕЧИСЛИТЕ ФИННО-УГОРСКИЕ ПЛЕМЕНА

Расселение славян происходило мирно, т.к. плотность населения была низкой, свободной земли было много и хватало всем.

Почему пришельцы-славяне не встретили ожесточенного сопротивления коренных жителей?

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

 Восточные славяне и их соседи   Определите, что обозначено в легенде карты цифрами Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Восточные славяне и их соседи

Определите, что обозначено в легенде карты цифрами

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Вставьте название племени и их столицу хазар «Кочевое тюркское племя ______прочно осело на Кавказе в южнорусских степях и стало заниматься земледелием, разведением винограда, рыболовством и торговлей. Зиму ________проводили в городах, а на лето выселялись в степь к своим лугам, садам и полевым работам. Так как через земли ________ пролегали торговые пути из Европы в Азию, то _______________города, стоявшие на этих путях, получили большое торговое значение и влияние. Особенно стали известны столичный город ________на нижней Волге и крепость Саркел (по-русски Белая Вежа) на Дону близ Волги.   С. Ф. Платонов. «Полный курс русской истории» хазары хазар хазарские Итиль

Вставьте название племени и их столицу

хазар

«Кочевое тюркское племя ______прочно осело на Кавказе в южнорусских степях и стало заниматься земледелием, разведением винограда, рыболовством и торговлей. Зиму ________проводили в городах, а на лето выселялись в степь к своим лугам, садам и полевым работам. Так как через земли ________ пролегали торговые пути из Европы в Азию, то _______________города, стоявшие на этих путях, получили большое торговое значение и влияние. Особенно стали известны столичный город ________на нижней Волге и крепость Саркел (по-русски Белая Вежа) на Дону близ Волги.

С. Ф. Платонов. «Полный курс русской истории»

хазары

хазар

хазарские

Итиль

Какой цифре на легенде карты соответствует отрывок «Повести временных лет»? Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Какой цифре на легенде карты соответствует отрывок «Повести временных лет»?

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

А. «Когда же поляне жили сами по себе на горах этих, тут был путь из варяг в греки и из грек по Днепру, а в верховьях Днепра – волок до Ловати, а по Ловати можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское». 7 Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

А. «Когда же поляне жили сами по себе на горах этих, тут был путь из варяг в греки и из грек по Днепру, а в верховьях Днепра – волок до Ловати, а по Ловати можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское».

7

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Б. «А на Белом озере сидит весь , а на Ростовском озере – меря , а на Клещине озере сидит тоже меря . А по реке Оке – там, где она впадает в Волгу, свой народ – мурома , и черемисы - свой народ, и мордва – свой народ» 2 Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Б. «А на Белом озере сидит весь , а на Ростовском озере – меря , а на Клещине озере сидит тоже меря . А по реке Оке – там, где она впадает в Волгу, свой народ – мурома , и черемисы - свой народ, и мордва – свой народ»

2

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

В. «Вот кто только славянские народы на Руси: поляне, древляне, словене ильменские, полочане, дреговичи, северяне, бужане …» 1 Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

В. «Вот кто только славянские народы на Руси: поляне, древляне, словене ильменские, полочане, дреговичи, северяне, бужане …»

1

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Г. 6 Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Г.

6

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Д. «Варяги, приходя из-за моря, взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с веси, и с кривичей». 5 Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Д. «Варяги, приходя из-за моря, взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с веси, и с кривичей».

5

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

1.  расположение   города   на   берегу   реки  облегчало его торговые связи, т.к. водные пути были более удобными, чем сухопутные; 2.р асположение   на   берегу   реки  делало  город   менее уязвимым для врагов в случае штурма; 3.  город , расположенный  на   берегу   реки , имел больше шансов успешно справиться с пожарами, поскольку большинство построек в Древней Руси были деревянными; 4. город обеспечивался питьём и рыбой. Свои поселения (города) славяне ставили на берегах рек. Объясните преимущества такого расположения? Приведите три объяснения. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

1.  расположение   города   на   берегу   реки  облегчало его торговые связи, т.к. водные пути были более удобными, чем сухопутные; 2.р асположение   на   берегу   реки  делало  город  

менее уязвимым для врагов в случае штурма; 3.  город , расположенный  на   берегу   реки , имел больше шансов успешно справиться с пожарами, поскольку большинство построек в Древней Руси были деревянными;

4. город обеспечивался питьём и рыбой.

Свои поселения (города) славяне ставили на берегах рек. Объясните преимущества такого расположения? Приведите три объяснения.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Перед вами отрывок из «Повести временных лет», в котором говорится о расселении славянских племён. Вставьте названия племен в текст. «… Славяне пришли и сели по Днепру и назвались ______, а другие – _________, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались ________, иные сели по Двине и назвались __________, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем – __________ и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались_______________.» полянами древлянами дреговичами полочанами словенами северянами Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Перед вами отрывок из «Повести временных лет», в котором говорится о расселении славянских племён. Вставьте названия племен в текст.

«… Славяне пришли и сели по Днепру и назвались ______, а другие – _________, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались ________, иные сели по Двине и назвались __________, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем – __________ и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались_______________.»

полянами

древлянами

дреговичами

полочанами

словенами

северянами

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

История. 6 класс ТРЕНИНГ Восточные славяне и их соседи Часть 2 Михайлова Надежда Михайловна

История. 6 класс

ТРЕНИНГ

Восточные славяне

и их соседи

Часть 2

Михайлова Надежда Михайловна

Восточнославянские племена и их соседи 1. Прочтите отрывок и укажите, из какого произведения древнерусской литературы он взят. «Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, по имени Полота, от нее и получили название полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем – славянами, и построили город, и назвали его Новгородом». «Поученье детям» «Апостол» «Русская правда» «Повесть временных лет» Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Восточнославянские племена и их соседи

1. Прочтите отрывок и укажите, из какого произведения древнерусской литературы он взят.

«Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, по имени Полота, от нее и получили название полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем – славянами, и построили город, и назвали его Новгородом».

  • «Поученье детям»
  • «Апостол»
  • «Русская правда»
  • «Повесть временных лет»

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Восточнославянские племена и их соседи 2. Какова была территория расселения восточных славян? 1. Восточная Азия 2. Западная Европа 3. Восточно-Европейская равнина 4. Прибалтика 3. С каким занятием связаны слова «подсека», «соха», «борона»?  1. с рыболовством 2. с бортничеством  3. со скотоводством 4. с земледелием 4. Почему переложная система земледелия распространилась у восточных славян, живущих в Приднепровье?  1. степной район  2. лесистый край  3. использование удобрений  4. болотистая местность Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Восточнославянские племена и их соседи

2. Какова была территория расселения восточных славян?

1. Восточная Азия

2. Западная Европа

3. Восточно-Европейская равнина

4. Прибалтика

3. С каким занятием связаны слова «подсека», «соха», «борона»?

1. с рыболовством 2. с бортничеством

3. со скотоводством 4. с земледелием

4. Почему переложная система земледелия распространилась у восточных славян, живущих в Приднепровье?

1. степной район

2. лесистый край

3. использование удобрений

4. болотистая местность

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Восточнославянские племена и их соседи 5. Чем объяснялось распространение у восточных славян подсечно-огневой системы земледелия?   1. плодородием почвы  2. лесистостью края  3. отсутствием леса  4. болотистой местностью Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Восточнославянские племена и их соседи

5. Чем объяснялось распространение у восточных славян подсечно-огневой системы земледелия?

1. плодородием почвы

2. лесистостью края

3. отсутствием леса

4. болотистой местностью

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Восточнославянские племена и их соседи Отрывок из сочинения византийского историка: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим» - свидетельствует о том, что у восточных славян в VI в.  1. утвердились феодальные отношения  2. сохранился родоплеменной строй  3. сложилось государство  4. отсутствовало разделение труда между мужчинами и женщинами. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Восточнославянские племена и их соседи

  • Отрывок из сочинения византийского историка: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим» - свидетельствует о том, что у восточных славян в VI в.

1. утвердились феодальные отношения

2. сохранился родоплеменной строй

3. сложилось государство

4. отсутствовало разделение труда между мужчинами и женщинами.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

7. Отрывок из сочинения византийского историка: «Они считают, что только бог, творец молний, является владыкой над всем, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды.  Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания» - свидетельствует о том, что у восточных славян  1. утвердилось христианство  2. главными занятиями было рыболовство и мореплавание  3. были распространены языческие верования  4. отсутствовали контакты с другими странами 8. Какая религия была у волжских булгар? буддизм    3) ислам иудаизм   4) христианство Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

7. Отрывок из сочинения византийского историка: «Они считают, что только бог, творец молний,

является владыкой над всем, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды.

Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания» - свидетельствует о том, что у восточных славян

1. утвердилось христианство

2. главными занятиями было рыболовство и мореплавание

3. были распространены языческие верования

4. отсутствовали контакты с другими странами

8. Какая религия была у волжских булгар?

  • буддизм 3) ислам
  • иудаизм 4) христианство

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Восточнославянские племена и их соседи 9. Прочтите отрывок из сочинения византийского автора и определите, о каком народе идёт речь. «Племена… многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, охраняют их. У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы. Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озёр, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними опасностей». тюрки-кочевники 3) славяне норманны  4) волжские булгары Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Восточнославянские племена и их соседи

9. Прочтите отрывок из сочинения византийского автора и определите, о каком народе идёт речь.

«Племена… многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, охраняют их. У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы. Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озёр, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними опасностей».

  • тюрки-кочевники 3) славяне
  • норманны 4) волжские булгары

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Восточнославянские племена и их соседи 10. Какие три из указанных народов занимались скотоводством и вели кочевой образ жизни? 1) тюрки   4) хазары 2) эсты   5) печенеги 3) мордва   6) пруссы Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Восточнославянские племена и их соседи

10. Какие три из указанных народов занимались скотоводством и вели кочевой образ жизни?

1) тюрки 4) хазары

2) эсты 5) печенеги

3) мордва 6) пруссы

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Восточнославянские племена и их соседи 11. Установите соответствие между именами славянских языческих богов и сферами их покровительства. БОГИ СФЕРЫ ПОКРОВИТЕЛЬСТВА А) Макошь 1) гром Б) Перун 2) скот В) Велес 3) ветер Г) Стрибог 4) морская стихия 5) плодородие А Б В Г Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Восточнославянские племена и их соседи

11. Установите соответствие между именами славянских языческих богов и сферами их покровительства.

БОГИ

СФЕРЫ ПОКРОВИТЕЛЬСТВА

А) Макошь

1) гром

Б) Перун

2) скот

В) Велес

3) ветер

Г) Стрибог

4) морская стихия

5) плодородие

А

Б

В

Г

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Восточнославянские племена и их соседи 12. Установите соответствие между племенами и их этнической принадлежностью. Племена Этническая принадлежность А) меря и мордва 1) тюрки Б) древляне и поляне 2) славяне В) ятвяги и литва 3) германцы Г) печенеги и хазары 4) балты 5) финно - угры А Б В Г Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Восточнославянские племена и их соседи

12. Установите соответствие между племенами и их этнической принадлежностью.

Племена

Этническая принадлежность

А) меря и мордва

1) тюрки

Б) древляне и поляне

2) славяне

В) ятвяги и литва

3) германцы

Г) печенеги и хазары

4) балты

5) финно - угры

А

Б

В

Г

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Восточнославянские племена и их соседи 13. Прочтите отрывок из «Повести временных лет» и напишите название реки, пропущенное в тексте.  «Когда же поляне жили отдельно по горам этим тут был путь по Днепру, а в верховьях Днепра – волок до …, а по … можно войти в Ильмень, озеро великое, из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево (Ладожское), и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому же морю можно плыть до Рима, а от Рима можно плыть по тому же морю к Царьграду…» Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Восточнославянские племена и их соседи

13. Прочтите отрывок из «Повести временных лет» и напишите название реки, пропущенное в тексте.

«Когда же поляне жили отдельно по горам этим тут был путь по Днепру, а в верховьях Днепра – волок до …, а по … можно войти в Ильмень, озеро великое, из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево (Ладожское), и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому же морю можно плыть до Рима, а от Рима можно плыть по тому же морю к Царьграду…»

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

14. ВЫБЕРИТЕ восточнославянские племена 1. ПОЛЯКИ 2. ПОЛЯНЕ 3. ВАРЯГИ 4. ВЯТИЧИ 5. ДРЕВЛЯНЕ 6. ДРЕГОВИЧИ 7. КРИВИЧИ 8. СЛОВАКИ 9. СЛОВЕНЕ ИЛЬМЕНСКИЕ Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

14. ВЫБЕРИТЕ восточнославянские племена

1. ПОЛЯКИ

2. ПОЛЯНЕ

3. ВАРЯГИ

4. ВЯТИЧИ

5. ДРЕВЛЯНЕ

6. ДРЕГОВИЧИ

7. КРИВИЧИ

8. СЛОВАКИ

9. СЛОВЕНЕ ИЛЬМЕНСКИЕ

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

15. ВЫБИРИТЕ ФИННО-УГОРСКИЕ ПЛЕМЕНА 1. МЕРЯ 2. КРИВИЧИ 3. ВАРЯГИ 4. ВЯТИЧИ 5. МОРДВА 6. ЧУДЬ 7. МУРОМА 8. ДРЕГОВИЧИ 9. ЧЕРЕМИСЫ Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

15. ВЫБИРИТЕ ФИННО-УГОРСКИЕ ПЛЕМЕНА

1. МЕРЯ

2. КРИВИЧИ

3. ВАРЯГИ

4. ВЯТИЧИ

5. МОРДВА

6. ЧУДЬ

7. МУРОМА

8. ДРЕГОВИЧИ

9. ЧЕРЕМИСЫ

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

16. Расположите в правильной последовательности географические объекты на пути «из варяг в греки» с севера на юг КИЕВ ЧЕРНОЕ МОРЕ 3. ОЗЕРО ИЛЬМЕНЬ 4. ЛОВАТЬ 5. БАЛТИЙСКОЕ МОРЕ Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

16. Расположите в правильной последовательности географические объекты на пути «из варяг в греки» с севера на юг

  • КИЕВ
  • ЧЕРНОЕ МОРЕ

3. ОЗЕРО ИЛЬМЕНЬ

4. ЛОВАТЬ

5. БАЛТИЙСКОЕ МОРЕ

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

17. Напиши, как называется отмеченный на карте путь 1 18.  Напиши цифру, обозначающую город, который на Руси назвали Царьград  2 19.  Напиши цифру, обозначающую город, который расположен на р. Волхов  3 Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

17. Напиши, как называется отмеченный на карте путь

1

18. Напиши цифру, обозначающую город, который на Руси назвали Царьград

2

19. Напиши цифру, обозначающую город, который расположен на р. Волхов

3

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

20. Какие три утверждения, относящиеся к событиям, обозначенным на карте являются верными? Варяги обитали на территории под цифрой 4. На карте цифрой 3 обозначена территория расселения восточных славян.  Столицей Хазарии был город Итиль. Главным врагом восточных славян были волжские булгары. Восточные славяне оказались в стороне от важных торговых путей  Вятичи, радимичи, северяне и поляне платили дань хазарам. 2 4 3 5 1 Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

20. Какие три утверждения, относящиеся к событиям, обозначенным на карте являются верными?

  • Варяги обитали на территории под цифрой 4.
  • На карте цифрой 3 обозначена территория расселения восточных славян.
  • Столицей Хазарии был город Итиль.
  • Главным врагом восточных славян были волжские булгары.
  • Восточные славяне оказались в стороне от важных торговых путей
  • Вятичи, радимичи, северяне и поляне платили дань хазарам.

2

4

3

5

1

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Проверь себя 1- 4 11- А-5, Б-1, В- 2, Г-3 2-3 12- А-5, Б-2, В- 4, Г-1 3-4 13- Ловать 4-1 14-2,4,5,6,7,9 5-2 15 - 1,5,6,7,9 6-2 16 - 53412 7-3 17 - «из варяг в греки» 8-3 18-3 9-3 19- 1 10- 145 20 - 136

Проверь себя

1- 4 11- А-5, Б-1, В- 2, Г-3

2-3 12- А-5, Б-2, В- 4, Г-1

3-4 13- Ловать

4-1 14-2,4,5,6,7,9

5-2 15 - 1,5,6,7,9

6-2 16 - 53412

7-3 17 - «из варяг в греки»

8-3 18-3

9-3 19- 1

10- 145 20 - 136

МОЛОДЦЫ! Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

МОЛОДЦЫ!

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»