Обществознание, 7 класс
Урок № 3-4
Права и обязанности граждан
Д.З.: § 2, ?? (с.21), задания (с.21-22), «Вспомним» к § 3
© А.И. Колмаков
Цели урока
- Сформировать у учащихся понимание, что права человека принадлежат каждому от рождения и закреплены в законах, в которых особое внимание уделяется юридическим гарантиям прав и свобод.
- Познакомить школьников с конституционными правами и обязанностями граждан РФ, механизмами реализации и защиты прав и свобод человека, особенностями правового статуса несовершеннолетних.
- Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: умение ориентироваться в сфере нравственно-этических и правовых отношений; работать с научными понятиями; учитывать различные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Знать и уметь
- Характеризовать конституционные права и обязанности граждан РФ .
- Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих прав и свобод.
- Называть права ребёнка и характеризовать способы их защиты.
- Приводить примеры защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
- Раскрывать особенности правового статуса несовершеннолетних.
Понятия, термины
- права человека;
- гражданские права;
- политические права;
- экономические;
- социальные;
- культурные права;
- документы о правах человека;
- характер прав человека (неотчуждаемый, всеобщий и неделимый);
- обязанности человека;
- Конституция РФ;
- Конвенция о правах ребёнка
Проверка знаний
- Какие правила людей существуют?
- Что такое привычка? Приведи примеры групповых и индивидуальных привычек.
- Что тебе известно об обычаях и ритуалах? Приведи примеры.
- Зачем в обществе существуют правила этикета?
- Как себя вести в социальных сетях?
Изучение нового материала
- Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии.
- Конституционные обязанности гражданина.
- Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
- Права ребёнка и их защита.
- Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
- Особенности правового статуса несовершеннолетних
Актуализация темы
- О каких правах человека и гражданина вы знаете?
- Какие права ребёнка тебе известны?
- Какие права и свободы являются основными?
- Почему они названы неотчуждаемыми?
- Зачем нужно говорить об этом в Основном законе страны?
Права человека
гражданские
политические
экономические
социальные
культурные
Всеобщая декларация прав человека, 1948 г.,
Международные пакты о правах человека, 1966 г.:
- всеобщий
- неотчуждаемый
- неделимый характер прав человека
Конституции государств:
- закрепление прав на своей территории ,
придача им обязательной силы
Право - это то, что государство гарантирует дать своим гражданам, а обязанность - это то, что граждане гарантируют дать своему государству
Граждане Российской Федерации обязаны:
СОБЛЮДАТЬ
КОНСТИТУЦИЮ И
ДРУГИЕ ЗАКОНЫ РФ
БЕРЕЧЬ ПАМЯТНИКИ
ИСТОРИИ И
КУЛЬТУРЫ
ЗАЩИЩАТЬ
ОТЕЧЕСТВО
БЕРЕЖНО
ОТНОСИТЬСЯ
К ПРИРОДНЫМ
БОГАТСТВАМ
ПЛАТИТЬ ЗАКОННО
УСТАНОВЛЕННЫЕ
НАЛОГИ И СБОРЫ
Обязанность государства – гарантировать права конкретного человека
Правовой статус человека и гражданина
Правовой (юридический) статус личности - совокупность
юридических норм, которые закрепляют права, свободы и
обязанности личности (гражданина, иностранца, лица без
гражданства) по отношению к обществу, государству и
другим физическим лицам и одновременно права и
обязанности последних в отношении данной личности .
Право (субъективное) - закрепленная за лицом мера возможного
поведения, направленного на удовлетворение его интересов в
конкретном правоотношении
Свобода — это наличие возможности выбора варианта и
реализации исхода события
Юридическая обязанность - определенная законом мера
должного поведения участника правоотношения –
носителя этой обязанности.
1. Правовой статус человека и гражданина
Международные нормативно-правовые акты по правам человека
Всеобщая декларация
прав человека -
рекомендованный для всех
стран - членов ООН документ,
принятый 10 декабря 1948 года
10 декабря - День прав человека
Декларация имеет только
статус рекомендации
Конвенция - разновидность
международного договора,
в котором прописанные нормы
являются юридически-
обязующими для сторон,
подписавших эту конвенцию
Международные нормативно-правовые акты по правам человека
1950 г. - Европейская конвенция о защите прав человека и
основных свобод
1959 г. – Декларация прав ребенка
1989 г . – Конвенция о правах
ребенка
1966 г. - «Международный пакт о
гражданских и политических
правах» и
«Международный пакт об
экономических, социальных и
культурных правах»
Пакт - международный договор,
имеющий большое политическое
значение
3. Права и свободы гражданина РФ
права человека:
— принадлежат каждому от рождения, т. е. имеют естественный характер;
— закрепляются в законе, тем самым определяя границы дозволенного поведения
Какие уроки можно извлечь из решений Нюрнбергского процесса? (учебник, с. 17-18)
Мемориальный комплекс Хатынь. Белоруссия
Изучи в паре с соседом по парте, обсуди и прокомментируй!
Проверь себя
- права человека и гражданина;
- обязанности гражданина
- Выпиши из учебника два предложения, в которых раскрывается естественный характер прав человека
Проверь себя
- Как права человека связаны с его потребностями?
- Какие группы прав выделены в тексте параграфа?
- Как происходило признание прав человека в международном масштабе?
- Каким образом обеспечивается защита прав ребёнка в Российской Федерации?
- Почему для нормальной жизни общества необходимо, чтобы все люди не только имели права, но и исполняли обязанности?
Проверь себя
1.
Проверь себя
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
Проверь себя
2.
3.
4.
Проверь себя
5.
Проверь себя
6.
- Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан.
- Лучше смерть на поле, чем позор в неволе.
- Первый в совете - первый в ответе.
- Будь справедлив, и будешь счастлив.
- По заслугам и честь.
рефлексия
- Что узнали?
- Каким способом?
- Чему научились?
- Какие испытывали трудности?
- Интересно ли было на уроке?
Литература:
- Обществознание. 7 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций / Л.Н.Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. ; под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – 4-е изд. - М.: Просвещение, 2016
- Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс: учеб. пособие для общеобразоват. Организаций / Л.Н.Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. . - М.: Просвещение, 2016
- Обществознание. Рабочая тетрадь. 7 класс. Учебное пособие для общеобразоват. организаций. / Котова О.А., Лискова Т.Е. . 3-е изд. - М.: Просвещение, 2016