21.10.2020 3-Б класс присутствовало 28 учащихся
воспитатель Шестопалова Г.С.
Беседа-диспут
«Права и обязанности ребенка»
Цель:
- познакомить, обобщить, закрепить знания об основных правах и обязанностях детей.
Задачи:
- сформировать понятия «закон», «порядок», «права», «обязанности»;
-познакомить с Конвенцией о правах ребенка;
-познакомить с основополагающими правами ребенка;
-формировать представления о правах и обязанностях школьника;
-воспитывать чувство гражданского долга и ответственности.
Оборудование:
- проектор,
- экран или интерактивная доска,
- ноутбук,
- презентация,
- буклет «Твои права и обязанности».
Ход беседы-диспута
1. Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Рада видеть Вас на нашей сегодняшней беседе.
2. Введение и сообщение темы занятия.
Ежегодно 20 ноября отмечается Всемирный День прав ребенка. Этот день направлен на благополучие всех детей, чтобы их права соблюдались, чтобы они жили счастливо, имели заботливых родителей и выросли достойными людьми (на экран выводится СЛАЙД 1).
Поэтому сегодня я хочу рассказать Вам о ваших правах и обязанностях. Наша беседа называется «Права и обязанности ребенка». (СЛАЙД 2).
3. Беседа-диспут о правах ребенка.
Давным-давно тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними возникли вопросы: «Что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют?» (СЛАЙД 3).
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь людей превратилась в сплошной кошмар и неразбериху. Очень долгое время люди искали ответы на эти вопросы. И когда нашли их, появились законы, помогающие навести порядок в государстве. (СЛАЙД 4).
-Ребята, а как вы думаете, для чего же нужны законы? (Ответы детей).
-Ребята, а как вы думаете, что же такое законы? (Ответы детей). (СЛАЙД 5).
Законы – это правила, которые устанавливает государство, и по которым живет государство. Эти законы обязаны выполнять все граждане страны. (СЛАЙД 6). Ведь народная мудрость недаром гласит: «Храни порядок, и порядок сохранит тебя».
Так появилась Конституция – главный закон страны. Слово «конституция» произошло от латинского слова «устройство». В каждом государстве есть своя Конституция. В Конституции рассказывается, как устроено наше государство, кто осуществляет в нем власть, какие у нас, его граждан, есть права и обязанности. 12 декабря 1993 г была принята всенародным голосованием Конституция РФ. (СЛАЙД 7).
Но еще раньше 20 ноября 1989 года Организацией Объединенных Наций была принята и подписана 193 странами Конвенция о правах ребенка. (СЛАЙД 8). Такое большое количество согласных с данной конвенцией стран указывает на то, как важно соблюдать и защищать права ребенка.
Что же значит слово конвенция? Конвенция - это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.
-Ребята, давайте подумаем с вами, какие же права есть у всех детей мира? (ответы детей).
Давайте начнем с самого главного права каждого ребенка - право на жизнь (СЛАЙД 9). К сожалению, право на жизнь соблюдалось не всегда. Например, в древней Спарте, когда в семье рождался больной и слабый ребенок, его сбрасывали со скалы в пропасть. В Европе родители, которым дети были в тягость, отдавали их бедным людям вместе с деньгами на содержание. В России же, наоборот, многие бедные семьи своих маленьких детей подбрасывали добрым людям. Сегодня право детей на жизнь утверждено Конвенцией о правах ребенка.
Право на имя при рождении. (СЛАЙД 10). Каждый ребенок, рождаясь на свет, приобретает право на имя. У каждого из нас есть свое имя, фамилия, отчество, которые подтверждаются документами – при рождении ребенку выдается самый первый документ – свидетельство о рождении, при достижении возраста 14 лет – ребенок получает паспорт.
Также все дети имеют право на медицинскую помощь и образование. (СЛАЙД 11). В нашем государстве всем детям предоставлено право на получение бесплатной медицинской помощи и бесплатного образования.
Конвенцией о правах ребенка также определены права детей:
- на отдых и досуг (СЛАЙД 12);
- право иметь имущество (СЛАЙД 13);
- право свободно выражать свои взгляды (СЛАЙД 14);
- право на свободное перемещение (СЛАЙД 15);
- право на заботу и воспитание родителями (СЛАЙД 16);
- право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям) (СЛАЙД 17);
- право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки (СЛАЙД 18).
Каждый ребёнок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности.
-Ребята, а как вы понимаете, что такое обязанности? (Ответы детей).
Обязанности – это круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения. (СЛАЙД 19).
Очень важно знать и соблюдать не только свои права, но и обязанности. Какие же обязанности есть у ребенка? (СЛАЙД 20).
- Во-первых, каждый ребенок должен соблюдать законы страны, в которой он проживает;
-во-вторых, уважать права других людей и не нарушать их;
- в третьих, соблюдать правила и нормы поведения;
- в четвертых, охранять природу;
- в пятых, получить образование.
Обучаясь в школе каждый ребенок также обязан соблюдать ряд обязанностей (СЛАЙД 21-22):
- выполнять правила того учебного заведения, в котором он обучается,
- соблюдать Устав,
- добросовестно учится,
- бережно относится к имуществу школы,
- уважать честь и достоинство других учеников и работников школы,
- выполнять требования работников школы по соблюдению правил поведения в школе.
Учащимся запрещается: (СЛАЙД 23)
- драться;
- говорить плохие слова;
- играть на уроке;
- портить школьное имущество, имущество педагогов, других учеников.
4. Игра «Право или обязанность».
-Ребята, а теперь давайте немного поиграем. Из предложенного перечня (СЛАЙД 24) выберите, что относится к правам, а что к обязанностям обучающихся:
1. Получение бесплатного общего образования. (Право)
2. Соблюдение устава школы. (Обязанность)
3. Бережное отношение к школьному имуществу. (Обязанность)
4. Уважение человеческого достоинства. (Право)
5. Добросовестно учиться. (Обязанность)
6. Выполнение требований работников школы. (Обязанность)
7. Уважение чести и достоинства обучающихся и сотрудников школы. (Обязанность)
8. Иметь имущество. (Право)
9. Носить школьную форму. (Обязанность)
10. Посещать мероприятия в школе. (Право)
11. Не пропускать занятия без уважительных причин. (Обязанность)
12. Воспитываться в семье. (Право)
13. Беречь природу. (Обязанность)
5. Подведение итогов.
-Итак, ребята. О чем вы сегодня узнали? (Ответы детей).
-Правильно, о ваших правах и обязанностях.
-Какие права есть у каждого гражданина? (Ответы детей).
-А какие обязанности? (Ответы детей).
-Молодцы! Но главное, помните, что защищая свои права нельзя забывать и о своих обязанностях. (СЛАЙД 25).