Тема урока: «Права и обязанности учащихся»
Цели урока:
1.Помочь разобраться детям в понятиях «права» и «обязанности».
2. Повышать социально – правовую компетентность учащихся посредством обучения навыкам реализации своих прав и обязанностей, способствовать формированию активной гражданской позиции.
3. Воспитывать уважение к правам других.
4.Привести в систему уже имеющиеся у детей знания о правилах поведения
в школе.
5. Развитие речи учащихся.
6.Совершенствовать навыки работы в группе.
7.Развитие внимания, памяти.
8.Совершенствовать навыки культуры поведения на уроке.
Задачи:
образовательные: приобретение учащимися знаний о правах и обязанностях ребенка в обществе, правилах поведения в школе. Познакомить с основным законом – Конституцией ДНР, с «Конвенцией ООН о правах ребенка» и другими документами, отражающими права и обязанности детей
развивающие: развитие познавательных процессов, самостоятельности мыслительной деятельности; умение находить решение проблемы, используя знания, используя дополнительную литературу, разностороннее развитие личности, наблюдательности.
воспитательные: развитие нравственного, правового воспитания; формирование толерантного сознания школьников; воспитание ответственности подростков за правонарушения.
социальные: формирование навыка сотрудничества.
исследовательские: освоение первичных навыков проведения исследований по алгоритму: тема, цель, гипотеза, сбор информации, обобщение, выводы, результат. Через рефлексию – учить детей размышлять, направлять на самоанализ – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.
Методы обучения:
словесно – эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы;
наглядно – образный – энциклопедии, презентация, аудио, отрывки из литературных произведений, иллюстрации..
Форма проведения: технологии сотрудничества, технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Оборудование: презентация, иллюстрации, отрывки из литературных произведений, словари.
Ход урока
1.Приветствие Рефлексия настроения и эмоционального настроя
Сейчас мы с вами будем здороваться, но делать это мы будем необычным способом!
Я предлагаю поздороваться всем тем,
- кто родился зимой, летом, весной, осенью,
-кто пришел с хорошим настроением.
Скажем «Здравствуйте» руками!
Скажем «Здравствуйте» глазами!
Скажем «Здравствуйте» мы ртом –
Станет радостно кругом!
Радостно от того, что мы с хорошим настроением собрались сегодня на уроке гражданственности для серьезного разговора.
2. Объявление темы и постановка цели занятия (рефлексия деятельности)
Тема занятия « Наши права и наши обязанности»
- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?
На какой важный вопрос нам нужно ответить? (Какие права и обязанности имеют дети. В каких документах они прописаны)
3. Как возникли наши законы. Необходимость создания законов.
-Давным - давно на Земле появились люди, с ними появились главные вопросы:
-Что люди могут делать и чего не могут?
- Что обязаны и чего не обязаны?
- На что они имеют право, на что не имеют?
Так в беседах, с помощью различных религий, в битвах, войнах, в драках появились законы.
Законы - это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны.
Самая ранняя система закона была сформирована около 1700 года до н.э. царем Вавилона.
Позже в эпоху средневековья действия людей регулировала церковь. Люди не знали законов природы, если шёл летом снег, гроза, то церковь говорила, что люди сами виноваты в этом, тем самым заставляли людей ей подчиняться.
В греческой мифологии богиню правосудия звали – Фемида. На весах, которые она держит, взвешиваются добрые и злые поступки человека. Глаза у богини завязаны, в знак того, что она судит беспристрастно, т.е. честно, не зависимо кто перед ней мужчина или женщина, богатый человек или бедный…
4. Конституция ДНР - главный закон нашей страны
Для того чтобы было равноправие у всех людей по отношению к правосудию 14 мая 2014 года был принят главный закон нашей страны - Конституция.
Конституция - главный, основной закон нашей республики. В Конституции прописаны права и обязанности наших граждан.
5. Разъяснение прав детей
Что такое право - совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми.
- Зачем вообще нужно знать права людям? (Чтобы человек точно знал, на что он может рассчитывать в жизни).
6. Игра « Кто больше угадает прав»
- Свидетельство о рождении. О каком праве он вам напоминает? (Право на жизнь Право на имя)
- Какое право может обозначать сердечко? (Право на любовь и заботу).
Что значит забота? Кто о вас заботится? (Родители, государственная власть ДНР, педагоги, мед.работники, психологи, организации по правам ребенка – опека, соц. защита)
- Что может обозначать домик? (Право на имущество). Можно ли брать чужую вещь без разрешения?
- Как вы думаете, для чего я вам показываю конверт? О каком праве может идти здесь речь? (Никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать друг за другом).
- А о каком праве вам могут напомнить ваши учебники? (Право на учебу).
Право на медицинскую помощь.
Право на отдых.
Физминутка (Когда я стану взрослым и купаться захочу, я сам залезу в ванну, 2 крана откручу, потру живот и спинку веснушки на носу, заверну себя в простынку и в постельку унесу).
7. Организация Объединённых Наций (ООН)
Ребята, а знаете ли вы, что у вас с самого рождения есть права, которые защищает самая главная организация на нашей планете – Организация Объединённых Наций (ООН). Права детей записаны в очень серьёзном документе – Конвенции о правах ребёнка. Она была принята в 1989 году. Конвенцию подписали почти 150 стран мира.
Конвенция - Международный договор по специальному вопросу.
Этот документ призывает взрослых и детей строить отношения на уважении.
До какого возраста, согласно Конвенции ООН, человек считается ребенком? (До 14 лет, до 16 лет, до 18 лет, до 21 года).
8. Анализ поступков сказочных героев.
Давайте, поможем сказочным героям отстоять свои права.
Рассмотрите рисунки. Нарушение, каких прав изобразил художник.
Ребята, так значит, что вы имеете право делать что хотите, когда хотите и с кем хотите? Так ли это? А если вы вредите своими правами другим людям, то значит, что вы нарушаете права других людей. Рядом с правами прописаны в Конституции, в Конвенции о правах ребёнка и обязанности.
9.Устав школы. Обязанности учеников. (Рефлексия деятельности. Письменная)
Какие обязанности существуют у учеников, и в каком документе они прописаны?
Тест «Соблюдаю ли я устав школы» (ДА+, НЕТ-)
1. Не пропускаю без уважительной причины занятия в школе.
2. Хожу всегда аккуратным?
3. Не приношу в школу опасных предметов, которые могут принести вред ребятам?
4. Берегу школьное имущество?
5. Не беру чужие вещи без разрешения владельца?
6. Не дерусь с ребятами на перемене.
7. Уважительно отношусь к работникам школы (учителям, администрации, тех. персоналу…)
Нужно пользоваться правами не принося вред другим людям. Иначе это будет расцениваться как нарушение прав, и наказываться по закону ДНР.
10. Анализ ситуаций.
Сын пришёл со школы, поел и пошёл играть. Мама говорит: сынок убери за собой посуду. А сын отвечает «в конвенции по правам человека говорится, что я имею право на отдых»
- Прав ли сын?
11. КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ и Афродита.
1 июня – Международный день защиты детей
20 ноября – Всемирный день прав ребёнка
10 декабря – День прав человека
12. Рефлексия содержания учебного материала. (Анкета самоанализа)
- Я узнал сегодня, что у каждого ребенка есть…….
- все права и обязанности прописаны в документах, которые называются…..
- мне было интересно на занятии….
- я запомнил….
- я никогда не знал, а сегодня узнал, что…
- хочу сказать спасибо…
Вывод: Только живя по правилам. Взрослые, дети и вся страна будет жить счастливо. Я вам желаю счастья.