Правда истории и вымысел в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Бородино"
Урок литературы в 5-м классе по теме:
"Правда истории и вымысел в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Бородино""
(программа "Школа-2100")
Цели: формирование представления о том, как исторические события отражаются в искусстве; развивать у школьников умение сравнивать, обобщать, делать выводы; воспитание гордости за свой народ, уважения к великому прошлому России.
Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова, карта "Отечественная война 1812 года”, список непонятных слов с иллюстрациями, выставка книг и детских иллюстраций к стихотворению "Бородино”, аудиозапись стихотворения "Бородино” в исполнении В.Зозулина; компьютер, медиапроектор, презентация
План урока:
1. Вступительная беседа.( О Лермонтове)
2. Слово о поэте. Биографы.
3. Лермонтов в Ставрополе.
4.Путешественники.
Презентация .Путешествие по лермонтовским местам. г. Пятигорск.
Сочинение
5.Слово о Бородинском Сражении(Учитель)Что вы знаете?
6.Историческая справка о Бородинском сражении.
7.Алёна .Искуствовед.Экскурсию по Бородинскому полю.(Во мне проснулись патриотические чувства)
8. Словарная работа. Патриотизм.
9. Выразительное чтение стихотворения.(аудиозапись)
10. Работа с текстом.(Слова)Со словарями
11.Таблица по композиции (Учебник)
12. Итоги урока.Финал урока
13. Домашнее задание.( наизусть)
Эпиграф урока:
"Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!”
(М.Ю.Лермонтов)
Ход урока
1. Вступление.
Слово учителя. У нас сегодня необычный урок. Необычен о тем, что на уроке литературы мы будем говорить не только о художественном произведении, как это бывает обычно, но и поговорим об истории, о том, как она отражается в литературе. И о том, как литература отражается в жизни как она влияет на наши умы и сердца.
Основная мысль нашего урока заключена в эпиграфе урока: "Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!”
2. Слово о поэте.
Знакомо ли вам имя Лермонтова? Когда жил? Чем занимался? Что знаете вы о поэте? (Биографы расскажут нам об этом)
Михаил Юрьевич Лермонтов( презентация)
Путешественники с презентацией.
М.Ю.Лермонтова всегда интересовала история, он изучал ее, особо привлекало Бородинское сражение (Его дядя Афанасий Алексеевич Столыпин участвовал в Бородинском сражении). М.Ю.Лермонтова восхищался героями битвы, их мужеством и самоотверженностью.
Лермонтов погиб на дуэли в 1841 году.
За свою жизнь он создал немало замечательных произведений. К числу самых знаменитых его стихотворений относится и "Бородино”.
)
3. Историческая справка о Бородинском сражении.
А что знаете вы о Бородинским сражении? (Ответы детей).
Историческая справка.(презентация)
Вы прослушали историческую справку о Бородинском сражении. Но это поле существует и сегодня .Я пригласила на урок Юного искусствоведа Алёну Кулинич Ученицу 11 класса .Она проведёт экскурсию по этому музеюи не только.,вас ждёт маленький сюрприз.
Прониклась чувством патриотизма
Значение слова в словаре
4. Словарная работа.
Сейчас мы будем слушать стихотворение "Бородино”.
Но прежде я хочу предупредить вас, что в стихотворении есть слова – военные термины, и они могут быть непонятны нам, так как многие из них уже устарели, прошло почти 200 лет с того времени.Кстати именно в следующем году . Наши лингвисты нашли в толковых словарях значение слов.
кивер – высокий военный головной убор военных из твердой кожи;
булат – оружие булатной стали, сабля;
лафет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;
улан, драгун – солдаты конных полков;
редут – квадратное земляное укрепление на поле боя;
картечь – небольшой артиллерийский снаряд для стрельбы на близком расстоянии;
бивак – стоянка войск под открытым небом;
5. Выразительное чтение стихотворения.
Теперь все слова нам будут понятны, давайте откроем учебники, будем следить по тексту и слушать стихотворение "Бородино” в исполнении артиста
6. Работа с текстом.
1). Первое впечатление от стихотворения.
Понравилось ли вам стихотворение? Что именно понравилось? Каким чувством пронизано все стихотворение?
Стихотворение "Бородино” написано в честь 25-летия Бородинской битвы, еще были живы участники этого сражения. Например, его дядя Афанасий Алексеевич Столыпин был участником Бородинского сражения. Лермонтов много встречался с ветеранами Бородино. Он знал реальных людей – участников Бородинского сражения.
Однако главный герой стихотворения, рассказчик – старый солдат остается безымянным. Как вы думаете, это историческая личность или вымышленный герой?
Почему Лермонтов доверяет повествование солдату?
Простой солдат – для того, чтобы сделать рассказ достоверным.
Он там был, он это видел, он это пережил.
Рассказчик дважды говорит "Я” (цитаты), а в остальных случаях он не отделяет себя от других участников битвы и говорит "мы”.
Он, безымянный, вымышленный, говорит от имени всех участников битвы, передает чувства всего народа.
Мысли и чувства старого солдата – это мысли и чувства всего народа.
Найдите отрывки, где показаны черты русского солдата, а как, можно это назвать словами.
Ученики: Мужество, героизм, стойкость, удаль, отвага.
Учитель: Молодцы, хорошо справились с заданием. Да, ребята, есть у народа и такие качества, как единство, чувство товарищества, уверенность в своих силах, чувство превосходства над врагом, порождающее не озлобление, не жестокость, а ироническую усмешку над самоуверенным «мусью», и серьезное сознание своего долга, своей ответственности за судьбу родины и готовность противопоставить командиров свою инициативу, и прямоту, и честность, и способность испытывать упоение в бою.
– Так почему же старый солдат говорит молодому солдату: «Богатыри – не вы»?
Ученики: Он не видит таких качеств у молодого поколения.
7. Итоги урока.
Слово учителя.
Есть у Лермонтова такие строчки Богатыри не вы ! Позволю себе поспорить с классиком .Во все времена в нашей стране находились богатыри ,способные ценой своей жизни отстоять родину! Я надеюсь ,что и вы не посрамите память предков и если будет нужно встанеие на её защиту,будете патриотами!
Финальная песня.
Меньше чем через год мы будем отмечать 200-летие со дня Бородинского сражения, Почему и сегодня нас волнует и стихотворение Лермонтова, и события в нем описанные? Война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества будет жить вечно и этот подвиг "недаром помнит” и будет помнить "вся Россия”. (Обращение к эпиграфу).
Оценки. Отметки.
Домашнее задание.
Выучить наизусть стихотворение.