СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Праведница земли русской

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок обобщения материала по рассказу А Солженицына "Матренин двор". Размышления над проблемами .

Просмотр содержимого документа
«Праведница земли русской»

ТЕМА УРОКА: Обретаем, когда теряем…(по рассказу                           А.И.Солженицына              «Матрёнин двор»).

Тип урока: урок-исследование

ЦЕЛИ УРОКА:

   

:
Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.
Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.
Личностная: формирование мировоззрения, соответствующего уровню развития современного литературоведения; доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре.
Метапредметная: «поиск смыслов» - навыки смыслового чтения, учиться определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.
Предметная: осознание картины жизни, отражённой в произведении, научиться связывать биографические данные с содержанием рассказа, показать трагизм судьбы женщины. Жизненная основа притчи. Праведник земли русской. Теория литературы: притча (углубление понятия).                    

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ:

  • рассказ А.И.Солженицына «Матрёнин двор»;

  • музыкальное сопровождение;

  • памятка по созданию литературного образа героя;

  • печатная таблица «Способы создания образа героя».        

                                         

       ХОД УРОКА.

     

     1.Рефлексия. Создание проблемной ситуации на уроке.

Притча

Слово учителя под медленную композицию.(музыка моря и чаек)

Однажды жители Афин, собравшиеся на площади, увидели Демосфена, который в жаркий солнечный день ходил по городу с фонарем в руках.

- Зачем тебе фонарь, ведь и так светло? И что ты ищешь? - спросили они у него.

- Я ищу человека, - ответил Демосфен.

Удивились афиняне и второй раз спросили его о том же.

- Человека, - снова ответил Демосфен.

 - Человека? Это кого: меня, его, а может быть,  вон того.., - засмеялись  жители Афин.

- Я ищу человека…

   - Так кого же, по-вашему, искал Демосфен с фонарем в руках?

 

- Какими качествами должен обладать человек, чтобы имя ему было

Чело-век с большой буквы? Как он должен жить? Ответы на эти и другие вопросы мы постараемся найти у Александра Исаевича Солженицына, потому что настоящий писатель думает о жизни, понимает жизнь и людей глубже.

II. Целеполагание

Что же в образе Матрёны привлекает нас, заставляет сопереживать и сочувствовать? Именно об этом мы будем говорить на уроке.

- Прочитайте, запишите тему урока.

- Исходя из темы урока, сформулируйте его цели. /Вспомнить определение понятия праведники и усвоить определение этого понятия, выявить и усвоить образ Матрёны, идейное содержание рассказа и его нравственные уроки. 


Работа со словарем.

Праведник – человек, который живет праведной жизнью. Человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности.

Праведный – 1) благочестивый, соответствующий религиозным правилам;

2)основанный на праде и справедливости

- Какие черты характера русского человека «помогают» ему стать праведником?


«Мозговой штурм»


\бескорыстие \чистая душа

\ / \открыт людям

Честность \трудолюбие терпимость \порядочночть



3. Проверка д/з. Опрос по содержанию.

Игра «Да-нет» (критическое мышление)

один ряд задает по содержанию вопросы другому ряду(экперт-сильные ученики, проверяют вопросы учеников своего ряда) \


II. Работа с текстом произведения.

  Итак, произведение вами прочитано, обратимся к его началу.

   Рассказчик, возвращаясь из заключения, решает поселиться («затеряться», как он сам говорит) «в самой нутряной, кондовой России»

 Словарная  работа – нутряной – внутренний; кондовый – исконный, сохранивший старые обычаи, устои. И  судьба сводит его с Матреной Васильевной Григорьевой.

(На партах у нас заготовки таблицы: в первую будете записывать способы  и приемы создания её образа , во вторую – черты характера Матрены. Записи в таблицу будете делать по ходу всего урока).

Вспомните, при каких обстоятельствах происходит первое знакомство автора и читателей с Матрёной?

- Почему она не входит в число «претендентов», которые могли бы пустить к себе постояльца? Хочет ли Матрена заполучить такого выгодного жильца? О чём это говорит?  Как объясняет причину отказа?

Для жителей села Матрена – никудышняя хозяйка, не имеющая возможности хорошо принять гостя в своем запущенном доме. Но герой-повествователь вдруг чувствует, что эта жизнь внутренне близка ему – и остается жить у Матрены.

- Чем же старая  крестьянка, простая труженица привлекла внимание рассказчика? Познакомимся с ней поближе.

5. карточка с заданием Групповая работа


Карточка: 1 гр. Интерьер как способ создания характера.

- Что же представляет собой изба, в которой поселился Игнатич?  

- На какие важные детали в её описании обращает наше внимание автор? - Кто населяет избу Матрены?

На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя?


Карточка: 2 гр. Портрет как способ создания характера. Речь как способ создания характера.

- Есть ли в рассказе развернутый портрет героини? На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя?

-  Какими средствами выразительности пользуется автор, рисуя образ героини?    

 В чем особенность её речи героини? (обратите внимание на тон, тембр речи.)

- Приведите примеры использования  ею просторечной, диалектной лексики.

- Как характер Матрены раскрывается в её речи?

 Глубоко народный характер Матрёны проявляется в её речи. Выразительность, яркую индивидуальность придаёт её языку обилие просторечной, диалектной лексики(приспею, к ужоткому, летость, молонья:) Глубоко народна и манера её речи, то, как она выговаривает свои «доброжелательные слова». «Они начинались каким-то низким тёплым мурчанием, как у бабушек в сказках».

- Каково отношение героини к православной вере? (1колонка табл.)


Карточка: 3 гр. Жизнь и быт Матрены.

- Как проходит обычный день у Матрены? Чем она занимается?

- Как относится к работе? Есть ли у неё средство вернуть себе доброе расположение духа?

- В чем смысл её жизни? Готова ли она помочь другим? Просит ли что-то взамен?

 (Труд доставляет ей истинное наслаждение, возвращает доброе расположение духа. Бесплатная работа в колхозе, бескорыстная помощь просящему - она всегда безотказна. Окружающие охотно пользуются её добротой, никогда не просят, а просто констатируют факт: «Надо будет помочь колхозу»; «Завтра Матрёна придешь мне пособить». Сами же односельчане не только не помогают Матрёне, но дружно осуждают её именно за то, что помогала людям бесплатно).

- Как называется такое качество? (вторая колонка тетради - бескорыстная)

- А к ней как относятся  окружающие?


Карточка:4. Отношение окружающих к героине. Семья героини.Любовь в ее жизни

- «Много накопилось в тот год обид у Матрены». О каких обидах героини  рассказывает автор?

Много горя и несправедливости пришлось вынести Матрене на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа, непосильный труд в деревне, тяжелая немочь – болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из неё все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки.

 - Обозлилась ли на этот мир Матрена, столь жестокий к ней?

Не обозлилась Матрена, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет её лицо (1 кол. табл.)

Таков её мир, так она живет. Но приход Фаддея разрушает установившийся быт, покой, тишину. Почему?

 

Карточка: 5 Каковы причины гибели Матрёны?

Вот и не стало Матрёны.  «Убит родной человек, »(стр.276) - не скрывает своего горя рассказчик.

- Как относятся к её смерти в деревне?

- - Зачем Матрена бросается вдогонку за санями?

- - Проследим за поведением людей, собравшихся на похоронах Матрены. Кто из них искренне переживает её смерть, горечь утраты?

(/Ею движет стремление помочь, а не отсидеться в стороне. Именно поэтому она оказывается между санями и трактором на злополучном железнодорожном переезде. К тому же все эти годы Матрёна остро ощущала вину перед Фаддеем, что не дождалась его с войны.)( /Людей, действительно искренне переживающих смерть Матрены, очень мало: близкая подруга, “вторая” Матрена и воспитанница Кира. Все остальные лишь изображают горе, за текстом их плачей и причитаний явственно ощущается желание заполучить наиболее выгодную часть наследства. Фаддей вообще не приходит на похороны: он занят спасением горницы. И оказалось, что уходит Матрена из жизни, так никем и не понятая, никем по-человечески не оплаканная./)


III Беседа с классом .Прием “Займи позицию» (ученики доказывают справедливость своей точки зрения)(в маленьком классе расходимся в две стороны)

Вопросы

1 - Согласуется ли кража торфа с понятиями нравственности, “праведничества”?


/Солженицын считает: народ вынужден поступать так. Безнравственна та система, в которой оказывается Матрёна./ - А вы оправдываете её поступок? /Да, оправдываем, потому что она вынуждена была приносить торф, чтобы выжить./


2 Женщина выходит замуж за брата жениха Ефима. Как вы относитесь к поступку Матрёны? Вы склонны осудить или оправдать Матрёну в этой ситуации?



(/“Мать у них умерла…Рук у них не хватало”. Ребята, в этом поступке – ключ к характеру Матрёны. Вся она – не для себя, а для людей. И с Кирой так, и с домом, с горницей. По человеческому закону – всё так, а по Божескому? По Божескому закону также: там, где жертва из любви, там любовь и уважение.)


IV. Обобщение. Вывод. Нравственный смысл рассказа-притчи

- Что же позволяет писателю назвать Матрёну праведницей, несмотря на то, что поведение и образ жизни её отнюдь не идеальны?


Ученики высказываются по цепочке

- бесконечное смирение

-благодарна за каждый прожитый миг

- она трудолюбива и честна

- не предаётся греху гордыни,

-труд-ее лекарство

-поступает по совести

--материальные блага ей безразличны

-она хорошая мать

-не умеет держать зло на людей и власть


Учитель. Новым содержанием наполнил Солженицын само понятие «праведник». Даже дорога как символ народной судьбы становится в рассказе дорогой железной, в переносном смысле — неумолимой, разрушающей. Нравоучительный, притчевый смысл рассказа в том, что нельзя жить только для себя, быть стяжателем и накопителем. Необходимо создавать и творить свой духовный мир, лучше понимать друг друга, беречь уникальный и удивительный мир – нашу Россию. Матрена Васильевна, кроме своей доброты и совести, не накопила других богатств. “У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей”. У неё почти ничего нет за душой, но жива сама душа, тот внутренний тёплый свет, который не может обжечь – только согреть… Совершенное бескорыстие, согласие с судьбой, гармония с миром, даже если он жесток или равнодушен по отношению к ней; природная неспособность попенять на судьбу, на людей, на время, на власть; незлобивость и доступность людям – это всё и есть характер праведника, как его понимает Солженицын, русский характер.