Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Техно – Школа им. В.П.Савиных»
Конспект урока по СБО
«Правила дорожного движения. Виды транспорта»
Урок 2.
Составители:
Хабибуллина В. М.
Описание работы: интерактивный урок по социально-бытовой ориентировке «Правила дорожного движения. Виды транспорта» разработан для детей коррекционного класса с умственной отсталостью. Занятие имеет коррекционно - развивающую направленность, представляет собой сложную дидактическую систему и разработано в соответствии с современными требованиями.
Данный интерактивный урок подойдет как детям с умственной отсталостью, учащимся в специальных коррекционных классах, так и младшим школьникам для проведения классных часов.
Цель: формирование представления школьников о безопасности дорожного движения и видах транспорта.
Задачи:
- познакомить учащихся с видами транспорта;
- развитие зрительной и слуховой памяти;
- развитие мышления и внимания;
- воспитывать культуру пешехода, ответственность за собственную жизнь;
- расширить представление о том, что на дороге учащихся может подстерегать опасность.
Оборудование:
проектор, компьютер;
фигурки транспорта;
презентация и видеозаписи по теме;
интернет-ресурс LearningApps для выполнения заданий в режиме онлайн;
карточки с заданиями.
Тип урока: актуализация полученных ранее знаний, формирование новых знаний.
Ход урока
Организационный момент
У каждого ребенка на парте лежит заранее подготовленная фигурка транспортного средства – различные машины, вертолет, самолет, корабль.
1.1 Приветствие, психологическая настройка
Учитель: Здравствуйте, давайте настроимся на урок. Встаем у своих парт, делаем глубокий вдох и поднимаемся на носочках, руки вытягиваем наверх. Теперь опускаемся вниз, наклоняемся и одновременно выдыхаем. Повторяем это еще 2 раза. (Дети делают вдохи и выдохи) Молодцы, садимся.
1.2 Подводка к теме
Учитель: У вас на партах лежат игрушки, возьмите их в руки и внимательно рассмотрите. Наверное, мы сегодня будем играть в машинки? Или рисовать их? А может быть, построим гараж? Чтобы узнать, что же мы будем сегодня делать и о чем разговаривать, вам нужно отгадать загадку:
Чтоб тебя я повез,
Мне не нужен овес.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резину,
И тогда, поднявши пыль,
Побежит... (Дети называют отгадки). 1 Слайд. Изображение автомобиля
Учитель: Совершенно верно, это – автомобиль. Для чего нужен автомобиль? (Дети отвечают. Предполагаемый ответ – ездить). Да, автомобили нужны для того, чтобы добраться, приехать в нужное нам место. А что кроме автомобилей есть на ваших столах? Самолеты, вертолеты, корабли. А как все это можно назвать одним словом? (Дети отвечают. Предполагаемый ответ – транспорт). Да!
Давайте подумаем, где у нас ездят автомобили и автобусы, где ходим мы с вами? (Дети отвечают. Предполагаемые ответы – на улице, на дороге). А что обязательно нужно знать всем, кто ездит на транспорте или ходит по дороге? (Дети отвечают. Предполагаемый ответ – правила дорожного движения). И вы снова правы, молодцы!
Определение темы. Постановка целей
Учитель: Сегодня мы с вами вспомним и еще раз повторим, какие бывают виды транспорта и что к ним относится. 2 Слайд. Тема урока
Актуализация знаний
Учитель: Мы с вами уже много говорили о транспорте, о том, какой он бывает и для чего нужен, а также, как вести себя на дороге. Давайте вспомним.
Что и кто участвует в дорожном движении? (Дети отвечают. Предполагаемые ответы – машины, люди). Да, действительно, в дорожном движении участвуют люди и транспорт. С людьми все понятно, это мы с вами – и дети, и взрослые, и бабушки с дедушками.
А что насчет транспорта? Какой транспорт участвует в ДОРОЖНОМ движении? Машины, мотоциклы, велосипеды, грузовики, автобусы, троллейбусы, трамваи 3 Слайд. Пешеходы и транспорт
Какой транспорт мы сейчас перечислили? Каким общим словом его можно назвать? Что это за группа транспорта? (Дети отвечают. Предполагаемые ответы – обычный, дорожный, наземный). То есть это тот транспорт, который ездит по земле, по специальным дорогам и так и называется – дорожный или наземный.
4. Работа с новым материалом
Учитель: Раз уж мы заговорили про разные виды транспорта, давайте подумаем, вспомним, какие есть еще, кроме наземного? Для этого мы посмотрим мультфильм о видах транспорта. 4 Слайд. Мультфильм «Виды транспорта»
Разминка для глаз
У
читель: После просмотра мультика нужно обязательно сделать зарядку для глаз, чтобы они отдохнули. Посмотрите на наш тренажер и внимательно проведите глазами по каждой стрелочке. (Учитель может помочь, проводя ручкой по стрелочкам, а дети должны следить за ручкой)
Молодцы, отдохнули, давайте продолжим. Какой транспорт летает по воздуху? (Дети отвечают. Предполагаемые ответы – воздушный, вертолеты, самолеты) Правильно, воздушный 5 Слайд. Воздушный транспорт. Давайте назовем, какой воздушный транспорт у нас здесь показан. (Учитель показывает на картинки по очереди, а дети называют). И так, к нему относят парашют, воздушный шар, разные самолеты – кукурузники, которые чаще используют в хозяйстве, например, для обработки поля; пассажирские - на которых люди летают в разные города и страны; военные самолеты, истребители; еще к воздушному транспорту относятся вертолеты, дирижабли.
Если на земле – наземный транспорт, то какой транспорт передвигается по воде? (Дети отвечают. Предполагаемые ответы – корабли, лодки, водный). Да, вы правы, по воде передвигается водный транспорт. Что относится к водному транспорту? (Дети отвечают. Предполагаемые ответы – лодки, корабли, катера, перечисление водного транспорта) 6 Слайд. Водный транспорт. Яхта (по щелчку). Посмотрите на слайд, какой водный транспорт здесь изображен. (Учитель показывает на картинки по очереди, а дети называют)
Получается, что к водному транспорту относятся маленькие деревянные и надувные лодки, водные лыжи и доски для серфинга, маленькие прогулочные катера и огромные многоэтажные лайнеры, гоночные катера, гидроциклы, огромные грузовые баржи, военные корабли, подводные лодки, яхты. Есть даже такие яхты-дома, на которых подолгу могут проживать люди. Давайте посмотрим, как они выглядят (переключение анимации на 6 слайде).
А есть у нас еще такой вид транспорта, который ездит вроде бы и по земле, но по своим особенным путям, что это за транспорт? (Дети отвечают. Предполагаемые ответы – поезд, трамвай) Да, это транспорт, который ездит по железнодорожным путям. Давайте подумаем, как он называется. Если на земле – наземный транспорт, в воздухе – воздушный, а на воде – водный, то на железной дороге? (Дети отвечают. Предполагаемые ответы – железнодорожный) Да, такой транспорт называется железнодорожным. Посмотрим, что к нему относится. 7 Слайд. Железнодорожный транспорт. Электрички, пассажирские и грузовые поезда, паровозы, трамваи. То есть все то, что ездит по железной дороге, по рельсам.
А теперь проверим, точно ли вы знаете какой транспорт к какой группе относится. Сначала поработаем с картинкой. (Дети называют какой транспорт к какому виду относится). Замечательно, а теперь я включу на экране упражнение, в котором вам нужно также распределить транспорт по группам 8 Слайд. Распредели транспорт по группам (Учитель переходит по ссылке в презентации. Дети смотрят на экран и называют вид транспорта, а учитель распределяет картинки)
Молодцы, очень хорошо. А вы заметили, что у нас в задании был еще один вид транспорта, который мы сегодня не называли и которого нет в нашем городе. Есть НАземный, а есть ПОДземный транспорт. Что такое подземный транспорт, где он там под землей катается? (Дети отвечают. Предполагаемые ответы – метро)
Совершенно верно! Это метро. Метро - это такие электрички, которые ездят в специально вырытых тоннелях под землей. 9 Слайд. Электричка в метро.
Самое глубокое метро достигает 100 метров в глубину, тогда как наш рост меньше 2 метров. Как думаете, для чего люди придумали метро? (Дети отвечают. Предполагаемые ответы – чтобы быстро и далеко ездить). Это, действительно, очень быстрый транспорт, его средняя скорость 40 километров в час, почти как автомобиль. В метро нет пешеходных переходов, светофоров, пробок. Электричка останавливается только на остановке и мчит дальше.
Хотите посмотреть, как выглядит метро из кабины машиниста? На видео оно освещенное, но очень часто в перегонах между остановками света нет вообще, машинист едет по абсолютно темному тоннелю, освещая путь лишь фарами поезда. 10 Слайд. Метро из кабины машиниста.
Вам понравилось? Что-то мы с вами засиделись, нужно размяться. Давайте представим, что мы с вами попали в вагон метро и мчимся на нужную остановку.
5. Физкультминутка
Учитель:
Мы в вагончиках сидим (ноги слегка согнуты в коленях, руки перед грудью)
Мы сидим, мы сидим,
И в окошечки глядим, (повороты головы в стороны)
Весело глядим.
Едет, едет паровоз – (дети притопывают, делая круговые движения согнутыми в локтях руками)
Чух – чух – чух, чух – чух – чух!
Ребятишек он повёз,
Чух – чух – чух, чух – чух – чух!
А колёсики стучат - так – так – так, так – так – так! (хлопают ладонями по коленям)
Будто с нами говоря, так – так – так, так – так – так! (стучат кулаками по коленям)
Громко подаём гудок: (поднимают и опускают правую руку, сжав пальцы в кулак)
Ду – ду – ду, ду – ду – ду!
Подъезжает паровоз - (поднимают и опускают левую руку, сжав пальцы в кулак)
Ду – ду – ду, ду – ду – ду!
Ребятишек он привёз!
6. Закрепление изученного
Учитель: А сейчас давайте выполним задания на карточках. В первом задании вам нужно раскрасить зеленым цветом – наземный транспорт, синим – водный, а воздушный оставить белым. (Детям дается несколько минут на выполнение задания)
Справились? Во втором задании вам нужно в каждой строчке закрасить лишний транспорт.
(Пока дети выполняют задание, учитель подходит, проверяет уже выполненные и ставит смайлики\звездочки\оценки)
З
адание №1
Задание №2
7. Итог урока
(Дети отвечают на вопросы)
Итак, какая была тема нашего сегодняшнего урока?
Какие бывают виды транспорта?
Что относится к наземному транспорту?
Что относится к водному транспорту?
Что относится к воздушному транспорту?
Какой транспорт ездит по рельсам?
Какой транспорт ездит под землей?
Что нового вы узнали?
Что было интересно?
Что было трудно?
Оценим свою работу на уроке
Учитель: Вы все большие молодцы, справились со всеми заданиями. Вы отлично поработали и узнали больше о транспорте. Урок закончен, до свидания!