Правила подготовки речи к выступлению. Виды выступлений.
Типы публичных выступлений: 1. Информационная речь. Цель – дать новую информацию о том или ином предмете, углубить знания, расширить кругозор (лекция, отчетный доклад, обсуждение проекта и т.д.)
2. Протокольно-этикетная речь. Цель – соблюсти традиции общения, выполнить предписания этикета (приветствие, речь при официальной встрече гостей, официальное поздравление юбиляра, траурная речь, речь с оценкой заслуг кого-либо и т.д.)
3. Убеждающая речь. Выделяют две основные: а) Аргументирующая речь – убедить аудиторию согласиться с говорящим в спорном вопросе, доказать правоту говорящего (судебная речь– воздействие). б) Агитационная речь – побудить слушателей к какому-либо действию (выступления на предвыборных собраниях, рекламные выступления и т.п.)
4. Развлекательная речь . Цель – развлечь, потешить, позабавить слушателей, дать им возможность приятно провести время. Примеры развлекательных выступлений: речь на банкете, тост, рассказ в компании о забавном случае.
Общие правила для выступления: 1. Выступайте только тогда, когда есть что сказать и когда вы уверены в важности или полезности вашей речи. 2. Успех речи во многом зависит от правильного подхода к слушателям, установить с ними эмоциональный контакт.
3. Не начинайте свою речь сразу, как только вам дали слово. Следует сделать начальную паузу – 15-20 секунд. Затем улыбнитесь и поприветствуйте аудиторию.
4. Произносите первые слова глядя на какого-нибудь симпатичного вам слушателя, и как только вы увидите его ответный взгляд, переводите свой взгляд на другого человека и установите с ним контакт и так далее. Не останавливайте долго свой взгляд на отдельных лицах.
5. Найдите интересное начало своей речи. Это может быть неожиданный вопрос, интересный факт, впечатляющая цифра, цитата, шутка или остроумное замечание.
6. Говорите выразительно – меняющаяся интонация, красочные словесные образы, оригинальные сравнения, меткие выражения – способны заворожить слушателя.
7. В речи обязательно делайте логические, оправданные паузы, особенно после важной информации. Именно во время пауз идет осмысление сказанного, появляется возможность задать вопрос.
8. Соединяйте слово с жестами. Жесты хороши, когда они естественны. Если вам не свойственна жестикуляция, не используйте ее. Некоторые жесты хотя и помогают выступающему снимать нервное напряжение (сцепленные впереди руки, потирание своих пальцев, игра своей рукой), но раздражают аудиторию. От таких жестов следует избавляться.
9. Имейте в запасе юмористические зарисовки – забавные истории из жизни великих людей, парадоксальные примеры. Обычно они вызывают оживление, снимают усталость, заставляют слушать. Однако чувство юмора – это природный дар. И если оно не развито, то следует изменить интонацию, темп речи, силу звука.
11. Если вы заметили, что внимание слушателей ослабевает, то следует изменить интонацию, темп речи.
12. Как известно, последнее впечатление – самое сильное, поэтому в конце выступления должна прозвучать его основная мысль. Чтобы остаться в памяти, концовка должна быть яркой, выразительной. Это может быть афористическое высказывание, призыв или пожелание.
Маленький совет. Чтобы снять напряжение при выступлении – возьмите в ладонь канцелярскую скрепку. Она примет ваше напряжение, как громоотвод)