СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правила профессионального такта в работе с родителями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Правила профессионального такта в работе с родителями»













Правила профессионального такта работы с родителями



































Для создания комфортных условий работы: для ребенка, родителей и учителя важную роль играют взаимоотношения между классным руководителем и родителями учащихся. От того как складываются отношения между классным руководителем и родителями зависит психологическая обстановка в классе и успеваемость обучающихся, объем нагрузки классного руководителя, и эффективность всей его деятельности.

Позиции педагога и родителей в подходе к ребенку всегда будут иметь различия. Найти контакт с родителями - главная задача педагога. Отношения в системе «учитель - ученик - родитель» должны строго соответствовать нормам педагогической этики. Многие родители нередко «видят» учителя глазами своего ребенка. И даже незначительные нарушения учителем этики во взаимоотношениях с учеником, малейшая несправедливость в оценке его учебного труда или нравственного поступка школьника не проходят бесследно, затрудняют контакт учителя и семьи.

Родители обращаются к учителю в случае возникновения проблем с успеваемостью их ребенка. Отправляясь на консультацию, мамы и папы надеются, что педагог постарается помочь в устранении трудностей. Родители хотят услышать конкретные советы, а не грубую критику, ведь они - первые и главные воспитатели детского мироощущения. В своем ребенке они видят воплощение себя, поэтому так ранимо относятся к осуждениям и с таким удовольствием слушают об успехах маленького члена их семьи. Родители сильно переживают, поэтому им важно получить поддержку, увидеть заинтересованность со стороны педагога. Учителю нужно установить психологический контакт, расположить к себе законных представителей детей и продемонстрировать готовность к сотрудничеству, проявляя педагогический такт.

Что же такое педагогический такт? Это чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду.

Чтобы каждая встреча с родителями не вызывала шквал негативных эмоций и стресса, нужно придерживаться существующих правил общения с детьми и взрослыми.

  1. С помощью речи, интонации, жестов и других средств дайте родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.

При встрече поинтересуйтесь, как идет жизнь в семье, все ли здоровы. От этого в значительной мере зависит содержание предстоящей беседы.

2.Начинайте контакт с родителями на позитивной ноте. Очень важно Уметь увидеть положительные стороны в характере и поведении даже самого «трудного» ученика. Только такое начало беседы может обеспечить ее продуктивный характер и положительный результат. Иметь в виду, что поток исключительно негативной информации о ребенке естественно вызывает у родителей неприязнь к собеседнику, гнев и обиду на школу.

Позитивные слова, сказанные преподавателем в адрес детей, поднимают настроение любому родителю и улучшают принятие последующих, пусть и менее приятных, новостей. Выделяйте хоть что-то позитивное, тогда настрой родителей будет меняться в лучшую сторону, они поймут, что у классного руководителя нет цели осудить и принизить школьника и его законных представителей.

Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.

Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать — это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.

3.Нужно уметь  терпеливо выслушивать родителей. Особое внимание обращать на то положительное, что они рассказывают о ребенке и что не известно учителям. Ни в коем случае не прерывать рассказ родителей репликами типа: «Я тороплюсь» или «Перестаньте защищать своего сына». Помнить, что именно мать и отец в первую очередь должны защищать своих детей, иное просто противоестественно. Гораздо хуже, если родители не видят в своем ребенке ничего хорошего, потеряли надежду на будущее.

То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов. Если в этом есть профессиональная необходимость, то родителей необходимо поставить об этом в известность.


4. Корректно, спокойно, без лишних эмоций скажите о недостатках школьника, что смущает учителей в его характере и поведении. Каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика.



5. С учетом индивидуальных особенностей ученика и его родителей, их семейно-бытовых условий выскажите свои соображения и педагогические рекомендации по развитию школьника, преодолению негативных сторон его личности. Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам.



6. Доносите до родителей сведения доступным языком

Старайтесь объяснять все максимально просто, доступно, корректно, избегайте сложных для восприятия фраз, тогда родители смогут быть с вами на одной волне и активно поддерживать контакт.



7. При завершении беседы не забудьте вежливо попрощаться, наметить ориентиры следующей встречи, если она прогнозируема.



Какие ошибки нельзя совершать учителям при общении с родителями

Учитель не должен приводить родителям в пример чужих детей

Родителей мало интересуют успехи других школьников, больше всего они обеспокоены поведением и оценками своего ребенка. Если классный руководитель будет «петь хвалебные оды» чужим детям, родители ученика вряд ли покинут кабинет в хорошем настроении. А самого школьника могут ожидать негативные последствия, бьющие по хрупкой самооценке.

В конструктивном общении не место обвинениям

Конфликты, в которых замешан ребенок, нужно рассматривать детально. Важное педагогическое умение - выслушивание конструктивных доводов всех сторон столкновения. Нельзя перекладывать вину исключительно на родителей одного школьника, которые «неправильно воспитали ученика». Возможно, ребенок просто подвергается травле и дает отпор обидчикам, которые грубо общаются с ним.

Учитель не должен грубить

С учителем, который кричит и переходит на оскорбления, невозможно прийти к эффективному взаимодействию. То же самое касается и родителей. Участники разговора должны уважать друг друга и не позволять собеседникам выходить за рамки дозволенного.

Результатом нашей совместной работы с родителями должна стать уверенность родителей в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу поддержку и помощь других учителей школы.

Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является той основой, на которой вырастает духовная близость между учителями и учащимися, зарождается и крепнет дружба.