СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Правила школьной дружбы" - конспект урока кубановедения в 1 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка данного урока может быть использована не только на уроках кубановедения, но и в воспитательной работе в начальных классах.

Просмотр содержимого документа
«"Правила школьной дружбы" - конспект урока кубановедения в 1 классе.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5 имени А.А.Котова

станицы Шкуринской










Урок кубановедения в 1 классе по теме:

«Правила школьной дружбы»











Учитель начальных классов

Ерешко Светлана Вячеславовна
























Тема: Правила школьной дружбы.

Цель: раскрыть сущность понятия « дружба»;

-показать, какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни;

-воспитывать стремление дружить с окружающими;

-развивать познавательную активность, логическое мышление, творческие способности, умение работать со словарями


I. Организация класса.

Эмоциональный настрой

   Звучит песня В.Шаинского «Чему учат в школе».

На доске эпиграф:

Крепко накрепко дружить,

С детства дружбой дорожить

Учат в школе, учат в школе, учат  в школе.

II. Вступительная беседа по пройденному материалу.

- Что такое школа?

- Чем является школа для вас?

- Что вам больше всего нравится делать в школе?

- Ваш самый любимый урок?


III. Самоопределение к деятельности.

- Как вы думаете, что такое:

РЕЖИМ ДНЯ?

ШКОЛЬНЫЕ ПОРУЧЕНИЯ?

ШКОЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ?

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ?

ШКОЛЬНАЯ ДРУЖБА?

ПРАВИЛА ШКОЛЬНОЙ ДРУЖБЫ?

- О чем мы будем говорить на уроке?


IV. Работа по теме урока.

  1. Вступительная беседа.

-Давайте каждый задумается и сам себе ответит на вопрос:

- А есть ли у меня друг?

- Кого мы называем другом?

Давайте об этом и поразмышляем.  На нашем уроке мы будем говорить о дружбе, о том, какую роль играют друзья в нашей жизни и какими качествами должен обладать настоящий друг.  

1. Разговор о дружбе

Какой я? Какой мой друг? Каким бы я хотел быть? Каким бы я не хотел быть? Каким бы я хотел видеть своего друга? Какую черту характера вы больше всего цените в своем друге? А в себе?

 Словарь русского языка  С. И. Ожегова:

«Дружба - близкие отношения, основанные  на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».

«Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой».



«Товарищ – человек, близкий кому-нибудь по взглядам, деятельности, по условиям жизни, дружески расположенный к кому-нибудь».

- Составьте предложения со словами

- друг

- товарищ

- дружба

Итак, другом можно назвать не каждого. Прежде всего – это близкий человек по взглядам, по интересам. Человек, к которому можно всегда обратиться за помощью, доверить тайны. Вы уже несколько месяцев учитесь в одном классе, узнали друг друга. Кто-то сдружился особенно крепко.

В рабочей тетради (стр.16) запишите имена одноклассников, кого вы считаете своими друзьями.

- Расскажите, кого вы записали, почему?


  1. Анализ пословицы.

На Кубани говорят:


Кто имеет много друзей, тот широк, как степь.


  1. Чтение стихотворения учителем.

– Что такое дружба? –

 Спросила я у птицы.

 Это когда коршун

 Летает вместе с синицей.

 Спросила я у зверя:

 – Что такое дружба?

 Это, когда зайцу

 Лисицы бояться не нужно.

 А после спросила у девочки:

 Дружба – что такое?

 Это что-то огромное,

 Радостное, большое.

 Это когда ребята все сразу,

 Все вместе играют,

 Это когда мальчишки

 Девчонок не задирают.

 Дружить должны все на свете:

 И звери, и птицы, и дети!


- Посмотрите на фотографию степи: как дружно стоят колоски в поле. Они растут и поддерживают друг друга, помогают выстоять и в дождь, и в жару.


  1. Работа в паре.

Так и люди должны помогать друг другу. Но часто бывает, что ссорятся даже лучшие друзья.

Обсудить в паре причины ссоры детей на рисунках.

- Как правильно поступить?



– Пословицы содержат народную мудрость. Я предлагаю вам взять конверты и собрать пословицы, которые рассыпались. (Практическая работа по составлению деформированного текста в парах).

– Прочтите, пожалуйста, что у вас получилось. Вы работали вместе, помогали друг другу и работа шла слаженно, дружно.


Задание: Собрать рассыпавшиеся пословицы.


С другом веселее при удаче, легче в беде. 
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Один за всех, и все за одного.
Нет друга – ищи, а нашёл – береги!
Старый друг лучше новых двух.
Друг познаётся в беде.
Недруг поддакивает, а друг спорит.

- Какие пословицы получилось собрать?

- Объяснить их значение?


5.Ситуативный практикум

– Сейчас мы узнаем, какие вы друзья. Я задам вам вопрос, а вы должны будете мне на него ответить.

-Ваш друг (подруга) предложит вам прогулять уроки в школе, что вы сделаете?

Мы слушали стихи о дружбе, а сейчас послушайте рассказ Натальи Кошелевой, который так и называется «Друзья» и ответьте на вопрос.

Друзья”.

Однажды Саша принес в школу электронную игру “Футбол”. К нему тут же подбежал Максим и закричал: “Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!”.

Давай! – согласился Саша.

Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.

Я – Сашин друг! – гордо сказал он. – Я буду с ним играть.

На другой день Денис принес в класс трансформеров. И опять первым возле него оказался Максим.

Я – твой друг! – опять произнес он. – Будем вместе играть.

Но тут подошел Саша.

И меня примите.

Нет, не примем, - сказал Максим.

Почему? – удивился Саша. – Ты же мой друг, сам вчера говорил.

То вчера, – объяснил Максим. – Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы. Сегодня я с Денисом дружу!


– Считаете ли вы Максима настоящим другом? Почему?


Настоящий друг никогда не будет менять друзей ради игрушек, если он так поступает, значит, он не настоящий друг.

Мы не можем заставлять друзей делать все по нашему, а должны помогать друг другу.




-Мимическая гимнастика

  • улыбнитесь друг другу;

  • примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно- настроенного человека.

  • А какое выражение лица бывает у враждебно- настроенного человека?


  1. Работа в группе.

Обсуждение правил школьной дружбы.


Представитель каждой группы выступает со своим правилом.

– Какие «Законы дружбы мы могли бы составить»?

Повесим эти законы в нашем классном уголке и постараемся соблюдать их:

  • Не выдавай чужие секреты;

  • Всегда будь честным с другом;

  • Не бойся попросить прощения;

  • Не груби;

  • Не меняй друзей;

  • Не ябедничай. Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом, останови, если он занимается чем-то плохим;

  • Если ты за что-то обиделся на своего друга, постарайся поскорее забыть об этом и простить ему свою обиду. Не злись!

  • Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или посмотреть – почитать книгу, не отказывай ему. Не жадничай!

  • Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь вернуть их вовремя.

Молодцы! Эти законы надо помнить всегда, даже если друга нет рядом.

А с кем вы дружите?

  • Дружите ли вы со своими родителями?

  • Должны ли родители быть друзьями своих детей?

  • Есть ли у ваших родителей друзья детства?(Расспросите их дома об этом).

  • Как по- вашему, можно сохранить друзей детства?

  • Хотели бы вы, чтобы ваши друзья были с вами в течение всей вашей жизни?

  • Как вы думаете, дружить можно только с людьми? Дружите ли вы с животными? Природой? Книгами?

Человек, который умеет дружить, несет это качество через всю жизнь. Поэтому настоящая дружба берет начало в детстве и длится в течение всей жизни.


V. Подведение итогов урока

Кого мы называет другом?

- Каких друзей нам хотелось бы иметь?

- А каким другом является каждый из нас?


С другом разделю все вместе,

 С другом буду всегда честен.

 Если в чем-то я е прав,

Друг поможет – он не враг.



В обиду друга я не дам,

 Не променяю, не предам.

 От того беги скорей,

 Кто чернит своих друзей.

 Обижаться не спешу,

 Школьной дружбой дорожу.



2. Игра «Волшебный стул»

Цель: Развитие интереса к человеку, содействие формированию положительных качеств личности, изменение положения человека в группе, смягчение  психологического климата в группе.

На «волшебный стул»приглашается один из участников игры: как только он садится , «высвечиваются» и становятся очевидными все его достоинства; присутствующие громогласно объявляют то, что видят их глаза.

        Уч-ся называют качества (умный, добрый, внимательный); указывают на поведенческие характеристики ( он всегда помогает; к нему можно обратиться с просьбой…); у неё красивые волосы).

Игра проводится неоднократно, чтобы через момент возвышения прошел каждый член группы.

-Как вы думаете в чем же состоит ценность дружбы, её значение в жизни?

-Настоящий друг обладает такими качествами, как доброта, внимательность, честность. Друг поможет, укажет на ошибки. Истинный друг всегда подметит положительные качества, увидит в товарище все хорошее.

Дружба – великое чувство, которое нужно каждому человеку, без которого очень трудно.


– Узнаете музыку?

Давайте дружно споем отрывок из песни: 

«Настоящий друг» 
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит –
Вот что значит настоящий верный друг!
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит –
Вот что значит настоящий верный друг!

– Все вы сегодня молодцы. Вы хорошо и дружно работали. Мне очень бы хотелось, чтобы вы стали одной дружной семьей и всегда помогали друг другу. И помните, что дружбой надо дорожить.


Не дразнись, не зазнавайся,

 В школе всем помочь старайся.

 Зря не хмурься, будь смелей

 И найдешь себе друзей.






Дружба – главное чудо всегда, 
Сто открытий для всех нас таящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие!
С.В. Михалков



Другу всегда помогу я в беде
С другом я буду всегда и везде.
Друга не брошу и не прeдам
Даже игрушку свою ему дам.


– Замечательное, доброе стихотворение.

Многие поэты и писатели сочиняли стихи и рассказы о дружбе. Стихотворение замечательного детского поэта С.В. Михалкова.


«Мы с приятелем»
Мы с приятелем вдвоём замечательно живём!
Мы такие с ним друзья – куда он, туда и я!
Мы имеем по карманам: две резинки, два крючка!
Две больших стеклянных пробки,
Двух жуков в одной коробке, два тяжёлых пятачка.
Мы живём в одной квартире, все соседи знают нас.
Только мне звонить – четыре, а ему – двенадцать раз.
И живут в квартире с нами два ужа и два ежа,
Целый день поют над нами два приятеля – чижа.
И про наших двух ужей, двух ежей и двух чижей
Знают в нашем новом доме все двенадцать этажей.


– Вам понравилось стихотворение? Молодцы, мальчики.