ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«КРАСНОЛУЧСКИЙ ГОРНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора
по учебной работе
ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР И ОСНОВА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Методическая разработка студенческой конференции-диспута
Разработал:
социальный педагог
Гончаренко О.М.
2022 г.
Разработал (автор): Гончаренко Ольга Михайловна – социальный педагог, преподаватель-методист, специалист высшей категории.
В работе представлены методические материалы для проведения внеаудиторного мероприятия для студентов, обучающихся в ГОУ СПО ЛНР «Краснолучский горно-промышленного колледж» по всем направлениям и специальностям. Форма проведения мероприятия – студенческая конференция-диспут с элементами дискуссии.
Рассматриваемая тема имеет большое значение для любого человека, поскольку заставляет задуматься о влиянии питания на здоровье и работоспособность, раскрывает назначение пищевых добавок и их воздействие на организм человека. Наряду с этим применение различных инновационных педагогических технологий при проведении внеаудиторных занятий позволяет обучающимся сформировать ключевые компетенции.
В системе внеаудиторных воспитательных мероприятий конференции-диспуты направлены на развитие общения, оказывают положительное воздействие на формирование реальной жизненной позиции обучающихся, благотворно влияют на приобретение правильных установок здорового образа жизни и соответствующего поведения студентов.
Содержание | |
Введение | 4 |
Этапы подготовки мероприятия Структура мероприятия 1) Организационный момент 2) Сообщение темы, целей, задач и плана работы Конференции 3) Основная часть Конференции: выступления студентов, дискуссии по тематике, проведение диспута, тестирования | 8 10 11 |
Подведение итогов Конференции | 20 |
Список использованных источников | 22 |
Приложения Приложение 1 Словарь терминов Приложение 2 Инфографика «Экологические особенности питания» Приложение 3 Инфографика «Питание как фактор здоровья человека» Приложение 4 Понятие рационального питания Приложение 5 Тестирование Приложение 6 Инфографика «Пищевые добавки – что это?..» | 23 |
Введение
Мы живем не для того, чтобы есть,
а едим для того, чтобы жить…
Сократ
Никогда ранее здоровье человека так не зависело от экологических факторов, как на современном этапе развития человеческой цивилизации. Вызвано это прогрессирующей техногенной нагрузкой на природу, нарушением в ней равновесия, тотальным ухудшением состояния окружающей среды, обострением противоречий между результатами деятельности человека и законами развития природы.
Питание – один из важных экологических факторов, определяющих здоровье человека, поскольку является одной из наиболее существенных форм взаимосвязи организма человека с окружающей средой, которая обеспечивает поступление в организм человека в составе пищевых продуктов питательных веществ и энергии. Наряду с этим пища и вода – важнейшие пути поступления в организм человека различных веществ антропогенного происхождения, что является сегодня актуальной медико-экологической проблемой.
В современных условиях интенсивного химического загрязнения окружающей природной среды остро стоит вопрос о том, чтобы найти пути, препятствующие накоплению в организме человека вредных химических веществ. Только правильное питание может обеспечить ослабление негативного действия вредных факторов на органы и системы человека. В сложных экологических условиях именно рациональное питание способствует повышению защитных и адаптационных возможностей организма человека.
Особое значение имеет рациональное питание для людей, проживающих в городских условиях, испытывающих тяжелые физические нагрузки, подвергающихся воздействию вредных факторов, длительное время находящихся в стрессовых ситуациях. Поэтому вопросы, которые поставлены на конференции, имеют практическое значение для студентов.
Актуальность темы обусловлена увеличением в последнее время количества заболеваний людей, связанных с неправильным питанием и образом жизни, а также наличием у населения, и особенно молодежи, огромного количества разнообразных вредных привычек.
Итогом мероприятия должно стать стремление студентов изменить свои пищевые привычки в сторону рационального питания, вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Тема конференции: «Правильное питание как важнейший экологический фактор и основа здорового образа жизни»
Цели конференции:
- Дидактические:
выявить экологические особенности и основные проблемы в питании людей, проживающих в различных условиях;
оценить влияние питания на качество жизни и здоровье человека;
рассмотреть гигиенические проблемы применения и использования пищевых добавок;
сформировать понятие «рационального питания», его основных принципов и направлений организации режима питания человека.
- Развивающие:
развивать умение организовывать собственную деятельность, находить решения поставленных заданий, оценивать их эффективность и качество;
вырабатывать умения и навыки использования Интернет-ресурсов и литературных источников, необходимых для эффективного выполнения заданий, профессионального и личностного развития;
развитие коммуникативных навыков, в том числе умения корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения и умения работать в коллективе и команде.
- Воспитательные:
воспитание заинтересованности в правильном здоровом образе жизни;
привитие экологической культуры и умений коллективной работы;
воспитание культуры изложения мыслей, логического мышления;
воспитание умения использовать полученные знания в реальных жизненных ситуациях.
Форма проведения мероприятия: конференция-диспут с элементами дискуссии.
Методы воспитания: проблемный, исследовательский, создание ситуационной заинтересованности, игровой тренинг.
Применяемые технологии: проблемная, развивающая, интерактивная, информационно-коммуникативная, дискуссия.
Материально-техническое обеспечение и дидактические средства:
Мультимедийный проектор и экран;
Видеоролики о «вредных» продуктах, пищевых добавках, принципах рационального питания;
Электронные презентации;
Тестовые задания;
Игра «Незаконченное предложение»;
Задания для игрового тренинга.
Этапы подготовки мероприятия.
Проведению мероприятия предшествует подготовительный этап работы – за 2 недели до начала мероприятия:
Общий сбор всех участников Конференции и сообщение им тематики, целей, методов и заданий мероприятия.
Формирование групп студентов, отвечающих за подготовку исследовательского материала по тематике Конференции (четыре группы по 2 человека, либо исследование по каждой теме готовит один студент) – группы (студенты) определяют сроки работы по своей теме, формы презентации результатов на заседании, разрабатывают стратегии исследований:
Первая группа – изучает понятие «питание» и его экологические особенности;
Вторая группа – изучает, какие самые распространенные продукты питания особенно часто употребляют в пищу люди, забывая о факторе «вредности»;
Третья группа – знакомится с понятием «рационального питания», изучает его принципы и правильную организацию режима питания человека;
Четвертая группа – рассматривает гигиенические проблемы применения пищевых добавок.
Формирование группы «специалистов в области питания» – 2-3 человека, которая изучает теоретическую составляющую тематики Конференции, готовит вопросы к основным группам, их функция – вести дискуссию и оценивать деятельность групп.
Формирование группы представителей средств массовой информации (2-3 человека) – их функция состоит в наблюдении за подготовкой групп к заседанию и освещении в СМИ тематики Конференции (фото- и видеоматериалы о работе исследовательских групп и Конференции).
Затем начинается поисково-исследовательский этап работы:
Проведение преподавателем (руководителем, а затем ведущим Конференции) консультаций со студентами по выполнению исследований, подготовке презентационных материалов, подготовке вопросов к рабочим группам, работе СМИ.
Выработка наиболее важных вопросов для рабочих групп по тематике выступлений.
Подготовка вопросов для дискуссии, на которых необходимо заострить внимание на Конференции.
Корректировка функций каждой рабочей группы.
После всех совместных действий преподавателя-руководителя вместе со студентами наступает время результативного этапа, т.е. проведение Конференции, в которой соединены различные элементы обучения: внеаудиторное мероприятие, семинарское занятие, презентация результатов поисково-исследовательской деятельности студентов, обучающие видео-материалы, анализ и решение проблемных задач, деловая игра с элементами дискуссии и диспута, тестирование, игровые элементы тренинга, выводы.
Структура мероприятия.
Организационный момент
Сообщение темы Конференции, представление участников, определение тематики выполненных исследований, пояснения по ходу ведения Конференции, порядку работы и функций каждого участника. Кроме участников на Конференцию также приглашаются зрители – из числа студентов 1-2 курсов обучения.
Постановка проблемы. Обращение к участникам Конференции. Выступление ведущего.
Наше время – это время компьютеров, Интернета, огромной интеллектуальной нагрузки в колледже, снижения интереса к спорту, время фаст-фудов и многих продуктовых изысков, вкусных, но не приносящих пользы здоровью, особенно растущему организму….
Все эти реалии способствуют увеличению количества людей (детей, подростков и взрослых), имеющих избыточный вес, часто болеющих, со сниженным зрением и слаборазвитых физически. И не последнюю роль в этом играет правильность и полноценность питания, так как пища обеспечивает формирование организма и способствует сохранению здоровья.
А как вы считаете, правильно ли вы питаетесь?..
Сегодня мы с вами попытаемся разобраться, что же такое «правильное питание», узнать, каковы принципы рационального питания, выявить основные проблемы в питании людей, особенно проживающих в городских условиях, оценить влияние питания на качество жизни и здоровье человека. Слушайте внимательно все выступления – в итоге Конференции вас ждет тестирование и элементы игрового тренинга по тематике выступлений.
Давайте сначала узнаем, какая же связь существует между экологией, гигиеной питания человека и его здоровьем.
Основная часть Конференции
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПИТАНИЯ
(Приложение 2)
Процесс потребления энергии и вещества называется питанием. Человек употребляет в пищу продукты растительного и животного происхождения. Содержание вредных соединений в продуктах питания напрямую зависит от загрязнения окружающей среды, потому что в природе существует определённый круговорот веществ и на каждом из его этапов продукты питания получают определенный набор элементов.
Рассмотрим этот процесс подробнее.
Под воздействием солнца, воды, воздуха и почвы сельскохозяйственные культуры получают конкретные вещества и соединения для своего роста и развития. Эти растения затем попадают на наш стол в виде хлебобулочных и макаронных изделий, каш, фруктов и овощей, их скармливают животным и птицам, которые также станут продуктами питания.
Если продукция растениеводства и животноводства выращивается рядом с промышленными зонами, то и продукты питания будут содержать вредные примеси и токсические вещества. А затем все эти вещества из продуктов питания попадут в организм человека. В зависимости от среды и форм протекания миграционных процессов выделяют биогенную, водную, коллоидную, воздушную, техногенную миграции. Поступление загрязняющих веществ в наш организм с продуктами питания – это биогенная миграция, т.е. перемещение химических элементов с помощью микроорганизмов, растений и животных.
Приведите примеры и краткие характеристики вредных и опасных химических веществ и элементов, которые могут поступать в организм человека с продуктами питания при неблагоприятных экологических условиях.
Ответы студентов (привлечение зрителей).
В результате индустриализации городов и возникновения большого количества промышленных гигантов, степень загрязнения внешней среды фтором, кадмием и свинцом увеличивается с каждым годом. Эти элементы из почвы попадают в растения. Выращенные в этих зонах овощи и фрукты нельзя скармливать животным и употреблять человеку из-за высокого содержания в них токсинов.
Для повышения урожайности зерновых, корнеплодов и зелёных культур производители значительно превышают допустимые дозы внесения удобрений. Интенсивное применение азотных удобрений привело к загрязнению почвы нитратами и нитритами, которые с пищей попадают в организм животных и человека, вызывая их интоксикацию.
Употребление пестицидов для борьбы с сорняками приводит к увеличению содержания ртути в почве и в пищевых продуктах. Высокое содержание ртути выявлено в донных отложениях озёр, рек и морей. Сначала ртутью заражаются рыбы, а потом, согласно пищевой цепочке, ртуть попадает в организм человека и вызывает многочисленные заболевания вплоть до смертельного исхода.
Нарушение технологии выращивания, уборки и условий хранения зерновых вызывает их заражение микроскопическими грибами плесени. В результате в организм человека и животных поступают высокотоксичные побочные продукты их обмена и жизнедеятельности – канцерогенные микротоксины.
Таким образом, видим, что степень загрязнения воды, почвы и воздуха, качество продуктов питания и, следовательно, здоровье человека тесно взаимосвязаны.
Ведущий. Спасибо участникам группы.
Слово группе «специалистов в области питания» (вопросы по тематике выступления, дискуссия о связи загрязнения окружающей среды и питанием человека; возможно подключение группы СМИ и «зрителей»).
А теперь давайте узнаем, почему процесс питания является одним из важнейших факторов здоровья человека и в чем его особенности (выступление студентов, демонстрация презентационных материалов – Приложение 3).
ПИТАНИЕ КАК ФАКТОР ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА
Питание – это один из факторов здоровья человека. Принимая пищу несколько раз на протяжении дня, организм получает набор необходимых строительных материалов и элементов метаболизма (обмена).
В зависимости от биологического действия пищи существует 4 типа питания – лечебное, лечебно-профилактическое, профилактическое и рациональное.
Лечебное питание – это питание больного человека. Его ещё называют диетическим из-за определённых ограничений в приёме пищи. Применяют его при необходимости ограничить или увеличить поступление в организм определённых компонентов. Например, ограниченное употребление сахара при диабете или белковой пищи при болезнях почек.
Лечебно-профилактическое питание – это питание здоровых людей, которые работают в тяжёлых или вредных условиях. Используются витаминные смеси, чаи, молоко и кисломолочные продукты благодаря которым повышается сопротивляемости организма к неблагоприятным условиям.
Профилактическое питание – это питание пока здоровых людей, которых относят к группам риска в результате их склонности к определённым заболеваниям неинфекционного происхождения из-за нехватки некоторых элементов. При таком питании предупреждается возможность возникновения заболеваний, связанных с нехваткой некоторых веществ путём включения их в рацион. Например, при проживании на территории, где нет йода, включают в рацион продукты, богатые на йод: рыбу, морепродукты, морскую капусту, орехи.
Рациональное питание – это полноценное питание здоровых людей и снабжение их организма необходимой энергией и строительным материалом для обменных процессов. Регулярное употребление пищи предохраняет организм от заболеваний, вызванных белково-энергетической недостаточностью, а также нехваткой или избытком разнообразных витаминов и минералов.
Какие же самые распространенные продукты питания мы особенно часто употребляем в пищу, забывая о факторе «вредности»?
Демонстрация видеоролика «10 самых вредных продуктов». Обсуждение увиденного (диспут – высказывания различных мнений и суждений студентов. Дискуссия – как же правильно это должно быть).
Итак, исходя из увиденного и сказанного, современный человек употребляет в пищу большое количество сахара, мучных изделий, кондитерских продуктов и мало живых неконсервированных овощей, зелени и фруктов. Это приводит к многочисленным болезням, нарушению обмена веществ и снижению энергетики организма.
Возвращение к здоровому питанию – это увеличение потребления салатов из живых корнеплодов, зелёной лиственной массы овощей, введение в рацион хлеба из муки грубого помола, кисломолочной продукции и каш, рыбы и нежирного мяса.
Здоровье человека, экология и питание тесно взаимосвязаны друг с другом. Если учитывать эти основные факторы, то можно правильно откорректировать питание человека в зависимости от них и сохранить здоровье и долголетие.
Ведущий. Спасибо за интересное выступление.
Слово группе «специалистов в области питания» (вопросы по тематике выступления, дискуссия о проблемах употребления «неправильных» продуктов и о здоровом питании).
А теперь давайте узнаем основные принципы самого правильного – рационального питания (Приложение 4).
ПРИНЦИПЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ
Рациональное питание – это пищевой рацион, который по составу соответствует оптимальной потребности человека в основных пищевых веществах, т.е., рациональное питание восполняет энергетические затраты организма, обеспечивает потребность в белках, жирах, углеводах, витаминах, макро- и микроэлементах, клетчатке.
Основные принципы рационального питания
Соблюдение энергетического баланса
Энергетический баланс — это состояние, при котором количество поступающей в организм энергии примерно равно расходу. В процессе жизнедеятельности человека энергия тратится на работу внутренних органов, переваривание, всасывание еды, во время физической активности и т. д. При недостаточном поступлении энергии с пищей организм начинает использовать собственные жир и мышцы. Избыток энергии, напротив, приводит к накоплению жира в жировой ткани. Именно поэтому необходимо получать примерно столько энергии из пищи, сколько необходимо организму.
Баланс белков, жиров, углеводов
Согласно рекомендациям ВОЗ энергетическая ценность рациона должна обеспечиваться за счёт углеводов, преимущественно сложных. Важно употреблять много овощей и фруктов. Это обеспечивает требуемое количество клетчатки. Белки необходимы для роста и развития. Необходимо регулярно получать с пищей полноценный белок. Иначе организму придётся разрушать клетки мышц, печени, плазмы крови. Только так он сможет раздобыть необходимые аминокислоты. Кроме того, белки запасаться не могут. Их образуется ровно столько, сколько необходимо клеткам в данный момент. Количество насыщенных жиров рекомендуется ограничивать. Лучше делать упор на полиненасыщенные – нерафинированные масла, рыбу и рыбий жир. Согласно последним данным соотношение белков, жиров и углеводов при сбалансированном питании должно быть Б : Ж : У = 1: 4: 0,8.
Соблюдение режима питания
Режим включает в себя количество приёмов пищи, интервалы между ними, распределение пищи по калорийности и объёму в течение дня. Рекомендуется минимум 4-разовое питание. Лучше 5-6-разовое. Небольшие интервалы в 3–4 часа минимизируют переедание, наиболее благотворно влияют на пищеварение. Частые перекусы в течение дня нежелательны. Больший объём пищи лучше употреблять в первой половине дня.
Умеренность
Означает умение остановиться, когда вы наелись. Есть только тогда, когда в еде есть потребность. Так проще поддерживать энергетический баланс, а значит и стабильный вес. А также необходима умеренность в употреблении промышленно переработанных рафинированных продуктов.
Разнообразие
Не нужно есть постоянно одну и ту же еду. Для человека важна разнообразная еда. Даже самые полезные «суперпродукты» не способны удовлетворить все нужды организма. Поэтому разнообразие, разнообразие и ещё раз разнообразие.
Данные принципы составляют основу рационального питания и обязательны для соблюдения.
(Просмотр видео ролика «Основы рационального питания»)
Рациональное питание имеет актуальное значение в современных экологических условиях. Оно учитывает такие факторы, как степень подвижности (активность), затраты энергии, пол, вид деятельности, возраст, особенности климата и места проживания, скорости протекания обменных процессов.
Задачи питания в условиях интенсивного химического загрязнения состоят в том, чтобы препятствовать накоплению в организме человека вредных химических веществ. Рациональное питание должно обеспечить ослабление негативного действия химических веществ и других вредных факторов на организм, на преимущественно поражаемые органы и системы. Рациональное питание в сложных экологических условиях должно способствовать повышению защитно-приспособительных возможностей организма человека.
Особенно актуальны вопросы рационального питания для людей, проживающих в городских условиях, подвергающихся воздействию тяжелых металлов, электромагнитных излучений, испытывающих тяжелые физические нагрузки, длительное время находящихся в стрессовых ситуациях.
Рекомендации по рациональному питанию
Употребляйте много овощей и фруктов, желательно по 500 г ежедневно.
Регулярно ешьте цельно-зерновые продукты.
Ограничивайте простые углеводы, сахар.
Выбирайте продукты, богатые качественными жирами. Например, рыба, нерафинированные масла, авокадо, орехи, семечки.
Ешьте продукты, богатые белком.
Выбирайте чистую воду чаще других напитков.
Ограничьте потребление соли до 5г, следите за достаточным потреблением йода.
Внимательно читайте этикетки на продуктах.
Питание неотъемлемая часть нашей жизни, а значит вполне естественно, что существуют правила и рекомендации, регулирующие правильное питание. В целом эти рекомендации сводятся к пирамиде питания, рекомендованной Всемирной Организацией здравоохранения.
Основание пирамиды - три группы продуктов: овощи и фрукты, цельно-зерновые продукты - хлеб грубого помола, неочищенный рис, макаронные изделия из цельно-зерновой муки, каши. Также в этой группе находятся и растительные жиры, содержащие полиненасыщенные жирные кислоты (оливковые, подсолнечные, рапсовое и другие масла). Такие продукты следует употреблять при каждом приёме пищи (6-11 порций в день).
Белоксодержащие продукты растительного (орехи, бобовые, семечки) и животного происхождения (рыба и морепродукты, мясо птицы, яйца). Употреблять нужно 2-3 порции в день.
Молочные продукты, йогурты, сыр и т.д. Людям с непереносимостью лактозы следует заменить молочные продукты на препараты, содержащие кальций и витамин D3. Употреблять нужно 2-3 порции в день.
На самой верхней ступени пирамиды находятся продукты, употребление которых следует сократить. К ним относятся животные жиры, содержащиеся в красных сортах мяса (свинине, говядине) и сливочном масле, а также продукты с большим содержанием так называемых «быстрых углеводов»: продукты из белой муки (хлеб и хлебобулочные изделия, макаронные изделия), очищенный рис, газированные напитки, сладости. Недавно в последнюю группу стали включать и картофель из-за большого содержания в нём крахмала. Употребление этих продуктов следует сократить или, по возможности, полностью исключить из рациона.
Из всего выше изложенного можно сделать вывод:
Пища – топливо для человека: чтобы жить, необходимо питаться. Фундаментальный закон природы – закон сохранения материи и энергии – имеет прямое отношение к человеку. Все затраты вещества и энергии люди восполняют только пищей – значит, человеку надо есть столько, чтобы между получаемым извне веществом и затраченной энергией установился баланс. Помимо энергетической ценности пищи, надо, чтобы рацион питания был разнообразным и содержал определенное количество и соотношение белков, жиров, углеводов, а также витаминов и минеральных веществ.
Ведущий. Спасибо участникам группы за важную и интересную информацию.
А теперь выполним небольшое тестирование для проверки ваших знаний по этому вопросу и внимательности на конференции. (Приложение 5 – всем «гостям» Конференции раздаются листочки с тестом. Дается 2 минуты на выполнение заданий. Итоги подводятся в конце Конференции).
Питание человека может быть, как фактором, укрепляющим здоровье, так и этиологическим фактором, вызывающим ряд заболеваний. По оценкам Всемирной организации здравоохранения 30% населения промышленно развитых стран ежегодно страдают от болезней пищевого происхождения. Поэтому сегодня безопасность продуктов питания составляет весомую проблему охраны здоровья и ее значение продолжает расти. Сегодня мы обязательно должны напомнить всем о проблемах применения и использования различных пищевых добавок (Приложение 6).
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПИЩЕВЫХ ДОБАВОК
Каждый человек знает, что пища необходима для нормальной жизнедеятельности организма. Но мы часто употребляем в пищу то, что вкусно, что можно быстро приготовить, и не очень задумываемся о полезности и доброкачественности употребляемых продуктов.
Всех нас волнует проблема качества продуктов питания, ведь не зря говорят: «Мы то, что мы едим…»
Еще совсем недавно мы знали, что сгущенное молоко делается из сахара и молока, селедка маринуется в соли, уксусе и подсолнечном масле, что шоколад сделан из какао, что сок – это фруктовый сок, а мороженое все-таки сливочное, значит сделано из молока и сливок.
Сегодня же в составе всех этих продуктов десятки компонентов, большинство из которых имеют названия, похожие на те сложные соединения, которые когда-то изучались в школе на уроках химии.
Так, например, фраза на упаковке «идентичный натуральному» и количество Е с непонятными трехзначными кодами уже никого не удивляет. Консерванты, антиоксиданты, стабилизаторы, загустители, ароматизаторы, красители, усилители вкуса…. И правда, состав практически всех продуктов сегодня по сути химический.
Пищевые добавки – это природные или синтезированные вещества, которые специально вводятся в продукты питания, с целью придания им необходимых свойств и не употребляются самостоятельно в виде продуктов питания или обычных компонентов пищи.
Внесение пищевых добавок в продукты ускоряет процесс их приготовления, сохраняет внешний вид и качество продуктов при их хранении.
Каждый из этих составляющих по-своему оказывает влияние на наш организм. Некоторые из них считаются невредными, другие не до конца исследованными, но большинство из них достаточно опасны и наносят нашему здоровью непоправимый ущерб.
Пищевые добавки влияют на деятельность всех без исключения органов и часто приводят к патологиям и хроническим заболеваниям, про причины которых мы даже не подозреваем, потому что не в силах обвинить любимый фаст-фуд, чипсы, газированные напитки, копчености, сладости…
В зависимости от своего назначения выделяются четыре большие группы пищевых добавок:
вещества, регулирующие вкус продукта (ароматизаторы, вкусовые добавки, которые подслащают вещества, кислоты и регуляторы кислотности);
вещества, улучшающие внешний вид продукта (красители, стабилизаторы цвета, отбеливатели);
вещества, регулирующие консистенцию, которые формируют текстуру (загустители, стабилизаторы, эмульгаторы);
вещества, повышающие сохранность продуктов и увеличивающие срок их хранения (консерванты, антиоксиданты и др.).
Каждая пищевая добавка имеет свой цифровой код с индексом Е, который гарантирует проверку на безопасность и может использоваться при необходимости только в установленных дозах.
Просмотр видео про суть пищевых добавок Е (дискуссия – обсуждение увиденного).
Итак, в итоге, что мы можем вам пожелать, исходя из увиденного:
Полезные советы
Внимательно читайте этикетки, знайте расшифровку основных кодов и не обращайте внимания на торопящихся покупателей, которые хватают все подряд.
Не покупайте продукты с неестественно яркой кричащей окраской. Скорее всего в них полно красителей.
Не покупайте продукты с продолжительным сроком хранения.
Отдавайте предпочтение свежим сырым овощам и фруктам. И помните, что импортные овощи и фрукты (яблоки, помидоры, лимоны и т.д.) обрабатывают специальными веществами для лучшего хранения и блеска.
Чем меньше список ингредиентов в готовых продуктах, тем меньше добавок. Продукты с изысканным пикантным вкусом, скорее всего, содержат множество различных добавок.
Вместо того, чтобы покупать готовые соки, готовьте их сами.
Не перекусывайте чипсами, готовыми завтраками, супами из пакетика, хот-догами, различными бургерами.
Откажитесь от переработанных или законсервированных мясных продуктов, таких как колбаса, сосиски, тушенка.
И, в конце концов, готовьте сами без всяких пищевых добавок!
Ведущий. Спасибо участникам рабочей группы. Слово «специалистам в области питания» (вопросы по тематике выступления, дискуссия с участием группы СМИ и «зрителей»).
3. Подведение итогов Конференции
При подготовке к Конференции все участники провели различные исследования по своим темам, используя научную литературу и Интернет-источники, развивали свои коммуникативные навыки, в том числе умение корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения и учились работать в коллективе и команде.
Подведем итоги тестирования. Объявляются результаты проведенного тестирования среди «зрителей» Конференции. Вручаются «полезные» призы с остроумными пояснениями (это могут быть фрукты или овощи, пакетики зеленого чая, минеральная вода и т.д., подтверждающие приобретенный опыт правильного подбора продуктов питания).
Игровой тренинг. А теперь, чтобы обобщить полученные знания, давайте проведем небольшую игру-тренинг. Выполним несколько упражнений творческого и проблемного характера.
1 упражнение.
«Мои потребности»
Индивидуальное задание каждому. Студентам предлагается следующее задание: «В течение 2-3мин подумайте и запишите пять наиболее важных для вас продуктов питания, без которых вы не можете обойтись в течение дня; следующую пятерку составит то, что необходимо вам хотя бы раз в неделю; еще пять — то, что необходимо вам не чаще чем раз в месяц».
После того, как участники составят список, они делятся своими соображениями со всеми. После составления списка примерно из 10-15 пунктов делаем обобщение о том, каковы основные пищевые потребности человека, как они изменяются с возрастом.
2 упражнение.
«От чего бы я мог отказаться»
Парная работа. Сидящие рядом студенты обмениваются списками своих потребностей в продуктах питания. Каждый из них вычеркивает из списка те продукты, от которых (по его мнению) его напарник мог бы отказаться (или сократить их употребление) в первую очередь. Затем знакомят друг друга со своими записями, комментируя их, аргументируя свой выбор, выслушивая замечания «противоположной стороны».
Задача тренинга — попытаться разобраться в своих потребностях и потребностях товарищей, увидеть основные ошибки, откорректировать свои пристрастия в питании, которые во многом зависят от интересов, характера, образа жизни.
После завершения начинается обсуждение (диспут): «Что означает принцип разумного ограничения потребностей в питании? Как правильно построить режим питания в течение дня?»
Ведущий: спасибо всем участникам сегодняшней Конференции. Надеемся, что организация подобных мероприятий имеет множество положительных сторон. Если информация, которую мы сегодня старались донести, заставит всех задуматься о поднятых вопросах здорового образа жизни, то можно считать, что Конференция достигла своей цели.
Итогом Конференции должно стать ваше стремление изменить свои пищевые привычки в сторону рационального питания, вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Ваше здоровье – самое ценное, что у вас есть. На всю жизнь человеку даётся только один организм. Если вы небрежно обращаетесь с какими-то предметами, их можно заменить, но заменить свой организм вы не сможете!
Главное, всегда помните: «Ваше здоровье в ваших руках!».
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Лысенко И.О., Толоконников В.П., Коровин А.А., Гридчина Е.Б. Экология человека: курс лекций. – Ставрополь, 2013. – 256с.
Прохоров Б.Б. Экология человека. Учебник. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 320с.
Козлов А.И. Экология человека. Питание. Учебное пособие для академического бакалавриата. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 187с.
http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=8876081&lfrom=203296980
http://ekolog.org/books/43/http://ekolog.org/books/43/
Ссылки на видеоматериалы:
https://www.youtube.com/watch?v=u-2GeP3Me2c
https://www.youtube.com/watch?v=MuuxEIfyb24
https://www.youtube.com/watch?v=qddCNOwesN0
П Р И Л О Ж Е Н И Я
Приложение 1
Словарь терминов
Авитаминоз – заболевание человека, вызванное недостаточным количеством в пищевом рационе витаминов.
Адаптация – приспособление организма на индивидуальном и популяционном уровнях к условиям внешней среды, выработанное в процессе эволюционного развития.
Аллергия – повышенная чувствительность организма к действию различных раздражителей (аллергенов), которые обуславливают образование в нем антител.
Биологически активные добавки (БАДы) – композиции натуральных или идентичных натуральным биологически активные вещества, предназначенные для непосредственного употребления с едой или внесения в состав пищевых продуктов с целью обогащения рациона определенными пищевыми биологически активными веществами и их комплексами.
Биофилы – химические вещества, обязательно присутствующие в составе любого живого организма.
Витамины – биологически активные органические соединения, жизненно необходимые для организма человека (принимают участие в обмене веществ).
Гомеостаз организма – возможность организма или системы организмов поддерживать устойчивое динамическое равновесие при изменяющихся условиях среды.
Заболевание – процесс, характеризующийся нарушением структур и функций организма, снижением его приспособленности к внешней среде при одновременной мобилизации защитных сил организма.
Здоровье человека – процесс сохранения и развитие психических, физиологических и биологических способностей человека, его оптимальной работоспособности, социальной занятости при максимальной продолжительности жизни.
Индивидуальное здоровье – состояние организма, при котором он способен полноценно выполнять свои функции, физическое и духовное благополучие, отсутствие заболеваний.
Интоксикация – болезненное состояние организма, вызванное действием экзогенных токсинов или вредных веществ эндогенного происхождения.
Качество жизни – совокупность условий, обеспечивающих (или не обеспечивающих) здоровье человека, т.е. соответствие среды жизни человека его потребностям; соответствие среды жизни социально-психологическим установкам личности; комплексная характеристика экономических, политических, социальных и идеологических факторов, определяющих состояние человека в обществе.
Отравление – заболевание, вызванное действием отравляющих веществ (ядов) на организм.
Пищевые добавки – это природные или синтезированные вещества, которые специально вводятся в продукты питания, с целью придания им необходимых свойств и не употребляются самостоятельно в виде продуктов питания или обычных компонентов пищи.
Рациональное питание – пищевой рацион, который по составу соответствует оптимальной потребности человека в основных пищевых веществах.
Токсины – отравляющие продукты (полипептиды и белки), которые выделяются ядовитыми растениями, бактериями, вирусами, некоторыми животными для защиты от внешних раздражителей и врагов.
Функциональные продукты – продукты, которые содержат в своем составе физиологически (биологически) активные ингредиенты, восполняющие дефицит незаменимых составляющих в питании человека, благоприятствуют поддержанию и улучшению состояния здоровья, и снижению риска возникновения определенных болезней.
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Тестовый опрос по тематике Конференции
Выберите из предложенных ответов один правильный.
1. Для чего организму нужно здоровое питание:
а) для роста и развития;
б) для обеспечения хорошего самочувствия;
в) для развития микрофлоры организма.
2. Строительным материалом для нашего организма являются:
а) жиры
б) углеводы
в) белки
3. Питательные вещества, которые дают организму энергию:
а) углеводы
б) жиры
в) белки
4. Что содержится в жирах:
а) минеральные соли
б) холестерин
в) белки
5. Структурным компонентом чего служат минеральные вещества в первую очередь:
а) костей, зубов
б) ногтей, мышц
в) кожи, волос
6. Носителем чего является рафинированный сахар:
а) витаминов
б) «пустых» калорий
в) холестерина
7. Питательные вещества, потребность в которых у человека больше в 4-5 раз, чем во всех других веществах:
а) углеводы
б) белки
в) жиры
8. Какой витамин называют еще «витамином роста»:
а) витамин В
б) витамин А
в) витамин С
9. Важнейшая составная часть мяса рыбы:
а) углеводы
б) белки
в) вода.
10. Источником полноценных (содержащих все незаменимые аминокислоты) белков является:
а) молоко
б) масло сливочное
в) макаронные изделия.
11. Главная функция углеводов:
а) защита тела от ударов
б) обеспечение организма энергией
в) участие в образовании биологически важных соединений.
12. Суть пищеварения в организме заключается:
а) в химическом расщеплении органических соединений на неорганические;
б) в ферментном расщеплении крупных органических соединений на более мелкие;
в) в механическом раздроблении пищи на мелкие частички.
13. Выберите ошибку: Усвояемости пищи способствует:
а) отсутствие режима питания
б) внешний вид, вкус, запах
в) кулинарная обработка пищи.
14. Основной обмен – это энергия, которая расходуется на:
а) физическую работу
б) рост и дыхание
в) работу внутренних органов и теплообмен.
15. Режим питания:
а) распределение пищи по времени, калорийности и объёму
б) распределение пищи по калорийности и объёму
в) распределение пищи по времени и объёму.
Эталон ответа:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
а | в | б | б | а | б | а | б | б | а | б | б | а | в | а |
Критерии и система оценивания по тестированию:
Применяется дихотомическая система оценивания, критерием оценки выступает правило: за правильное решение (соответствующее эталону) выставляется 1 бал, за неправильное решение (несоответствующее эталону) выставляется 0 баллов.
Приложение 6