СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правило написания безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Правило написания безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже»»

Конспект открытого урока


по русскому языку


на тему: «Правило написания безударных падеж­ных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже»


Тема: «Правило написания безударных падеж­ных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже»


Цель: формировать умение применять правило правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных.


Задачи:


- способствовать развитию умения распознавать имена прилагательные в тексте, определять их грамматические признаки;


- способствовать развитию умения правильно писать окончания имён прилагательных;


- развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь, логическое мышление;


- прививать любовь к Родине, к родному языку.


Оборудование:

Презентация, карточки с творческим заданием разного уровня.



Ход урока


I. Организационный момент


(Эмоциональный настрой)


-Здравствуйте!


-Поздоровалось с людьми Солнце на рассвете


«С добрым утром!» - говорит и большим, и детям.


Утро добрым быть должно, и весёлым тоже.


Лишь хороший человек всё на свете сможет.


-Пусть эти стихи поэтессы Татьяны Давидовны Юриной станут девизом нашего урока, и я уверена, что тогда наш урок пройдёт в атмосфере доброжелательности и взаимопомощи.


2.Актуализация знаний


-Что сделало эти стихи такими красивыми? (Прилагательные)


1. Что такое имя прилагательное?


2. Для чего нужны прилагательные?


3. С какой частью речи связано имя прилагательное?


4. В чём выражается эта связь? (Согласование в роде, числе и падеже).


5. Каким членом в предложении бывает имя прилагательное?


6. Какая главная особенность имени прилагательного? (Изменяется по родам)


7. Как проверить безударное окончание прилагательного?


3. Проверка домашнего задания


Упр. 31(по цепочке, называя окончание).


- Итак, какие падежные окончания имеют прилагательные м.р. и ср. р. в И.п.?


- Перечисли слова с непроверяемым написанием.


- Прочитайте предложение, которое вы составили?



Рубрика «Это интересно!»


В процессе развития языка некоторые прилагательные перешли в разряд существительных. К их числу относятся: мороженое, пирожное, парикмахерская и другие. Кроме того, существует ряд слов, которые могут выступать в роли обеих частей речи. К ним относятся: больной, знакомый, рабочий и другие.


4.Самоопределение к деятельности.


- Давайте просклоняем прилагательное доброе (утро)


- Что можно нам всем сегодня пожелать? (Доброго утра, интересного урока русского языка, плодотворного труда, приятного общения, хорошего настроения и счастливого пути по дороге знаний).


- Перечисли имена прилагательные.


- В каком роде и падеже употреблены словосочетания? (М. р., ср. р., Род.п)


- Какая часть в слове пропущена?


- Определите тему нашего урока.


- А что именно мы должны узнать о прилагательном в Родительном падеже? (Правописание безударных окончаний), область применения.


Тема «Правописание безударных падеж­ных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже».


Цель: научиться писать безударные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже; выяснить использование имён прилагательных в родительном падеже.


- В конце урока мы должны будем вставить нужные окончания.


5.Работа по теме.


1) Вхождение в тему. Минутка чистописания.


- Внимание на доску.


Прочтите отрывок из стихотворения Николая Михайловича Языкова.


Мой друг! Что может быть милей


Бесценного родного края?!


- Как вы понимаете эти строки? (Главная мысль)


- Спишите очень красиво. Сядьте ровно.


Определите падеж имени существительного и имён прилагательных в выделенном словосочетании.

Задайте вопросы от существительного к именам прилагательным.

Обозначьте окончания у имен прилагательных.

- Совпадает ли окончание вопроса с окончанием имени прилагательного? Какой согласный звук слышится в вопросе? Какой буквой он обозначен в окончании прилагательных?


- Можно сделать вывод? (Не совпадает)


- Какое ещё окончание пишется в родительном падеже? - Сделаем вывод.



2) Работа по учебнику.


- Родной, милый сердцу край… Какую дату мы недавно отмечали? (65 образования Липецкой области)


-Подберите однокоренные слова к слову «родной» (родимый, родина, родители)


- Именно о родине пойдёт речь в упр. 35, с.19. Прочитайте высказывание Ивана Андреевича Соколова-Микитова. Какая мысль объединяет эти два высказывания?


Упр.35, с.19 (По 1 предложению у доски).

Физкультминутка (По тренажёру Базарного)


Рубрика «Это интересно»


(В Книге рекордов Гиннесса 1993 года самым длинным словом русского языка названо рентгеноэлектрокардиографического)


- Сколько букв в слове? (33 буквы)


- Догадайтесь, что это за часть речи? Род? Падеж?


- Объясните, что оно может обозначать? (Обследование сердца, диагностика)


6. Словарная работа с.20


- Что обычно вежливые люди желают друг другу? ( За столом)


Правописание слов аппетит, аппетитный, аппетитная


(Аппетит – ощущение, связанное с потребностью в пище)


- Составьте с данными словами словосочетания. (Например: хороший аппетит, аппетитный пирог, аппетитная булочка)


Упр.36.


- Запишите эти предложения. Определите падеж прилагательных. Проверка работы, самооценка.


Вывод: где используются прилагательные в родительном падеже?


5)Работа в паре.


– Составьте диалог, выбрав одну из тем предыдущего задания (По рядам работа в паре).



7. Закрепление. Творческая работа


(карточки с разноуровневым заданием)


Зимний лес.


Взошло над лесом … солнце. Лучи … света зажгли снега. Около … куста следы … зайца. Слышен стук … дятла. Прекрасен вид … леса!


1 уровень (Дополни недостающими именами прилагательными)


2 уровень (Дополни текст несколькими предложениями)


- Зачитывание текстов (2-3 уч-ся)



8. Рефлексия


(Добр… зимн…утра, интересн… урока рус… языка, плодотворн… труда, приятн… общения, хорош… настроения и счастлив… пути по дороге знаний).


- Объясни, какими способами можно проверить безударное падежное окончание имени прилагательного? - Какие окончания имеют имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже?


- Где используются прилагательные в родительном падеже? (В пожеланиях, поздравлениях)


9. Итог урока. Оценки


- Оцените свою деятельность на уроке.


Я узнал(а) ….


Я научился(лась) ….


Самым интересным заданием было….


Новые знания мне пригодятся …..


10. Домашнее задание: выполнить упр.37, с.20


Окончен урок, и выполнен план.


Спасибо, ребята, огромное вам.


За то, что умеете дружно трудиться,


И знание точно уж вам пригодится.